Л.Х. Урусова ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ В АДЫГСКОЙ ЭТНОПЕДАГОГИКЕ
Преамбула. Целью настоящего исследования является анализ и структурирование системы женского воспитания в подростковый период в адыгской этнопедагогике. Проблема женского воспитания в адыгской народной педагогике не явилось предметом исследования ни одной отдельной работы в отечественной педагогической науке, что делает ее изучение актуальной.
Адыгская народная педагогика связывает особенности воспитания детей . с традиционными половозрастными категориями, с половозрастным делением, при котором учитывается не только пол и возраст индивида, но и психологические особенности той или иной категории. В этом отношении интересной представляется воспитательная система девочек в возрасте 14-15 лет.
С точки зрения педагогики, физиологии и психологии, подростковый период является наиболее сложным и ответственным в плане воспитательных задач, которые ставятся в работе с девочками. Поскольку, ни в одном возрасте индивидуальные колебания и своеобразие не выражены так резко, ни в одном возрастном периоде начало, и завершение его не находиться в такой зависимости от самых разнообразных условий (социальных, экономических, культурных, бытовых, климатических и т.д.) как в этот период. Происходит целая перестройка всех физиологических систем организма. Меняются психика, поведение и социально-бытовые ориентации девочек. Именно в подростковом возрасте начинает формироваться «внутренняя позиция женщины», что совпадает с повышением самооценки. Этот этап связан с половым созреванием девочек, с рождением в девочке-подростке девушки. И именно в этот период особенно велика роль нравственных аспектов в воспитательном процессе.
Опираясь на историко-этнографический и психологический материал, обобщенный опыт многолетних наблюдений за девочками выявил, что особо необходимыми для адыгских девочек считались женственность, скромность, послушание, сдержанность в выражении чувств. Девочкам, с раннего возраста описывают тот женский идеал, к которому они должны были стремиться. Это образ послушной, почитающей и почитаемой, уважающей и уважаемой, глубоко любящей своих родителей и близких. К тому же, адыгская девушка должна была быть воспитана так, чтобы
она могла найти «подход» к любому человеку, что соответственно, повлияло на основное направление развития в этот период - интимно-личное общение.
Круг воспитателей девушек постепенно расширялся. Помимо матери и бабушки, в воспитательный процесс включались уже родственники, соседи, окружающие люди.
Этот период носил трансмиссионно-трудовой оттенок. Здесь девочкам предстояло практически ознакомиться с обязанностями и делами, которые выполняли уже взрослые адыгские женщины. Девочки-подростки должны были быть «трудолюбивы и искусны во всякой домашней работе».
Своеобразным кодексом, отражающим основные принципы и требования того, чтобы девочка-подросток стала трудолюбивой и работящей, являются народные пословицы и поговорки, сказки, притчи о труде и трудовом воспитании, которые относились к устойчивым формам и были как бы универсальными средствами воспитания. И естественно, что все это подчинено самому главному, а именно воздействовать на подрастающее поколение девушек, чтобы оно любило труд - основу всей жизни и человеческого благополучия. Только в труде человек находит счастье и удовлетворение. Именно с позиции этой народной философии адыги оценивали деятельность каждого члена общества. Ярким подтверждением этого являются многочисленные пословицы и поговорки, посвященные труду. Вот некоторые из них: «Дыщэр дыщэ зыщ1ыр пщ1энт1эпсщ» - «Золото золотом делает труд»; «Джэдым джэдык1эм и гуащ1эщ» - «У курицы плод её труда - яичко»; «Лэжьэк1уэф1 и ф1ыщ1э щ1эми жьыми я1уатэ» - «О делах хорошего работника и млад и стар говорит»; «Дыщэр чэзэпк1э ягъэунэху, ц1ыхур 1уэхущ1афэк1э зэхаху» - «Золото испытывают кислотой, человека определяют по его делам»; «Мастэр пц1анэми, 1уэху щи-1эк1э тхьэмыщк1экъым» - «Хотя игла гола, но она не бедна: у нее есть дело» [2] и мн. др.
© Л.Х. Урусова, 2007
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007
57
Мысль, что труд - источник человеческого существования, содержиться и в сказках. Незатейливые бытовые сказки мудры и поучительны во многих отношениях. Хотя их композиции до предела просты, в них явственно видны два основных императива: будь таким - не будь таким, делай так - не делай так, поступай так - не поступай так - фокусировавшие в себе воспитательную силу воздействия и идеал трудолюбивого и воспитанного человека в дидактических сказках, а также в других фольклорных произведениях адыгов. Таковы сказки: «Кто не работает, того не кормят» [8, с. 160-161], «Запасливый муравей», «Дочь и падчерица», «Приключения девочки-сиротки», «Девичий мыс» и др. [3]
Адыги стремились выработать у девочек выносливость в труде: «Псибл 1утщ» - «Имеет 7 жизней» - говорили о терпеливой и выносливой женщине»; «Емызэш ы1оф къыдохъу» - «Кто не устает, добивается своего», «Апэу тэджырэм шык1эхъу фалъфы» - «Кто рано встает, тому его лошадь рожает жеребенка», «Ош1ум умыгъоты-рэр уаем бгъотыжьыщтэп» - «Чего не приобрел в хорошую погоду - не приобретешь в непогоду», «Илъэс 1офыр ш1эжьыгъуае» - «Упустишь годовую работу - потом трудно наверстать». Отношение к труду адыги считали основной нормой оценки человека: «Ц1ыхум и уасэр и лэжь-ыгъэрщ» - «Цена человеку - его труд», «Ц1ыфыр зыгъэлъап1эрэр и1эщ1агъ» - «Человек дорог делами своих рук», «Дыщэр чэзэпк1э ягъэунэху, ц1ыхур 1уэхущ1афэк1э зэхаху» - «Золото проверяют кислотой, человека - его делами», «Жыгыр зыгъэдахэр пхъэщхьэмыщхьэщ, ц1ыхур зыгъэбжьыф1эр и 1уэху щ1афэщ» - «Дерево украшают его плоды, а человека - его труд» [2].
Сказки, пословицы и поговорки служили также средствами убеждения, с помощью которых народ внушал девушкам моральные требования. Многие народные сказки служат материалом для этических бесед, убедительно доказывающих необходимость тех или иных моральных качеств. И они обычно раскрывают смысл той или иной адыгской пословицы или поговорки.
Учет трудового опыта предыдущих поколений также является в фольклоре кавказских горцев одним из основных методов трудового воспитания.
Высоко оцениваются в адыгском героическом эпосе «Нарты», а также и в других произведениях народного творчества дела и поступки женщин. Об этом свидетельствуют женские образы: Сата-
ней, с помощью которой мужественные нарты выходили из всех затруднений; Светлорукой Ади-юх, в доме которой находили ласку и помощь бедные люди, острой на язык и знающей все на свете Малечипх, помогающей мудрыми советами своему мужу - молодому нарту; воительницы Да-ханаго, дающей людям счастье и др. В произведениях более позднего времени мы видим женщин, выступающих наравне с мужчинами на защиту интересов своей Родины. Таков образ Лашин, выступившей на борьбу с силами крымского хана. На таких примерах народ показывает в своем творчестве высокую роль женщины в обществе и семье и требует уважения к ней.
Большое значение в приобщении к труду играли назидательные произведения устного народного творчества, которые уже сами по себе являлись словесными средствами убеждения. Назидание, одобряющее или осуждающее, поучающее или намекающее, выражая мнение воспитателя, членов семьи или же общественное суждение в целом становилось целесообразным лишь при условии, когда оно содействовало формированию необходимых убеждений у объекта воспитания - т.е. девочки.
Различного рода словесные поощрения и осуждения в конечном итоге были направлены на выработку определенного убеждения. Чтобы девочки выросли трудолюбивыми, необходимо было убедить их значимости труда для жизни человека, семьи, общества, убедить настолько, чтобы труд воспринимался как основное правило их жизни, чтобы стремление к труду стало привычкой. Адыгские девушки с малых лет слышали от старших замечания, подчеркивающие роль труда. «Есть-то ты любишь, так почему же не работаешь?» -с таким укором часто обращались к ленивой девушке и тут же могли недовольство лентяйкой подчеркнуть и поговорками: «Лучше маленькое дело, чем ничего не делать», «Курица и та копошиться», «И завтра день, и еще будет месяц» и т. п.
Большое значение в практике трудового воспитания имело «разъяснение». Девочкам разъясняли, какое значение в жизни семьи имеет та или иная работа, объясняли, как ее следует выполнять. Маленькой девочке, впервые взявшей в руки вязальные спицы, старшая сестра или мать разъясняли и показывали, как надо придерживать нить, как провести ее через петлю, как располагать пальцы на спицах и т.д. Девочки наблюдали, как старшие сестры приделывали шелковую бахрому
58
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007
к своим платкам, образуя замысловатые ажурные плетенки, и сами стремились сделать также.
Девушку, умело выполнявшую ту или иную работу старшие хвалили вслух. Одобрение служило одним из лучших стимулов развития трудовых интересов у девушек. Его выражали не только словесно, результат труда ребенка стремились показать людям, которые, в свою очередь, присоединялись к похвалам. Оно обычно высказывалось сразу после выполнения детьми того или иного поручения. Это доставляло большое удовольствие ребенку и вызывало у него стремление заслужить похвалу старших, быть в числе тех, которых считают хорошими. Нередко рукоделие девочек становилось предметом обсуждения ее подружек или старших сестер, которые, внимательно разглядывая его, высказывали одобрение.
Высшую похвалу женского мастерства выражала пословица: «Шу гъуэгурык1уэм бзыпхъэ трех» - «Снимает мерку с едущего всадника». Это означало, что девушка достигла такого мастерства, что без примерки, на глаз, сможет черкеску сшить любому мужчине. Про таких мастериц также говорили: «У птички на лету снимет мерку».
Кроме этого, женщины, делали прекрасные циновки (арджан), корзины из рогозы, всевозможные вышивки, которым учили девочек.
В изучаемый период (Х1Х-ХХ вв.), когда речь идет о трудовом воспитании, были два диаметрально противоположных направления, связанных с классовым делением общества: это - воспитание в крестьянской семье и воспитание детей княжгс-ко-дворянского сословия. Каждое из них, естественно, имело свои специфические особенности.
Если в первобытно-общинную эпоху всем детям прививались примерно одинаковые физические (трудовые) навыки, то с возникновением классов и социально привилегированной части общества дети княжеско-дворянского сословия начинали получать одно воспитание, а простого трудового народа - другое. Такое воспитание основывалось на антагонизме классов.
Расположенные на разных ступенях социальной иерархии, каждая из социальных групп постепенно вырабатывала свои стандарты, свою систему нравственных норм, свои условности, нарушение которых считалось отступлением от законов, по которым жил этот класс, эта часть общества.
Сообразно своим классовым интересами знать растила детей явно или завуализированно в духе презрения ко всякого рода физической ра-
боте. Из детей князей и дворян готовили будущих господ, которые должны были повелевать, угнетать, и эксплуатировать трудовой народ.
Яркой иллюстрацией такого презрительного отношения представителей высшего сословия адыгов к трудовой деятельности является, например, их ответ на «увещевания не хищничать» -«а что же станется с нами, когда перестанем хищничать? Мы сделаемся пастухами». Крестьяне же, следуя своему главнейшему принципу «Мыла-жьэ шхэркъым» (Кто не работает, тот не ест), «Ула-жьэмэ, лыжь пшынщ, умылажьэмэ, лажьэ бгъу-этынщ» (Если работаешь, будешь есть вяленое мясо, а если не работаешь - горя хлебнешь» [4] , учили свою смену в духе трудолюбия, добросовестного отношения ко всему, что создается трудом человека. При очевидной зависимости от сословной принадлежности семьи и ее богатства, принципы воспитания были сходными, нося классический характер.
Естественно, девочка-подросток из высшего класса была менее загружена работой, в ней воспитывалось сознание своего превосходства, презрение к «низшим», умение повелевать и т.п., но, тем не менее, даже им прививался известный минимум трудовых навыков и умений. Особенно важно было уметь шить, вышивать, ткать, готовить.
Существовавший вплоть до XIX в. институт аталычества, т.е. обязательное воспитание ребенка вне родной семьи, в чужом доме, распространялся и на девочек. Все девушки, кроме княжеских дочерей, воспитывались у себя дома. Девочка-княжна отдавалась в чужой дом на воспитание уоркским и узденским женам. Здесь ее держали в жестком повиновении, обучая вышиванию золотом и серебром, рукоделию, этике поведения, красноречию, искусству иносказаний.
Об аталыческом воспитании девочек сообщал также Ф. Дюбуа де Монтере: «они научаются, живя у своих аталыков, вышивать, ткать галуны, шить платья, плести корзины, циновки из соломы и другим легким и приятным женским работам» [1].
Параллельно с трудовыми навыками, воспитывались в них и те качества, которые становились необходимыми к этому возрастному этапу -строгое знание обычаев, скромность, толерантность, сдержанность в выражении чувств, послушание и покорность старшим в семье.
К указанному возрастному периоду (1415 лет) у девочек - подростков были уже длин-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007
59
ные косы, которые заплетались в две косы, иногда доходившие в своей длине до колен.
Как мы видим, воспитательный процесс девочек 14-15 носит общий трансмисионно-трудовой характер. Причем, данный аспект не начинается и не заканчивается в этот период, а лишь имеет более выраженное настроение и оттенок. К тому же, внимание трудовому акценту начинают уделять с самого раннего возраста девочки, и сопровождает её всю жизнь. Вот почему данный переходный период важен не только в становлении физически здоровой, но и гармонично развитой личности девушки.
Таким образом, женская воспитательная система адыгской этнопедагогике строиться на основе приоритета гендерного воспитания с учетом физиологических, возрастных, психических особенностей девочек. Содержание поэтапного вос-
питательного процесса строиться на ценностных ориентирах, которые определяют качества личности девочки, заложенные в идеальную модель женского образа, основанную на особенностях гендерной культуры адыгской этнопедагогики.
Библиографический список
1. Дюбуа де Монпере Ф. Путешествие вокруг Кавказа. - Сухуми, 1937. - 193 с.
2. Кабардинские пословицы и поговорки / Под ред. А.М. Гукемуха, З.Б. Кардангушева. -Нальчик: Эльбрус, 1994. - 328 с.
3. Кабардиские народные сказки. - Нальчик: Эльбрус, 1959. - С. 5-159.
4. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. -Ростов-на-Дону, 1977. - 80 с.
К.С. Шалагинова СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ АГРЕССИВНЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Проявления физической жестокости, вспышки гнева, преднамеренное разрушение чужой собственности, причинение боли, унижения, часто затеваемые драки - это симптомы, напрямую связанные с одним из актуальных и дискуссионных вопросов психологии, - феноменом человеческой агрессивности.
Интерес к заявленной теме определяется, с одной стороны, важным значением феномена человеческой агрессивности в структуре личности вообще, её влиянием на формирование тех или иных форм поведения, конструктивных, социально одобряемых, либо, напротив, разрушительных, придающих поступкам асоциальный характер. С другой стороны, актуальность данной проблемы определяется нарастающим вниманием к проблеме агрессивности исследователей самых разных специальностей - психологов, педагогов, социологов, что отражает социальные запросы общества, испытывающего возрастающее воздействие насилия и жестокости.
Исследования последних лет убедительно доказывают, что детская агрессивность значительно помолодела. Если раньше речь шла об агрессивности, начиная преимущественно с подросткового возраста, то теперь данная проблема стала актуальной уже для начальной школы, а истоки агрессивности
в поведении детей все чаще обнаруживаются в дошкольном возрасте. Данное обстоятельство выдвигает на первый план проблему разработки содержания и организации специальной практико-ори-ентированной деятельности психолога по профилактике и коррекции агрессивности в школьной среде, начиная с детей начальных классов.
Несмотря на пристальный интерес к данной проблеме, проблему агрессивности в школьной среде следует признать недостаточно изученной хотя бы потому, что отсутствует единое общепринятое понятие агрессии. Различные методологические и концептуальные подходы (Д. Бэрон, Д. Ричардс, А. Басс, К. Лоренц, А. Бандура, Г.Э.Бреслав, И.А. Фурманов, Л.В. Семенюк) к объяснению детской агрессивности не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения этого феномена. Однако становится ясно, что детская агрессивность есть личностная черта, причинами которой могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоционально-волевой деятельностной сферах), так и социально-педагогические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).
Попытки объяснения агрессивных действий младших школьников затрудняются тем, что не
60
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007
© К.С. Шалагинова, 2007