Трибуна аспиранта, адъюнкта и соискателя
Вопросы выявления и расследования
преступлений, связанных с неисполнением обязанностей налогового агента и сокрытием денежных средств либо имущества от взыскания
недоимки
И.А. Морозкина
научный сотрудник отдела планирования и координации научно-исследовательской и учебно-методической работы АЭБ МВД
России
Исследование вопросов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел по выявлению и расследованию преступлений, совершаемых в сфере налогообложения, становится особенно актуальным на современном этапе развития общества. Это обусловлено, во-первых, тем, что уровень налоговой преступности характеризуется постоянным ростом, о чем свидетельствуют статистические данные: о количестве выявленных налоговых преступлений, количестве налоговых преступлений, уголовные дела которые находятся в производстве, и о размерах причиненного государству материального ущерба от этих преступлений. Во-вторых, спецификой самого процесса выявления и расследования налоговых преступлений, который осложнен постоянными изменениями налогового законодательства, позволяющими создавать и реализовывать злоумышленникам новые схемы совершения преступлений в сфере налогообложения, на возникновение которых, не всегда своевременно может реагировать практика.
Кроме того, вступивший в силу Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" внес существенные поправки в диспозиции ст.ст.198, 199 УК РФ и ввел в действие ст.ст.199.1, 199.2 УК РФ, предусматривающие уголовную ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента и сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и/или сборов. Новые налоговые статьи, как показывает анализ статистических данных, вызвали значительные затруднения в правоприменительной деятельности как оперативных работников, выявляющих налоговые преступления, так и сотрудников подразделений, производящих предварительное расследование по указан-
ной категории дел.
В связи с этим нам бы хотелось рассмотреть основные проблемы с которыми сталкиваются оперативные сотрудники в процессе выявления и следователи в процессе доказывания преступлений, предусмотренных ст.ст.199.1, 199.2 УК РФ.
Первая группа трудностей связана с особенностями конструкции норм уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента и сокрытие денежных средств организации или индивидуального предпринимателя за счет которых, в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах РФ, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и/ или сборам. И ст.199.1 УК РФ и ст.199.2 УК РФ являются бланкетными, то есть для правильной квалификации деяний правоприменителю необходимо обратиться к нормам законодательства о налогах и сборах РФ: в первом случае к нормамопределяющим понятие налоговых агентов, их права и обязанности, порядок исчисления, удержания и уплаты налоговыми агентами налогов и/или сборов, а во втором, порядок исполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов (сборов), понятие недоимки по налогам (сборам) и порядок ее погашения. Необходимо отметить, что данные положения сосредоточены в достаточно большом количестве норм НК РФ, которые также не отличаются ясностью формулировок и достаточно часто видоизменяются. Кроме того, порядок уплаты налогов (сборов) различается в зависимости от вида налога, статуса налогоплательщика (налогового агента), места осуществления хозяйственной деятельности и регистрации налогоплательщика и других оснований.
Если первая группа трудностей имеет субъективный характер и касается в основном профессиональной подготовки лица,
п 01 г
во о о
N
и и
О (к
а
со
н
и о
X
и п
Е
о
м ф
в
о
X
и ф
г X
Е о
X
о
т
Е ф
^
п
к <
X X X н
и ф
со
ISSN 1997-1001
П Ol
Z
eo о о
N
осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или предварительное расследование, то вторая группа проблем выявления и расследования, преступлений, предусмотренных ст.ст.199.1, 199.2 УК РФ, носит сугубо объективный характер и связана с проблемами квалификации указанных деяний.
Именно наличие доказательств, подтверждающих эти сведения в совокупности, является свидетельством того, что в действиях подозреваемого (обвиняемого) нет признаков состава преступления. Соответственно, лицу, производящему расследование, при наличии достаточных данных, что подозреваемый (обвиняемый) необоснованно ссылается на обоснованный риск в своих действиях, достаточно доказать ложность лишь одного из вышеперечисленных сведений.
Трудности в выявлении и доказывании преступлений, предусмотренных ст.ст.199.1, 199.2 УК РФ, второй группы, связанные с проблемами квалификации, преодолимы частично и во многом зависят от сложившейся правоприменительной практики в том или ином регионе.
Представляется, что совершенствование процесса выявления и расследования преступлений, предусмотренных ст.ст.199.1, 199.2 УК РФ, должно происходить как минимум по трем направлениям.
1. Совершенствование самих уголовно-правовых норм и норм законодательства о налогах и сборах РФ и их применения на практике (субъекты этой деятельности - законодательные органы, судебные органы, научная общественность).
2. Повышение квалификации сотрудников оперативных и следственных подразделений ОВД, специализирующихся на раскрытии и расследовании налоговых преступлений (субъекты этой деятельности -образовательные учреждения системы МВД России, сами оперативные сотрудники и следователи).
3. Распространение передового опыта в практике выявления и расследования преступлений, предусмотренных ст.ст.199.1, 199.2 УК РФ (субъекты этой деятельности -подразделения по налоговым преступлениям ОВД, научные и образовательные учреждения системы МВД России).
фина
Превентивные методы в обеспечении
нсового контроля на рынке ценных бумаг
в России
Г.С. Чегодаев
соискатель АЭБ МВД России
и и о
(L
d
со
н
и о
X
и п
Е О
м ф
в
о
и ф
г S
S о
X
о
т
S ф
ч:
п
к <
X S X н
и ф
со
Рынок ценных бумаг в России формировался и развивался около 200 лет в тесной связи с эволюцией экономики и политики страны. За этот период в нашей стране сложилась довольно сложная модель рынка ценных бумаг, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты.
Вместе с тем, в силу неразвитости системы финансового контроля на рынке ценных бумаг, на сегодняшний день имеется необходимость разработки законодательно регламентированной программы защиты инвесторов, которая должна реализовывать-ся в конкретных программах защиты частной собственности на рынке ценных бумаг по следующим основным группам инвесторов: население, коллективные инвесторы, коммерческие банки, страховые компании, государство, нерезиденты, другие категории инвесторов. В отношении этих групп инвесторов должны быть разработаны разные методы их защиты. Одновременно необходимо обеспечить гарантии защиты прав
эмитентов, а также установить пределы их ответственности перед инвесторами на рынке ценных бумаг. Защита эмитентов должна производиться по следующим направлениям: организации оборонного значения, организации стратегического значения, организации-монополисты, страховые компании и коммерческие банки. В целом защита интересов инвесторов и эмитентов требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы российского рынка ценных бумаг в системе оптимизации финансового контроля на рынке ценных бумаг в России.
На сегодняшний день, по нашему мнению, рынок ценных бумаг в результате реализации мероприятий в области его контроля со стороны государственных и негосударственных организаций должен претерпеть качественные изменения, а именно:
— доступ к рынку капиталов должен получить большинство российских компаний, ведущих цивилизованный бизнес. В результате кратно увеличится количество первичных размещений акций отечественных компаний на российском финансовом рынке;