сохранению приемлемого качества окружающей среды, минимизации негативных последствий своей деятельности, созданию комфортных условий существования.
Список литературы
1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. М., 2008. С. 87.
2. Вязовкин С.В. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / С.В. Вязовкин. СПб., 1998. 16 с.
3. Долинина И.Г., Кушнарёва О.В. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов в политехническом вузе // Фундаментальные исследования. 2015. № 9-1. С. 19-22.
ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ Дубинина А.И.
Дубинина Алла Ивановна - музыкальный руководитель 1-ой квалификационной категории, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 22 общеразвивающего вида, г. Рыбница
Человек человеку друг, товарищ и брат. Такой высокий принцип нашего современного общества.
Гуманизм - сложное моральное понятие, сюда входят доброта, заботливое и уважительное отношение к людям. В.А. Сухомлинский отмечал, что доброта может быть для нас таким же важным методом, как и мышление. У детей в детском саду она проявляется как товарищество, уважение к одногруппникам, готовностью поделиться игрушками, подарками [1, 16].
Первоосновой добрых позывов - добродушности, радости, нежности и сочувствия - закладывается именно в раннем возрасте, и эти качества сыграют огромную роль в становлении и формировании личности.
Следует отметить, что воспитание доброты тесно связано и с воспитанием коллективизма, взаимопомощи, трудолюбия, честности, дисциплинированности. Формируя у детей старательного отношения к выполнению поручений, культуры поведения, какая регулирует отношения, вместе с тем, вырабатывается привычка считаться с другими, подчинять собственные желания и привычки общим интересам, желание бескорыстно делиться с товарищами, выполнять свои обещания, уважать старших, и их желания [2, 44].
Целостная работа в этом направлении начинается в детском саду с изучения основ дошкольниками о добрых поступках, делах людей и их умения проявлять заботу о родителях, родных, товарищах, быть чуткими и отзывчивыми к бедам и неудачам других людей.
Студенты-«дошкольники» одного из пединститута проводили беседы с детьми, и вот какие ответы получили на свои вопросы.
«За что ты называешь маму или папу добрыми?» - «Они покупают мне все»; «Заботятся обо мне, покупают вещи, игрушки, готовят еду»; «Не обижают, ходят со мной гулять, читают книги»; «Любят меня, ухаживают, когда я болею».
В воспитании добрых эмоции, как и в формировании каких-либо моральных ценностей, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Дошкольники, непосредственные в общении, восприимчивые, ранимые, воспринимают разные ситуации, случаи, под натиском своего эмоционального состояния. Если случай детям
дает радость, удовлетворение - они повторяют его, если вдруг возникают негативные эмоции, то желания снова так сделать у них не будет.
Доброта, утвердится в поведении ребенка лишь тогда, когда ее действие будет направлено для других людей, забота о ближних, и тогда это будет порождать радость, бескорыстную готовность помочь, облегчить, разделить трудности, неприятности или боль товарища. Такие эмоции как скупость, желание выгоды, равнодушие, должны испытывать неприятные ощущения - неудовлетворения, тревоги, каяния и стыда [1, 156].
Дошкольники быстро возбуждаются, их очень легко настроить на положительный поступок. Дети смеялись, и дразнили, спокойного, немного угловатого в движениях Андрея. Однажды, когда его раньше забрали домой, воспитательница рассказала детям, что маленький Андрей тяжело болен, лежал в постели, и не мог ходить. «Вы все весело бегали, а его вывозили гулять в коляске. Но Андрей стойко перенес болезнь, и теперь он среди нас». После этой беседы, все оказали мальчику свое внимание, делились с ним игрушками и больше не дразнили.
В разных ситуациях, и при умелом руководстве педагога, дети способны проявлять сочувствие, готовность сразу помочь товарищу...
Сергей поцарапал ногу - выступила кровь. Пятилетняя Наташа заботливо перевязала ему ранку своим платочком.
Основным фактором в формировании доброты - является пример взрослых для ребенка, внимательное, заботливое отношение к близким людям, к старшим, бережное отношение к природе.
Гуманные, чувства воспитываются в работе, в труде - наполненным жизненными уроками тепла и щедрости. Живя в обстановке любви и взаимоуважения родителей, их уважения к людям, ребёнок перенимает этот пример, как данность и проносит его по всей своей жизни.
В группу пришёл новенький - четырехлетний Саша. Он, сразу обратил на себя внимание, своих сверстников: был уважительный и собранный. Обязательно принёс стульчик тому, кому его не хватало, угостит товарища, ни с кем не ссорился. Заботиться друг о друге - твердое правило в семье мальчика, и он не знает иного отношения [2, 223].
Первостепенное значение для воспитания доброты, имеет и стиль жизни детского сада. Спокойный тон, уважение и ласка к каждому ребёнку, щедрость и доверие, приветливость и душевное тепло педагогов - всё это, делает особый микроклимат добродушия, подталкивает детей подражать своим наставником, проявлять взаимопомощь и уважение в взаимоотношениях и со сверстниками. И если педагоги и родители совместно достигнут поставленных целей, в воспитании малышей, можно тогда будет с уверенностью сказать: вырастет доброе, чуткое, поколение людей.
У педагогов дошкольников сложился немалый опыт этой работы, вот несколько таких примеров.
1. Игры с куклами, забота о куклах.
Сюжетно-ролевые игры с куклами разворачиваются в общую деятельность всех детей группы. Сначала оповещают, что должна прийти кукла. У неё семья. Малыши ждут ее, готовиться к встрече, убираются в игровом уголке, готовят постель, посуду, игрушки. Встреча куклы становится праздником: ее встречают, поют для неё песенки, укладывают спать. У куклы есть собака - о ней тоже заботятся. Дальше разыгрываются праздники, дни рождения куклы, игры с ней. Сама кукла щедрая, спокойная, уважительная. Она обижается на тех, кто грубый, скупой, жадный; с нею все считаются, ее любят.
Со времёнем у куклы появляется маленький братик, его встречают, за ним ухаживают. Забот много: надо приготовить еду, вскипятить молоко, уложить спать.
Интересно и захватывающе проходит игра в больницу. Забота о пациенте, процедуры лечения, соблюдение режима, порядка, правил уважительного отношения к больным, требует от детей доброты, чуткости и ласки [3, 278].
2. Игры, где роли исполняют воспитатели и дети.
Это, всегда, сюжетно-ролевая игра в семью. Роль мамы исполняет воспитатель. У неё большая семья, она утром готовит завтрак, ей помогают дети, вежливо приглашают всех к столу. За столом все придерживаются правила этикета. После завтрака - игры, в них происходят ситуации, которые требуют уступчивости, взаимопомощи и заботы о близких. Затем - уборка комнаты. Дети дружно убирают, помогают друг другу. Нет ссор и обид. Присутствуют вежливость, взаимопомощь.
В игре «Полюс-1» участвуют моряки и летчики. От них требуется слаженность действий, взаимовыручка. В разгар игры подаётся сигнал «SOS» на полярной станции треснула льдина, двое упали в воду. Моряки и летчики, спешат спасти потерпевших, укладывают их в кровать, заботятся об их здоровье, предлагают лекарство, тёплый чай [3, 305].
3. Проигрывание жизненных ситуаций, какие требуют проявления доброты и чуткости.
В общении с дошкольниками, большое значение имеет поведение воспитателя, его личные качества, доброта и чуткость.
Надина мама часто болеет, отца нет, а в семье еще двое детей. И воспитательница, как может, помогает, заботиться о Наде: постирает ей платьице, выкупает, следит чтобы она хорошо ела. Играла с ребятами, не было сама. Видя пример взрослого, дети тоже уважительно относится к девочке.
4. Шефство старших детей над младшими.
Ценность его очевидна. Забота о малышах, вызывает у детей особенную нежность. Постоянное общение с ними, формирует ответственность, бескорыстную помощь тем, кто в ней нуждается. Это - живые уроки доброты и великодушия. Старшие дошкольники играют с малышами, помогают им собрать игрушки, одеться, готовят для них концерт, показывают сказки [4, 198].
5. Природа - источник доброты и чувства прекрасного.
Общение детей с природой, дает большие возможности для воспитания доброго, трепетного чувства восхищения ее красотой, и могуществом. Для дошкольников, в природе всё должно быть красивым и полезным. Ребёнок, который раздавил муравья, червяка, сломал ветку, бросил камнем в птицу - объект особого внимания воспитателя. Первое ощущение - плохое или хорошее - острая и сильная, привычка с детства не ощущать боль, живой природы, становится во взрослой жизни черствым равнодушием, жестокостью. Вот поэтому, необходимо сразу реагировать на такие ситуации, организовывать индивидуальное участие каждого ребёнка, в заботе об окружающей, нас природе: (ходить в лес с экскурсиями, готовить кормушки для птиц, выращивать цветы на клумбе)...
6. Убеждения словом.
Дошкольники, способны тонко чувствовать слово взрослого, когда они внимательно слушают, справедливые слова матери в сказке «Ласточка» - где она улетает прочь от своих, равнодушных и ленивых сыновей, в ответ на их позднее раскаяние - у многих на глазах наворачиваются слезы. Так и закладывается первое зернышко доброты и сочувствия [4, 217].
Дальше впереди - большая кропотливая совместная работа - семьи, детского сада и общества.
Список литературы
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. М.: Владос-Пресс, 2016. 208 с.
2. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие / О.О. Гонина. М.: Наука, Флинта, 2014. 272 с.
3. Мандель Б.Р. Педагогическая психология. Ответы на трудные вопросы / Б.Р. Мандель. М.: Феникс, 2015. 384 с.
4. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. Учебное пособие / В.Л. Ситников. - М.: Химиздат, 2012. 288 с.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Дягилева М.Э.
Дягилева Маргарита Эдуардовна - магистрант, кафедра менеджмента в АПК, Красноярский государственный аграрный университет, г. Красноярск
Аннотация: цель статьи рассказать об актуальности проведения профпробы для дошкольников с целью раскрытия творческого потенциала каждого учащегося. Ключевые слова: дошкольники, профессиональные пробы, профориентация дошкольников, дошкольное образование.
Профессиональная проба помогает определить, насколько соответствует характер данной деятельности способностям и умениям ребенка. Пробуя, учащийся узнает свое отношение к результату профиспытания - удовлетворенность, разочарованность или полное равнодушие. Большое преимущество профессиональной пробы в том, что параллельно с получением профессионального опыта происходит процесс самопознания и раскрытия своего творческого потенциала, креативности. На всех профессиональных пробах задания не просто моделируют профессиональную деятельность, но и раскрывают творческие способности учащихся [1].
Профессиональные пробы направлены также и на то, чтобы сменить отношение родителей к детям: довольно часто молодые люди идут в профессию, потому что им велят так взрослые. Такого быть не должно, поскольку дети сами вольны выбирать и создавать свое будущее. Если в 6 лет дети играют в дизайнеров, то в 16 лет им уже предложат разработать шрифтовую композицию и логотип.
Существует проблема игнорирования вопросов раннего профориентационного воспитания дошкольников. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности способной стать в будущем профессионалом своего дела на основе формирования представлений о том, что труд — это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе. Создавшаяся ситуация заставила нас по другому взглянуть на организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо с дошкольного возраста. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Целью ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности [2].
Профориентация дошкольников - это широкое поле деятельности для преподавателей, новое еще не изученное направление дошкольной педагогики.