УДК 908 (947.051) ББК 26.89 (2 Рос)
ВОРОНЕЖСКАЯ ЗЕМЛЯ - ЦАРЮ ПЕТРУ
Кононов Валерий Иванович,
краевед, кандидат технических наук, заслуженный изобретатель РСФСР (г. Воронеж)
VORONEZH LAND - KING PETER
Kononov V.l., Local History Expert, Candidate of Technical Sciences, Honoured Inventor of the Russian Federation (Voronezh)
Если подсчитать, в каких российских местностях больше всего времени провел Петр I, исключив из расчётов боевые походы, зарубежные поездки, потешные военные забавы на Плещеевом озере, то получается, что Воронеж окажется на почётном третьем месте вслед за двумя российскими столицами. Воронеж Пётр навещал по делам высочайшей государственной важности. Он строил здесь первый в России военный флот.
Поэтому вполне логичным было появление в 1834 году у воронежского губернатора Д.И. Бегичева решения просить у императора Николая I царского соизволения на сооружение в Воронеже памятника царю Петру как основателю российского флота. Предполагалось выкупить у частных лиц остров, образовавшийся в давние времена двумя рукавами реки Воронеж, и расположенное на нем здание цейхгауза, сохранившееся от петровских времен, а в комнату, принадлежавшую некогда Петру, собрать личные вещи государя и отделать «ее во вкусе того времени». В цейхгаузе планировали соорудить домовую церковь в честь святителя Ми-трофана, а на берегу реки против острова поставить обелиск в память Петра Великого.
Николай I утвердил проект, но средств из казны не выделил, повелев собрать их с жителей губернии. Через некоторое время деньги собрали, но их оказалось немного. Успели выкупить остров и цейхгауз, когда в 1843 году было объявлено решение Николая I о прекращении работ по сооружению
памятника «впредь до имеющеи открыться к тому возможности».
В 1857 году вступивший в управление Воронежской губернией генерал-майор Н.П. Синельников возобновил ходатайство о сооружении памятника Петру. Теперь уже решили поставить бронзовую статую во весь рост на главной городской улице. Губернатор представил царю (в это время в правление Россией вступил император Александр II) описание предполагаемого памятника. Царь проект утвердил и даже выделил из казны 2500 рублей серебром. Никаких конкурсов не проводилось, а к работе над памятником привлекли известных в ту пору специалистов - скульптора А.Е. Шварца и архитектора Д.И. Гримма. Незадолго перед этим они совместно создали для Петербурга великолепную колонну в честь победы в русско-турецкой войне, изготовленную из стволов трофейных турецких пушек с крылатой богиней Победы на вершине.
Работы над петровским памятником для Воронежа начались в 1859 году. Статуя была отлита в Петербурге на «гальванопластическом заведении Генке, Плеске и Морана». Для пьедестала привезли красный гранит из Павловска, что в Воронежской губернии. Работами по привязке памятника к местности и по его установке на площади руководил местный архитектор А.А. Кюи. Это был первый памятник Воронежа.
Торжественное открытие памятника состоялось 30 августа (по старому стилю) 1860 года. Местная газета писала тогда: «В 10 часов утра участвовавшие в торжестве открытия памятника
71
войска заняли назначенные им места... При пении «Вечная память» вдруг отпали завесы, закрывавшие памятник, и в то же время войска отдали честь, а артиллерией произведена пальба 101 выстрелом».
Вот как выглядел памятник сразу после его открытия. Пётр изображён в мундире офицера Преображенского полка. Правая рука его опиралась на корабельный якорь, а левой он на что-то указывал впереди себя. Если встать у памятника с компасом в руках, то можно убедиться, что царь показывает на запад. А что он там увидел, на что хочет обратить наше внимание? Много было рассуждений на этот счёт за последние сто пятьдесят лет, но все они были из породы версий, домыслов и предположений. На самом деле оказалось, что петровского памятника с царской дланью, указующей на запад, не должно быть, никто и не собирался таковой создавать. На запад он стал показывать по воле случая. Вот как всё это было на самом деле.
Памятник Петру I в Воронеже.
Фото 1860-х годов
... В прошении губернатора Н.П. Синельникова на имя Александра II говорилось и о внешнем виде будущего памятника, каким бы его хотели видеть воронежцы: «Проект памятника, основанный на исторических фактах, изображает Петра Великого во весь рост, в мундире того времени, опираю-
щегося одной рукой на якорь в память построения в Воронеже флота, а другой указывающего на Азов, покоренный этим флотом» (курсив мой - В.К.). А поскольку Александр II это прошение утвердил, то желание воронежцев превратилось в царское указание для всех работавших над памятником. Так и сделали. У скульптора был только один выбор - под какую руку царю подставить якорь, а какой указывать на Азов. Но для того, чтобы бронзовый Петр показывал левой рукой на Азов, т. е. на юг, его надо было на выбранном месте в Воронеже в 1860 году поставить правым боком к Большой Дворянской. Это посчитали тогда некрасивым, а другое место для памятника искать не стали. Так Петр стал показывать своей царской дланью не на юг, а на запад, и появилось много толкователей, расшифровывающих этот западный жест императора. Одни писали, что царь напоминает Европе о Полтавской битве, другие считали, что он советует своему народу не стесняться перенимать у европейцев всё полезное для России. Кстати, в Европе однозначно считали этот царский жест грозным напоминанием русских об уроках морских побед Северной войны и сухопутной Полтавской баталии. И этому есть доказательства.
Памятник Петру I
Чтобы завершить рассказ о первом воронежском памятнике, напомним, что немецко-фашистские оккупанты в 1943 г. увезли бронзовую статую
72 -I
Петра на переплавку, а в феврале 1956 г. на уцелевший пьедестал встала новая, и тоже бронзовая, фигура императора работы московского скульптора Н.П. Гаврилова, сохранившего в основном прежнюю композицию памятника. Единственное, что он позволил себе, так это разрешил встречному ветру задрать левую полу царского мундира офицера Преображенского полка. Кстати, это был первый памятник русскому самодержцу, который был сооружен по постановлению правительства РСФСР за послереволюционные годы. До этого их только сносили. А по итогам недавнего общегородского референдума памятник Петру Великому был официально объявлен символом Воронежа.
Спустя полвека после открытия первого памятника в Воронеже появился второй и довольно необычный памятник царю-реформатору. Это был бюст, а необычность его была в том, что стоял он не на земле, как это обычно бывает с памятниками, а метрах в десяти от её поверхности. Да и привычный в подобных случаях постамент у этого бюста отсутствовал. А установили бюст в специальной
Фрагмент памятника Петру I работы Э. Фальконе
Исполненный М. Колло бюст императора был очень популярен в последующие годы. На его основе изготовили много форм, с которых делали отливки из металла, бетона и гипса. Некоторые отливки становились памятниками, некоторые устанавливались в присутственных местах. Одна из таких бетонных отливок и появилась на лицевом фасаде здания сельскохозяйственного института в Воронеже.
Недолго простоял он на своём необычном пьедестале. В начале 1920-х годов власти - и вузовские
нише над входом в главный корпус сельскохозяйственного института.
Известно, что это высшее учебное заведение, между прочим, первое в истории Воронежа, ещё при своём основании в 1912 году получило имя императора Петра I. В связи с этим при проектировании главного корпуса столичный архитектор А.И. Дитрих предусмотрел место для большого бюста царя на высоте около 10 метров над входными дверями. Бюст изготовили из бетона, взяв за основу голову знаменитого Медного всадника. Вот как это случилось.
Широко известна история о том, как французскому скульптору Этьену Фальконе, приглашённому императрицей Екатериной II в Россию для работы над конным памятником Петру Великому, долго не удавалось вылепить голову императора. Тогда его 19-летняя ученица и помощница Мария Колло, приехавшая из Франции вместе с ним, по собственной инициативе и без согласования с мэтром за ночь изваяла голову царя, которая так понравилась Фальконе, что он без изменений использовал её для памятника.
Бюст Петра I, стоявший на фасаде СХИ
и городские - решили, что негоже называть институт именем одного из царей Романовых, которых совсем недавно свергли с престола. А раз так, то и не стоит держать над входом в центральный корпус СХИ памятник самодержцу. И его сбросили оттуда. Бетон оказался прочным, бюст практически не пострадал. Его закопали в землю в институтском дворе и думали, что навсегда. А на его место сначала поставили бюст В.И. Ленина из дерева, а потом заменили его
на ростовую статую вождя, стоящую там и поныне.
&-
73 -
Но времена меняются. Не так давно решили вернуть СХИ (теперь у него новое название - «Воронежский государственный агроуниверситет -ВГАУ») имя императора Петра Первого. При этом вспомнили и про бетонный бюст, отыскали с помощью старожилов место его захоронения и откопали. Но на прежнее место устанавливать не стали, а поместили в университетский музей, где он стоит до сих пор. Ещё точно такой же бюст, но не бетонный, а гипсовый, можно увидеть в вестибюле главного корпуса ВГАУ. Копия с бетонного оригинала была изготовлена в 2002 г.
В Воронежской области есть ещё два скульптурных памятника Петру. Один из них, гранитный бюст, более 30 лет стоит в Павловске. Второй, совсем молодой, появился в 2014 г. на набережной в центре Бо-гучара. О нём мы поговорим немного позже, а сейчас продолжим разговор про Павловский бюст.
В своё время Пётр I сам выбрал место для новой крепости у слияния Дона с Осередью. После разгрома Карла XII и гетмана Мазепы под Полтавой он прислал на Дон три тысячи пленных шведов для возведения крепостных сооружений. Назвали новую крепость Осередской. В 1711 году после неудачного так называемого Прутского похода Петра I против Турции Россия вынуждена была заключить невыгодный мирный договор, по которому обязалась вернуть Турции с большим трудом завоёванный Азов, а русскую крепость Павловскую, поставленную недалеко от Азова, разрушить. Гарнизон её перевели в крепость на Осереди и назвали её Ново-Павловской. Со временем приставка исчезла, и появился город Павловск.
Впервые Павловская общественность заговорила об увековечении памяти основателя своего города императора Петра Великого лет 35 тому назад, когда собирались отмечать 275-летие Павловска. В те времена не поощрялись попытки сооружать памятники русским самодержцам, даже таким реформаторам, как Пётр. Тем не менее, городские власти нашли возможность заказать известному советскому скульптору Л.Е. Кербелю гранитный бюст царя якобы для установки где-нибудь в помещении. Заслуга в этом деле принадлежала Олегу Кирилловичу Застрожному, бывшему в то время первым секретарём райкома партии в Павловске, а потом возглавлявшему отдел культуры облисполкома в Воронеже. Скульптор заказ выполнил на высоком уровне, и вскоре петровский бюст оказался в Павловске. К этому времени О.К. Застрожного в городе уже не было, а его преемники не решились публично устанавливать царский памятник. Бюст долго лежал под открытым небом во дворе какой-то конторы среди всякого хлама. Потом под давлением краеведческой общественности (самым неугомонным из них проявил себя краевед И.Г. Ампилов) его всё-таки поставили на кирпичном постаменте в дальнем углу хоздвора местного судостроительного и судоремонтного завода, но никаких официальных мероприятий по открытию его не было.
Памятник Петру I в Павловске
Но пришли новые времена, и бюст основателя города лет через 15 после своего прибытия в Павловск занял своё достойное место на Петровской
74 -
площади в центре города. Его водрузили на двухметровый постамент, на лицевой грани которого укрепили табличку со словами: «Петру Великому, основателю г. Павловска». Случилось это в 1988 г. и сопровождалось положенными в таких случаях официальными торжествами.
А теперь обещанный разговор о памятнике в Богучаре. Это скульптурный памятник во весь рост. Изваял статую скульптор из воронежского города Калача Виктор Грищенко. Открытие его состоялось 20 августа 2014 г. Скорее всего, это последний в мире на текущий момент памятник первому российскому императору. Про материал, из которого памятник изготовлен, ничего не известно. На его открытии скульптор сказал, что он сам «замесил» материал для него, а что в этот «замес» входит, он пока раскрывать не собирается.
1704 год, что подтверждается соответствующей надписью на памятнике основанию города.
Кроме только что рассмотренных памятников, содержащих скульптурные изображения императора Петра I, в Воронежской области существуют мемориальные сооружения, увековечивающие конкретные события, связанные с его деятельностью. Они, как правило, имеют небольшие габариты, их художественная ценность не очень высокая, потому и называют их зачастую не памятниками, а памятными знаками, но они исправно несут свою историко-ме-мориальную миссию. Приведём их краткое описание.
Памятник Петру I в Богучаре
У Богучара и его жителей отношения с царём Петром были непростые. Когда Петр приехал в Воронеж и задумал строить флот, Богучар как населённый пункт, но с другим названием уже существовал. И населён был казаками и беглым людом из центральных областей России. В том числе, там находили приют и работники воронежских верфей, не выдержавшие тяжелые условия труда кораблестроителей. Узнав про это, царь приказал разрушить мятежное поселение. Но вскоре жизнь на этом месте снова возродилась. Официальной датой основания Богучара считается
Памятник Петру I в Острогожске
Встреча Петра I с малороссийским гетманом Мазепой состоялась в Острогожске осенью 1696 г. во время возвращения царя в Москву после победоносного похода на Азов. Учитывая, что, как пишут российские историки, Мазепа тоже участвовал в Азовском походе, особой нужды в личной встрече с гетманом в Острогожске у Петра не было. Скорее всего, он хотел поблагодарить острогожских казаков за активное участие в сражении за Азов. А Острогожский полк состоял из черкасских, как тогда называли выходцев из Малороссии, казаков, незадолго перед этим переселившихся в новую Острогожскую крепость. Петр I перед Острогожском побывал в Валуйках, где под руководством боярина Шеина перед походом на Азов формировалось сухопутное русское войско. Отмечая заслуги валуйчан в деле приготовления войска для Азовского похода, Пётр выделил деньги на постройку храма.
- 75
Встреча царя с Мазепой в Острогожске состоялась на Майдане, сохранившем своё название до наших дней. Царь и Мазепа обменялись ценными подарками. Гетман вручил царю саблю, украшенную драгоценными камнями. Этому событию посвящена поэма К.Ф. Рылеева «Пётр Великий в Острогожске».
Место встречи городские власти Острогожска решили отметить памятным знаком. Открытие его состоялось 3 октября 1997 г. Для этого из Павловского карьера привезли большой гранитный валун. Художник из Воронежа А.И. Кожевников разместил в верхней его части медальон с портретом царя, а ниже укрепил гранитную плиту со следующим текстом.
«В СЕНТЯБРЕ 1696 ГОДА НА МАЙДАНЕ ПЕТР I, ВОЗВРАЩАЯСЬ ИЗ АЗОВСКОГО ПОХОДА, ВСТРЕТИЛСЯ С ГЕТМАНОМ УКРАИНЫ МАЗЕПОЙ И КАЗАКАМИ ОСТРОГОЖСКОГО ПОЛКА. БЛАГОДАРИЛ ИХ ЗА ХРАБРОСТЬ И ВЕРНУЮ СЛУЖБУ».
В 1703 г. Пётр I основал в Воронеже первую казённую школу.
Это было учебное заведение, дававшее не только общее начальное образование, но и готовившее специалистов по кораблестроению и навигации для строящегося тогда в Воронеже российского военного флота. Заботы по организации и обустройству школы, по набору учителей и учеников царь Петр I поручил адмиралу Ф.М. Апраксину. Для школы из Москвы прислали большую партию учебников и командировали учителей Афанасия Побегайлова и Петра Фролова, которые сами только что окончили школу математических и навигацких наук в Москве. В Воронеже к ним в качестве учителя словесности присоединился местный житель духовного звания Семен Минин.
Открытие школы в Воронеже имело далеко не местное значение. Учились на Руси и ранее. Но это были закрытые для широких масс школы при церквях, монастырях, в богатых домах. И при этом учили на иностранных языках и на церковно-славян-ском. А в Воронеже стали учить на русском языке за государственный счет, причем, деньги платили не только учителям, но и ученикам.
В 1705 г. Пётр основал город Тавров в нескольких верстах ниже по течению реки Воронеж (сейчас это микрорайон Таврово в Левобережном районе Воронежа). В Таврово перенесли корабель-
1703 - 2003 ПАМЯТНЫЙ ЗНАК УСТАНОВЛЕН В ЧЕСТЬ 300-ЛЕТИЯ ПЕРВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ШКОЛЫ В ВОРОНЕЖЕ. ПЕРВЫЕ УЧИТЕЛЯ ЭТОЙ ШКОЛЫ АФАНАСИЙ ПОБЕГАЙЛОВ, ПЕТР ФРОЛОВ, СЕМЕН МИНИН.
ную верфь, так как там река была глубже. И школу тоже перевели туда. По-видимому, она работала там до тех пор, пока строились корабли. А их перестали строить в 1711 году после неудачного Прут-ского похода русской армии под командованием самого Петра I, закончившегося поражением русских войск в сражении с турецкими. Тогда Турция не только вернула себе Азов, но и добилась запрета строить русские корабли на воронежской земле.
Когда решался в Воронеже вопрос установки памятного знака в честь 300-летия первой в городе и одной из первых в России государственной школы, стали думать, на каком месте поставить этот знак. Точного местоположения школы в старых документах не указано. Но в одном из них говорится, что стояла она на канатном дворе. А канатный двор, если наложить план Воронежа петровских времен на карту современного города, окажется где-то в районе теперешних улиц Кардашова, Карла Маркса и Каменного моста. Так выбор пал на улицу Карда-шова, закрытую к тому же для проезда городского транспорта. Территорию там благоустроили, привели в порядок небольшой скверик, уложили на землю тротуарную плитку, поставили скамейки.
Памятным знаком стал необработанный серый гранитный камень, на лицевой поверхности которого укрепили плиту из красного полированного гранита с текстом:
76 -|
Инициатива в сооружении памятного знака принадлежала руководству главного управления образования областной администрации. Проект его выполнил художник А.И. Кожевников. Открытие памятного знака состоялось 17 июня 2003 года.
Воронежская земля как родина русского военного флота отмечена несколькими памятниками. Все они были возведены в дни празднования 300-летия флота. Конечно, основные кораблестроительные работы велись на верфи в Воронеже, где строились многопушечные суда большого водоизмещения. Но большое количество маломерных кораблей было построено в окрестностях Воронежа, в т.ч. в местностях, ныне находящихся за пределами Воронежской области.
Царь Пётр I, решившийся первым из русских правителей обзавестись современным военно-морским флотом, и не прочь бы строить корабли в каком-нибудь портовом городе на берегу моря, да не было тогда в России ни моря такого, ни города. Белое да Баренцево с Архангельском не в счёт - и далеко они от столицы, и моря там замерзают надолго. Выход в Азовское море перекрыла Турция, завладев крепостью Азов в устье Дона, а берегами Финского залива владела Швеция. Вот и решил Пётр, что «прорубить окно в Европу» он может только с помощью военного флота. А строить его он задумал в Воронеже, от которого до Азова по Дону рукой подать. Он уже пытался его отвоевать у Турции, да без флота это ему не удалось.
Закончив строительство первых кораблей, обеспечив их матросами и офицерами, Пётр двинул корабли по Дону на турецкий Азов. А по берегу туда же послал сухопутное войско. Усилиями флота и армии турецкий гарнизон крепости был разбит, крепость пала, а Россия получила выход в Азовское и Чёрное моря. Случилось это в 1696 году, и год этот считается годом рождения российского военно-морского флота. Строительство флота в Воронеже и в его окрестностях продолжалось и после Азовского сражения. Теперь Пётр I строил во множестве большие корабли, поставив своей задачей превращение России в морскую державу. Впереди были сражения со Швецией за выход в Балтийское море.
6 - 7 сентября 1996 года Воронеж в торжественной и праздничной обстановке отметил 300-летие Российского флота. На праздник приехали делегации соседних с Воронежской областей, представители Черноморского, Балтийского и Северного флотов. Военные лётчики исполнили над головами изумлённых зрителей фантастические фигуры высшего пилотажа, с неба спустились парашютисты. Торжества проходили на Адмиралтейской площади, на берегу реки в том самом месте, где строились петровские корабли.
К празднику на площади воздвигли Ростральную колонну - традиционный в мировой практике тип памятника в честь морских событий. Это 28-метровая круглая колонна, украшенная рострами, т. е. носовыми частями кораблей.
Проектировал её архитектор Л.М. Яновский. Сама колонна изготовлена из толстостенных стальных труб. Жаль только, что никаких надписей не сделали на пьедестале этой колонны. Сначала люди думали, что устроителям не хватило времени во время спешной подготовки к празднику. Но вот уже прошло несколько лет со времени открытия Ростральной колонны, а она всё стоит безымянной.
Ростральная колонна
Кроме Ростральной колонны в Воронеже есть ещё одно рукотворное архитектурное сооружение, посвящённое военно-морскому флоту России. Оно поставлено к 400-летнему юбилею Воронежа в 1986 году у Вогрэсовского моста и представляет собой композицию, состоящую из нескольких стел, связанных между собой арочными переходами. Две
стелы увенчаны моделями парусных кораблей, а снизу все они обвязаны кольцеобразным постаментом с надписью крупными буквами:
ВОРОНЕЖ - КОЛЫБЕЛЬ РУССКОГО ФЛОТА.
Кое-кто считает это сооружение памятником флоту, и даже в СМИ появляются периодически такие сообщения. Но на самом деле оно никогда официально не признавалось памятником, и это позволило администрации Ленинского района использовать его в качестве пограничного знака, благо знак этот стоял у правобережного конца Вогр-
Рамонь
эсовского моста, т. е. на границе двух городских районов. К простоявшему почти 20 лет архитектурному сооружению добавили стену с надписью «Ленинский район», превратив его в специфический дорожный знак. Теперь уже вряд ли кто-нибудь рискнет присвоить этому сооружению какой-либо мемориальный смысл.
В 1996 г. Рамонь отметила памятным знаком свое участие в строительстве флота. Сооружён он в центре посёлка, в нагорной его части, в полукилометре от протекающей в низине реки Воронеж, где верфь в свое время располагалась.
Корабли в Рамони строили так называемые кумпанства. Их образовывали по приказу царя состоятельные купцы, зажиточные бояре, богатые монастыри. Даже на сёла и уезды были наложены обязанности по строительству кораблей кумпан-ствами. Строили они за свои деньги, для руководства кораблестроительными работами нанимали опытных мастеров, как правило, иностранцев. Правда, качество работ у кумпанских кораблестроителей оказалось невысоким. И позднее сам Пётр I признавал ошибочность своего решения о привлечении кумпанств для строительства флота.
Корабли, построенные в Рамони, в сражении за Азов в 1696 г. не участвовали, т. к. работы на Ра-монской верфи начались уже после падения Азова. На одном из построенных кораблей отплыл из Ра-мони Витус Беринг, будущий прославленный флотоводец.
Большой вклад в создание Азовской флотилии, ставшей основой Черноморского флота, внесла построенная Петром I Икорецкая верфь в устье реки Икорец. И хотя первые корабли на верфи построены были уже после победоносного окончания второго Азовского похода, значение верфи в становлении отечественного военно-морского флота трудно переоценить. Верфь действовала до 70-х годов XVIII века и тесно была связана с деятельностью адмиралов Ф.Ф. Ушакова и А.И. Сеня-вина.
Памятный знак, увековечивший заслуги Ико-рецкой судостроительной верфи в зарождении и мужании отечественного военно-морского флота, открыт 7 сентября 2007 г. в селе Средний Икорец. Инициатива в его возведении принадлежит депутату Лискинского районного Совета народных депутатов Н.А. Кардашову. Он же организовал и сбор средств на его сооружение среди населения района. Камень привезли из Павловского гранитного карьера, морской якорь подарило командование Черноморского флота.
Икорецкая верфь
78