Научная статья на тему 'Вопросы внедрения в систему школьного образования педагогико-нравственного наследия Алишера Навои'

Вопросы внедрения в систему школьного образования педагогико-нравственного наследия Алишера Навои Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЁНОК / ПЕДАГОГ / НАСТАВНИК / ШКОЛА / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джураев Рисбай Хайдарович, Иноятова Мухайё Эгамбердиевна

В статье речь идёт о роли Алишера Навои в воспитании подрастающего поколения. Приводятся некоторые его мысли о воспитании детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джураев Рисбай Хайдарович, Иноятова Мухайё Эгамбердиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы внедрения в систему школьного образования педагогико-нравственного наследия Алишера Навои»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИКО-НРАВСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ

АЛИШЕРА НАВОИ

1 2 Джураев Р.Х. , Иноятова М.Э.

'Джураев Рисбай Хайдарович - доктор педагогических наук, профессор, академик Академии наук Республики Узбекистан;

2Иноятова Мухайё Эгамбердиевна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук им. Т.Н. Кары Ниязи, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье речь идёт о роли Алишера Навои в воспитании подрастающего поколения. Приводятся некоторые его мысли о воспитании детей. Ключевые слова: ребёнок, педагог, наставник, школа, воспитание.

В нашей республике проводится масштабная системная работа, направленная на развитие учебно-воспитательной системы в образовательных учреждениях, создание необходимых условий для повышения интеллектуального потенциала учащейся молодёжи посредством обучения современным знаниям, достижение ею своего достойного места на международной арене.

В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах определены важнейшие направления, связанные с дальнейшим совершенствованием в нашей стране системы непрерывного образования, обеспечением всестороннего интеллектуального, эстетического и физического развития учащейся молодежи на основе качественного образования, высокой квалификации учителей. В Послании Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева от 25 января 2020 года определены важные задачи: «В целом нам надо глубоко изучать историю движения джадидов, наследие наших предков-просветителей. Чем больше мы будем изучать это духовное наследие, тем легче нам будет найти ответы на вопросы, волнующие нас сегодня. Чем активнее мы будем пропагандировать его, тем сильнее наш народ, особенно молодежь, будет ценить нынешнюю мирную и свободную жизнь» [1]. Значит, в числе приоритетов доведение до населения бесценного духовного наследия великих мыслителей.

Великий поэт, мыслитель, государственный деятель Алишера Навои (1441-1501) считал, что человек - это самое возвышенное и ценное в этом мире. Придавая огромное значение воспитанию ребёнка, он подчёркивал, что родители должны заниматься его воспитанием с рождения. Именно воспитание формирует у человека хорошие манеры и качества, без которых он не может достойно прожить свою жизнь. Творчество поэта, его бесценные мысли о воспитании молодёжи актуальны и сегодня, когда оно становится основным фактором формирования всесторонне развитой личности, фундаментом которой являются чувства гордости и достоинства, любовь к Родине, взаимоуважение, преданность идеям независимости и демократии. Рассказывая ученикам о творчестве Алишера Навои, учителя обращают внимание школьников на то, что уже в 15 лет он прославился как поэт. Основоположник узбекской литературы, мыслитель, ученый, художник, музыкант, государственный деятель, Навои писал стихи на языках тюрки и фарси. Педагогические идеи Алишера Навои отличаются большим гуманизмом. Он считает человека самым высшим, благородным существом мира, а ребенка - светилом, которое освещает дом и приносит радость и счастье в семью. Мало любить собственных детей, человек должен любить всех детей - «будущее поколение».

По мнению Навои, цель воспитания - подготовить подрастающих людей хорошо образованными, овладевшими лучшими человеческими качествами и борющимися за счастье народа. Он высоко ценил человеческий разум и науку. «Знания и мудрость -украшение человека», - писал поэт. Ребенку, - говорил Навои, - с малых лет необходимо дать правильное воспитание, сообразуясь с возрастом, а к изучению наук надо приступать как можно раньше. Овладение науками и ремеслами не самоцель: они должны быть полезными народу, ибо тот, кто получил знания и не сумел их применить, похож на крестьянина, вспахавшего поле, но не засеявшего его» [2, с. 55]. Он выступал за светское образование, настаивал на том, чтобы школа дала многосторонние знания. Навои осуждал принуждающие методы воспитания, как в школе, так и дома, выступал против телесных наказаний. По твёрдому убеждению Навои, главное - это любовь к детям. Невежественные учителя - большой бич для школы [2, с. 56], - подчёркивал поэт. Учитель должен не только в совершенстве знать свой предмет и обладать глубокими знаниями, но и понимать нужды народа, показывать во всем пример. Говоря о роли и значении учителя в обществе, Навои подчеркивал, что его необходимо уважать. Алишер Навои призывал прививать молодому поколению любовь к Родине, уважение к человеку - самому высокому и ценному дару Вселенной. Значительное место в произведениях Навои занимают вопросы нравственного и трудового воспитания. Внедрение в систему школы нравственного наследия Алишера Навои является велением времени.

Список литературы

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01-2020/ (дата обращения: 14.02.2020).

2. Учебно-методический комплекс по общей педагогике / Сост.: С.А. Мадьярова и др. Т.: ТГПУ, 2019. 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.