Научная статья на тему 'Воспитание исторического сознания школьников Украины: анализ учебников'

Воспитание исторического сознания школьников Украины: анализ учебников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
266
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК ИСТОРИИ / ВОСПИТАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ковригин Вадим Валерьевич

В статье представлены результаты анализа наиболее популярных и часто используемых в практике преподавания учебников истории в школах Украины. Показано их влияние на формирование мировоззрения подрастающего поколения, конструкцию «образа врага» в сознании украинского общества. Работа поддержана грантом Президента РФ МК-136.2014.6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание исторического сознания школьников Украины: анализ учебников»

УДК 371

Ковригин Вадим Валерьевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии Липецкого государственного педагогического университета [email protected]

Воспитание исторического сознания школьников

УКРАИНЫ: АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ

Vadim V. Kovrigin

Ph.D. of Pedagogics,

Docent of Sociology of Lipetsk State Pedagogical University [email protected]

Educating students

HISTORICAL CONSCIOUSNESS OF UKRAINE: ANALYSIS OF TEXTBOOKS

Аннотация. В статье представлены результаты анализа наиболее популярных и часто используемых в практике преподавания учебников истории в школах Украины. Показано их влияние на формирование мировоззрения подрастающего поколения, конструкцию «образа врага» в сознании украинского общества. Работа поддержана грантом Президента РФ МК-136.2014.6.

Annotation. This paper presents the results of the analysis of the most popular and commonly used in the practice of teaching history textbooks in schools of Ukraine. Displaying their influence in shaping the worldview of the younger generation, construction of the «enemy image» in the minds of the Ukrainian society. This research work was supported by a grant from the President of the Russian Federation MK-136.2014.6.

Ключевые слова: школьный учебник истории, воспитание, историческое сознание.

Keywords: school history textbook, education, historical consciousness.

Школьный учебник - важнейшее средство построения целостного педагогического процесса, одной из составляющих которого является воспитание. Особая роль в данном случае отводится именно учебным книгам по гуманитарным дисциплинам, и, прежде всего, учебнику истории. Именно он наиболее ярко влияет на формирование мировоззрения, патриотизма, нравственной культуры и иных качеств личности.

Без сомнения, учебник - действенное средство формирования исторического мировоззрения новых поколений. Важнейшая причина сегодняшних событий на Украине - взрыв национализма, русофобии, - в том числе и содержание школьных учебников. Историческое сознание не может меняться революционно. Отсюда можно заключить, что сегодняшний взрыв национализма - отнюдь не революционная деформация исторического сознания, а годами и десятилетиями воспитывавшееся отношение к своей и другим нациям.

Два десятилетия независимости Украина воспитывала подрастающее поколение по новым учебникам, изданным собственными издательствами. Зачастую пафос неприятия политики России стал краеугольным их камнем. Так, в одной из школьных учебных книг, изданных в 2008 году, немало внимания уделяется проблемам присоединения Украины к России в 1654-1667 г. Автор учебника В.С. Власов повествует о московско-украинской войне 1658-1659 гг.: «Основные события московско-украинской войны разворачивались весной-летом 1659 г. В конце марта 1659 г. 100-тысячная московская армия... двинулась на Украину. 20 ап-

реля она была остановлена под Конотопом...» [1, с. 173]. Иллюстрируя политику Петра I по отношению к украинской культуре, автор прямо говорит и её насильственном разрушении: «Российский царизм стремился держать под контролем деятельность таких мощных очагов культуры, как Кие-во-Могилянская академия и Киево-Печёрская лавра. Разрушение украинской культуры осуществлялось и такими мерами, как переманивание украинских учёных, богословов, писателей и педагогов из Киева в Петербург и Москву [1, c. 229].

Относительно политики царского правительства оценки авторов учебников однозначны: «После Полтавской битвы по казацкой Украине прокатилась волна террора., запрещалось книгопечатание на украинском языке.» [1, с. 227]. Примерно треть учебного материала анализируемого учебника посвящено событиям разных этапов «национально-освободительной борьбы украинского народа», причём акцент сделан больше на борьбу против российского царского правительства, нежели Польши. Неоднократно приводятся тезисы о несправедливой по отношению к Украине политике России. К примеру, анализируя события русско-турецких войн, В.С. Власов отмечает: «Экономический потенциал Украины использовался царизмом в многочисленных войнах.» [1, с. 280].

«Красной нитью» через содержание большинства украинских учебников проходит идея о насильственной русификации Гетманщины и Запорожской Сечи: «Российская и Австрийская империи, в состав которых после трёх разделов Польши и рус-

215

ско-^рецких войн вошли новые земли Украины, ввели на подвластных им территориях административно-территориальное устройство, призванное сохранить полицейский контроль над населением и обеспечить ликвидацию его национальных особенностей» [2, с. 7]. Неоднократно политика Российской империи по отношению к Украине называется «антиукраинской» [2, с .14].

В учебнике, написанном на украинском языке коллективом авторов под руководством О. Реен-та и О. Малия, представлен подробный анализ сущности российской политики по отношению к украинским землям в XIX столетии. Авторы прямо называют эту политику колонизаторской, выделяя только негативные моменты. Авторы от-

Литература:

1. Власов В.С. История Украины. 8 кп.: учеб. для общеобразоват. учеб. завед. 2-е изд. К. : Генеза, 2008.

2. Турченко Ф.Г., Мороко В.Н. История Украины. Конец XVIII - начало XX века: Учеб. для 9 кп. общеобраз. учеб. завед. К. : Генеза, 2002.

3. Реент О., МалЮ О. IcTopia Украши: пщруч. для 9 кп. К. : Генеза, 2009

мечают, что «колонизаторский характер политики царизма в Украине наиболее ярко проявился в сфере культуры» [3, с. 202]. Далее авторы подробно рассказывают о русификаторской политике, делая вывод о цели российского правительства насильственно истребить украинский язык.

Очевидно, такой образ врага не мог не повлиять на формирование мировоззрения молодых представителей украинской нации. Эти примеры показывают яркость воздействия воспитательного потенциала на формирующуюся личность учащихся. Именно поэтому воспитательный потенциал школьных учебников истории должен стать предметом научного анализа.

Literature:

1. Vlasov V.S. Istoriya of Ukraine. 8 C.: studies. for общеобразоват. studies. precept. 2nd prod. K. : Genesis, 2008.

2. Turchenko F.G., Moroko V.N. Istoriya's Trouble of Ukraine. The end of XVIII - the beginning of the XX century: Studies. for 9 C. all-image. studies. precept. K. : Genesis, 2002.

3. Реент O., Maliy O. Istoriya Ukraini: pidruch. for 9 c. K. : Genesis, 2009.

216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.