Научная статья на тему 'Вопросы воспитания гражданской ответственности курсантов и студентов вузов системы МЧС России'

Вопросы воспитания гражданской ответственности курсантов и студентов вузов системы МЧС России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
199
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы воспитания гражданской ответственности курсантов и студентов вузов системы МЧС России»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ ВУЗОВ СИСТЕМЫ МЧС РОССИИ

И.В. Зубов, к.п.н.,

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

До 1991 г. (распада СССР) главной государственной задачей всех специализированных учебных заведений (Вооруженных Сил и МВД СССР) было воспитание у курсантов коммунистического мировоззрения. На втором месте ставилась задача подготовки курсантов, как специалистов. При этом большое внимание уделялось изучению общественных наук, которые, кроме коммунистических догм, формировали в сознании личного состава такие гражданские и общечеловеческие качества, как патриотизм, интернационализм, любовь к Родине, взаимовыручка и поддержка, обязанность ставить общественные (государственные) интересы выше личных, честность, порядочность, верность своему слову, и даже обязанность жертвовать собой в определенных (граничных) ситуациях. При этом, практически 100 % курсантов имели членство в комсомольских и партийных организациях, уставы которых содержали нормы, обязательные к исполнению, что усиливало воспитательное воздействие на личный состав. Да и карьерный рост, служба за границей были практически невозможны без членства в КПСС. В тоже время военнослужащие и сотрудники МВД имели относительно высокий уровень доходов по отношению к остальной части населению страны (выпускник военного училища (лейтенант) получал денежное содержание - 230 рублей, полковник - 450 - 500 рублей, инженер - 120 - 150 рублей, а рабочий 150 - 200 рублей). Результаты такого пристального внимания государства к вопросам воспитания были налицо (уважение со стороны населения к людям в погонах; многочисленные случая патриотизма и героизма военнослужащих во время ведения боевых действий; низкий, по сравнению с настоящим временем уровень преступности и эффективная борьба с ней; способность справиться с последствиями глобальных катастроф (например, взрыв на Чернобыльской АЭС, при ликвидации которого погибли практически все пожарные, прибывшие к месту аварии, в первые часы) и т.п.).

Все вышеперечисленные факторы способствовали формированию у курсантов специализированных учебных заведений мировоззрения, соответствующего требованиям государства, а также высокого уровня гражданской ответственности.

Системный кризис (экономический, финансовый, политический, демографический, культурный, духовный, идеологический) 90-х годов 20 в. в России имел негативные последствия и в системе образования. Для специализированных учебных заведений (которые помимо качественной профессиональной подготовки будущих офицеров, обязаны воспитывать у курсантов и требуемые государством качества личности) - это, прежде всего, отсутствие четких морально-нравственных ориентиров воспитания личного состава, что является следствием несформулированной мировоззренческой

262

государственной концепции (кто является идеалом (примером для подражания) -человек в погонах, добросовестно исполняющий свой долг, жертвующий собой ради жизни людей, государственных или общественных интересов, или олигарх, «благородный» преступный авторитет, проститутка).

Наряду с положительными моментами демократических преобразований общественной жизни в России, имели и имеют место отрицательные моменты, которые негативно влияют на процесс воспитания личного состава, так, например, практически ежедневно усилиями СМИ активно внедряются идеи типа:

- «есть стимул (в основном материальный) - есть реакция;

- смысл жизни человека - получать удовольствие;

- неограниченной свободы личности от общества (в том числе свободная любовь и попытки подмены нравственных законов (например, изложенных в священных писаниях) - общественным договором (пропаганда однополых браков, что свойственно «развитым» странам Западной Европы ));

и т. п.

Следует также, обратить внимание и на общее неблагоприятное состояние социальной среды (экономический кризис, высокий уровень социальной дифференциации населения, деструкция коллективистских начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей).

В результате в системе правоохранительной службы, включая и учебные заведения (МВД, УИН, МЧС России) стали нарастать такие негативные явления, как: служба (учеба) в органах (специализированных учебных заведениях) с целью уклонения от призыва в армию, коррупция, нездоровый карьеризм, использование служебного положения в корыстных интересах и т.п.

Одной из главных причин обусловивших вышеперечисленные негативные тенденции является снижение уровня гражданской ответственности сотрудников МВД, УИН, МЧС России.

Что же представляет собой понятие «гражданская ответственность»? Гражданская ответственность - это интегральное нравственное качество (или совокупность качеств личности, мотивов поведения, системы мировоззрений) личности, характеризующее её как сознательного члена общества с высокоразвитым гражданским долгом, осознающую личную ответственность за осуществление своих гражданских обязанностей, предвидящую последствия своей деятельности, обладающую готовностью трудиться на общую пользу, решимостью и умением отстаивать государственные интересы, непримиримостью к антиобщественным и антигосударственным проявлениям [2].

Данное определение наиболее полно отражают суть понятия гражданская ответственность. Что касается гражданской ответственности сотрудника государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России, то здесь необходимо учитывать и ряд особенностей данной служебной деятельности:

- в данном случае речь идет не просто о работе а, о службе (МЧС России является частью системы государственной правоохранительной службы);

- для сотрудников ГПС МЧС России обязательно ношение специальной формы одежды, выполнение строевых приемов;

263

- наличие специальных званий, административная система отношений, соблюдение правил субординации (начальник - подчиненный, старший -младший по званию);

- служба в системе ГПС МЧС России строго регламентирована (т.е. все вопросы служебной деятельности определены законами и нормативными правовыми актами);

- при определенных обстоятельствах (в условиях чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, на пожаре) имеет место несение службы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени;

- профессия, связанная с риском для жизни и здоровья;

- высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье людей (в том числе и подчиненных) и сохранность имущества;

- во время исполнения служебных обязанностей сотрудники постоянно испытывают нервное напряжение и стрессы;

- обязательная правовая грамотность инспектора ГПН (начальника караула);

- высокие требования к состоянию здоровья сотрудников ГПС МЧС России, необходимость постоянно поддерживать хорошую физическую форму и сдавать специальные физические нормативы.

- высокий уровень требований к моральным, нравственным и психологическим качествам сотрудника ГПС МЧС России [3; 4].

Несмотря на наличие законов, нормативных правовых государственных, ведомственных и локальных нормативных актов, нормы которых обязывают сотрудников проявлять гражданскую ответственность в процессе исполнения служебных обязанностей и воспитывать ее у своих подчиненных, требуется дополнительное учебно-воспитательное воздействие для формирования устойчивых качеств гражданской ответственности у сотрудников системы МЧС России. Такое дополнительное воздействие можно осуществить в процессе обучения в системе вузов МЧС России при условии реализации специальной модели обучения и воспитания на всех этапах учебно-воспитательного процесса [1]. Применительно к системе учебных заведений системы ГПС МЧС России этапы учебно-воспитательного процесса для курсантов и студентов выглядят следующим образом:

- курс начальной профессиональной подготовки (1 курс обучения);

- процесс обучения;

- за пределами учебного процесса (личное время);

- период подготовки и участия в различных ритуалах (строевая подготовка, церемонии приведения к Присяге и выпуска из учебного заведения и т.п.);

- в процессе несения службы в нарядах;

- в процессе стажировки и производственной практики;

- в период сдачи государственных экзаменов и защиты дипломной работы.

Необходимо также отметить, что важным фактором, способствующим

процессу воспитания у курсантов и студентов системы учебных заведений МЧС России высокого уровня гражданской ответственности, является жесткий отбор кандидатов на учебу в эти учебные заведения (как на уровне субъекта, от

которого направляется на учебу кандидат на учебу, так и на уровне специализированного вуза перед вступительными испытаниями).

В настоящий момент реализовано внедрение модели обучения и воспитания гражданской ответственности обучающихся в ФГБОУ ВО Воронежский институт ГПС МЧС России [1].

Список использованной литературы

1. Зубов, И.В. Формирование гражданской ответственности курсантов вузов МЧС России [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / И.В. Зубов. - Воронеж, 2014. - 263 с.

2. Кириллов А В. Педагогические условия воспитания гражданской ответственности будущих сотрудников органов внутренних дел: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Липецк, 2005 286 с. РГБ ОД, 61:06-13/374.// http: //bankrabot.com/work/work_50655.html

3. «О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» федеральный закон Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ // Российская газета 25 мая 2016 г. - Федеральный выпуск № 6979 (111).

4. Об утверждении Кодекса чести сотрудника Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: приказ МЧС России от 06 марта 2006 года № 136 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http : // www.culture.mchs.gov.ru/memorable_date/25327/, свободный. - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.