развитие идей к.д. ушинского
Е.Г. Ильяшенко
Ключевые слова:
К.Д. Ушинский, «Детский мир», учебная книга, книга для чтения
ВОСКРЕШЕНИЕ «ДЕТСКОГО МИРА» К.Д. УШИНСКОГО: КОНЕЦ 1930-х - НАЧАЛО 1950-х гг.
В статье раскрываются причины возрождения интереса к педагогическому наследию К.Д. Ушинского в конце 30-х - начале 50-х гг. ХХ века.
Книга К.Д. Ушинского «Детский мир и Хрестоматия» вышла в 1861 году и сразу стала заметным явлением, взбудоражившим педагогическую общественность, вызвавшим многоцветную палитру самых разнообразных мнений. Создавая «Детский мир», К.Д. Ушинский стремился решить сложную и актуальную задачу - дать в начальные классы книгу для чтения, которая бы наглядно и, по словам К.Д. Ушинского, «незаметно» вводила детей «в науку через окружающие их и уже знакомые им образы действительности» 1. По замыслу К.Д. Ушинского, данная книга должна была способствовать приведению в систему и уяснению детьми тех сведений, которые уже приобретены ими в жизни, чтобы на этом, уже знакомом, фундаменте выстроить «прочное здание первоначального образования» 2.
Это не значит, что в школах времени К.Д. Ушинского не было книг для чтения, однако, и сами книги, и взгляды на преподавание родного языка с помощью таких книг не удовлетворяли К.Д. Ушинского, считавшего что подобные книги не способствуют развитию учащегося, содержат непонятный ребёнку материал, вследствие чего предназначены лишь для механического чтения. Считая, что рече-
86
I Е.Г. Ильяшенко
вое развитие неразрывно связано с развитием мышления, книга для чтения постулировалась Ушинским должной быть составленной так, чтобы своим содержанием побуждать к размышлениям и, в свою очередь, способствовать развитию речи ребенка. Полагая, что таким учебным материалом прежде всего может стать естественнонаучный, К.Д. Ушинский основой «Детского мира» сделал именно естественнонаучное содержание включенных в пособие текстов.
К.Д. Ушинский создавал «Детский мир» в тот момент, когда уровень развития естественных наук уже позволял сделать их, судя по практике конца XVIII - первой половины XIX столетия, предметом общеобразовательного курса в российской школе на уровне гимназий и готовивших к обучению в них уездных училищ. Ушинский использовал данные естественных наук в своей книге в качестве материала для развития речи, сведя эти данные в своеобразный начальный курс, объединявший элементы естествознания, географии и истории, и выстроив на их основе систему обучения, как он полагал, развивающего через позтитивные познания. По словам Э.Д Днепрова, К.Д. Ушинский стоял у истоков решения фундаментальной проблемы - создания системы первоначального обучения в рациональной форме, положив в ее основу развитие ребенка3. Утверждая, что К.Д. Ушинский не только решил проблему создания пропедевтического курса для средней школы, но разрешил насущную проблему содержательного оснащения рождавшейся народной школы, Э.Д. Днепров подчеркнул, что «не случайно «Детский мир» в конечном счете стал основной книгой для чтения и в первых классах средней школы, и в начальных народных училищах» 4.
«Детский мир» был, по словам Э.Д.Днепрова, «ответом Ушинского и на социально-педагогический вызов эпохи, и на ее образовательный вызов - коренное изменение учебного курса русской школы», решавшим задачу «создания принципиально нового, оригинального курса первоначального обучения, который выстраивал системы реализации трех основных целей начального образования в их органическом единстве: овладение родным языком, приобретение элементарных знаний, умственное и нравственное развитие ребенка» 5. К.Д. Ушинский был не просто составителем, но и создателем «Детского мира»: из 198 научно-популярных статей книги только 4 указаны как принадлежавшие другим авторам, остальные представляют собой авторские переработки текстов других пособий, выполненные Ушинским, либо самостоятельные, написанные им самим тексты.
Появление в 1861 году «Детского мира» стало заметным событием русской педагогической жизни, и, по словам известного педагога А.С.
87
Воскрешение «Детского мира» К.Д. Ушинского: конец 1930-х-начало 1950-х гг. I
Воронова, председателя Учёного совета Министерства народного просвещения в 1861-1865 гг., замечательным явлением в учебной литературе, «давно уже нуждавшейся именно в таком руководстве» 6.
При жизни К.Д. Ушинского книга была переиздана 10 раз и непрерывно переиздавалась после его смерти: в 1916 году первая часть «Детского мира» вышла 47-м изданием, а вторая - 41-м изданием. К 25-летию со дня смерти К.Д. Ушинского было установлено, что только за четверть века после его смерти книга была распродана в количестве 778 000 экземпляров, что является ярким свидетельством высокой оценки книги учительством. Мнения начала ХХ столетия о «Детском мире» высказывались самые разнообразные. На уровне официальных публикаций преобладали положительные. Так, по словам В.А. Волкович, основная заслуга К.Д. Ушинского заключается в том, что, создавая первую русскую книгу для детского учебного чтения, книгу, которая должна была давать ребенку «знания во всех областях, основы нравственного и религиозного народного мировоззрения», К.Д. Ушинский «принял во внимание психологию и запросы ребенка и сумел их удовлетворить» 7. Говоря о причинах успеха «Детского мира», соратник К.Д. Ушинского, видный педагог Д.Д. Семенов отметил, что «Детский мир» сразу завоевал первое место в ряду книг для чтения, так как заключал в себе «именно тот цикл первоначальных научных сведений, которые необходимо знать каждому грамотному человеку» 8.
Тем не менее, после 1917 года «Детский мир», выдержавший множество переизданий и признанный учительством, был забыт вместе с именем его создателя, которого, по словам Э.Д. Днепрова, не сразу взяли на «пароход современности» 9. Только в конце 1930-х годов, после разгрома педологии, выбившего почву из-под ног развивающейся гуманистической педагогики, образовавшийся в научной педагогике вакуум на фоне усиления национал-большевистского содержания общегосударственной идеологии, воскрешения апологетической оценки М.В.Ломоносова, Александра Невского и ряда других имен досоветского прошлого стал заполняться повышением интереса к деятельности и педагогическому творчеству «великого русского педагога» К.Д. Ушинского.10 Почему именно к нему? Тому, вероятно, много причин. Назовем лишь некоторые. Во-первых, К.Д. Ушинский не скомпрометировал себя ни педологией, к которой он не имел отношения11, ни политическими пристрастиями, хотя он работал в правительственном журнале, а жил еще и после окончания Крымской войны - верхнего хронологического рубежа для реабилитации в 1930-х событий прошлых веков российского государства: имперская действительность и фигуры второй по-
88
I Е.Г. Ильяшенко
ловины XIX века обычно реабилитации 1930-х гг. не подлежали. Во-вторых, идеи К.Д. Ушинского о народности образования, воспитывающем значении труда, о необходимости сохранения и изучения русского языка, его приверженность гербартианству вместе с национальным романтизмом как нельзя лучше укладывались в рамки курса на возрождение российской имперской гимназии.
Специальными постановлениями ЦК партии «О начальной и средней школе» (1931), «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (1932), «О структуре начальной и средней школы» (1934) деятельность школы унифицировалась, централизировался контроль по всем направлениям образования. Последовавшее введение единой формы одежды, ученического билета, раздельного обучения мальчиков и девочек, а также введение в программу логики и психологии, предметов, существовавших в дореволюционном гимназическом курсе, были продолжением процесса возрождения имперской гимназии, полностью укладывавшегося в рамки взятого И.В. Сталиным курса на построение Российско-советской империи.
«Оказалось», что публикация педагогического наследства К.Д. Ушинского к этому времени, по словам исследователя педагогического наследства К.Д. Ушинского историка педагогики В.Я. Струминского, "находились в состоянии значительной заброшенности"12, что затрудняло задачу изучения и освоения этого наследства. Причину такого положения В.Я. Струминский видел в том, что, пытаясь отмежеваться от буржуазных и феодальных традиций, в первые годы советской власти теоретики и историки педагогики «с самого начала заняли резко отрицательную позицию по отношению к педагогическому наследству Ушинского»13. В педагогических статьях первого издания «Большой советской энциклопедии», в «Педагогической энциклопедии», в учебниках педагогики, истории педагогики и других изданиях К.Д. Ушинский трактовался как педагог с порочной философской и общественно-политической идеологией, неприемлемой для советской школы, а учебные книги К.Д. Ушинского «Детский мир» и «Родное слово» назывались книгами, проповедовавшими национализм и религиозные идеи. Не удивительно, что советские учителя, встречаясь лишь с отрицательными характеристиками К.Д. Ушинского, не желали знакомиться с трудами великого русского педагога и на этих трудах постигать секрет педагогического искусства. А так как издание избранных сочинений К.Д. Ушинского началось лишь в середине 1930-х годов, советский педагог, по словам В.Я. Струминского, «в течение 20 лет или ничего не читал об Ушинском, или читал только статьи, порочащие его"14, тем более не был знаком с его учебными книгами.
89
Воскрешение «Детского мира» К.Д. Ушинского: конец 1930-х-начало 1950-х гг. I
Так в неоднократно переиздававшемся курсе истории русской педагогики Е.Н. Медынского (1929, 1936, 1938, 1947 гг.) «Детский мир» упоминается в связи с анализом общих дидактических взглядов К.Д. Ушинского, и лишь в издании 1947 г. был выделен специальный параграф, посвященный характеристике его учебных книг. Специальных же исследований, посвященных «Детскому миру», в педагогической литературе не было вплоть до конца 1940-х гг., когда в 1948 году «Детский мир и хрестоматия» вышли четвертым томом одиннадцатитомного собрания сочинений нового классика.
Свидетельством дирижируемого начала возрождения интереса к творчеству К.Д. Ушинского являются две публикации 1937 г.: статья петербургского филолога Петра Иосифовича Девина "Значение Ушинского в истории педагогики" в журнале "Советская педагогика" (№ 2)15 и опубликованная 10 апреля в "Правде" статья Д. Мурманова «Великий русский педагог и его судьи».16 Их согласованное появление в общегосударственной и главной ведомственной печати, дополненное статьей В.Я.Струминского в «Начальной школе» (№ 4), думается нам, не случайно.
В редакторской сноске к статье П.И. Девина говорится, что статья «является первой попыткой положительного изложения педагогических взглядов Ушинского». Редакция посчитала необходимым «привлечь внимание теоретиков педагогики к разработке и подлинному марксистско-ленинскому толкованию педагогических взглядов крупнейшего русского педагога К.Д. Ушинского»17. Автор статьи, называя К.Д. Ушинского основоположником педагогической теории и практики, пишет: «Чтобы вывести педагогическую систему Ушинского из загона и забвения и вернуть ее в надлежащем и новом освещении советскому учительству и советской и всемирной педагогике», необходимо «заняться углубленным изучением педагогических воззрений Ушинского»18. В этой связи К.Д. Ушинскому уже «прощалось» допущение «совершенно неверных трактовок в освещении общественно-педагогических вопросов»19, его «реакционное, благоговейное отношение к религии вообще и к православию в частности», «идеализм» и «неправильное утверждение, что воспитание всегда должно быть и не может не быть национальным» 20, так как «не все эти неправильные воззрения и установки Ушинского и не ряд других крупных и мелких его ошибок делают его ценным для нас, а те собственно педагогические высказывания, которыми он заложил основу русской педагогической теории и практики». Советскому критику и историку будет совершенно нетрудно «разъяснить все ошибки и неправильности Ушинского»21. П.И. Девин особо подчеркивал огромную роль, в частности, «Детского мира» в деле воспитания многих поколений, называя его ценным
90
I Е.Г. Ильяшенко
учебным пособием, которое должно наконец занять «подобающее место в истории педагогики»22. В итоге П.И. Девин со страниц директивной по статусу «Советской педагогики» призывал «серьезно взяться за глубокое изучение и критическую переработку наследства Ушинского»23.
В правдинской статье Д. Мурманова «Великий русский педагог и его судьи», рассчитанной на возрождение высокого статуса идей и образов педагогического национал-романтизма в широкой публике, также указывалось на содержательность и разнообразие педагогического наследства великого учителя, способного теоретически и практически обогатить советского педагога, а все предыдущие подходы к деятельности К.Д. Ушинского как реакционной, проникнутой религиозными идеями, были объявлены антиисторическими.
Необходимость реабилитации «русского педагога» типа Ушинского ощущалась многими - не только учителями «старой закалки», как Девин, или новым поколением практиков и теоретиков, как Гмурман, но и - вероятно, прежде всего - партийными деятелями на различных уровнях. Известно, что незадолго до своей смерти Н.К.Крупская написала статью «К вопросу об изучении истории педагогики» (1937?, опубл.1940), в которой призвала к серьезному изучению педагогического наследства именно К.Д. Ушинского, полагая, что «смешно было бы бояться, что учащиеся заразятся религиозными настроениями Ушинского или его монархическими чувствами: эти настроения слишком уже наивны для современного читателя» 24.
С выходом названных статей Мурманова, Девина, Крупской у педагогов Советской России появилось своеобразное разрешение на обращение к творчеству К.Д. Ушинского. По словам М.А. Данилова, они «получили ценнейшие указания об изучении педагогического наследства Ушинского»25. Эти и другие авторитетные призывы привели к тому, что педагогические труды К.Д.Ушинского были возвращены из забвения, а вскоре было канонизировано и его имя.26 Вероятно, подобное официальное «возрождение» интереса к творчеству К.Д. Ушинского было удачно выбранным продолжением антипедологической кампании, в рамках которой необходимо было, в первую очередь, «восстановить полностью в правах педагогику и педагогов»27. В этой связи советской педагогике предложили искать научную опору в трудах «признанного русского педагога» К.Д. Ушинского. Сказалась и сформулированная к окончанию войны идеологическая потребность показывать во всех областях превосходство российско-советской науки над западной.28
Самое активное участие в поиске опоры для всей педагогической науки в трудах К.Д.Ушинского принял глубокий исследователь его наследия
91
Воскрешение «Детского мира» К.Д. Ушинского: конец 1930-х-начало 1950-х гг. I
В.Я. Струминский. В 1943 году вышел его очерк «Константин Дмитриевич Ушинский - великий педагог», в котором, обосновывая важность учебной книги для школьного образования и характеризуя «Детский мир» в качестве лучшего достижения дореволюционной педагогики, В.Я. Струминский особо подчеркнул, что тщательное изучение учебных книг К.Д. Ушинского, «поможет и советскому педагогу разрешить задачу создания на высоком общепедагогическом уровне учебной книги для начальной советской школы».29
Важным событием, которое стало своеобразным этапом в обращении ученых и педагогов к творчеству К.Д. Ушинского, были официальные мероприятия, посвященные памяти великого русского педагога. 3 января 1946 г. исполнилось 75 лет со дня смерти К.Д. Ушинского. Согласно постановлениям правительства30, эта дата была отмечена торжественными собраниями, посвященными памяти великого педагога. Имя К.Д. Ушинского было присвоено Научной педагогической библиотеке, ряду учебных заведений среднего и высшего образования, в университетах и педагогических институтах учреждены стипендии его имени, а для награждения наиболее выдающихся учителей и работников педагогической науки - серебряная медаль им. К.Д. Ушинского и две ежегодные премии имени Ушинского (25 и 10 тыс.руб.в ценах 1945 г.).
В своей речи на торжественном заседании, посвященном этой дате, президент Академии педагогических наук РСФСР В.П. Потемкин называет великого педагога «смелым преобразователем школы», «основоположником науки о воспитании», «героем и подвижником своего высокого призва-ния»31. Данное событие вызвало многочисленные публикации в педагогической прессе. В 1945 г. количество опубликованных материалов, связанных с именем и творчеством К.Д. Ушинского, было равно количеству публикаций о нем за все предыдущие 28 лет советской власти32. Большинство публикаций было посвящено личности К.Д. Ушинского33, обзору и анализу его педагогического наследия34.
Как бы задавая тон, в декабрьском номере журнала «Советская педагогика» за 1945 год вышла статья Е.Н. Медынского «Великий русский педагог К.Д. Ушинский», в которой автор, перечисляя заслуги К.Д. Ушинского, называл его основоположником русской педагогической науки, создавшим «стройную, оригинальную педагогическую теорию, охватившую основные проблемы педагогики» 35.
Настоящим переворотом в начальном обучении детей и учебной литературе Е.Н. Медынский назвал составленные К.Д. Ушинским учебники для классного чтения - «Детский мир» и «Родное слово». «После трудных, архаичных, непосильных и неинтересных для детей учебных книг первой поло-
92
I Е.Г. Ильяшенко
вины XIX в., - писал непререкаемым тоном в своей статье Е.Н. Медынский, - впервые появились книги, где дан разнообразный, жизненный, учитывающий психологические особенности детей, интересный материал, прекрасно развивающий речь и мышление детей, обогащающий их язык и знакомящий детей с окружающим миром» 36.
Впервые, подчеркивал Е.Н. Медынский, в учебной книге были использованы произведения народной поэзии - сказки, пословицы, загадки, поговорки, впервые широко использованы произведения лучших русских писателей Пушкина, Крылова, Кольцова, Никитина, Некрасова, Майкова, Плещеева и др.
Подчеркивая значение учебных книг К.Д. Ушинского, Е.Н. Медынский в эпическом стиле сталинского неоренессанса и национал-большевизма в их отношении к научно-педагогическому наследию утверждает, что «по новизне решения задачи об учебной книге для первоначального обучения, по слиянности развития речи и знаний учащихся об окружающем мире, по широкому и долговременному распространению, по влиянию на последующие учебники и учебные книги других народов «Родное слово» и «Детский мир» Ушинского можно сравнить лишь с одной учебной книгой во всей истории учебников - с «Orbis pictus sensualium» Яна Амоса Коменского» 37.
Настойчиво «напоминая», что учебные книги К.Д. Ушинского были самыми распространенными книгами для чтения в школе и домашнем воспитании на протяжении полувека и как будто именно по ним воспитывались несколько поколений нашего народа, что книги К.Д. Ушинского послужили образцами для составления книг для чтения целому ряду методистов - Бунакову, Тихомирову, Вахтерову и др., - Е.Н. Медынский утверждает, что учебные книги, созданные К.Д. Ушинским, дают ему «полное право называться воспитателем русского народа, подлинно народным русским учителем» 38.
«Великий дидакт» К.Д. Ушинского Е.Н. Медынский представил по богатству оригинальных дидактических идей феноменом мировой педагогики и поставил в один ряд с Я.А. Коменским и И.Г. Песталоцци39. Педагогические идеи и дидактические указания К.Д. Ушинского являются, по мысли того же историка педагогики, «актуальными для нашей педагогики, для советской школы и советской семьи», в них советский учитель найдет «много ценнейших указаний» по методике ведения урока, по руководству самостоятельной работой учащихся, по методике нравственного воспитания, а «советская семья - много ценных указаний по методике семейного воспитания»40.
По мнению Б.Г. Ананьева, К.Д. Ушинского можно было смело называть не только великим педагогическим классиком, но и «великим русским пси-
93
Воскрешение «Детского мира» К.Д. Ушинского: конец 1930-х-начало 1950-х гг. I
хологом», который не только «создал впервые русскую педагогическую психологию, но и был новатором в психологической науке в целом»41. Идеи К.Д. Ушинского о значении соотношения языка и речи в развитии человека, о том, что слово и язык образуют единство сознания и отношения личности к природе, обществу, что именно в слове и через слово в сознании индивидуума отражается «природа страны и история народа»42, являются, по Ананьеву, центральными идеями созданных К.Д. Ушинским дидактики и методики первоначального обучения языку, воплощенными им в книге «Детский мир».
Выполняя Постановление Правительства, Академия педагогических наук РСФСР приступила к изданию десятитомного собрания сочинений К.Д. Ушинского. Называя К.Д. Ушинского основоположником русской педагогической науки и народной школы, педагогом-гуманистом, создателем оригинальной педагогической системы, замечательным дидактом, оказавшим глубокое влияние на развитие передовой педагогической мысли народов СССР, редакционная коллегия считала, что как можно более полное собрание сочинений К.Д. Ушинского «глубже и шире раскроет значение К.Д. Ушинского для русской педагогики, его влияние на учительство и на развитие школы России, облегчит и усилит научную разработку богатейшего педагогического наследства К.Д. Ушинского, будет способствовать повышению качества подготовки советских учителей» 43.
Содержание 4-го и 5-го томов Собрания сочинений составил «Детский Мир», первая учебная книга, изданная К.Д. Ушинским, и, по словам В.Я. Струминского, «до сих пор не потерявшая своего интереса»44. Текст «Детского мира» в 4-ом томе дан в окончательной обработке К.Д. Ушинского, то есть по 10-му прижизненному изданию 1870 года. 5-й том включал методические материалы к «Детскому миру» и варианты его первых изданий.
В помещенных в разных томах издания статьях членов редакционной коллегии В.Я. Струминского и Е.Н. Медынского раскрывалась история создания учебных книг, давалась их характеристика и анализировалось их педагогическое значение. В историко-педагогическом очерке «’’Детский мир и хрестоматия” К.Д. Ушинского» В.Я. Струминский назвал «Детский мир» К.Д. Ушинского явлением «большой педагогической значимости», подчеркивая, что книга должна занять «видное место в ряду попыток, направленных к разрешению такой большой задачи, как разработка учебного курса начальной школы»45.
Указывая на то, что по своему содержанию «Детский мир» уже не отвечает научным требованиям, и упрекая К.Д. Ушинского в «дуализме мировоззрения, в религиозных и идеалистических пережитках, переплетающих-
94
I Е.Г. Ильяшенко
ся с совершенно правильными научными взглядами на природу и жизнь», В.Я. Струминский подчеркивает, что «положительное значение книги Ушинского заключалось не в ее пережиточных моментах, а в том научном материале и в том научном методе его разработки, которые должны воспитывать мышление учащихся»46.
Характеризуя основы педагогической системы К.Д. Ушинского, Е.Н. Медынский, как бы «забывая» доминанту естественнонаучного содержания рассматриваемого пособия, подчеркивал, что учебные книги К.Д. Ушинского, в частности «Детский мир», построенные на фольклоре русского народа и лучших образцах литературы русских писателей, знакомящие детей с природой России, ее историей и географией, являются ярким примером опоры дидактической системы на идею народности47.
На конец 1940-х гг. наиболее полным и обстоятельным в русской историко-педагогической литературе аналитическим рассмотрением созданной К.Д. Ушинским учебной книги «Детский мир», по мнению редакторов Собрания сочинений48, подготовивших обзор рецензий на публикации об этом пособии, являлся анализ, данный А.П. Бабушкиной в книге «История русской детской литературы» (1948), где обсуждению и оценке учебников К.Д. Ушинского посвящена целая глава.
По словам А.П. Бабушкиной, «Детским миром» Ушинский сделал крупный шаг по пути осуществления мечты Белинского - «провести детей по всем трем царствам природы, пройти с ними по всему земному шару... дать им историю, географию и естествознание»49. Особенно высоко оценила А.П. Бабушкина включение в книгу К.Д. Ушинским классических произведений художественной русской литературы, назвав такое включение «актом революционной борьбы» и восхваляя К.Д. Ушинского за то, что тем самым он «не только бросал вызов рутине в педагогике, но и закрепил победу революционной педагогической линии в детском чтении»50.
Таким образом, к середине 1950-х годов имя и творчество К.Д. Ушинского, в частности и «Детский мир», были не только полностью вызваны из забвения, но педагоги получили официальное «разрешение» на «положительное» изучение наследия великого русского педагога и обращение к созданным им учебным книгам как лучшему в России и мире дидактическому наследию.
Указывая на рубеже 1950-х гг., что работа по изучению и анализу «Детского Мира» К.Д. Ушинского еще только начата и исчерпывающего педагогического анализа книги К.Д. Ушинского еще не дано, В.Я. Струминский подчеркивал51, что работе в этом направлении «предстоит развернуться го-
95
Воскрешение «Детского мира» К.Д. Ушинского: конец 1930-х-начало 1950-х гг. I
раздо шире», и рано или поздно анализ, который обогатит теоретическую мысль и практические успехи в деле начального обучения, будет дан, и выражал надежду, что серьезное осмысление научного и практического значения «Детского мира» еще впереди. В этом он был, несомненно, прав: оно было еще впереди. Трудно назвать научным осмыслением многие тезисы о «Детском мире» Ушинского, отраженные в публикациях конца 1930-х -1950-х гг. и приведенные в данной статье.
Литература и комментарии
1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.5. М., Л.: Изд-во АПН РСФСР. 1949. С.11-12.
2. Там же.
3. Днепров Э.Д. Ушинский и современность. М., 2007. С. 148.
4. Там же. С. 149.
5. Днепров Э.Д. Ушинский и современность... С. 149.
6. Воронов С. «Детский мир и хрестоматия». К.Д. Ушинский // Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.5. Методические статьи и материалы к «Детскому миру». М., Л.: Изд-во АПН РСФСР. 1949. С. 526.
7. Волкович В.А. Национальный воспитатель Константин Дмитриевич Ушинский. СПб.-М., 1913. С. 182-183.
8. Семенов Д.Д. Педагогические идеи К.Д. Ушинского // Памяти Константина Дмитриевича Ушинского. СПб., 1896. С. 108-109.
9. Днепров Э.Д. Феномен Ушинского // Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. М., 2002.
10. См.: Бранденбергер Д. Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956). СПб., 2009; Шенк Ф.Б. Александр Невский в русской культурно памяти: Святой, правитель, национальный герой (1263-2000). М., 2997; Ильяшенко Е.Г. Развитие антрополого-педагогических идей в СССР в контексте изучения наследия К.Д.Ушинского (конец 1930-х - начало 1980-х годов) // Историко-педагогический процесс: развитие теории и практики образования в контексте социокультурной эколюции общества. Т.2: История отечественной педагогики. / Под ред.Г.Б.Корнетова. М., 2009.
11. Имя К.Д. Ушинского советскими педологами никогда не употреблялось (хотя нельзя не заметить, что еще в 1904 г. его именем был назван Педологический отдел при Педагогическом музее военно-учебных заведений
96
I Е.Г. Ильяшенко
в Петербурге, а его самого было предложено считать "первым русским педологом", см.: Коноров М.И. Лаборатория экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее военно-учебных заведений. II. Деятельность Лаборатории за первое десятилетие 1901-1911. СПб., 1913. С.5).
12. Струминский В.Я. О педагогическом наследстве К.Д. Ушинского // Сов. Педагогика. - 1957. - № 1. - С. 71.
13. Там же.
14. Струминский В.Я. О педагогическом наследстве К.Д. Ушинского... С. 72.
15. П.И.Девин в 1910-е годы работал преподавателем Коммерческого училища Первого Товарищества преподавателей, занимался вопросами обучения родному языку. См.: Девин П.И. Реформа преподавания родного языка и детская литература: актовая речь с приложением списка указателя лучших детских книг на русском, немецком и английском языках. СПб., 1913 (обл.1914); Он же. Философия преподавания родного языка. Вып.1. Пг., 1914; Он же. Реформы общего образования по плану В.Я.Стоюнина // Русская школа, 1915, № 4. С. 1-21. К 1920 году проф.Девин оказывается в Омске, откуда переезжает во Владивосток. В 1920-1921 г. по поручению Приморской земской управы преобразует Владивостокский учительский институт (основан в 1917 г.) в Дальневосточный государственный педагогический институт и присваивает ему... имя К.Д.Ушинского! «В сентябре 1920 г. мне было поручено отделом по народному образованию правительства Медведева (А. С. Медведев - председатель Приморской областной земской управы) преобразовать Владивостокский учительский институт в высшее учебное заведение - педагогический институт. Свою задачу я понял широко... Я поставил себе целью организацию на русском Дальнем Востоке ученого педагогического учреждения и высшего педагогического учебного заведения, могущего иметь в ближайшем будущем всесибирское и даже всероссийское значение ввиду исключительного положения Владивостока как главного промышленного и культурного пункта при сношениях с Тихоокеанскими странами. В соответствии с этим я проектировал присвоить организуемому мною учреждению наименование: Государственная педагогическая академия им. Ушинского. Однако Министерством народного просвещения в Чите (правительство ДВР) организуемое учреждение было названо Педагогическим институтом, вследствие чего наименование этого учреждения Педагогической академией было отложено до того момента, когда оно сможет развернуться в соответствующем масштабе при наличии соответствующих ученых сил и материальных средств» [Обращение в отдел педагогического образования Главпрофобра Наркомпроса РСФСР // ГАРФ, ф. А-1565, оп. 6, д. 286, л. 7-8];
97
Воскрешение «Детского мира» К.Д. Ушинского: конец 1930-х-начало 1950-х гг. I
хотя институт активно развивался, включая в себя на 1921/22 уч.год св.600 студентов и св. 40 преподавателей, но его руководитель в декабре 1922 уже просится «на ответственную учебно-административную должность по организации педагогического или любого другого вуза в Москве или Петрограде», поскольку его «стихия - организация высшей школы» [Там же], цит.по: Малявина Л.С. Между «красными» и «белыми»: наука и высшая школа Дальнего Востока в период Гражданской войны // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 2, Гуманитар. науки. 2009, 4. С. 80-93, http://www.km.ru/referats/333188-mezhdu-%C2%ABkrasnymi%C2%BB-i-%C2%ABbelymi%C2%BB-nauka-i-vysshaya-shkola-dalnego-vostoka-v-period-grazhdanskoi-vo# (посл.обращ.07.01.2014). В 1922-1923 гг. П.И.Девин неоднократно просит большевистский центр дать ему возможности и широкие полномочия в продолжении организации высшей школы, но уже в других местах, не во Владивостоке. Малявина Л.С. Роль ученых Урала и «Белой Сибири» в развитии высшей школы и науки Дальнего Востока России (1918-1922) // Вестник Томского государственного университета. История. 3 (11), 2010. С. 67-68. Интерес к Ушинскому, почитание его имени соединялись у П.И.Девина с акцентируемой готовностью сотрудничать с советской властью.
16. «Д.Мурманов» - псевдоним Виктора Ефимовича Гмурмана (1906-1988), выпускника Академии коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской, пионерского организатора и методиста («пионерработника»), сотрудника Гос. НИИ школ Наркомпроса, сотрудника «Учительской газеты» и ряда других организаций. В 1930-е гг. занимался, в частности, вопросами начального обучения грамоте. См.: Гмурман В.Е. Вожатому о XVI съезде ВКП(б). М.-Л., 1930; Он же. Пять бесед о пятилетке: Материал для вожатого к пропаганде пятилетки в пионеротряде. М., 1930; Он же. Подготовка к обучению грамоте. Москва, 1939; Он же. Обучение грамоте : Инструктивно-метод. указания. М., 1941; Материалы к совещаниям учителей начальной школы в августе 1938 года: Из опыта работы в первом классе : [Сборник статей] / Упр. начальной школы НКП РСФСР; В сост. сборника принимали участие науч. сотрудники Гос. науч.-иссл. ин-та школ Наркомпроса: В. Гмурман, Н. Никитин, М. Скаткин [и др.]. [Москва], 1938.
17. Девин П.И. Значение Ушинского в истории педагогики // Сов. Педагогика.. - 1937. - № 2. - С. 93.
18. Там же.
19. Там же.
20. Там же. С. 96.
21. Там же. С. 93.
98
I Е.Г. Ильяшенко
22. Там же. С. 96.
23. Там же. С. 96.
24. КрупскаяН.К. К вопросу об изучении истории педагогики // Советская педагогика, 2, 1940; Она же. Избранные пед. соч. М., 1948. С. 287; Она же. Собр.соч. Т.2. М., 1958. С.680. У нас нет сведений о контакте Н.К.Крупской с В.Е.Гмурманом и П.И.Девиным по вопросу о публичной реабилитации Ушинского, но появление, по-видимому, в одном и том же году трех статей, направленных на пересмотр взглядов на Ушинского, весьма показательно само по себе.
25. Данилов М.А. Дидактика К.Д. Ушинского. М.; Л., 1948. С. 17.
26. См.: О мероприятиях по увековечению памяти К.Д.Ушинского // Известия, 15.09.1945.
27. Постановление ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" // Правда, 1936, 5 июля.
28. Приведем в качестве примера один образец подобного «монумента-лизирующего стиля» применительно к Ушинскому: «Ушинский подверг глубокой критике философские и психологические достижения всех стран и, критически используя все лучшее, что было в этой области во всех странах, дал самостоятельное, оригинальное и прогрессивное решение многих проблем педагогической психологии» (Медынский Е.Н.Великий русский педагог Ушинский // Ученые записки МГПИ им.В.И.Ленина. Т.33. М., 1946. С.8).
29. Струминский В.Я. Константин Дмитриевич Ушинский - великий русский педагог // Великие русские люди: Сборник / Сост. В.Володин. М., 1985. С. 183-222.
30. О мероприятиях по увековечению памяти К.Д. Ушинского: Постановление СНК СССР 31 декабря 1945, № 3237 // Собр. пост. и распор. правительства СССР. 1946. № 1. Ст. 7; О 75-летии со дня смерти К.Д. Ушинского (В Совнаркоме СССР) // Сов. педагогика, 1945. № 12. С. 5.
31. Потемкин В.П. К.Д. Ушинский - великий русский педагог // Сов. педагогика, 1945. № 12. С. 7.
32. Константин Дмитриевич Ушинский: Библиографический указатель / Сост. В.А. Хрусталева; ред. Н.А. Зиневич. М., 1952.
33. Есипов Б.П. Личность К.Д. Ушинского // Начальная школа, 1945. № 10-11. С. 4-9; Жураковский Г.Е. К.Д. Ушинский // Вожатый, 1945. № 12. С. 1-2; Зикеев Н.В. Основные вехи жизни и деятельности К.Д. Ушинского // Сов. педагогика, 1945. № 12. С. 115-118, и др.
34. Арямов И.А. Материалистические черты "фактической теории" Ушинского и его психолого-педагогическое учение // Сов. педагогика, 1945.
99
Воскрешение «Детского мира» К.Д. Ушинского: конец 1930-х-начало 1950-х гг. I
№ 9. С. 1-11; Бушля А.К. Нравственное воспитание в педагогическом учении К.Д. Ушинского // Сов. педагогика, 1945. № 12. С. 77-82; Гончаров Н.К. Материалистические черты педагогической системы К.Д. Ушинского // Сов. педагогика, 1945. № 12. С. 23-39; Струминский В.Я. Ушинский о начальной школе // Учит. газета, 1945, 10 окт. № 42, и др.
35. Медынский Е.Н. Великий русский педагог К.Д. Ушинский // Сов. педагогика. - 1945. - № 12. С. 13.
36. Медынский Е.Н. Великий русский педагог К.Д. Ушинский // Сов. Педагогика. - 1945. - № 12. С. 19.
37. Там же. С. 18.
38. Медынский Е.Н. Великий русский педагог К.Д. Ушинский // Сов. Педагогика. - 1945. - № 12. С. 19.
39. Там же. С. 18.
40. Там же. С. 22.
41. Ананьев Б.Г. К.Д. Ушинский - великий русский психолог // Сов. педагогика, 1945. № 12. С. 111.
42. Там же. С. 108.
43. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.1. М., Л., 1948. С. 6. Однако и данное издание не обошлось без цензурных купюр. Классик классиком, но все же. См.: Чумаков В., Замостьянов А. Старейший журнал России. 18032003. М., 2003. С.85-104.
44. Струминский В.Я. Об изданиях сочинений К.Д. Ушинского. Историографический очерк // Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.1. М., Л., 1948. С. 21.
45. Струминский В.Я. «Детский мир и хрестоматия» К.Д. Ушинского. Краткий историко-педагогический очерк // Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.5. М., Л., 1949. С. 558.
46. Там же. С. 563-564.
47. Медынский Е.Н. Основы педагогической системы К.Д. Ушинского // Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.1. М., Л., 1948. С. 40.
48. Перечень рецензий о книге «Детский мир» с краткими аннотациями // Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.5. М., Л., 1949. С. 526.
49. Бабушкина А.П. История русской детской литературы. М., 1948. С. 332.
50. Там же. С. 332.
51. Рецензии и другие отзывы на «Родное слово» К.Д. Ушинского // Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 6. М., Л., 1949. С. 384.
100