А. В. Дубаков
ВОСПИТАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА
Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. П. Качалова
В статье обозначается роль воспитания по отношению к коммуникативной компетенции, механизмы функционирования ситуативных задач в качестве средства ее воспитания. Автор рассматривает спецкурс «Коммуникативная компетенция» как необходимое условие, способствующее эффективности воспитания коммуникативной компетенции студентов педвуза на основе системы ситуативных задач.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция студентов педвуза, воспитание, ситуативная задача, система ситуативных задач.
The article is devoted to the process of future teachers’ communicative competence training. The author looks upon situation tasks as a means of communicative competence training, analyses a specially developed course as a major target that influences the efficiency factor of future teachers’ communicative competence training.
Key words: future teachers’ communicative competence, training, situation tasks, the system of situation tasks.
Актуальность проблемы и темы данной статьи на социально-педагогическом уровне обусловлена имеющимися на сегодняшний день противоречиями между возросшими социальными требованиями к уровню подготовки выпускников педагогических вузов, обладающих глубокими познаниями в вопросах общения, способных быстро и адекватно ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях, и существующей системой педагогического образования, для которой необходимы учителя, обладающие достаточной коммуникативной компетенцией. Мы полагаем, что феномен коммуникативной компетенции можно позиционировать в качестве приоритетного компонента профессионально-педагогической компетентности, так как общение с детьми составляет основу педагогической деятельности. Без наличия у будущего педагога оптимального уровня сформи-рованности коммуникативной компетенции, нельзя сказать, что полученное образование будет качественным, а педагогическая деятельность успешной.
Для осознания компетенции коммуникативной, следуя дедуктивным путем, остановимся на понятии «компетенция» в самом общем смысле. Известно, что на протяжении своего развития понятие «компетенция» в отечественной научной теории достаточно часто ассоциируют с понятием «компетентность». Возможно, причина данного сопоставления кроется в двусмысленности перевода. В английском языке компетентность и компетенция передаются одним словом - competence. По данной причине понятия в современной науке могут рассматриваться как синонимичные. Здесь возникает вопрос о равнозначности компетентности и компетенции.
Сравнительно сопоставительный анализ исследований, посвященных
проблеме (А. В. Хуторской1, А. С. Белкин2, Г. М. Коджаспирова3 и др.), позволил нам сделать вывод о различии смысловых характеристик понятий. Компетентность - это владение соответствующими знаниями, умениями, навыками и способами деятельности. Компетентность может быть достигнута и проявляется в процессе профессиональной деятельности. Важную роль в достижении компетентности играют субъективные факторы - личностные качества, стремления, интересы человека. Компетентность определяет высокий уровень качества деятельности. Компетенция - это совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности в определенной предметной области; наличие полномочий, функций. Компетенции трактуются как требования к образовательной подготовке и являются основой для дальнейшего развития компетентности. Следует подчеркнуть четкую ориентированность компетенций на будущую практическую деятельность, позиционируя их в качестве «конструктов», благодаря наличию которых учитель применяет полученные знания на практике, успешно начинает педагогическую деятельность, продуктивно осуществляет ее. Компетентность может быть представлена как владение соответствующей компетенцией и, соответственно, является более комплексным понятием.
Коммуникативную компетенцию можно рассматривать как одну из ключевых компетенций студентов педвуза. В ее составе должны присутствовать элементы, необходимые для эффективной реализации будущей педагогической деятельности. В связи с этим при определении коммуникативной компетенции студентов педвуза мы опираемся на понятия «компетенция», «коммуникативная компетенция», точки зрения Дж. Равена4, Е. В. Челпановой5.
В данном ключе в состав коммуникативной компетенции могут входить такие компоненты, как лингвистический и социально-психологический. Вместе с тем при определении коммуникативной компетенции студентов педвуза целесообразно выделить интегративный компонент. Указанные компоненты состоят из знаний, умений, навыков и представлены соответствующими компетенциями.
Лингвистический компонент коммуникативной компетенции студентов педвуза определяет конструктивность информационного обмена, нормативность речи.
Социально-психологический компонент обуславливает продуктивность педагогического взаимодействия.
Интегративный компонент коммуникативной компетенции студентов педвуза обеспечивает переход приобретенных знаний в активное состояние, т. е. их применение в различных ситуациях практической деятельности, подчеркивая тем самым практическую ориентированность феномена. Без наличия интегративного компонента компетенция утрачивает свою действенность.
Анализ сказанного выше позволяет сделать вывод, что коммуникативная компетенция студентов педвуза -это интегративный комплекс знаний, умений и навыков, определяющий конструктивную передачу и восприятие информации, ведение диалога и монолога с учетом соблюдения основных правил нормативности речи, продуктивную организацию педагогического взаимодействия.
В большинстве работ, посвященных проблеме, рассматривается формирование коммуникативной компетенции. Мы в рамках данной статьи остановились на ее воспитании. Что более эффективно - формирование или воспитание коммуникативной компетенции?
Для ответа на этот вопрос проанализируем и разграничим понятия.
Формирование - это складывание, развитие личности под влиянием многочисленных факторов (наследственности, среды и др.)6.
Сегодня не существует единого понимания термина «формирование», и по этой причине его иногда его отождествляют с воспитанием. В указанном же контексте воспитание становится термином скорее психологическим или со-
7
циологическим, чем педагогическим .
Для нас интерес представляет воспитание в педагогическом плане, под которым рассматривается специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности8.
На вопрос о возможности формирования коммуникативной компетенции можно ответить положительно. Однако в формировании подчеркивается многофакторность процесса, где исключением не является и нечто отрицательное (среда, поступки, слова и т. д.). Отрицательные факторы тормозят развитие, и результат может быть абсолютно противоположенный запланированному. Соответственно, в нашем случае речь должна идти о целенаправленно организованном процессе. Одной из основных характеристик феномена является целенаправленность. Воспитывая, преподаватель создает специально организованные, позитивные условия для получения наиболее эффективного результата. Важным шагом здесь является выбор и исследование адекватного средства воспитания, в качестве которого мы предприняли попытку рассмотреть ситуативную задачу.
Ситуативная задача - это «объект мыслительной деятельности, содержащий вопросную ситуацию, включающий в себя условие, функциональные
зависимости и требования к принятию
9
решения» .
Выступая в качестве объекта мыслительной деятельности, задача предполагает наличие субъекта. Именно на задачу как на определенного рода объект и направлена вся активность субъекта в его практической и познавательной деятельности. В основе ситуативной педагогической задачи лежит вопросная педагогическая ситуация, т. е. совокупность обстоятельств, событий, которые специально задаются преподавателем. В конце задачи осуществляется постановка вопроса или нескольких вопросов. Решение задачи и есть ответ на поставленный вопрос, достижение цели.
В контексте нашего исследования ситуативные задачи отражают реальные учебно-воспитательные ситуации в области коммуникативной компетенции учителя. Решение ситуативных задач позволяет студентам педвуза получать новые знания о коммуникативной компетенции, обогащать, усваивать и закреплять полученные знания, корректировать имеющееся знания. В практическом плане решение ситуативных задач направлено на целенаправленное формирование профессионально-коммуникативных умений и навыков, что в дальнейшем позволит студентам быстро ориентироваться и своевременно находить выход из затруднительных коммуникативных ситуаций, прогнозировать дальнейшее поведение участников ситуации общения. Анализ ситуации, которая заключена в задаче, помогает приобрести минимальный опыт нахождения педагогически целесообразных решений в соответствии с коммуникативной компетенцией, что в дальнейшем помогает оперативно и обоснованно разрешать подобные проблемные ситуации в реальной педагогической деятельности. Ситуативные задачи можно рассматривать в качестве соединительного звена теории с практикой.
Единичное понятие, употребляемое изолированно, не может привести к наиболее эффективному, целостному результату. Данное утверждение характеризует и ситуативную задачу. Целостный результат в воспитании коммуникативной компетенции может быть получен только в том случае, когда средство, привлекаемое для его достижения, представлено в качестве целого, а не отдельных, изолированных элементов. Вследствие этого встает вопрос о разработке системы ситуативных педагогических задач.
Под системой ситуативных педагогических задач мы понимаем совокупность педагогически содержательно наполненных ситуативных задач, взаимосвязанных между собой и представляющих целостный объект, направленный на достижение запланированной цели.
В систему ситуативных задач, которая рассматривается в нашей работе в качестве средства воспитания коммуникативной компетенции студентов педвуза, мы включили: мотивационные ситуативные задачи, дискурсивно-педагогические ситуативные задачи, рефлексивно-пиктографические творческие ситуативные задачи10, гностико-эвристи-ческие ситуативные задачи. В соответствии с логикой построения системы, данные задачи систематизированы согласно лингвистическому и социальнопсихологическому компонентам коммуникативной компетенции студентов педвуза. Влияние же на интегративный компонент достигается тем, что задача является тем «полем», где студенты учатся применять знания на практике.
Остановимся на рассмотрении педагогических возможностей ситуативных задач, входящих в разработанную систему:
1. Мотивационные ситуативные задачи - формирование у студентов педвуза мотивов к овладению коммуни-
кативной компетенцией, развитие интереса к педагогической деятельности, создание мотивационной среды в процессе решения мотивационных ситуативных задач.
2. Дискурсивно-педагогические ситуативные задачи - развитие культуры общения, умений диалогического общения, формирование стиля индивидуальной коммуникативной деятельности, приемов общения, способностей к па-ттернированию, воспитание эмпатии.
3. Рефлексивно-пиктографические творческие ситуативные задачи - осознание особенностей коммуникативной компетенции и ее компонентностных составляющих, рефлексия собственных действий в контексте определенной пиктографической ситуации, их последующая коррекция, обогащение и закрепление теоретических знаний.
4. Гностико-эвристические ситуативные задачи - развитие критического мышления, умений выходить из комплексных коммуникативных ситуаций с опорой на логику и интуицию.
Анализ практики подготовки будущих учителей показал, что содержание педагогических дисциплин, специально разработанных курсов должно быть ориентировано на повышение коммуникативной компетенции. В рамках ориентации процесса подготовки на повышение коммуникативной компетенции у студентов мы считаем правомерным разработать и внедрить в образовательный процесс педвуза специальный курс «Коммуникативная компетенция».
Разработанный спецкурс был внедрен в образовательный процесс ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», его слушателями являются студенты второго курса факультетов иностранных языков и филологии.
Цель спецкурса состоит в воспитании коммуникативной компетенции.
Соответственно сформулированной цели мы считаем целесообразным выделить следующие задачи:
1) представить студентам историческую ретроспективу по проблеме исследования коммуникативной компетенции, компетенции, коммуникации;
2) раскрыть сущностную характеристику понятий «компетенция», «компетентность»;
3) провести анализ феномена профессионально-педагогической компе-
тентности;
4) обозначить структурно-функциональную характеристику коммуникативной компетенции учителя;
5) ознакомить студентов с явлением педагогического дискурса в контексте коммуникативной компетенции учителя;
6) развить у студентов коммуникативные умения и навыки с помощью решения ситуативных задач и выполнения других практических заданий.
Спецкурсу «Коммуникативная компетенция» присущи следующие функции:
1) воспитательная - воспитание ценностного самоотношения студентов педвуза, осознание себя носителем культуры общения;
2) информационно-содержатель-
ная - ознакомление студентов с понятиями «компетенция», «коммуника-
ция» их основными интерпретациями, педагогическим общением как творческим процессом, сущностью, структурой, основами функционирования коммуникативной компетенции студентов педвуза, формирование знаний и умений в области компонентностных составляющих коммуникативной компетенции;
3) мотивационно-развивающая - развитие у студентов потребности к повышению уровня коммуникативной компетенции, умений организовывать вербальное поведение;
4) коррективно-творческая - обеспечение перехода студентов педвуза от объектной позиции к субъектной.
Структура спецкурса состоит из лекционных и семинарских занятий. В процессе изучения спецкурса используется комплекс различных методов обучения. Посредством организации и проведения лекционных занятий раскрываются основные теоретические положения, формируется система базисных понятий спецкурса. Семинарские занятия направлены на дополнение теоретических знаний, приобретенных на лекциях.
В рамках спецкурса изучаются следующие тематические вопросы:
1. Историко-логический анализ
проблемы коммуникативной компетенции учителя (1. Философские истоки исследования проблемы коммуникативной компетенции. 2. Генезис понятия «коммуникация». 3. Зарождение понятия «компетенция»). 2. Сущностная характеристика понятий «компетенция» и «компетентность» (1. Аналитическая характеристика понятия «компетенция».
2. К вопросу о понятии «компетентность». 3. Соотношение категорий
«компетенция» и «компетентность»).
3. Профессионально-педагогическая
компетентность (1. Профессиональная компетентность. 2. Сущностная ха-
рактеристика понятия «педагогическая компетентность. Профессионально-педагогическая компетентность. 3. Ком-петентностная модель студента педагогического вуза). 4. Коммуникативная компетенция учителя (1. Содержательный анализ понятия «коммуникативная компетенция педагога». 2. Структурная характеристика коммуникативной
компетенции. 3. Функциональная характеристика коммуникативной компетенции). 5. Педагогический дискурс в контексте коммуникативной компетенции учителя (1. Дискурс как междисциплинарная категория. 2. Сущностная характеристика понятия «педагогический дискурс». 3. Структурно-функциональная характеристика педагогического дискурса).
Вместе с тем в практическом плане в рамках спецкурса выполняются различные задания: 1) изучение дополнительного материала; 2) составление терминологического словаря; 3) заполнение пропусков; 4) ответы на дополнительные вопросы и т. д. Творческие задания: написание сочинений; подготовка докладов; подготовка и представление проектов; составление электронных презентаций; моделирование интерактива и т. д. Особое внимание в контексте спецкурса мы уделяем решению ситуативных задач.
В качестве вывода отметим, что первоначальное внедрение спецкурса принесло положительные результаты в процессе воспитания коммуникативной компетенции студентов педвуза. Реализация спецкурса «Коммуникативная компетенция» позволяет сделать вывод, что, с одной стороны, данный спецкурс сопровождает решение ситуативных задач, с другой - может рассматриваться как средство воспитания коммуникативной компетенции. Без наличия знаний, полученных в ходе изучения спецкурса, ситуативные задачи теряют свою действенность и не являются результативными в процессе воспитания коммуникативной компетенции студентов педвуза.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Хуторский А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 60-61.
2 Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск: ОАО «ЮжноУральское книжное издательство», 2004. С. 4.
3 Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. С. 133-134.
4 Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М.: КОГИТО - ЦЕНТР, 2002.
5 Челпанова Е. В. Педагогические средства актуализации коммуникативной компетентности будущих учителей: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Екатеринбург,
2005.
6 Нестеров В. В., Белкин А. С. Педагогическая компетентность: Учеб. пособие. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003.
7 Гликман И. З. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 8.
8 Психолого-педагогический словарь / Сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Соврем. слово,
2006. С. 84.
9 Болтянская Т. О. Ситуативные задачи как средство формирования финансовоэкономического мышления студентов техникума: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. С. 4.
10 Сайгушев Н. Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя: Монография. М., Магнитогорск: МПГУ; МаГУ, 2002.