_РЕГИОН КРУПНЫМ ПЛАНОМ ..._
УДК 37.015.3:159.952.13:796-053.6
Остапенко Александр Иванович
Научный сотрудник лаборатории физического развития Института проблем воспитания Национальной академии педагогичских наук Украины, [email protected], Киев
ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА У СТАРШИх ПОДРОСТКОВ
к занятиям физической культурой
Аннотация. В статье рассматривается проблема активизации учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе посредством воспитания в старших подростков интереса к занятиям физической культурой с личностно ориентированным подходом. Проведен анализ психологической, социологической и педагогической литературы, понятия «интерес к физической культуре», определены структурные компоненты и критерии развития этого личностного образования старших подростков в условиях общеобразовательной школы. Обоснованы педагогические условия формирования у старших подростков когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов интереса к занятиям физической культурой.
Ключевые слова: активизация, интерес к физической культуре, старшие подростки, учебно-воспитательный процесс, урок физической культуры.
Ostapenko Alexander Ivanovich
Research associate of the laboratory ofphysical development of the Institute ofproblems of education of National academy of pedagogichsky sciences of Ukraine, [email protected], Kiev
INTEREST EDUCATION AT THE SENIOR TEENAGERS in physical TRAINING
Abstract. In article the problem of activization of teaching and educational work at comprehensive school by means of education in the senior teenagers of interest to occupations by physical culture with personal focused approach is considered. The analysis of psychological, sociological and pedagogical literature, the concept "interest to physical culture" is carried out, structural components and criteria of development of this personal education in the senior teenagers in the conditions of comprehensive school are defined. Pedagogical conditions of formation in the senior teenagers of cognitive, emotional and valuable and activity components of interest to occupations by physical culture are proved.
Keywords: activization, interest to physical a cult, the senior teenagers, teaching and educational process, a lesson of physical culture.
Изменения, происходящие сегодня в Украине, определили новые приоритеты в оздоровлении нации. Поэтому проблема воспитания у учащихся интереса к занятиям физической культурой приобретает все большую актуальность. Необходимость ее всестороннего исследования объясняется также постепенным снижением интереса учащихся к физической культуре. Требования у воспитанию у подрастающего поколения интереса к физической культуре нашли свое отражение в законах Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «О физической культуре и спорте», Национальной доктрине развития физической культуры и спорта, Концепции физического воспитания в системе образования
Украины, Концепции общегосударственной целевой социальной программы развития физической культуры и спорта на 20122016 гг., Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования и других нормативных документах.
Однако практика учебно-воспитательной работы в общеобразовательных школах показывает, что на уроках физической культуры не уделяется должного внимания вопросу воспитания интереса к занятиям физической культурой: недостаточна ориентация учебных программ, учебных нормативов, всей системы физического воспитания на сознательное, активное отношение учащихся к занятиям физической культурой; учебно-воспитательный процесс по физи-
ческой культуре сводится к обучению учащихся физическим упражнениям, играм, существует существует пренебрежение воспитательным потенциалом учебно-физкультурной деятельности.
Результаты изучения особенностей развития интереса к занятиям физической культурой в общеобразовательных школах показывают, что актуальность исследуемой проблемы обусловлена также рядом противоречий между: а) общественной значимостью воспитания у старших подростков интереса к занятиям физической культурой и недостаточным теоретическим обоснованием педагогических средств его формирования; б) значительным потенциалом интереса к занятиям физической культурой как личностного образования, который определяет активность личности в учебно-физкультурной деятельности и отсутствием педагогически обоснованных средств его воспитания; в) значительным потенциалом учебно-физкультурной деятельности по воспитанию у старших подростков интереса к занятиям физической культурой и его недостаточным использованием в учебно-воспитательной работе общеобразовательных школ; г) сенситивностью старшего подросткового возраста по воспитанию интереса к занятиям физической культурой и отсутствием теоретически обоснованных педагогических средств его воспитания у старших подростков.
Изучение желаний учащихся 7-9 классов заниматься физической культурой в различных формахвначале эксперимента (таблица 1) показало динамику количества учащихся7-9-х классах, которые не желают заниматься физическими упражнениями на уроках физической культуры и во внеурочное время.
Философский, социологический, психо-
логический и педагогический анализ категорий «интерес», «интерес к деятельности», «интерес к учебной деятельности», «интерес к физической культуре» [1; 2; 3; 5; 7; 9; 15; 17; 24] показал отсутствие консолидированного мнения по поводу понятия интереса, его структуры. Интерес рассматривается как выборочная направленность внимания человека [10, с. 39-40; 20, с. 461-462], характеристика его умственной и эмоциональной активности [19, с. 327-328]; активатор разнообразных чувств [25, с. 229-230]; особое сочетание эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека [8, с. 253-254]; эмоционально-познавательное отношение человека к миру [16, с. 46-47]; особое отношение личности к объекту, обусловленное ее осознанием жизненного значения и эмоциональной привлекательностью последнего [14, с. 191-192]. Интерес к определенному виду деятельности рассматривается также как динамический, многоплановый процесс, что и опредяляет разнообразие определений его сущности и характерных черт. Интерес рассматривается как познавательное отношение личности к определенному виду деятельности [12, с. 82-83], отношение к предмету [21, с. 39-40], психическая активность личности [4. с. 212-257], источник человеческих побуждений [23, с. 51-53]. Многочисленные исследования трактовок интереса свидетельствуют о том, что интерес имеет большое значение для личности и выступает как важный субъективный фактор, способствующий успешному развитию психических процессов (памяти, мышления, представления, эмоций, внимания и др.), а также и лучшему выполнению определенной деятельности в целом.
Таблица 1- Результаты выявления желаний подростков заниматься физической культурой в разных организационных формах к началу эксперимента, в %
Отношение к формам физической культуры Учащиеся 7-го класа Учащиеся 8-го класа Учащиеся 9-го класа
Желание посещать уроки по физической культуре 28,0 21,8 19,7
Желание заниматься физической культурой с друзьями 13,1 8,4 5,4
Желание заниматься в спортивных секциях 41,7 33,6 26,2
Желание заниматься физической культурой самостоятельно 6,4 9,7 11,3
Не привлекают указанные формы занятий физическими упражнениями 10,8 26,5 37,4
В педагогических исследованиях «интерес» рассматривается как активно-познавательная направленность личности на определенный предмет или явление действительности, связанное с позитивным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью. Значительную роль играет интерес в учебной деятельности, способствует успешному овладению учебными предметами. Если в учащихся есть интерес, знания усваиваются основательно, если его нет, с трудностями, формально, не находят применения в жизни, легко и быстро забываются [15, с. 189-190]. Интересы учащихся имеют разный смысл, объем, глубину, ширину, силу, длительность. Их разделяют на эпизодические, возникающие в процессе учебной деятельности и угасающие с ее за-вершеним, а постоянные, которые характеризуют устойчивое отношение школьников к физической культуре. Эти интересы не зависят от ситуации, они побуждают учеников к активному поиску объектов, которые могли бы удовлетворить их интересы в процессе занятий физической культуреой.
Проведенный анализ литературных источников позволил нам глубже понять сущность интереса к занятиям физической культурой, выделить основные формы его проявления в учащихся: влечение, желание, отношение, склонность, внимание, воля, стремление, переживание, радость, мотивация, мотив, направленность личности, заинтересованность, любознательность, познавательность, ценность, ценностные ориентации и цель. В результате теоретического анализа понятия «интерес» мы можем определить его как специфическую направленность личности на определенный предмет или процесс, в определенной степени осознанное побуждение к действию которое вызывает разноуровневую психофизическую активность индивида. Понятие «интерес к занятиям физической культурой» мы определяем, как сложное личностное образование, которое побуждает учащихся старшего подросткового возраста усваивать знания, умения и навыки по физической культуре, выполнять физические упражнения с целью достижения физического совершенства, улучшения осанки, укрепления здоровья посредством осознания значимости занятий физически-
ми упражнениями, удовлетворения потребностей в познавательной, двигательной и соревновательной активности, которые сопровождаются позитивными эмоциями.
Ключевым в исследовании теоретических основ сущности интереса к занятиям физической культурой является определение его структурных компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельно-стного. Когнитивный компонент интереса учащихся к занятиям физической культурой определяется как активно-познавательная направленность личности на усвоение знаний по физической культуре и связана с эмоционально-положительным отношением к занятиям физической культурой. Согласно показателям сформированности когнитивного компонента интереса старших подростков к занятиям физической культурой являются уровень знаний, составляющих систему взглядов на способы физического совершенствования, познавательная интерес и познавательную активность.
Эмоционально-ценностный компонент интереса к занятиям физической культурой определяется как способность личности к осознанию значимости систематических занятий физическими упражнениями, ради чего выполняется то или иное действие и возникает внутреннее побуждение личности к физкультурной деятельности, получению удовлетворения от учебно-физкультурной деятельности, доминирования мотивов физического совершенствования и сохранения здоровья. Показателями сфор-мированности эмоционально-ценностного компонента интереса ущащихся старшего подросткового возраста к занятиям физической культурой являются положительное отношение к занятиям физической культурой, получение удовлетворения от учебно-физкультурной деятельности, доминирование мотивов физического совершенствования.
Деятельностный компонент интереса к занятиям физической культурой определяется способностью личности к осуществлению стабильной активности в учебно-физкультурной деятельности, успешному применению знаний, умений и навыков по физической культуре в процессе физического совершенствования. Показателями сфор-мированности деятельностного компонента
интереса старших подростков к занятиям физической культурой являются психомоторные способности, двигательные умения и навыки, физическая подготовленность, стабильная активность в учебно-физкультурной деятельности в процессе физического совершенствования.
Сформированность каждого компонента интереса к занятиям физической культурой, которые являются критериями определения уровней воспитанности у старших подростков интереса к занятиям физической культурой в общеобразовательной школе. С помощью структурных компонентов, критериев и показателей определены высокий, средний и низкий уровни воспитанности у старших подростков интереса к занятиям физической культурой в школе, в процессе внеклассной физкультурно-массовой работы и по месту жительства.
Педагогическими условиями воспитания у старших подростков интереса к занятиям физической культурой в общеобразовательной школе были: формирование у школьников системы знаний о влиянии физических упражнений на развитие организма, умений и навыков самостоятельно заниматься физическими упражнениями на основе осуществления межпредметных связей на уроках физической культуры и биологии человека; осуществление эмоционально-ценностного воздействия на учащихся, направленного на формирование у них интереса к занятиям физической культурой на основе широкого применения игрового и нетрадиционных методов физического воспитания; осуществление воздействия на сознание старших
подростков с целью формирования у них ценностей систематических занятий физической культурой, мотивов физического самосовершенствования через применение методов и приемов стимулирования и мотивирования.
Эффективность определенных автором педагогических условий и позитивное влияние методики воспитания у старших подростков интереса к занятиям физической культурой в общеобразовательной школе подтверждается результатами динамики изменений в уровнях сформиро-ванности у старших подростков интереса к занятиям физической культурой в экспериментальных и контрольных классах в начале и в конце экспериментальной работы (таблица 2).
Из таблицы видно, что в конце формирующего этапа эксперимента сформиро-ванность интереса к занятиям физической культурой в экспериментальных группах существенно повысились. В контрольных группах в конце формирующего этапа эксперимента результаты сформированности у учащихся 8-9 классов интереса к занятиям физической культурой незначительны. Позитивные изменения сформированности у старших подростков экспериментальных групп интереса к занятиям физической культурой достигнуто благодаря внедрению в учебно-воспитательный процесс педагогических условий, которые способствавали росту эффективности воспитания у старших подростков интереса к занятиям физической культурой в школе, домашних условиях и по месту жительства.
Таблица 2 - Уровни сформированности в старших подростков интереса к занятиям физической культурой в общеобразовательной школе, в %
Я Контрольные группы й Експериментальные группы й
Уровни £ Констати рующий этап Формирю щий этап ам Констати рующий этап Формиру ющий этап ам
Высокий 8 13,7 16,7 +3,0 13,6 39,8 +26,2
9 15,0 16,2 +1,2 15,1 42,5 +27,4
Среднии 8 26,4 27,6 +1,2 25,1 46,7 +21,6
9 27,0 28,4 +1,4 27,0 42,9 +15,9
Низкий 8 59,9 55,7 - 4,2 61,3 13,5 - 47,8
9 58,0 55,4 - 2,6 57,9 14,6 - 43,3
Библиографический список
1. Айзикович А. С. Важная социологическая проблема // Вопросы философии. - М., 1965. -№ 11. - С. 163-170.
2. Ананьин С. А. Интерес по учению современной психологии и педагогики. - К., 1965. -500 с.
3. Бабушкин Г. Б. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности: монография. -Омск : ОГИФК, 1990. - 186 с.
4. Беляев М. Ф. Основные положения психологии интереса // Уч. записки Иркутского гос. пед. ин-та, 1940. - Вып. 5. - С. 212-257.
4. Бех I. Д. Виховання особистост - Кн.1: Особистюно орieнтований тдхщ: теоретико-технолопчш засади. - К.: Либщь, 2003. - 278 с.
5. Божович Л. И. Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте // Тр. ин-та психологии. - М, 1955. - 260 с.
6. Выготский Л. С. Развитие интереса в переходном возрасте // Собр. соч. - М., 1984. - Т.4. -С. 6-40.
7. Гордон Л. А. Психология и педагогика интереса - К.: Рад. школа, 1940. - 254 с.
8. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. - М.: Просвещение, 1978.- 34
9. Дуркин П. К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: спец. 13.00.04. - М.: РГАФК, 1994. - 40 с.
10. Дусавицкий А. К. Формула интереса . - М.: Педагогика, 1989. - 179 с
11. Иванов В. Г. Развитие и воспитание познавательного интереса старших школьников. - Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1959. - 83 с.
12. Ильин Е. П. Удовлетворенность деятельностью как социально-психологический фено-
мен // Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности. - Л.: ЛГПИ, 1969. -С. 4-13.
13. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 1988. - 192 с.
14. Маркова А. К. Формирование интереса к учению у школьников. - М.: Педагогика, 1986. - 190 с
15. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. - М. : Знание, 1979. - 47 с.
16. Мясищев В. Н. Проблема личности и отношений человека // Матер. совещания по психологии. - М.: АПН РСФСР, 1957. - С. 71-7.
17. Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта. -М.: ФиС, 1959.
18. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. - М.: Изд. АПН СССР, 1957. - 328 с.
19. Рудик П. А. Психология. Учебник для ин-тов физической культуры. Издание 2-е испр. и доп. - М.: ФиС, 1964 - 462 с.
20. ТепловБ. М. Способности и одеренность // Уч. записки ин-та психологии. - М., 1941. -Т. 12. - С. 39-47.
21. Ушинский К.Д. Собр. сочинений в 10 томах. Матер. к 3-му тому : «Педагогическая антропология» / Сост. и подг. к печати В.Я. Струмин-ский. - М.-Л: АПН РСФСР, 1950. - 665 с
22. Цветков А. А. О системе удовлетворения в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры, 1978. - № 10. -С. 51-53.
23. Щербаков Е. П. Исследование интереса к спорту у школьников (5-10 кл.) и экспериментальное обоснование возможности управления ими при спортивной ориентации: автореф. дис. ... канд. пед. Наук. - М., 1970. - 22 с
24. Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. -М. : Учпедгиз, 1962. - 230 с.