падение Германии на нашу Родину было превентивным, что оно лишь на 2-3 недели опередило советское вторжение.
Н еоднозначна роль публицистических материалов в формировании патриотизма и исторического сознания. Они способствуют возбуждению и поддержанию интереса к изучению гуманитарных наук, но нередко в погоне за сенсацией их авторы допускают погрешности, искажают исторические факты, подтасовывают их, спекулируя на прошлом для реализации политических амбиций. Знания, получаемые на занятиях по гуманитарным наукам, являются отражением, в первую очередь, исторических фактов и событий. Отражение происходит опосредованно, через описание, повествование, изображение. Возникая перш-начально как некий набор сведений, мнений, оценок, знания постепенно складываются в определенную систему, позволяя курсанту (слушателю) образовательного учреждения МВД России ориентироваться в прошлом, вырабатывать систему собственных взглядов и убеждений.
ВОПРОСЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СРЕДИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УЧАСТВОВАВШИХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ МОЛОДЕЖИ
Ю .С .Маргаръян
Владикавказское высшее военное командное Краснознаменное училище В В МВД России
Одной из сфер жизни и деятельности людей, где реализуются их инициатива и творчество, является неформальное движение, включающее в себя совокупность специфически организованных действующих объединений взрослого населения и молодежи.
Плюрализм в политической жизни в середине 80-х годов, демонополизация молодежного движения привели к тому, что некоторая часть допризывной молодежи принимала активное участие в деятельности разнообразных неформальных организаций. Так, к концу 1997 г. такая молодежь в воинских частях составила 11,4%, заметно возросла их популяр-
ность среди сослуживцев. Бывшие "неформалы" приносят в воинские коллективы ценностные ориентации, нормы поведения, увлечения, интересы, специфические идеологические установки, традиции своих организаций.
Их нестандартное, зачастую экзальтированное поведение, пропаганда и реализация своих идеалов в воинских коллективах, с одной стороны, и недостаточный уровень психолого-педагогической подготовленности командиров всех степеней и новой категории воспитателей к работе с данными военнослужащими, отсутствие научнообоснованных рекомендаций по целесообразному воздействию на этих воинов — с другой, существенно усложняют социально-педагогическую ситуацию в воинских коллективах, создавая специфические условия реализации воспитательного процесса.
Бывшие "неформалы", отличающиеся богатством политических воззрений, имеющие определен ный опыт антисоциального поведения, инициируют создание разнообразных неформальных групп в воинских подразделениях, провоцируют борьбу между воинами за сферу влияния на сослуживцев, поддерживают активные контакты с местными неформальными объединениями.
В результате проведенных социально-пе-дагогических исследований были определены тенденции проявления неформальных объединений молодежи в воинских коллективах. В их числе:
а) увеличение количества военнослужащих, принимавших участие в этих неформальных объединениях;
б) ускорение роста численности бывших "неформалов" в воинских коллективах;
в) расширение представительства неформальных объединений молодежи в войсках за счет увеличения военнослужащих, до призыва в войска принимавших участие в неформальных организациях;
г) рост популярности бывших участников неформальных объединений в воинских коллективах.
Проявление указанных тенденций обусловливает возникновение в частях и подразделениях войск специально-педагогических ситуаций:
— ситуация "нейтрализации" — под влиянием системы воспитательной работы меняют свои взгляды — 55-60% состава;
— ситуация "стабилизации" — не желают отказываться от своих взглядов — 25-30%;
— ситуация "инициации" — 10-20% быв-
ших "неформалов" не только пропагандируют, но и ищут сообщников для объединения в воинских коллективах.
Данные обстоятельства, имея в определенной мере нетрадиционный и противоречивый характер, затрудняют восприятие "неформалов" офицерами-воспитателями, органами войсковой общественности, выработку ими своего отношения к проблеме, порождают в некоторых случаях растерянность перед незнакомыми явлениями и, как следствие, агрессивную и педагогически неадекватную реакцию на любого бывшего участника неформального объединения молодежи.
Следовательно, имеющиеся объективные сложности и трудности в воспитательной деятельности с этой категорией военнослужащих обусловливают необходимость выявления специфики их воспитания на основе теоретического анализа воспитательного процесса в целом. Процесс их воспитания подчиняется действию общих закономерностей юс питания, принципов, методов и форм. А индивидуальные особенности военнослужащих данной категории определяют специфические особенности воспитательного воздействия.
Так, специфическими характеристиками объекта воспитания, в качестве которого выступают бывшие "неформалы", являются:
— наименьшая подверженность возрастному инфантилизму;
— самостоятельное определение и выбор общественных ценностей;
—перманентная независимость поведения от наличия собственной системы ценностей, идеологических и нравственных установок;
— приспособляемость и гибкость в поведении при конфликтных ситуациях;
— стремление к быстрой самореализации и самоутверждению в общении с сослуживцами;
— повышенная настойчивость в реализации поставленных целей;
— высокая информированность о специфических молодежных проблемах;
— популярность среди сослуживцев и устойчивое влияние на взаимоотношения в коллективе.
Задачи воспитательной работы с военнослужащими, представителями неформальных объединений молодежи:
— просоциальной направленности:
а) развитие и совершенствование положительных качеств и выравнивание отдельных особенностей, противоречащих интересам воинской службы;
б) актуализация общественно значимых мотивов, интересов, привычек,норм поведения;
— асоциальной направленности:
а) поиск и использование личностных интересов, наклонностей в вовлечении военнослужащих в активную общественную работу,
б) недопустимость переориентации военнослужащих в сторону анти- и псевдосоциальной направленности поведения;
— антисоциальной направленности:
а) профилактика и предупреждение проявления негативных качеств личности воина в процессе службы;
б) переориентация направленности поведения;
— псевдосоциальной направленности:
а) изменение сложившихся ошибочных позиций и установок, формирование новых стереотипов поведения;
б) корректировка и переориентация поведения в интересах задач, выполняемых воинским коллективом.
В практике воспитательной работы с этой категорией военнослужащих возникают противоречия между увеличением активности бывших "неформалов" и пассивностью офицеров; знаниями и опытом офицеров, призванных осуществлять воспитательную работу, и необходимостью организации качественно новой подготовки воспитателей; обезличиванием ролевых функций бывших "неформалов" и нарастанием необходимости в индивидуализации и дифференциации воспитательной работы; консервативными, заорганизованными формами административного воздействия на бывших "неформалов" и необходимостью применения и использования педагогически целесообразных форм воздействия и воспитательных возможностей коллектива.
Эти противоречия способствуют выработке и реализации основных направлений совершенствования воспитания воинов данной категории на пути повышения педагогической подготовленности офицерских кадров к работе с бывшими "неформалами", а также индивидуализации воспитания военнослужащих, являющихся участниками неформальных объединений, т.е. специализации индивидуально-воспитательной работы. Эти задачи необходимо решать как общими методами изучения личности воина, так и специфическими методами и формами индивидуально-воепитательной работы на этапах получения призывников в военных комиссариатах; подготовки и приема пополнения в частях; началъ-
ладения военнослужащими воинской специальностью и упрочения внутриколлективных связей в подразделениях. Здесь необходима оптимизация воспитательных возможностей воинских коллективов в работе с этой категорией военнослужащих. Практика показывает, что не всегда удается полностью достичь целей и задач воспитания, и причины в этом следующие:
• отсутствие у части офицеров политической и педагогической культуры;
• стойкость психологических предубеждений в отношении к "неформалам";
• негативная оценка большинством офицеров принадлежности солдат или сержантов к неформальным объединениям;
• нежелание отдельных офицеров совершенствовать знания по проблемам неформальных молодежных объединений;
• приверженность некоторых бывших "неформалов" к идеологическим ценностям, пра-вилам и нормам поведения своих объединений.
Таким образом, практика воспитательной работы с бывшими "неформалами" в условиях жизнедеятельности войск не в полной мере обеспечивает целенаправленное педагогическое взаимодействие воспитателей и вос-питуемых в целях выявления и закрепления положительных и устранения отрицательных качеств личности воинов в интересах задач, выполняемых внутренними войсками. Разрешение этих противоречий возможно за счет реализации комплекса дидактических, воспитательных, административных мероприятий командования, офицеров-воспитателей, актива подразделений, согласованных по целям, задачам, содержанию, организации и методике, взаимосвязанным междусобой.
ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Канд. ист. наук, доцент Л.В.Ку знецова
Филиал Рязанского института права и экономики
МВД России г. Барнаул
Проблема нравственного становления личности является одной из центральных звень-
ев воспитания любого гражданина. Но есть крут профессий, в компетенции которых находится жизнь и судьба человека. Именно к такой категории относится профессия сотрудника органов внутренних дел, для которого нормы морали, нравственные убеждения и чувство собственного достоинства профессионально значимы. Нравственное воспитание формирует моральный облик сотрудников, нравственное сознание рассматривается сегодня как важный резерв повышения эффективности оперативно-служебной деятельности ОВД.
С нашей точки зрения, интерес к данной проблеме вызван прежде всего тем обстоятельством, что нравственное сознание личности сотрудника ОВД связано с вопросами становления российской государственности. Актуальность данной проблемы подчеркивают и основные документы, координирующие нравственное воспитание личного состава: Директива МВД России от 19.06.1996 г. № 1 "О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе МВД России" и приказ МВД России от 02.08.1996 г. № 3 км/1 "О неотложных мерах по укреплению дисциплины и законности в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России".
Исходя из задач, определенных в нормативных актах МВД, в своем исследовании мы базировались на том, что изучение процесса формирования нравственного воспитания сотрудников ОВД включает следующие направления:
1. Диагностика уровня нравственного сознания и поведения сотрудников.
2. Выработка показателей, критериев эффективности воспитания нравственного сознания личности сотрудника.
3. Координация вое питательного воздействия преподавательского состава, сотрудников, командиров, служебного коллектива, аппарата по работе с личным составом.
4. Нравственное самовоспитание как фактор развития личности сотрудника ОВД.
Таким образом, процесс нравственного юс-питания предполагает, с одной стороны, формирование у человека необходимых представлений о морали, с другой — воспитание потребности действовать в соответствии с нормами морали.
Исходным пунктом нравственного воспитания личности мы считаем внесение этических знаний в сознание сотрудника. В данном