Философия. Культурология Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (34), с. 157-161
УДК 172.15
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА И НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В РОССИИ: ОПЫТ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ЦЕНТРАЛЬНЫХ СМИ
© 2014 г. А.Н. Осянин1, А.М. Рюмин2
1 Нижегородская академия МВД России 2Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
prepod80@rambler.ru
Поступила в редакцию 14.04.2014
Рассматриваются различные аспекты проблемы воспитания патриотизма и национального самосознания, транслируемые в центральных СМИ РФ. Представлена качественная интерпретация ключевых тематических блоков рассматриваемого информационного пространства.
Ключевые слова: патриотизм, национальное самосознание, СМИ, контент-анализ, воспитание, молодёжь.
Осознавая необходимость формирования в полинациональном государстве единой, непротиворечивой и бесконфликтной гражданской общности, Президент и Правительство РФ с 2001 г. начали последовательную реализацию государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», рассчитанную до 2015 г. Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания [1].
В рамках данной работы нами будут представлены результаты исследования, призванного идентифицировать ключевые составляющие информационного пространства феномена патриотизма и чувства национального самосознания. Исследование было реализовано методом многомерного контент-анализа центральных СМИ РФ за период с 2003 по 2013 года. В выборку вошло 1000 статей, выбранных из центральных СМИ по поисковому запросу «патриотизм» с высокой долей релевантности тематике. Сам анализ был произведён с помощью программного пакета ЛЕКТА и аналитического пакета STATISTICA. В ходе замера были определены следующие доминирующие в информационном пространстве тематические блоки:
- воспитание чувства патриотизма и национального самосознания;
- патриотизм в войну и военных структурах;
- финансовый аспект патриотизма;
- политико-правовой аспект патриотизма;
- аспекты культуры, искусства и науки в патриотизме.
Мы остановимся на рассмотрении первого тематического блока, характеризующего проблемы воспитания чувств патриотизма и национального самосознания. Ниже представлена качественная интерпретация указанного тематического блока, операционализированного доминирующими микросюжетами.
Государственные программы воспитания патриотизма. В рамках данного сегмента информационного пространства проблемы становления и развития патриотизма рассматриваются федеральные и региональные программы развития патриотизма среди граждан Российской Федерации. Стоит сразу же отметить, что данный тематический блок достаточно нейтрален, неэмоционален, малокритичен. Практически не звучат какие-либо оценки работы соответствующих федеральных структур, занятых пропагандой и воспитанием патриотизма. В большинстве случаев наблюдаются лишь констатация фактов, заявление конкретных действий по организации программ. Здесь речь главным образом идёт о самом факте разработки планов по развитию патриотизма, о реализации соответствующих программ органами исполнительной власти в регионах, о привлечении общественных организаций к решению задач патриотического воспитания, финансировании мероприятий региональных программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с привлечением средств из внебюджетных источников.
Программы включают работу на всех уровнях воспитательной деятельности, начиная с
семьи, учебных заведений, трудовых, воинских и иных коллективов и заканчивая высшими органами государственной власти. Они нацелены на организацию мероприятий патриотической направленности на федеральном и на региональном уровнях, в отдельных коллективах и на проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью. Ведущее место в системе патриотического воспитания занимает семья.
Также программы предусматривают следующие виды деятельности: «издание пособий, организационных и методических рекомендаций по использованию государственных символов России и символов субъектов Российской Федерации в патриотическом воспитании; создание условий для расширения выпуска полиграфической продукции с изображением государственных символов России, обеспечение этой продукцией образовательных учреждений, учреждений культуры, воинских частей, общественных организаций (объединений), патриотических клубов и центров; проведение всероссийских конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций по вопросам патриотического воспитания граждан с использованием государственных символов России; организация изучения в образовательных учреждениях государственной символики России, порядка официального использования Государственного флага, Герба и Гимна Российской Федерации; информационное обеспечение и подготовка организаторов патриотического воспитания по вопросам использования государственной символики России в воспитательной работе» [2].
Помимо этого актуальным становится проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств и сознания граждан страны. Таким образом, в рамках программ проводятся или планируются самые разносторонние необходимые работы.
Освещается также сотрудничество государственных органов власти с частными предпринимателями в рамках программ патриотического воспитания граждан. В частности, речь идёт о программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы». Предприниматели должны стать объектами патриотического воспитания и его финансистами. То есть молодёжь, например, не может получать патриотическое воспитание только лишь в военно-спортивных лагерях. Воздействие на неё должно быть более разносторонним и исходить от разных людей и организаций.
Немалое внимание уделяется аспекту системности, постоянству работы в рамках прове-
дения патриотического воспитания. Такая работа должна проводиться перманентно, целенаправленно и всесторонне. Работа не должна проходить хаотично, резкими и короткими по времени рывками, поскольку такой подход непродуктивен. Подобные мысли звучат в центральных СМИ России.
Часто в СМИ можно встретить освещение сумм затрат на организацию работы по патриотическому воспитанию. Характерно, что суммы затрат на программу быстро растут, а динамика данного процесса отражается в СМИ. С одной стороны, это говорит об акцентировании внимания на проблеме, с другой - об опасениях в честности людей и организации использования данных средств.
Финансовые потоки направляются на различные задачи и проекты. Это и методические материалы по формированию у молодых людей корректного репродуктивного поведения, и разработки специальных патриотических компьютерных игр и др.
Звучат интересные мысли о том, что в любом государстве основой идеей, которая сплачивает нацию, служит именно патриотическое воспитание. Таким образом, данные программы имеют ключевое значение в деле становления национального самосознания и консолидации народа.
Стоит отметить, что нередко в СМИ звучат мысли о том, что патриотическое воспитание сегодня является не просто актуальным направлением работы государства, но и направлением обязательным, критично важным, необходимым.
В СМИ транслируется информация и о том, что государством предусмотрена система поощрений лицам и структурам, оказывающим помощь в патриотическом воспитании граждан.
Как уже отмечалось, в СМИ звучат критические мысли относительно программы патриотического воспитания. В частности, критика касается неисполнения предыдущей программы патриотического воспитания (2001-2005 гг.) до момента вступления в силу новой программы (2006-2010 гг.). Таким образом, за громкими лозунгами, солидно и продуманно выглядящими программами патриотического воспитания кроется проблема их неисполнения. Без самой работы, выполненной в полном объёме, такие программы теряют актуальность в той или иной мере.
Критике подвергается и объём затрат на реализацию программ патриотического воспитания.
Звучат скептические мысли в отношении качества самой программы, что может говорить о
необходимости трансляции полной информации в отношении таких программ, так как критика в СМИ нередко базируется только лишь на эмоциях, а верифицировать доводы не представляется возможным - они не представлены в свободном доступе.
Представители центральных СМИ упрекают власти за неоднозначную позицию относительно феномена патриотизма и способа его воспитания и построения, неопределённости политики в отношении перспективы формирования патриотического духа и национального самосознания.
Важно отметить, что звучат и противоположные мысли о том, что программа патриотического воспитания, осуществлявшаяся до 2005 года, была в целом успешна, эффективна, завершена. То есть государственная программа патриотического воспитания является фактором, который ведёт к социально-экономическому, духовному и культурному подъему государства, укреплению его обороноспособности.
Молодежь и патриотизм. Данный сегмент информационного пространства изучаемой проблемы представлен преимущественно в позитивном ключе. Он описывает работу организаций и отдельных лиц, направленную на формирование патриотизма и чувства национального самосознания среди молодёжи.
Ключевая роль в деле воспитания молодёжи в данной области принадлежит военно-патриотическим и военно-спортивным клубам. В СМИ отмечается рост потребности в таких организациях, учитывая активность государства в деле становления и воспитания патриотизма среди граждан, в частности среди молодёжи. Отмечается и увеличение числа подобных организаций в некоторых областях России.
Позитивно оценивается вклад ветеранов в дело формирования патриотизма. Свою лепту они вносят, выступая в молодёжных аудиториях, осуществляя работу в музеях боевой славы, участвуя вместе со школьниками и студентами в походах по местам боевой славы, в поисковой работе. Важнейшую роль в работе ветеранских организаций играет донесение до молодёжи правдивой информации об истории Родины, Великой Отечественной войны, разоблачение фальсификаций в истории. Такие мысли активно транслируются в СМИ.
Часто звучат положительные оценки реализации программы воспитания патриотизма, говорится об эффективности расходования средств на такую работу.
Одновременно фигурируют критические заявления о необходимости корректирования су-
ществующей системы патриотического воспитания молодёжи в организационном и методическом контексте.
Патриотическое воспитание молодёжи реализуется в частности и через искусство, например, театр. Такой подход подчеркивает необходимость поддержки со стороны государства развития различных видов искусства (как элемента воздействия на систему патриотического воспитания в целом), а так же активного участия в данном процессе широких слоев населения.
В СМИ транслируется информация о научно-практических конференциях в области воспитания патриотизма. При этом отмечается, что проводятся они не только классическими университетами, но и такими организациями, как РПЦ.
В СМИ также транслируется тема активизации интереса к истории России (в частности к советскому прошлому, символике СССР и т.д.). Данная тенденция характерна не только для центральной России, но и для периферии.
В СМИ активно звучат мысли о том, что в молодёжной среде развивается толерантность, растет интерес к судьбе своей страны, понимание различия понятий «патриотизм» и «национализм».
Вместе с тем, СМИ скептически замечают, что патриотизм в молодёжной среде распространён далеко не повсеместно. Идеи национального самосознания и гордости за свою страну свойственны далеко не всем молодым людям.
Критике подвергаются кумиры молодёжи, духовные и нравственные ориентиры. Отмечается, что молодежь лишена возможности черпать образцы для подражания в современной литературе, кинематографе.
Примечательно, что проекты по созданию патриотических организаций не всегда оказываются успешными, хотя население России нередко относится к ним с интересом и поддерживает их. Важно проводить работу по идентификации актуальной системы позиционирования таких организаций, дабы добиться положительного отклика от граждан.
Россияне нередко опасаются деструктивного влияния таких организаций и идей на молодёжь. Патриотизм в массовом сознании граничит с национализмом, что являет собой серьёзную опасность для общества. Отсюда произрастает недоверие и страх народа перед такими проектами и программами патриотического воспитания и становления национального самосознания.
Школьное воспитание и патриотизм. Данный тематический блок посвящён проблеме
воспитания патриотизма в школе, в процессе школьного обучения. Этот сегмент информационного пространства изобилует как ярко выраженными критическими оценками, так и позитивными суждениями.
Наиболее важную роль в деле формирования патриотизма среди школьников играют учителя и военные. Именно в школе учитель способен посеять в ребёнке зёрна любви к своей Родине, уважение к истории Отечества, пробудить интерес к искусству родной страны и т.д. Военные же могут привить чувство ответственности за родную страну, готовности защитить её.
Патриотизм среди школьников можно воспитать самыми разными способами. Одним из них, как считают организаторы программы по воспитанию патриотизма, являются экскурсии в военные части и участие в стрельбах. В данном случае, школьники получают практические навыки обращения с оружием, стрельбы боевыми патронами по мишеням, что приближает ситуацию к реальной. Непросто представить, как такие мероприятия могут сформировать чувство патриотизма среди школьников. Но, безусловно, сформировать некоторый интерес к тому или иному аспекту, связанному с патриотизмом, в ходе указанных посещений возможно.
Более того, даже дошкольные воспитательные учреждения должны выступать инструментом формирования чувства патриотизма среди детей. При этом относительно возможности и особенностей патриотического воспитания в дошкольном возрасте проходят оживлённые дискуссии и ведутся серьёзные научные исследовательские работы.
В СМИ часто транслируется информация о том, что в России масса актуальных и полезных для школьников патриотических материалов. При этом их изучения явно не достаёт в школах, что вызывает немалую тревогу и опасение за будущее страны. В России множество героев - истинных патриотов своей страны, способных быть примером для подражания. Молодёжь довольно слабо знакома с ними. Но именно они могли бы воспитать в молодых людях чувство любви к Родине.
Важно отметить роль начальной военной подготовки для школьников. В СМИ транслируется информация о том, что она максимально позитивно воздействует на детей и определяет их отношение к Родине в патриотическом ключе.
Используются и формальные средства патриотического воспитания среди школьников, призванные сформировать любовь к Родине. Без этого едва ли можно себе представить эффективную работу по воспитанию патриотизма среди молодёжи в школах. Помимо модифика-
ции курсов обучения в школе, корректируется и внешняя атрибутика патриотизма учебных заведений.
СМИ заявляют о том, что патриотизм не имеет под собой меркантильной основы. Формируется он исключительно на понимании народом важности любви к своей Родине и готовности столкнуться с самими тяжёлыми невзгодами, а так же возможности поддерживать в себе и других эти чувства к родной стране. Таким образом, материальность не может быть центральным элементом концепции формирования патриотизма людей.
В отношении процесса формирования патриотизма в школах звучат и скептические замечания. Например, критике подвергается информационный фон, в котором существуют школьники. Зачастую СМИ транслирует информацию, которая не способствует формированию патриотических чувств и даже носит деструктивный характер.
Примечательно, что негативная информация транслируется и самими учителями в школах, а не только СМИ. Учителя критичны в отношении России, и эта система оценок, естественно, перенимается школьниками. Таким образом, оценки учителей могут отрицательно влиять на формируемое чувство патриотизма среди молодежи.
Подобные оценки высказывают не только учителя, но и сами родители. Дети в первую очередь воспринимают точку зрения и ценностные ориентации родителей, а уж потом - учителей. В СМИ транслируются примеры игнорирования родителями школьников ценностей патриотизма, отсутствия уважения к символике России и т.д.
Не всегда благие начинания учителей и директоров школ в отношении привития чувства патриотизма претворяются в жизнь по причине достаточно банальной - нехватка финансов в школах. Эта проблема иногда стоит очень остро, что и транслируют СМИ.
Стоит отметить, что финансовая ситуация в центре и в регионах неодинакова. Возможно, жители столицы могут и не задумываться о проблемах наличия базовых инструментов и предметов, нужных для демонстрации и обучения школьников по актуальной теме. В регионах дело обстоит абсолютно противоположным образом, и материальная база играет важнейшую роль в деле формирования патриотизма среди школьников - это иная позиция, противоположная ранее прозвучавшей.
Звучат и мысли об опасности излишней формализации воспитания патриотизма. Этот процесс лежит в области духовной жизни человека, поэтому не может быть реализован сухо и безжизненно.
Формализация губительна в данном случае и в отношении используемого в обучении языка. Язык - средство формирования патриотизма, и к нему нельзя относиться легкомысленно.
Воспитание патриотизма в семье. Семья, наряду со школой и армией, в СМИ позиционируется как один из важнейших механизмов формирования патриотизма. Тематический блок информационного пространства, посвящённый семье, оценочно довольно нейтрален. Здесь нет острой критики, как нет и дифирамбов в адрес системы и инициатив государства.
Родители, понимая актуальность патриотического воспитания сегодня, сами направляют детей в кадетские училища и другие военно-патриотические учебные заведения.
Так же в СМИ отмечается, что ребёнок не только получает патриотическое воспитание и является носителем патриотических ценностей, но и сам транслирует их в семью. Таким образом, родители тоже получают уроки патриотического воспитания благодаря своему ребёнку.
В семье как исходной ячейке общества берёт начало процесс становления личности, зарождения и становления патриотизма, который уже потом продолжается в образовательно-воспитательных, трудовых, воинских организациях, культурно- просветительских учреждениях, в других общественных коллективах и структурах. В системе патриотического воспитания важнейшей составляющей является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая на регулярной основе государственными структурами при участии СМИ, представителей научных и творческих объединений, ветеранских, молодежных и других общественных организаций, ключевых религиозных конфессий государства.
Примечательно, что такое воспитание ребёнок должен получать уже с малых лет - в рамках дошкольного воспитания. Этому вопросу посвящаются конференции, и проводится другая актуальная работа.
В СМИ звучат и более категоричные мысли о том, что родители ребёнка - это основа основ формирования патриотизма. Для подрастающего поколения отец и мать - являются идеалами. Они транслируют свою позицию в отношении образа Родины, которая должна быть безоговорочно воспринята ребёнком.
Таким образом, многомерный контент-анализ СМИ показал, что проблема воспитания чувства патриотизма и национального самосознания активно муссируется в СМИ под разными углами зрения, но преимущественно звучат нейтральные оценки проводимой работы и ситуации в целом. Отмечается прогресс в деле формирования патриотических чувств, хотя нередко заявляется и скептическая позиция. Она преимущественно связана с ненадлежащим исполнением принятых общегосударственных программ по формированию чувства патриотизма среди граждан России.
Список литературы
1. Треушников И.А., Осянин А.Н. Социологические исследования - фактор совершенствования правового обеспечения работы по патриотическому вос-птанию // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 21. - URL: http://www.namvd. ru/download/vestnik/2010/21.pdf (дата обращения: 06.05.2013).
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20062010 годы» // Красная звезда. 31.08.2005. - URL: http://old.redstar.ru/2005/08/31_08/2_01.html (дата обращения: 06.05.2013).
FOSTERING A SENSE OF PATRIOTISM AND NATIONAL IDENTITY IN RUSSIA: THE EXPERIENCE OF CONTENT ANALYSIS OF NATIONAL MEDIA
A.N. Osyanin, A.M. Ryumin
The article is devoted to the various aspects of education of patriotism and national identity, broadcasted in the national media of the Russian Federation. The work presents a qualitative interpretation of the key thematic areas under review the information space.
Keywords: patriotism, national identity, media content analysis, education, youth.
References
1. Treushnikov I.A., Osyanin A.N. Sotsiologiche-skie issledovaniya - faktor sovershenstvovaniya pravovogo obespecheniya rabotyi po patrioticheskomu vosptaniyu // Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. 2013. № 21. - URL: http://www.namvd.ru/
download/vestnik/2010/21.pdf (data obrascheniya: 06.05.2013).
2. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 20062010 godyi» // Krasnaya zvezda. 31.08.2005. - URL: http://old.redstar.ru/2005/08/31_08/2_01.html (data obrascheniya: 06.05.2013).