УДК 37.034
Почекаева Ирина Сергеевна
доцент кафедры английского языка
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 6140990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-44 e-mail: pochekaeva@yandex. ru
ВОСПИТАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Irina S. Pochekaeva
Associate Professor of English
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: pochekaeva@yandex. ru
CONFLICTOLOGICAL CULTURE OF SENIOR PUPILS
Аннотация. В статье рассматривается проблема воспитания конфликтологической культуры старшеклассников. Выделены уровни конфликтологической культуры старшеклассников, представлены упражнения, направленные на формирование у старшеклассников умений предупреждать и разрешать конфликты.
Ключевые слова: конфликт, конфликтологическая культура, уровни конфликтологической культуры, упражнения.
Abstract. The article deals with the problem of conflictological culture of senior pupils. The author identifies the standards of conflictological culture of senior pupils and describes some of the exercises aimed at the efficient development of conflict resolution skills.
Key words: conflict, conflictological culture, standards of conflictological culture, exercises.
Современная наука признает конфликт в качестве закономерной и естественной характеристики социальных отношений, утверждает возможность протекания конфликтов в разнообразных, в том числе и конструктивных формах. На данном этапе особое внимание уделяется развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных
© Почекаева И.С., 2017
областях человеческого взаимодействия, в частности, в общеобразовательной школе.
Особую актуальность для современной школы приобрела проблема межличностных конфликтов в системе «ученик - ученик». Как известно, основополагающее значение для успешной человеческой деятельности имеют умения и навыки, приобретаемые в общении. В процессе общения происходит познание людьми друг друга, формируется умение принимать другого во всем его многообразии, возникает потребность в сотрудничестве и взаимопонимании, формируется нравственное отношение к личности другого человека. К сожалению, этому вопросу в современной школе уделяется недостаточное внимание. Р.А. Рогожникова отмечает, что зачастую школа как воспитательный институт ставится в тяжелейшее положение растерянности и дезориентации, что приводит к затуханию ее воспитывающей функции [2, с. 86]. В результате наблюдается увеличение числа межличностных конфликтов в системе «ученик - ученик», нарастание их остроты и усугубление негативных последствий.
Таким образом, педагогу необходимо создавать условия для развития у школьников взаимного уважения, эмпатии, интереса к личности другого человека и признания ее ценности. Особую значимость данная проблема приобретает для старшеклассников, поскольку ранний юношеский возраст является сензитивным периодом для формирования ответственности за свое моральное и нравственное развитие. Для решения данной задачи важно уделять особое внимание воспитанию конфликтологической культуры старшеклассников. Конфликтологическая культура рассматривается нами как интегральное личностное образование старшеклассника, возрастные особенности которого определяют его ведущие специфические характеристики: в рациональной сфере - осознание необходимости предупреждать и конструктивно разрешать конфликты; осмысление конфликта как позитивной ценности; в эмоциональной - осуществление внутренней саморегуляции в конфликте; в поведенческой - умение применять данное личностное образование в практике предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов. В процессе воспитания происходит развитие личности. Являясь личностным образованием, развивается и конфликтологическая культура. Это изменение происходит поэтапно, что позволяет выделить уровни конфликтологической культуры старшеклассников. Элементарный уровень характеризуется отсутствием у старшеклассника каких-либо знаний о конфликте и способах взаимодействия в нем. Конфликт он отождествляет исключительно со ссорой, порождающей отчуждение, противоборство и во многих случаях полный разрыв отношений и вражду между сторонами - участниками конфликта. Старшеклассник не считает нужным анализировать причины конфликта и его последствия. Эмоциональное состояние школьника не всегда подвластно ему. Он намеренно демонстрирует подчеркнуто ироничное отношение к оппоненту, не проявляет сочувствия и сопереживания к нему. Подавленное состояние оппонента вызывает чувство удовлетворенности. Ученик не дифференцирует сферу возникновения
конфликта. Противостояние, возникшее в одной сфере отношений, переносит на все остальные. Психологически подавляет партнера, снижает его социальный статус. В конфликте поведение старшеклассника становится подчеркнуто ригидным. Он не способен рефлексировать собственные поступки, самоконтроль и самокритичность отсутствуют. Школьник не желает и не умеет переоценивать свою систему ценностей.
Формальный уровень указывает на наличие у старшеклассника некоторых знаний о природе конфликта, его видах, возможных причинах и способах разрешения, но они носят формальный характер. Возможность сохранения отношений после конфликта представляется ему маловероятной. Состояние психического напряжения и агрессия в отношении оппонента являются непременными спутниками конфликтного взаимодействия. Вместе с тем школьник испытывает желание быть признанным и оцененным окружающими. Ученику присущи излишняя критичность и насмешливость в отношении оппонента. Способность рефлексировать собственные действия слаборазвита. Старшеклассник способствует разрастанию конфликта, так как пытается вовлечь в орбиту конфликта других учеников.
Конформный уровень предполагает наличие у старшеклассника системных знаний о природе конфликта, его возможных причинах и способах разрешения, но они не применяются им на практике. Сознательно отдает предпочтение безоговорочным уступкам или компромиссу. Школьник не пытается критически осмыслить сложившуюся ситуацию в конфликтном взаимодействии. Страх и неуверенность в себе сопутствуют конфликту, вызывая чувство психологического дискомфорта. Ученик осознанно отказывается от выбора поступка по внутреннему убеждению и избегает риска, связанного с принятием решений. Потребность в достижении результата не развита.
Уровень соблюдения нейтралитета указывает на то, что старшеклассник имеет систему представлений о природе конфликта, его возможных причинах и способах конструктивного разрешения. Однако эти знания не побуждают его к позитивному разрешению конфликтов - он предпочитает нейтралитет. Находясь в конфликтном взаимодействии, испытывает неуверенность в себе, страх, и, как следствие, желание во что бы то ни стало выйти из конфликта. Школьник пассивно принимает нормы поведения, навязываемые другими. Он стремится к достижению личностной автономии, даже в ущерб собственным интересам. Не использует приобретенный в конфликте опыт.
Достаточный уровень характерен для старшеклассника, обладающего целостной системой знаний о природе конфликта, его динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах его разрешения. Он осознает необходимость умения находить и применять конструктивные способы разрешения конфликта. Ученика отличает развитая эмпатия, он ориентирован на установление позитивных эмоциональных связей. При благоприятном разрешении конфликта испытывает положительные эмоции. Школьник использует имеющиеся знания для прогнозирования, предупреждения и успешного разрешения конфликтов. В поиске конструктивных решений он
занимает активную позицию. Рефлексирует чувства и установки оппонента, старается не допускать эскалации напряженности и постконфликтного противостояния.
Оптимальный уровень является отличительной чертой старшеклассника со сформированной системой знаний о природе конфликта, его динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах разрешения. Она позволяет школьнику прогнозировать, предупреждать, успешно разрешать межличностные конфликты и анализировать их последствия. Ученик осознает невозможность бесконфликтного существования, признает значимость умения находить оптимальные способы разрешения конфликта. Расценивает конфликт как возможность саморазвития и гармонизации межличностных отношений. Развитое чувство собственного достоинства и способность уважать оппонента обеспечивают благоприятное эмоциональное самочувствие во время конструктивного разрешения конфликта. Школьник стремится к цивилизованному взаимодействию в конфликте. Он создает и поддерживает атмосферу партнерства, рефлексируя установки и чувства оппонента. Старшеклассник способен противостоять чужому влиянию. Отстаивает свои интересы, не унижая оппонента. Сознательно избегает постконфликтного противостояния.
Воспитание конфликтологической культуры старшеклассников, безусловно, способствует нравственному развитию личности и гуманизации педагогического процесса. Гуманный педагогический процесс позволяет школьнику сотрудничать с окружающими людьми как в гармоничном, так и в конфликтном взаимодействии, проявлять уважение к человеку и одновременно сохранять достоинство собственной личности, реализовывать свои цели и интересы [1].
Работа, направленная на воспитание конфликтологической культуры старшеклассников, может осуществляться при помощи различных методов и форм воспитания, в том числе и конфликтологических тренингов. В настоящее время отечественными учеными - А.С. Прутченковым, А.Г. Лидерс, Т.Г. Усольцевой - накоплен богатый объем теоретических исследований и методических разработок разнообразных видов тренингов. В процессе проведения нашего исследования, ориентированного на формирование у старшеклассников умений предупреждать и разрешать конфликты, нами были разработаны и апробированы упражнения, которые могут применяться педагогами при проведении конфликтологических тренингов для решения задачи по воспитанию конфликтологической культуры старшеклассников.
В целях воспитания уважения к личности другого человека и развития навыков созидательной критики может быть использовано упражнение «Психолог и клиент». Прежде всего учащиеся разбиваются на пары так, чтобы в одной паре оказались «звезда» и «малопопулярный» или «отвергаемый» старшеклассник либо старшеклассники, испытывающие взаимную неприязнь, либо ученик, испытывающий безответную симпатию к своему партнеру. В каждой паре один из учеников получает роль психолога, а другой - клиента. Задача психолога заключается в том, чтобы тактично указать клиенту на
отрицательные качества его характера, которые проявляются в реальной жизни и дать корректную подсказку, как их можно исправить. После выполнения упражнения «клиенту» предлагается оценить степень корректности, проявленную «психологом», а также ценность его замечаний. Далее в тех же парах происходит обмен ролями.
Упражнение «Другая душа» направлено на формирование способности понимать других людей, выходить за рамки привычных эмоциональных реакций и осознавать причины, по которым окружающие каким-либо образом реагируют на определенные события. Суть данного упражнения состоит в том, что учащимся нужно представить, что в их тело попала душа совершенно другого человека, например одноклассника. Юношам и девушкам предлагается выразить свою реакцию на те или иные события, происходящие в жизни, включая конфликты, с позиций этого другого человека. По завершении упражнения ученики анализируют то, чем нехарактерные для них реакции отличаются от привычных, чем они хуже или лучше.
Упражнение «Второй шанс» способствует развитию самоконтроля и рефлексии собственных поступков, а также актуализирует опыт, полученный старшеклассником в конфликте. Ученикам предлагается вспомнить какой-либо конфликт, при разрешении которого они незаслуженно обидели своего оппонента, не сумели контролировать свои эмоции или просто подчинились чужой воле и не отстояли своих интересов. Затем они мысленно возвращаются в ту ситуацию и описывают новый способ, при помощи которого попытались бы разрешить этот конфликт, если бы им был дан второй шанс.
В ходе проведения нашего исследования многие старшеклассники отмечали, что они не всегда способны выразить свое неудовольствие поведением одноклассников, особенно если конфликт напрямую не касается их, однако впоследствии они испытывали чувство неудовлетворенности, растерянности и вины. С целью побуждения старшеклассников к осмыслению значимости своего вклада в разрешение конфликта и тренировки умения созидательно критиковать и тактично высказывать претензии окружающим им может быть предложено упражнение «Почтовый ящик». В течение недели учащиеся складывают в специально сделанный ими почтовый ящик записки, адресованные тем одноклассникам, которым они ранее не высказали какую -либо претензию. Затем, на одном из тренинговых занятий, почтовый ящик открывается, и старшеклассники получают послания друг друга. После их прочтения следует обсуждение, в ходе которого автору записки предлагается объяснить, почему ему важно сделать именно это замечание, а «получателю» прокомментировать свое поведение и признать справедливость или опровергнуть замечания одноклассников.
Упражнение «Прогноз» служит развитию осознания личной ответственности старшеклассника за исход конфликта. В ходе его выполнения каждому школьнику предлагается вытянуть листок с описанием какого-либо межличностного конфликта, участником или наблюдателем которого он бы являлся. Старшеклассник должен спрогнозировать его развитие и последствия, если он:
- полностью игнорирует мнение оппонента и подавляет его;
- старается не замечать конфликт и всеми возможными способами пытается уйти от его разрешения;
- принимает решение оппонента, не пытаясь критически осмыслить его;
- принимает активное участие в разрешении конфликта и берет на себя ответственность за его исход.
Обсуждая и анализируя различные тактики поведения в конфликте и последствия их применения, школьники осознают необходимость сотрудничества, активного поиска различных решений той или иной ситуации, недопустимость «ухода» от конфликта или «подавления» своего оппонента.
Особого внимания при проведении конфликтологических тренингов, на наш взгляд, заслуживают арт-упражнения. Их выполнение требует активизации знаний старшеклассников, полученных друг о друге в ходе занятий, совместного выполнения проектов, проведения внеклассных мероприятий, т.е. является своеобразным результатом познания одноклассников. Эти упражнения также помогают школьникам осознать важность умения делиться своими мыслями и чувствами с окружающими, пробуждать интерес к себе, запоминаться другим людям. Одним из таких упражнений является задание под названием «Дом». Школьникам предлагается вытянуть листок с именем своего одноклассника или одноклассницы. В течение нескольких минут попытаться про себя вспомнить все, что этот человек когда-либо делал, говорил о себе, чем он отличился на занятиях тренинга. Затем, используя кисти, краски и бумагу, нарисовать дом, который, с точки зрения исполнителя, стал бы идеальным жилищем для этого ученика. После завершения работы старшеклассники дарят друг другу свои рисунки и объясняют, почему они бы поселили одноклассника именно в таком доме. Человек, которому предназначается подарок, должен сказать, доволен ли он своим «жильем» или нет и почему. Анализируя рисунки друг друга, старшеклассники получают возможность осознать то, какими их видят окружающие и на основе этой информации корректировать свое поведение, стиль общения и т.д.
Воспитание человека, отличающегося высоким уровнем культуры поведения в конфликте, способного увидеть в оппоненте союзника по разрешению сложной межличностной ситуации и применять конструктивные тактики взаимодействия при урегулировании разногласий, является достойной задачей современного воспитания. Создавая благоприятные условия для формирования у учащихся таких качеств, как доброжелательность, уважительное отношение к другому, ответственность и потребность в самосовершенствовании, школа обеспечивает стабильность и благополучие общества.
Список литературы
1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. -М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
2. Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М., 2000. -216 с.