Научная статья на тему 'Вопросы взаимодействия общества и природы в трудах Л. И. Мечникова'

Вопросы взаимодействия общества и природы в трудах Л. И. Мечникова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1010
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л.И. МЕЧНИКОВ / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГИДРОСФЕРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калинникова Марина Викторовна

Статья посвящена рассмотрению взглядов русского ученого Л. И. Мечникова на взаимодействие природы и общества. На примере его работы «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» показана роль технического прогресса, социальной организации и географической среды в процессе формирования системы «человек – общество – техника – природа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues Interaction Society and Nature in Works of L. I. Mechnikov

Thе article is dedicated the views of Russian scientists Leonid Mechnikov to the interaction of nature and society. In context of his work «Civilizations and great historical rivers. Geographical theory of modern society’s development» we had shown role of technical progress, social organization and environment in process of formation system «human – society – technic – nature».

Текст научной работы на тему «Вопросы взаимодействия общества и природы в трудах Л. И. Мечникова»

пулярностью среди населения пользуются представители власти федерального уровня (на первом месте - В. В. Путин, на втором - Д. А. Медведев, на третьем - В. В. Володин). Большая часть опрошенных одобряет их работу, высоко оценивает результаты, достигнутые в процессе активной деятельности в области отдельных сфер политических отношений. Более настороженное отношение наблюдается к депутатам Государственной думы и органам местного самоуправления в области. Однако среди политических структур в Саратовской области наибольшей популярностью пользуются администрации районов, а также их главы. При этом наиболее активными в политических вопросах и осведомленными о политических событиях оказалось население в возрасте 30-45 лет, работающее в государственных структурах - здравоохранении, образовании, культуре. Неактивными в политическом плане и неосведомленными оказались учащиеся и студенты. В отличие от горожан, где мужчины характеризуются более высоким уровнем политической активности, в сельской

УДК 316.3:91+929

М. В. Калинникова

Саратовский государственный университет E-mail: kalinnikova1@rambler.ru

Статья посвящена рассмотрению взглядов русского ученого Л. И. Мечникова на взаимодействие природы и общества. На примере его работы «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» показана роль технического прогресса, социальной организации и географической среды в процессе формирования системы «человек - общество - техника - природа».

Ключевые слова: Л. И. Мечников, географическая среда, технический прогресс, социальная организация, гидросфера.

Issues Interaction Society and Nature in Works of L. I. Mechnikov

M. V. Kalinnikova

^е article is dedicated the views of Russian scientists Leonid Mechnikov to the interaction of nature and society. In context of his work «Civilizations and great historical rivers. Geographical theory of modern society's development» we had shown role of technical progress, social organization and environment in process of formation system «human - society - technic - nature». Key words: L. I. Mechnikov, environment, technical progress, social organization, hydrosphere.

Во второй половине XIX в. вместе с интенсивным развитием производительных сил отношение человека к природе приобрело более потребительский, присваивающий характер, как к чему-то

местности именно женщины выказали более высокий уровень политической информированности, активности.

Уровень образования является одним из факторов, влияющих на политические предпочтения жителей Саратовской области. Было выявлено, что люди, имеющие высшее образование или ученую степень, поддерживают такие партии, как «Единая Россия», «Яблоко», а граждане со средним, средне-специальным и средне-техническим - «Единую Россию», «Справедливую Россию», КПРФ и ЛДПР. Иными словами, чем выше уровень образования сельских жителей, тем выше уровень их конформизма и поддержки партии «Единая Россия» и меньше доля тех, кто не смог определиться с политическими симпатиями или негативно оценивает деятельность всех партий. Все эти особенности важно учитывать не только во время электоральных кампаний, но и в процессе развертывания всей многообразной политической жизни в стране и в регионе.

внешнему и постороннему, что в итоге привело современное общество к глобальному экологическому кризису. Поэтому книга выдающегося русского ученого Л. Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ», написанная им в конце 1880-х гг. и направленная на изучение Земли в ее особых отношениях к человеку, не потеряла своей актуальности и в наши дни.

Главная цель труда Л. Мечникова состоит в стремлении установить историческую ценность природных (физико-географических) условий существования человека и показать изменчивость этой ценности на разных ступенях цивилизации1.

Взаимоотношениям человека и окружающей его природной среды уделяли внимание Ш.-Л. де Монтескье, Г.-Т. Бокль, Д. Риттер и другие сторонники географического направления в социологии. Они исходили из того, что географическая среда определяет психический склад людей, который выступает двигателем истории. Однако Л. Мечников гораздо шире смотрел на взаимодействие природы и общества. Он ввел в эту систему еще две составляющих - технический прогресс и кооперацию (объединение людей в обществе)2.

ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ В ТРУДАХ Л. И. МЕЧНИКОВА

© Калинникова М. В., 2013

М. В. Калинникова. Вопросы взаимодействия общества и природы в трудах Л. И. Мечникова

Рассматривая прогресс, совершенный человечеством в течение всего своего исторического пути, Мечников указал на одно несомненное доказательство существования прогресса - усовершенствование техники. Самой общей, специфически социальной формой жизни он считает кооперацию, добровольное или вынужденное объединение людей в обществе для достижения общей цели. Мечников пишет, что в природе, то есть в области биологических явлений, степень свободы отдельных особей, объединенных в коллективы, может служить мерилом прогресса. И если история как наука преследует задачу открытия под новыми социологическими наслоениями тех же законов и ступеней органической эволюции, то мы получаем возможность установить в области истории несколько стадий социальной исторической эволюции. Мечников выделяет их три3.

1. Низший период. Характеризуется преобладанием подневольных союзов, основанных на принуждении и устрашении, связанных внешней силой, подобно тому, как это наблюдается в колониях клеток, которые объединены вместе лишь простой внешней механической связью.

2. Переходный период. Характеризуется преобладанием подчиненных союзов и группировок, объединенных между собою благодаря социальной дифференциации, разделению труда, доводимого до все большей и большей специализации.

3. Высший период. Является периодом преобладания свободных союзов и групп, возникающих в силу свободного договора и объединяющих отдельных людей по общности интересов, личным наклонностям и сознательному стремлению к солидарности.

Тем самым Мечников показывает непрерывную эволюцию социальной связи между людьми и факт нарастания общечеловеческой солидарности. Он исходит из того, что человек как общественное существо вместе со всеми своими психическими и моральными наклонностями формируется в гораздо большей степени под влиянием социальной среды, чем под прямым воздействием природы.

Оригинальность концепции ученого заключается в том, что, определяя механизм взаимодействия общества и природы, он отводит ведущую роль гидросфере (водной среде). Рассмотрение той роли, какую сыграли реки, моря и океаны в истории человечества, Л. И. Мечников начинает с замечания, что капризное на первый взгляд и случайное передвижение центра цивилизации из одной страны в другую в разные эпохи, изменение в течение истории культурной ценности различных географических областей в действительности представляются явлениями строго закономерными, подчиненными порядку4. Он предлагает разделить всю историю человечества на следующие периоды.

1. Древние века, речной период. Он охватывает собою историю четырех великих цивилизаций древности - Египта, Месопотамии, Индии и

Китая, В периоде древних речных цивилизаций можно различить две эпохи: 1) эпоха изолированных народов, завершающаяся к XVIII в. до н. э. 2) эпоха первоначальных международных сношений и сближений народов, начинающаяся первыми войнами Египта и Ассиро-Вавилонии и заканчивающаяся вступлением на историческую арену финикийских федераций, приблизительно около 800 г. до н. э.

2. Средние века, средиземноморский период. Этот период охватывает двадцать пять веков, с основания Карфагена до Карла Великого, и подразделяется в свою очередь на две следующие эпохи: 1) эпоха Средиземного моря, во времена которой главные очаги культуры одновременно или поочередно представлены крупными олигархическими государствами - Финикией, Карфагеном, Грецией и, наконец, Римом при цезарях, вплоть до Константина Великого; 2) эпоха морская, начинающаяся со времени основания Византии (Константинополя), когда в орбиту цивилизации втягиваются Черное море, а затем Балтийское, - охватывает собою весь период Средних веков

3. Новое время, океанический период, ха-растеризующийся заметным перевесом западноевропейских государств, лежащих на побережье Атлантики. Этот период может быть разделен также на две эпохи: 1) атлантическая эпоха: от открытия Америки до момента «золотой лихорадки» в Калифорнии и на Аляске, широкого развития английского влияния в Австралии, русской колонизации берегов Амура и открытия для европейцев портов Китая и Японии; 2) всемирная эпоха.

Мечников считает, что основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки. Река во всякой стране является как бы выражением совокупности физико-географических условий: климата, почвы, рельефа. С его точки зрения, исторические реки не выделяются среди прочих рек мощностью объема своих вод. Но зато все они обладают одной замечательной характерной чертой, способной объяснить секрет их выдающейся исторической роли: все они обращают орошаемые ими области то в плодородные житницы, питающие миллионы людей, то в заразные болота, усеянные трупами бесчисленных жертв.

Зависимость земледелия от разливов рек, необходимость возведения сложных ирригационных сооружений и управления ими толкали большие массы людей на путь кооперации, ибо только благодаря коллективному, строго дисциплинированному труду в огромных масштабах можно было сколько-нибудь рационально организовать жизнь и обеспечить нормальную жизнедеятельность членов общества5.

Мечников останавливается на исследовании трех «типичных» речных цивилизаций: цивилизации Нила, цивилизации междуречья Инда и Ганга, Яндзы и Хуанхе6. Рассмотрим их более подробно.

Социология

13

Египет представляет собою плодородный оазис, отделенный от остального мира песчаными пустынями, скалистыми пространствами, морями и обширными болотами. По мнению Мечникова, низменное положение нильской долины в Египте подвергало ее в значительной мере испытаниям и капризам реки. Во время разлива воды Нила, естественно, не могли в разные годы покрывать страну одинаковым образом, и каждое изменение в направлении течений перемещало наносы предыдущих годов. При спаде вод каждое почвенное возвышение являлось препятствием для стока воды, каждые рытвина, углубление в почве становились лужами, тотчас же превращавшиеся в гниющие болота с удушливыми смертоносными испарениями. Дикие племена и орды всех цветов кожи, пришедшие на берега Нила, прежде чем перейти к тесной солидарности и пользоваться благами цивилизации, гибли массами от голода, нищеты и болезней, невзирая на изумительные природные богатства нильской долины.

Необходимые работы по ирригации, вытекавшие из физических условий нижней нильской долины, плодородие которой находилось в зависимости от работ, оказали на историю Египта решительное влияние. Созданная Египетской цивилизацией система общественных работ, регулирующих и усиливающих благодатные последствия разливов, образует нечто стройное, целое, объединяющее составные части необходимой связью и комбинирующее их отдельные действия на всем протяжении Египта. Достаточно одной какой-либо части общей работы быть не исполненной, чтобы вся система оказалась в опасности.

Совершенно иной характер имеет область рек Тигр и Евфрат, «страна двух рек», или страна Междуречья - Месопотамия. За 2300 лет до н. э. в долинах горной Армении возникли зачатки цивилизации, но эти зачатки не получили своего дальнейшего развития. В Армении и в верховьях Евфрата и Тигра не было тех физико-географических условий, которые могли бы укрепить и дать дальнейшее развитие зародышам культуры. Такие условия встречаются лишь в области нижнего течения названных рек. Ассиро-Вавилония, будучи окружена со всех сторон, за исключением южной, различными по своим физико-географическим условиям областями, образует нейтральную часть особого, промежуточного между Индией и Грецией, мира. Такое положение Месопотамии совершенно достаточно для того, чтобы объяснить возникновение здесь очага цивилизации, подобного Египетско-нильской цивилизации. Главные центры цивилизация в бассейне Тигра и Евфрата образовались в области, лежащей приблизительно между 30 и 33 градусами северной широты, наиболее известным из этих центров был Вавилон. В древности эта область представляла, по всей вероятности, картину такого же хаоса, как и первобытная нильская долина после спада вод7. Чтобы сделать из этой пустыни одну из самых богатых и

обильных областей в мире, первобытным жителям надлежало урегулировать течение рек и при помощи каналов и плотин распределить равномерно по всей местности живительную влагу, которая в ущерб для некоторых частей территории скоплялась в других, - словом, нужно было сделать буквально то же, что пришлось совершить первобытным жителям Египта.

Общие черты исторического и культурного движения, выведенные Мечниковым из первобытной истории Египта и Ассиро-Вавилонии, с полной очевидностью обнаруживаются и в сложной и таинственной истории Индии. Контраст между идиллической анархией первобытной ведийской эпохи и жестоким деспотизмом кастовой организации общества в брахманический период индийской истории теснейшим образом соответствует разнице физико-географических условий, среди которых осуществились последовательные фазы исторической эволюции Индии. Постоянную необходимость возмещать недостаток воды искусственным образом, слишком сложным для того, чтобы выполняться отдельными семьями или коммунами, дополняет еще один элемент, уже отмеченный автором, когда он говорил о Ниле и о реках Месопотамии.

Китай является типичной речной цивилизацией. Территория собственно Китая составляется, главным образом, из бассейнов трех великих водных артерий - Хуанхэ, Сицзян (Жемчужная река) и Янцзы. Все эти реки точно так же оплодотворяют своими наводнениями культурную страну Китай, как Нил, Тигр, Евфрат и Инд оплодотворяют остальные местонахождения великих речных цивилизаций. При этом зона наводнений, обусловливаемых периодическими разливами Хуанхэ и ее притоков, соприкасается на юге со страной, орошаемой Янцзы, и вместе с последней образует нечто, по основным характерным чертам весьма схожее с нильской дельтой, только в гораздо больших размерах.

Как и египтяне, китайцы, жившие в долинах по среднему течению обеих великих рек, могли достигнуть моря только после многовековой работы на месте своей оседлости, после превращения беспредельных пространств, покрывающихся илом и грязью, в возделанную и густонаселенную страну. Целый лабиринт каналов, прорезывающих в разных направлениях провинции Аньхой и Чжэцзян, гигантские плотины, сдерживающие постоянно изменяющиеся течения рек, потребовали для своего сооружения громадного труда, даже в сравнении с массой труда, затраченного в Египте. Все гигантские сооружения в Китае носили, несомненно, более утилитарный характер, нежели большая часть предприятий фараонов, но в смысле достигнутых результатов они были тождественны.

Таким образом, Л. Мечникову удалось выяснить влияние природной среды на развитие и прогресс цивилизации. Им предложена общая

14

Научный отдел

С. В. Ситникова. Компетентностный подход новых образовательных стандартов

формула, позволяющая выразить взаимную связь между природой и обществом, между различными периодами коллективной истории человеческого рода и техническим прогрессом. Значение наследия Л. Мечникова в наши дни не потеряло своей актуальности, поскольку доказывает необходимость объединения людей (кооперации) в решении экологических проблем.

Примечания

1 См.: Евдокимов В. И. Предисловие // Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. Статьи. М., 1995. С. 27-28.

См.: Мечников Л. И. Великие исторические периоды // Социология в России XIX - нач. XX вв. История социологии. Социологическое образование. М., 1997. См.: Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. Там же.

См.: Горина Е. Н. Л. И. Мечников о роли географического фактора в развитии общества // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2008. Т. 8, вып. 2. С. 54-58.

См.: Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. Там же.

УДК 316.43

компетентностный подход новых образовательных стандартов как основа профессионально-ценностных ориентаций студентов вузов г. саратова

с. В. ситникова

Саратовский государственный университет E-mail: skareva@yandex.ru

Статья посвящена анализу процесса модернизации профессионального образования в России, в частности, изучению сути компетентностного подхода, пониманию его основными участниками образовательного процесса - студентами и преподавателями вузов, а также выявлению особенностей реализации данного подхода в новых образовательных программах. Материал исследования может быть полезен представительствам управленческих структур в системе образования, занимающихся разработкой, корректировкой, а также диагностикой успешности реализации программ реформирования системы образования в россии, исследователям, занимающимся данной проблематикой.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, эффективность реализации новых образовательных стандартов.

Competency Building Approach of New Educational standards as the Base for Professional-value system of saratov Higher school students

s. V. sitnikova

The article is devoted to the analyses of modernization of professional education in Russia, in particular, it focuses on studying the essence of competency building approach, how it is understood by the main participants of educational process - higher school students and professors, and also it describes the special features of realization of this approach in new educational programs. The research material can be interesting for the representatives of administration in educational system who work out, correct and diagnose the success of implementation of reforms in Russian education system, and also for the researchers who study this problem.

Key words: competence, competence building approach, efficiency of realization of new educational standards.

Модернизация профессионального образования в России предполагает переход образовательных учреждений на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения. В основе разработки новых учебных программ лежит компетентностный подход. Анализ литературы, посвященной данной проблематике, свидетельствует о дискуссионности в поле определения самого понятия «компетенция»1. В известных энциклопедических словарях компетенция - это круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом2; круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу, знания, опыт в той или иной области3; личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач, также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников)4. Определение компетенции как необходимой составляющей нового образовательного стандарта связано с подробной интерпретацией вышеприведенных энциклопедических определений и лексических аналогий с ними. Приведем одно из определений, которое отражает наше понимание компетенции как сути нового подхода в образовании: «Сама компетентность рассматривается как способность к решению задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности. Соответственно, компетенция предъявляется, в первую

2

3

4

5

6

7

© Ситникова С. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.