11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф, Шиянов Е.Н. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. -М.: Акадения, 2014 - 608 с.
12. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2015 - 80 с.
13. Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство / В.Н. Якимец. - М., 2014 - 384 с.
Педагогика
УДК 37.033
кандидат педагогических наук Лощилова Анна Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); аспирант Рыжечкина Лариса Игоревна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУЛЬТУРНОМ
ЛАНДШАФТЕ
Аннотация. Статья посвящена проблеме воспитания экологической ответственности в процессе эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся в культурном ландшафте, обусловленной личностно-деятельностной парадигмой современного образования, его экологизацией и гуманизацией в контексте устойчивого развития. Определён потенциал культурных ландшафтов. Выявлены теоретико-методологические основы исследования данной проблемы. Установлены содержательные и процессуально-технологические особенности воспитания экологической ответственности. Представлена программа внеурочной деятельности «Культурные ландшафты родного края - моя ответственность».
Ключевые слова: экологическая ответственность, культурный ландшафт, эколого-ориентированная жизнедеятельность, система эколого-ориентированных ответственных дел, личностно-деятельностный подход, экопсихологический подход.
Annotation. The article is devoted to the problem of promoting environmental responsibility in the process of environmentally-oriented life activities of students in a cultural landscape, due to the personality-activity paradigm of modern education, its greening and humanization in the context of sustainable development. The potential of cultural landscapes is determined. The theoretical and methodological foundations of the study of this problem are revealed. The substantive and procedural and technological features of the development of environmental responsibility are established. The program of extracurricular activities "Cultural landscapes of the native land - my responsibility" is presented.
Keywords: environmental responsibility, cultural landscape, ecologically-oriented life activity, a system of ecologically-oriented responsible affairs, personality-activity approach, ecopsychological approach.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00749 Код конкурса А «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте»
Введение. Системный кризис современной культуры, доминирование потребительского образа жизни и мировоззрения детерминируют обострение глобальных и локальных экологических проблем. В данных условиях образованию отводится опережающая роль в обеспечении устойчивого развития современной цивилизации. Одной из его ключевых задач становится формирование у школьников экологической ответственности, «определяющей особенности жизнедеятельности отдельной личности» [6], выступающей этическим основанием сосуществования человека и природы.
В психологической литературе проблема ответственности в контексте жизнедеятельности личности рассматривалась в работах К.А. Абульхановой-Славской, С.Л. Рубинштейна, Ш. Бюлера, К. Муздыбаева. Так, С.Л. Рубинштейн и К.А. Абульханова-Славская характеризуют «ответственность как добровольное присвоение личностью необходимости» [1]. В свободе и принятии необходимости С.Л. Рубинштейн видит специфическую проблему человеческого существования.
Представляя собой интегративное качество, ответственность имеет сложную структуру, включая когнитивный, эмоциональный, действенный компоненты (Д.А. Леонтьев [10]). Действенный компонент заключается в феномене выбора как реализации субъектной причинности. В феномене выбора «ответственность либо её избегание находит своё наиболее непосредственное, действенное выражение» [2].
В педагогических исследованиях теоретико-методологические и методические аспекты формирования экологической ответственности раскрыты в трудах И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, А.Н. Захлебного, Г.Н. Каропа, Д.С. Ермакова, Т.В. Кучер, Д.Н. Кавтарадзе, Л.М. Горбунова, M. Bonnett, J. Палмер и др.). Опираясь на положения И.Т. Суравегиной, экологическая ответственность понимается нами как качество личности, базирующееся на положительном отношении к общественным нормам и ценностям эколого-ориентированной жизнедеятельности, разумном, глубоком понимании своих действий в природной среде и своей роли в её улучшении, умении предвидеть последствия своих поступков [17].
Воспитание экологической ответственности во многом связано с жизнедеятельностью личности. «Именно в жизнедеятельности ответственность формируется и закрепляется, становится центральной личностной характеристикой, определяющей способ и стиль жизни» (Л.И. Дементий [6]).
Жизнедеятельность представляет собой полидеятельностное образование, метасистемный уровень организации индивидуальной деятельности (К.В. Карпинский [8]); систему видов и форм деятельности субъекта в определенный период (И.О. Мартынюк [12]). Исследовательский коллектив авторов (Н.Ф Винокурова, Н.Н Демидова, А.В. Зулхарнаева, А.А. Лощилова [15]), разрабатывающий теоретико-
методологические основы эколого-ориентированной жизнедеятельности личности в культурном ландшафте в рамках гранта РФФИ, рассматривают данное сложное образование в контексте культуры природопользования. На основании её структуры и функций они выделают эколого-ориентированные способы «жизневосприятия», «жизнеосмысления» и «жизнетворчества», отражающие процессы познания, переживания, действия - когнитивный, аффективный и волевой аспекты личности.
Овладение обучающими данными способами жизнедеятельности создаёт предпосылки для формирования экологической ответственности в единстве всех её компонентов: познавательного, эмоционального, ценностно-нормативного, деятельного.
Содержательной основой воспитания экологической ответственности являются культурные ландшафты. Они обладают особым научным и культурно-экологическим образовательным потенциалом для воспитания экологической ответственности в процессе эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся в нём. Выступая своеобразной «эстафетой поколений» (В.А. Николаев [13]), они способствуют овладению в ходе их освоения материальными и духовными ценностями, опытом культурообусловленных взаимодействий человека с окружающей средой, накопленными прошлыми и настоящими поколениями. Их можно рассматривать как проблемно-ориентированное поле культуры, служащее источником для формирования новых ценностных ориентиров (М.В. Рагулина, Ю.А. Веденин, М.Е. Кулешова), задающих новое понимание процессов и способов жизнедеятельности человека в ландшафте.
Представленные положения обуславливают необходимость разработки проблемы воспитания экологической ответственности в процессе эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся в культурном ландшафте.
В данной связи целью статьи является осмысление и обоснование теоретико-методологических и методических основ воспитания экологической ответственности в процессе эколого-ориентированной жизнедеятельности.
Изложение основного материала статьи. Теоретические основы исследования составили идеи коэволюциии устойчивого развития (Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, А.И. Субетто, А.Д. Урсул), положения о культурном ландшафте (М.В. Рагулиной), идеи об ответственности как свойстве субъекта жизнедеятельности (Л.И. Дементий), положения о нравственном долженствовании (В.Н. Мясищев), о механизме формирования эколого-ориентированной жизнедеятельности (Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова, А.А. Лощилова, А.В. Зулхарнаева), о нравственном поступке как проявлении самосознания (М.М. Бахтин), о ведущей роли деятельности в формировании личности (Д.И. Фельдштейн), положения о структуре экологической ответственности (И.Д. Зверев, И.Т. Суравегигна), основы технологии коллективно-творческих дел (И.П. Иванов).
Методологические основы определяются экопсихологическим (В.И. Панов), личностно-деятельностным (И.А. Зимняя), культурно-экологическим (Н.Ф. Винокурова) и аксиологическим (В.А. Сластёнин, Н.Е. Щуркова) подходами. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Аксиологический подход ориентирован на овладение обучающимися системой коэволюционных ценностей, экологических императивов как регуляторов жизнедеятельности личности.
Личностно-деятельностный подход обеспечивает создание возможности для свободного выбора, ответственной деятельности и поступков в пространстве культурного ландшафта.
Экопсихологический подход предполагает включение обучающихся в систему ситуационных взаимодействий с жизненной средой, включающей в себя совокупность внешней среды (жизненное пространство) и внутренней среды (ценности, представления личности). Создаются условия для формирования субъект-порождающего типа взаимоотношений с ней [14]. Он предполагает совместное развитие компонентов системы «Человек -окружающая среда культурного ландшафта», превращение их в единого субъекта совместного развития, что способствует улучшению качеств человека и окружающей среды. Осознавая себя частью данной системы, человек проявляет «свою ответственную участность» (по М.М. Бахтину), которая воплощает в себе «участное переживание», «участное мышление», «участный поступок» [2].
Реализацию данных подходов обеспечивает ряд дидактических принципов: субъектности и социальности, проблемности, заботы о сохранении и приумножении природы, диалогичности, рефлексии, единства познания, переживания и действия, свободного выбора. Среди них особо отметим принцип субъектности, предполагающий активность личности в улучшении окружающей среды в процессе эколого-ориентированной жизнедеятельности. Он позволяет реализовать сущность экологической ответственности «как высшей формы активности, внутренней регуляции, опосредованной ценностными ориентирами [6].
Данные теоретико-методологические основы задают вектор методической системе формирования экологической ответственности в процессе эколого-ориентированной жизнедеятельности в культурном ландшафте.
Содержательной основой процесса воспитания экологической ответственности являются культурные ландшафты, которые рассматриваются как образцы культурного созидания и «тренажёры» культуросообразных способов деятельности [15]. По утверждению Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой, культурные ландшафты в содержании программы определяются как природно-культурный территориальный комплекс - «исторически равновесная система, в которой природные и культурные компоненты составляют единое целое, а не только являются фоном или фактором воздействия одного по отношению к другому» [3]. В процессе эколого-ориентированной жизнедеятельности в культурных ландшафтах создаются предпосылки для овладения обучающимися представлениями, образами, смыслами, отношениями, поступками, что является важнейшим условиям становления экологической ответственности. Представляя собой позиций постнеклассической науки «человекоразмерные» модели познания, они способствует осознанию школьниками своей включённости в данный сложный комплекс, пониманию необходимости коэволюции между человеком и природой.
Процессуальный компонент воспитания экологической ответственности отражает этапы культурного освоения личностью доминант пространства культурного ландшафта (по Н.Ф. Винокуровой [4]):
1) культурно-адаптационный этап ориентирует на «жизневосприятие» культурного ландшафта, предполагая его эмоциональное восприятие, формирование связанных с ним представлений, чувств, интереса и мотивов к его изучению. Создаются условия для понимания значимости воспитания в себе экологической ответственности;
2) культурно-смысловой этап предполагает осознание и «жизнеосмысление» культурного ландшафта, формирование экологических и нравственно-экологических знаний, овладение ценностями и нормами культуры природопользования, перестройку личностных смыслов в направлении экоответственности;
3) культурно-созидательный этап отражает включение обучающихся в ответственное жизнетворчество в пространстве культурного ландшафта, основанное на их сознательном выборе. Осуществляется оценка влияния собственной деятельности и поступков на окружающую среду, прогнозирование их последствий. Это позволяет стать школьникам «авторами своей жизни», нравственным, ответственным субъектом (М. Бахтин [2]).
Таким образом, происходит интериоризация социальных эколого-ориентированных норм и требований в компоненты внутренней структуры личности. Это способствует возникновению субъективной формы ответственности как внутренней необходимости, способности оптимально соотносить социально-значимое и личностно-важные потребности [6], умения разрешать противоречия между человеком и природой, осмысленно и конструктивно выстраивать собственную жизнедеятельность на основе самостоятельного выбора.
Реализация представленных этапов предполагает их технологическое обеспечение. На основе работ Л.И. Дементий, В.В. Серикова, И.П. Иванова, Н.Ф. Винокуровой нами была разработана технологическая диада «система геоэкологических культурно-ориентированных ситуаций - система эколого-ориентированных ответственных дел».
Геоэкологические культурно-ориентированные ситуации способствует целостному рассмотрению культурного ландшафта во взаимосвязи всех его компонентов. Они создают предпосылки для включения обучающихся в различные способы эколого-ориентированной жизнедеятельности в его пространстве, осваивая которые школьники познают, осмысляют закодированные в нём ценности, осуществляют конструктивно-созидательную деятельность. Таким образом, происходит принятие ответственности и реализация ими ответственного поведения. Наличие в ситуациях определённой трудности, личностной значимости, проблемности, множественности вариантов выбора, возможности оказать влияние создают условия для проявления обучающимися активности по их решению, определение меры собственной ответственности.
Каждой из ситуаций соответствует определённый вид эколого-ориентированных ответственных дел, разработанных нами на основе технологии коллективно-творческих дел И.П. Иванова [7]. В соответствии со структурой ответственности и этапами культурного освоения пространства в процессе эколого-ориентированной жизнедеятельности нами выделяются следующие виды ответственных дел: 1)Мотивационно-стимулирующие; 2) Ценностно-смысловые; 3) Конструктивно-созидательные.
Отметим, что воспитание экологической ответственности - процесс сложный и длительный. Он требует систематической работы со школьниками, как в урочной, так и внеурочной деятельности.
В рамках данной статьи рассмотрим программу внеурочной деятельности «Культурные ландшафты родного края - моя ответственность», в которой реализуются представленные теоретические и методические положения. Она предполагает изучение культурных ландшафтов, являющихся объектами культурного наследия. Как носители ценного информационного ресурса для настоящих и последующих поколений, они обладают свойствами подлинности, исторической репрезентативности и документальности (Ю.А. Веденин) [3]. Программа кружка включает следующие разделы:
Раздел 1. «Общие представления о культурном ландшафте и культурном наследии» (9 ч.) ориентирован на формирование у обучающихся общих представлений о культурном ландшафте, его основных компонентах, эстетических свойствах, методах его познания и способах эколого-ориентированной жизнедеятельности в нём. Школьники знакомятся с понятием и особенностями экологической ответственности, изучают объекты культурного и природного наследия России и Нижегородской области. Данный раздел предполагает изучение следующих тем:
Тема 1. Общие представления о культурном ландшафте России и роли экологической ответственности в их сохранении;
Тема 2. Объекты культурного и природного наследия Нижегородской области;
Тема 3. Методы изучения культурного ландшафта.
Раздел 2. «Усадебные комплексы культурных ландшафтов Нижегородской области: в поисках смыслов» (14 ч.) создаёт условия для жизнеосмысления обучающимися ценностей и историко-культурного опыта, скрытого в усадебных комплексах как элементах культурного ландшафта. Формирование ответственного отношения к культурному ландшафту. Включает следующие темы:
Тема 4. Усадьбы Богородского района;
Тема 5. Усадьбы Балахнинского района;
Тема 6. Усадьбы Большеболдинского и Гагинского районов.
Раздел 3. «Планируем, проектируем, выявляем перспективы развития культурных ландшафтов Нижегородской области» (8 ч.) направлен на овладение обучающими способами ответственного жизнетворчества, основами экодизайна и футуродизайна, их использование в планировании и проектировании перспектив развития культурных ландшафтов. Предполагает изучение следующих тем:
Тема 7. Планирование развития культурного ландшафта усадебных комплексов;
Тема 8. Ответственный экотуризм в развитии усадебных комплексов Нижегородской области;
Тема 9. Экодизайн и футуродизайн: моя ответственность в сохранении и улучшении культурных ландшафтов.
Выводы. Обобщение и систематизация полученных в ходе исследования результатов позволило сформулировать ряд выводов. Установлено, что воспитание экологической ответственности в процессе эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся в культурном ландшафте детерминируется приоритетностью образования как «ключевого фактора перемен» на пути к устойчивому развитию. Выявлены теоретико-методологические основы исследования данной проблемы, которые составляют ряд теоретических положений и коррелирующих с ними методологических подходов: экопсихологического, личностно-деятельностного, культурно-экологического и аксиологического. Определена содержательная основа воспитания экологической ответственности, представленная «человекоразмерными» моделями познания - культурными ландшафтами. Обоснованы процессуально-технологические особенности воспитания экологической ответственности, включающие ряд этапов и соответствующих им
геоэкологических культурно-ориентированных ситуаций и эколого-ориентированных ответственных дел. Раскрыто содержание программы внеурочной деятельности «Культурные ландшафты родного края - моя ответственность».
Литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский. М.: Наука.1989. 248 с.
2. Бахтин М.М. К философии поступка // М.М. Бахтин. Работы 20-х годов. Киев: Next. 1994. 135 с.
3. Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Известия РАН. Сер. Геогр. 2001. № 1. С. 7-14.
4. Винокурова, Н.Ф. Экологизация географического образования: теория, методология, методика // Проблемы физической географии Нижегородской области: научные и педагогические аспекты: коллективная монография / под ред. Б.И. Фридмана, Н.Ф Винокуровой. Н. Новгород: Деловая полиграфия, 2008. С. 128-129.
5. Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. Методика воспитания экологической ответственности у учащихся 5-7 классов в неформальном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-1. С. 149-153.
6. Дементий Л.И. Ответственность как характеристика субъекта жизнедеятельности и ресурс личности: Сб., научн. трудов / Ред. П.С. Гуревич, Н.К. Поздняков. М.: ИФ РАН: 0мск:0мГУ.2004. С. 562-573.
7. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. 122 с.
8. Карпинский К.В. Жизнедеятельность как форма активности субъекта жизни // Методология и история психологии. 2010. Том 5. Выпуск 1. С. 184-189.
9. Кочуров Б.И., Винокурова Н.Ф. и др. Культура природопользования: научный и образовательный аспект / Кочуров Б.И., Винокурова Н.Ф., Смирнова В.М., Глебова О.В., Лобковский В.А. // Проблемы региональной экологии. 2014. № 4. С. 159-168.
10. Леонтьев Д.А. Феномен ответственности: между недержанием и гиперконтролем. Т.2. // Экзистенциональное измерение в консультировании и психотерапии. Вильнюс: ВЕАЭТ. 2005. 7-22.
11. Лощилова А.А., Винокурова Н.Ф., Шеманаев В.А.. Технология формирования экологической ответственности учащихся при изучении курса «География России» по ФГОС. Известия Волгоградского государственного технического университета. 2018. № 6. С. 66.
12. Мартынюк О.И. Жизненный путь личности / Отв. ред. Л.В. Сохань. Киев, 1987. С. 17.
13. Николаев В.А. Ландшафтоведение: эстетика и дизайн: Учеб. Пособие. М.: Аспект-пресс, 2003. 97 с.
14. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. Том. 4., №3. С. 13-27.
15. Проектирование эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте: теоретико-методологический дискурс: монография / под. ред. Н.Н. Демидовой, Н.Ф. Винокуровой. Н. Новгород: ООО «Кириллица», ООО «Благовест», 2019. 220 с.
16. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2019. Том 7. № 4. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-2 (дата обращения: 20.04.2020).
17. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования // Советская педагогика. 1998. №9. С. 31-35
18. Сырова Н.В. Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-5 (дата обращения: 20.04.2020).
19. Vinokurova N.F., Loshchilova A.A., Shevchenko I.A., Efimova O.E. Ecological responsibility development in pupils in extracurricular geography activity: methodology and educational practices // Modern journal of language teaching methods. 2017. Том 7. Выпуск 9. С. 409-422.
Педагогика
УДК 378
преподаватель отдельной дисциплины (физической культуры) Матвейчук Надежда Михайловна
Московское суворовское военное училище Военного института физической культуры (г. Москва)
СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ НА ИДЕЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПОЛКОВОДЦЕВ
Аннотация. С древних времен воспитание играло важную роль в формировании человека, как личности. Основными формами воспитания являлись традиции и фольклор, которые брали свое начало в семье. Дети активно копировали действия взрослых, перенося их в игру. Основные мысли воспитания отражались в былинах, песнях, поговорках, колыбельных: «Природу не надо увечь, а природу надо беречь», «Береги честь смолоду», «Корень учения горек, а плод сладок» и др.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, суворовцы, идеи отечественных полководцев. Annotation. Since ancient times, education has played an important role in formation of a person as a person. The main forms of education there were traditions and folklore that originated in the family. Children are actively they copied the actions of adults, transferring them to the game. The main ideas of education they were reflected in epics, songs, sayings, lullabies: «Nature should not be crippled, but nature should be protected», «Take care of honor from a young age», «the Root of the teaching is bitter, but the fruit is sweet», ets.
Keyword: Military-patriotic education, Suvorov people, ideas of Russian commanders.
Введение. В обществе задачи воспитания определялись интересами господствующего класса. В Древнем Риме воспитание характеризовалось семейственностью, почитанием предков и другими чертами, присутствующими земледельческому строю. В древней Греции воспитание имело военно-политический характер, в эпоху Средневековья воспитание носило религиозный характер [7, С. 287].