УДК 373.31
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ГЕРОИЧЕСКОГО ПРИ ИЗУЧЕНИИ БАТАЛЬНОГО ЖАНРА В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Е.О.Орлова
FOSTERING SENSE OF THE HEROIC IN THE CONTEXT OF THE BATTLE GENRE STUDY IN
ELEMENTARY SCHOOL
E.O.Orlova
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
Рассматривается понимание чувства героического на основе характеристики эстетического как взаимосвязи восприятия, опыта и ценностного осмысления в соответствии с представлением об идеале. Потенциал обращения к чувству героического в практике начальной школы представлен в изучении батального жанра. Многообразие ценностных аспектов батального жанра предполагает изучение его с младшими школьниками не только как одного из жанров наряду с портретом или пейзажем, но и как текстов культурного наследия, предполагающего переживание чувства героического, т.е. чувства сопереживания герою, который преодолевает препятствия путём самопожертвования во имя блага других. Ключевые слова : эстетические чувства, героическое, батальный жанр, младший школьник
The article suggests perceiving the sense of the heroic basing on the aesthetic characteristics as the relationship of perception, experience and value understanding in accordance with the notion of ideal. Potential appeal to the sense of heroic in primary school is presented by the study of the battle genre. The diversity of the battle genre value aspects involves its study with younger students not only as one of the genres as well as portrait or landscape, but also as cultural heritage texts, involving the experience of feeling heroic, i.e. empathizing the hero who overcomes obstacles through self-sacrifice for the good of others. Keywords: aesthetic senses, heroic, battle genre, primary school student
Героическое относится к эстетическим чувствам наряду с другими, такими, как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое и др. Напомним, что само слово эстетика в переводе с греческого означает чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. А.А.Мелик-Пашаев, подчёркивая, что «С точки зрения этимологии — да: «эстетическое» значит «связанное с чувственным восприятием», указывает, что такая характеристика эстетического неполна. По его мнению, эстетическое восприятие всего лишь необходимая предпосылка эстетического опыта, который должен найти своё выражение в осмыслении, в том числе представленном в произведении искусства. «А если переживание не осознаётся, не называется ... не воплощается в творчестве, — его ценное содержание как бы ускользает.» [1]. Поэтому так важна педагогическая организация, направленная на осмысление чувственных переживаний, что будет выступать основанием для ценностного самопределения учащихся.
Для понимания героического в восприятии картин батального жанра важно осознавать, что эстетическое взаимодействие человека с миром — это исходно ценностное взаимодействие. Данное положение В.П.Большаков раскрывает на примере переживания чувства прекрасного (в его варианте ценности красоты). По словам учёного, красота — это не только оценка, это именно ценность, то есть — особое эстетическое ценностное отношение [2]. Характеристику красоты, В.П.Большаков предлагает рассматривать на основе понимания ценности, предложенной Г.П.Выжлецовым, когда красота (как ценность) может выступать в качестве или значимости, или нормы, или идеала. По словам Г.П.Выжлецова, эстетическая ценность воплощает в себе единство «значимого и желаемого (должного), сущего и идеала» (цитата по Большакову) [2, с. 69]. В высказываниях учёных одним из понятий, необходимых для переживания красоты (прекрасного), выступает понятие идеала, что совпадает с нашим пониманием сущности прекрасного, как соответствия реального идеальному. В.П.Большаков говорит о красоте, как реализуемом идеале [2, с. 70]. Героическое, в свою очередь также будет связано с переживанием, основанном на представлении об идеале, воплощённом в поступках героев.
Значит ведущим признаком эстетического можно понимать такое чувственное восприятие прекрасного, которое помогает преобразовывать мир человека в соответствии с представлением о прекрасном как идеальном.
Героическое как одно из проявлений эстетического восприятия мира, по нашему мнению, основано на представлении о герое — носителе идеальных характеристик, например, такой как самопожертвова-
ние. Герой — это такой человек, который ради высокой цели идёт на крайнее напряжение своих сил, если нужно — на смерть. Примеры проявления героического зачастую относятся к поступкам людей в годы военных испытаний. История Отечества даёт нам множество таких примеров.
Итак, героическое понимается нами как чувство сопереживания герою и восприятие персонажа как героя, т.е. человека, преодолевающего препятствия путём самопожертвования во имя блага других.
Это чувство можно испытывать, рассматривая картины батального жанра. Основное содержание жанра — это военная тематика. Отметим, что в характеристике жанра специалисты обозначают не только изображение сражений, но и всего связанного с военной жизнью, например, это могут быть и сцены отдыха бойцов, и портреты воинов. «Батальный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни» [3]. Так, на картине Б.М.Неменского «О далёких и близких» мы видим воинов, которые в период затишья между боями вспоминают своих родных, рассматривая дорогую фотографию. И свет внутри землянки — это не только свет огня, это свет любви, помогающий пережить разлуку. Согласно определению батального жанра эта работа должна быть, несомненно, отнесена к нему, однако она также может быть причислена и к картинам бытового жанра, как зарисовка быта солдат. Рассматривая взаимосвязь батального жанра с другими, Н.М.Сокольникова говорит о том, что батальный жанр может быть составной частью исторического или мифологического жанров, а также о включении элементов других жанров — «бытового, портретного, пейзажного, анималистического (при изображении конницы), натюрморта (при изображении оружия и других атрибутов воинской жизни)» [3, с. 122]. Нам думается, уместнее использовать другую характеристику взаимосвязи жанров — полижанровость, когда картина одновременно может быть отнесена к нескольким жанрам. Так, например, портрет маршала Г.К.Жукова кисти К.Васильева может быть отнесён к батальному жанру, потому что автор воспевает героическую доблесть не только полководца, но и воинов, которых он вёл в сражения, на картине за спиной Г.К.Жукова видны ряды солдат, поверженные вражеские знамёна, могилы павших воинов. Значит, эта картина может рассматриваться и как портрет, и как произведение батального жанра.
При всём тематическом многообразии батального жанра для большинства зрителей главным в его содержании остаётся изображение сражений, что по-своему справедливо, если вспомнить, что само название происходит от французского слова, обозначающего битву. Однако если обратиться к истории жан-
ра, то можно увидеть, что ценностное наполнение картин батального жанра могло меняться в зависимости от культурно-исторических эпох.
Зарождение жанра можно отнести к древнейшим временам. Так, изображения царей или полководцев во главе армий, шествия воинов представлены на рельефах Древнего Востока или в мозаиках Древнего Рима. Собственно как о самостоятельном о батальном жанре можно говорить, начиная с эпохи Возрождения. Примечательно, что знаменитое состязание между титанами Возрождения — Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти — по заказу Флорентийской республики для большого зала Совета было именно по теме батальной живописи. Художникам предлагалось избрать какой-либо эпизод из времен пизанской войны, чтобы прославить победы Флорентийской республики. Интересно, что в историю искусства ни тот, ни другой участник конкурса не вошли как художники преимущественно батально -го жанра.
В России история батального жанра начинается сравнительно поздно по отношению к европейскому искусству, что было вызвано поздним развитием светского искусства, прежде всего связанного с петровскими преобразованиями общества. Одним из первых собственно батальных произведений становится мозаика М.В.Ломоносова «Полтавская баталия», созданная в 1762—1764 гг. Несомненно, для Ломоносова и его современников Пётр I — герой, что нашло воплощение в художественном решении композиции.
Первоначально для отечественных художников ведущим ценностным аспектом в создании батальных полотен выступает их документальность, необходимо было не просто прославить победу русских войск, но и дать наглядное представление о событии. Представляя пример такой работы, обратим внимание на название, которое также выражает идею исторической достоверности. Речь идёт о полотне В.И.Мошкова «Сражение под городом Лейпцигом на Вахаутских высотах между деревнями Кононицы и Либерволковицы, бывшее 1813 года октября 6-го дня, в присутствии их величества императора всероссийского и короля прусского, под предводительством главнокомандующего российско-прусскими армиями генерала от инфантерии Барклая де Толли». Специалисты подчёркивают, что картина была написана всего через два года после знаменитой «битвы народов», положившей конец наполеоновской экспансии. Важными характеристиками произведения выступает сочетание панорамного принципа построения пространства «с достоверностью передачи эпизодов сражения на переднем плане», а также романтическое мироошущение «в передаче героизма сражающихся — независимо от их принадлежности той или другой стороне — идущих на подвиг, проявляющих безрассудную храбрость, обреченных на смерть и презирающих её» [4].
Новое осмысление батального жанра предложил художник второй половины XIX в. Василий Васильевич Верещагин. До него батальная живопись имела, в основном, строго официальный, хроникаль-
но-документальный характер. Война изображалась приукрашенно, баталии были скорее похожи на торжественные парады, чем на подлинные сражения. Верещагин подошёл совсем иначе к батальной теме. Он стремился показать всю правду о войне, её бесчеловечной сути. Личный опыт и нравственная позиция художника стали основой его творческой концепции батальной живописи. Верещагин участвовал во многих военных кампаниях: в 1867—1870 гг. в составе отряда русских солдат сражался с войсками бухарского эмира, участвовал в русско-турецкой войне 1878—1879 гг. по освобождению болгарского народа, погиб Верещагин в начале русско-японской войны 1904—1905 гг. «Балканская война, имевшая целью освобождение «братьев-славян» от турецкого ига, нашла в сердце Верещагина живейший отклик. Он участвовал в нескольких битвах, был очевидцем решающих сражений. В одном из боёв он едва не лишился жизни сам, в другом — был ранен один из его братьев. Ещё один брат Верещагина, любимый младший брат Сергей, погиб на этой войне. Его тело долго искали после сражения. Художник шёл между трупов, заглядывал в лица убитых солдат, страшась узнать в одном из них своего маленького Серёжу...» [5]. Картины художника призваны не просто показать ход событий, зафиксировать или представить зрителю то, как происходило сражение, они обращены к сердцу воспринимающего, который вместе с автором переживает боль, горечь от той цены, какой человечество решает свои проблемы. Зритель полотен «Панихида» или «Забытый» не может не проникнуться чувством неприятия и отрицания войны как формы человеческой истории.
Настоящим воплощением крайне отрицательного отношения к войне автора стала его работа «Апофеоз войны». Исследователи обращают внимание на характер посвящения картины, выраженный в словах художника: «Посвящается всем завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Первоначально это полотно было о войнах Тамерлана, известного своей жестокостью, оставлявшего на своём пути пирамиды из человеческих черепов. Но образ, созданный художником, перерастал рамки исторически конкретного эпизода эпохи Тамерлана, приобретал глубоко символический обобщающий смысл. Руины, черепа и пустыня во все времена воспринимались как символ смерти и разрушения. По мнению Кузнецовой, трудно найти в мировом искусстве более сильный протест против захватнических несправедливых войн, несущих людям горе и страдания [6]. Добавим, что в живописи последующего столетия, тоже полного чудовищных войн мирового масштаба, таким же антивоенным протестом выступила работа Пабло Пикассо «Герника».
Надо сказать, что такое понимание батальной живописи нашло поддержку не у всех современников Верещагина. Если П.М.Третьяков покупает все картины Туркестанской серии, то столичная петербургская публика, отражающая позицию власти, подвергает резкой критике работы художника, обвиняя его в отсутствии патриотизма, в том, что он «опозорил» русскую армию. Критика была столь сильна, что Ве-
рещагин поддаётся её воздействию и уничтожает ряд картин, в том числе и работу «Забытый». По нашему мнению, тема героизма нисколько не умаляется в данной работе, где герой представлен не победителем на коне, а солдатом, отдавшим свою жизнь за Отечество. При том, что само Отечество его незаслуженно забыло, но ведь человек шёл на подвиг не ради славы, пусть и посмертной, а ради дела, и главное, чтобы дело состоялось — дело служения Родине. Поэтому горький смысл работы выражен не в том, чтобы принизить подвиг бойца, а обращён к нам, тем, ради кого он погиб. Если чувство героического понимать как сопереживание герою, то Верещагин своим образом забытого более чем кто-либо достигает цели.
Итак, тема героического, с одной стороны, в батальном жанре присутствует априори. С другой стороны, важен ценностный акцент в понимании героического, определяемый культурными ориентирами той или иной эпохи, в которую создаётся произведение искусства. Заметим, что по отношению к батальному жанру — героями могут выступать как отдельные личности, так и группы людей, народ.
Батальный жанр традиционно представлен в содержании начального образования как один из жанров изобразительного искусства. Приведём примеры анализа картин батального жанра, ориентированного на осмысление чувства героического. Нами выбраны две работы, которые объединяет образ города-героя Севастополя. Первое полотно — это часто присутствующая в содержании учебных материалов для начальной школы «Оборона Севастополя» Александра Дейнеки о событиях Великой Отечественной войны. Другая работа, включение которой, как мы считаем, может обогатить представление учащихся о городе-герое — это произведение современного художника Василия Нестеренко «Отстоим Севастополь», посвящённое 11-ти месячной самоотверженной обороне города во время Крымской войны 1853—1856 гг.
Для анализа «Обороны Севастополя» А.Дейнеки предложим для начала школьникам вопросы — где герои? Как вы поняли, что это герои? Данные вопросы должны подвести учеников к определению выразительных средств, которые использовал художник. Так, в картине герои выделены белым цветом, который символизирует чистоту (вопрос ученикам — почему герои написаны белым цветом?). Следующий вопрос — те, кто изображён тёмными красками, как вы думаете, они кто? Зачем художник использует эти два цвета (герой — антигерой/злодей). Другой аспект анализа цветовой гаммы — красный цвет в картине (вопрос ученикам — какой ещё цвет в картине помогает нам понять замысел художника? Что он даёт? — напряжение, тревогу, опасность). Кроме того, важен анализ композиции — герои сдвинуты к краю (вопрос ученикам — почему художник не поместил героев буквально в центре, а сместил их к краю — подвиг как самопожертвование, когда герой может быть на краю гибели и у него крайний выбор или погибнуть, или сдаться). Анализ содержания картины, её идеи необходимо сопровождать рассказом учителя об обороне Севастополя в годы Великой
Отечественной войны. В завершении занятия можно предложить школьникам вопрос — как нам эта картина помогает понять, кто такие герои?
На другом занятии школьники будут рассматривать репродукцию картины В.Нестеренко «Отстоим Севастополь». Вопросы будут направлены на анализ текста картины на основе осмысления выразительных средств, образов героев и главной идеи полотна. Важно показать, что в данном случае иные и композиция, и колорит, но чувство героического данная картина также у нас вызывает. В ходе беседы следует обсудить несколько аспектов:
— композиция — круг, лучи света дополняют круг: какая фигура организует композицию? Зачем художник использует круг? (образ крепости);
— цвет — земля тёмная — небо светлое: как вы думаете, почему художник высветляет небо по отношению к земле? Какую идею он хочет выразить таким образом? (герои идут на смерть, большинство из них погибнет, но их бессмертные души будут приняты небом). Какой цвет выделяется в колорите и встречается и в изображении неба, и в образах героев? (сине-голубой как чистота и благородство помыслов героев, устремлённых к высшему, горнему, небесному);
— общий героический образ складывается из отдельных образов: в картине изображено несколько героев обороны, назови их (умирающий отрок, солдат с пушкой, солдат со стягом, священник с хоругвью, на которой изображена икона Казанской Божией Матери, как надежда на спасение). Следует обратить внимание школьников на то, что на картине отсутствуют образы врагов.
Христианские мотивы, содержащиеся в полотне Нестеренко, а соответственно представленные в вопросах анализа, обусловлены мировоззрением художника. Василий Нестеренко принимал участие в росписях Храма Христа Спасителя в Москве. Выполненные им фресковые росписи на евангельские сюжеты («Вход Господень во Иерусалим», «Воскресение Христово», «Апостол Матфей», «Крещение Господне») располагаются в его центральной части. Художник неоднократно возглавлял творческие коллективы, создающие живописные убранства нескольких храмов, например, Успенского кафедрального собора в Дмитрове, храма Живоначальной Троицы в Царицыно.
Обсуждение картины также сопровождается рассказом учителя о Крымской войне 1853—1856 гг.
Далее можно предложить учащимся сравнить две картины, посвящённые обороне Севастополя в разное время. Следует выделить различие в композиции и в палитре, а затем подчеркнуть главное, что хоть два события изображены по-разному, посвящены они одному образу — образу города-героя Севастополя. Здесь уместно организовать со школьниками беседу на тему «Может ли город быть героем (на примере города Севастополя)». Интересно обсудить с учениками, как они понимают, что такое город-герой, как город может стать героем.
Таким образом, обогащение содержания начального образования возможно путём осмысления
героического аспекта батального жанра на основе анализа произведений искусства (цветовой гаммы, композиции, образов), что в результате может способствовать развитию такого эстетического чувства у младших школьников, как героическое.
1. Мелик-Пашаев А .А. Первый пласт эстетического развития // Искусство в школе. 2003. № 6. С. 30-31.
2. Большаков В .П. Культура как форма человечности: Учеб. пособие. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000. С. 66.
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство.
№ 12: Верещагин. С. 16. 6. Кузнецова Э.В. Исторический и батальный жанр. М., 1982. С. 56-57.
References
1. Melik-Pashaev A. A. Pervyy plast esteticheskogo razvitiya [The first layer of aesthetic development]. Iskusstvo v shkole, 2003, no. 6, p. 30
2. Bolshakov V.P. Kul'tura kak forma chelovechnosti [Culture as a form of humanity]. Veliky Novgorod: NovSU, 2000, p. 66.
3. Sokolnikova N.M. Izobrazitel'noe iskusstvo i metodika ego prepodavaniya v nachal'noy shkole. Risunok. Zhivopis'. Narodnoe iskusstvo. Dekorativnoe iskusstvo. Dizayn [Fine art and the methods of teaching in elementary school. Drawing. Painting. Folk art. Decorative art. Design]. Moscow, Academy Publ., 2008. pp. 121-122. [Romanticism in Russia. On the occasion of centenary of the State Russian Museum. Catalogue of the exhibition]. Saint Petersburg, State Russian Museum, 1995, p. 153. [Masterpieces of Russian painting. 50 Artists], 2010, no. 12: Vereshchagin, p. 16.
Kuznetsova E.V. Istoricheskiy i batal'nyy zhanr [The Historical and battle-genre]. Moscow, 1982, pp. 56-57.
Дизайн: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведе- 4.
ний. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008.С. 121-122.
4. Романтизм в России. К 100-летию Государственного Рус- 5. ского музея. Каталог выставки. СПб.: Государственный Русский музей, 1995. С. 153. 6.
5. Шедевры русской живописи. 50 Художников. 2010.