Ю.В. Алымов
ВОПРОСЫ ВЛАСТИ В УРАЛЬСКОМ КАЗАЧЬЕМ ВОЙСКЕ И УРАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ в феврале 1917 - марте 1918 г.
В начале XX в. в Российской империи существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченс-кое, Забайкальское, Амурское и Уссурийское. В 1917 г. было образовано Енисейское казачье войско. Февральская революция 1917 г., падение самодержавия и начавшиеся в стране демократические преобразования давали возможность казачьим войскам России создать органы самоуправления. В 1917 г. земля Уральского казачьего войска входила в состав Уральской области, образованной в 1868 г. в ходе присоединения и освоения Средней Азии. Войсковая территория, на правах нераздельного общинного владения, занимала пространство в 62 067 кв. верст, из 287 004 кв. верст общей площади Уральской области.1 Оставшиеся 224 937 кв. верст, являясь государственной собственностью, были предоставлены в общественное пользование казахов (до 1925 г. называемых киргизами) и крестьян-переселенцев. На 1 января 1916 г. население области составляло 166 365 чел. казачьего сословия, 123 747 чел. иных сословий, 481 911 казахов.2
Известие о переходе власти к Временному Комитету Государственной думы было получено в областном центре г. Уральске 1 марта. Областная администрация не проявила активных действий для поддержания порядка в переходный период. Формирование новых государственных структур взяли на себя представители общественности. 4 марта 1917 г. был избран временный «Исполнительный комитет порядка», в состав которого вошли делегаты от различных слоев населения города.3 Временно исполнявший обязанности наказного атаман генерал-майор В.П. Мартынов и офицеры гарнизона заявили о поддержке работы Комитета. Управление гражданскими делами области было поручено советнику Хозяйственного правления Г.К. Бизянову. Временное правительство утвердило решение Комитета, назначив Г.К. Бизянова областным комиссаром.4 Комитет начал организацию городской милиции и установил контроль над почтой и телеграфом. Смена власти произошла мирно, при полной поддержке гарнизона и гражданского населения.
Являясь по существу общественной организацией, временный Исполнительный комитет плохо справлялся с функциями административной власти. Состав Комитета быстро вырос до 200 чел., были образованы Областной продовольственный комитет и 7 малозначительных комиссий, например «по устройству лекций, чтений и проч.».5 Исполнительный комитет не мог реализовать потребностей самоуправления всех групп населения области, различных по составу и интересам.
Уральское казачество первым проявило общественную активность как наиболее организованная группа. С 20 по 29 марта в Уральске прошел экстренный Войсковой съезд выборных от станиц. Основной задачей съезда являлся вопрос создания органов самоуправления в Уральском казачьем войске. Делегаты избрали Войскового атамана, им
© Ю.В. Алымов, 2007
стал генерал-майор М.Н. Бородин. Было принято решение о возвращении исторического имени - Яицкое казачье войско как символ отказа от монархического наследия. Газета «Уральские войсковые ведомости» получила название «Яицкая воля». Хозяйственное правление было преобразовано в Войсковое, став административным органом власти для казачьего населения. Председателем Войскового правления был избран депутат IV Государственной Думы Ф.А. Еремин. Съезд разработал «Проект положения об общественном управлении в Яицком казачьем войске».6
Желание автономии и самоуправления продемонстрировало и казахское население Уральской области. 19 апреля в Уральске прошел «1-й Уральский областной съезд киргиз». Казахский съезд избрал «Областной киргизский комитет» и принял ряд важных резолюций по земельному вопросу. Было предложено, например, прекратить выделение участков для крестьян-переселенцев на свободных государственных землях и передать эти земли в пользование казахскому населению. «Областной киргизский комитет» объявил, что «ведает всеми делами, касающимися зауралыюй части области».7
Крестьяне-переселенцы Уральской области и представители различных сословий, проживающие на земле казачьей общины, так называемые иногородние, также начали процессы объединения для реализации гражданских прав. На 15 июня 1917 г. в Уральске был назначен «Съезд крестьянских и иногородних депутатов» Уральской области. Предполагалось, что съезд в основном будет отражать интересы крестьян, поэтому организаторы съезда приняли решение «не касаться вопросов о казачьих землях, угодьях и водах, так как они принадлежат казакам, не касаться также вопросов в делах чисто казачьих».8
Прошедший в мае 1917 г. Войсковой Учредительный съезд разработал «Общие положения о самоуправлении». Было принято решение об отделении казачьей территории от Уральской области. Уральское войско объявлялось собственником «всего общинного имущества, т.е. земель, вод, недр и всех угодий». Войсковой съезд постановил, что к решению общих вопросов самоуправления на войсковой территории будут привлекаться представители неказачьего сословия «пропорционально их численности по отношению к казачьему населению». Съезд упразднил должность Войскового атамана, Войсковое правление объявлялось исполнительным органом власти, Войсковой съезд -высшим органом самоуправления.9
Принятие данных положений демонстрировало желание казачьей общины выделиться в автономию с сохранением сословного неравенства. Принятие решений по земельному вопросу отражало общее настроение всех казачьих войск России, высказанное на 1-м общеказачьем съезде в марте 1917 г. и 2-м общеказачьем съезде в июне 1917 г. в Петрограде.10 Однако в настроении общины уральских казаков происходили определенные изменения в пользу признания законности требований неказачьего населения об уравнении гражданских прав. Представители казачьей интеллигенции понимали необходимость отказа от сословных привилегий, и новым председателем Войскового правления стал И.А. Кожевников, ранее работавший агрономом в Воронежском земстве.
Недовольство «иногороднего» населения существующим положением проявилось на начавшем работу Съезде крестьянских и иногородних депутатов. Организованный Совет крестьянских и иногородних депутатов, узнав, что Временное правительство исключило войсковую территорию при введении земского самоуправления в Уральской области, принял решение разработать проект положения о земском и городском
самоуправлении на казачьей земле и обратиться к Временному правительству с ходатайством о введении закона самоуправления в Уральском казачьем войске.11
Нельзя сказать, что требования «иногородних» не принимались во внимание казачьей общиной. Летом 1917 г. на заседаниях Войскового съезда, помимо вопросов о войсковом самоуправлении, рассматривались и вопросы городского самоуправления, но конкретных решений принято не было. Более того, если в мае 1917 г. в работе Войскового съезда участвовали 8 чел. от «иногороднего» населения Уральска «с правом совещательного голоса в вопросах чисто казачьих и решающего в общих», то в августе 1917 г. их количество было уменьшено до 2 чел., по требованию казаков-депутатов. В таких условиях председатель Совета крестьянских и иногородних депутатов Д.Б. Коло-стов и представитель «иногороднего» населения Д.Г. Колотилин отказались участвовать в работе Войскового съезда.12
Государственные интересы требовали объединения представительских организаций различных групп населения, что подтвердило распоряжение Временного правительства. В телеграмме министра внутренних дел И.Г. Церетели предлагалось всем общественным организациям образовать областной исполнительный орган власти.13 7 сентября 1917 г. на собрании президиумов казахского Исполнительного комитета, Войскового правления и Совета крестьянских и иногородних депутатов был образован Совет объединенных областных организаций. В состав Совета вошли по 4 человека от каждого органа власти. Совет ставил своей задачей защиту завоеваний революции и борьбу с контрреволюционными и анархическими выступлениями, организацию и проведение выборов должностных лиц с учетом интересов всех слоев населения области, предупреждение возможных столкновений и недоразумений между различными группами населения.14
В реальности созданный Совет областных организаций не стал полноправным объединенным органом власти. Казахский комитет вел работу по организации земских органов власти на азиатской территории области без участия Совета крестьянских и иногородних депутатов. Войсковое правление продолжало проводить политику обособления казачьей общины. Объединения интересов различных групп населения не произошло.
Октябрьский переворот обострил противоречия между группами населения области и способствовал их разобщению. Экстренный Войсковой съезд принял ряд мер, направленных на усиление позиций казачьей автономии. Была восстановлена должность Войскового атамана, им стал генерал-майор В.П. Мартынов.15 Войсковое правление было преобразовано в Войсковое правительство, на которое возлагались полномочия государственной власти в казачьей общине.16 Съезд принял резолюцию, в которой не признавал власти большевиков, «опирающейся на насилие и народную темноту».17
К концу 1917 г. Советская власть была установлена на основной территории России. В этих условиях Войсковое правительство Уральского казачьего войска приняло решение о соблюдении нейтралитета. Уральские казачьи полки, возвращавшиеся с гер-. майского фронта, подверглись влиянию большевистской агитации и не представляли надежной силы даже для охраны порядка. 23-24 декабря 1917 г. в Уральске, при активном участии казаков 7-го полка, прошли массовые погромы и грабежи, начавшиеся с разгрома винных и пивных складов и водочного завода. При попытке прекратить беспорядки произошли столкновения, в которых погибли 4 чел.18
Явная неспособность Войскового правительства контролировать ситуацию вызвала кризис власти. Войсковой атаман В.П. Мартынов подал в отставку с занимаемой <
/ ' . г
должности. Его обязанности были возложены на председателя Войскового правительства И.А. Кожевникова.19 Перед Войсковым съездом, начавшим свою работу И января 1918 г., стоял жизненно важный вопрос - сохранение общины в условиях угрозы гражданской войны. Для этого было необходимо единство интересов всех групп населения области. Совет крестьянских и иногородних депутатов передал Войсковому правительству обращение, в котором сообщал, что права «иногороднего» населения на самоуправление не реализованы, и считал необходимым, чтобы в состав «правительства на территории Уральского казачьего войска» вошли представители «иногороднего» населения.20
Необходимость разрешения конфликта привела к тому, что 18 января председателем Войскового правительства был избран Г.М. Фомичев, бывший директор сельскохозяйственного училища. Свою позицию по вопросу образования внесословного органа власти на казачьей земле он выразил в выступлении на Войсковом съезде: «Не может быть решения вопроса, если казаки не принесут жертву и для других кругов населения».21 По отношению к власти большевиков Г.М. Фомичев и ряд членов Войскового правительства считали необходимым сохранять нейтралитет. Не всех устраивала такая позиция. Но и сторонники вооруженной борьбы с большевиками признавали, что «для этого необходима поддержка населения, власть, пользующаяся доверием ... Необходимо Войску вступить в тесную связь со всеми элементами населения войсковой территории».22
Войсковое правительство обратилось к городскому Исполнительному комитету и Совету крестьянских и иногородних депутатов с предложением созвать съезд представителей «иногороднего» населения, чтобы рассмотреть условия образования общегражданского органа власти на казачьей земле. Положение Совета крестьянских и иногородних депутатов как общественной организации, выражавшей интересы неказачьего населения Уральской области, к началу работы съезда «иногородних» осложнялось тем фактом, что 1-м Чрезвычайным уральским областным земским собранием была избрана Областная земская управа.23 Областной съезд казахских депутатов постановил, что «единственной властью для населения Зауральной части Уральской области и полномочным органом киргизов являются только земские учреждения в лице областной и уездных управ».24 Таким образом, крестьяне-переселенцы могли реализовать свои права на самоуправление путем избрания земских органов власти. Совет крестьянских и иногородних депутатов отныне мог выступать только в роли выразителя интересов «иногороднего» населения казачьей территории.
В данной обстановке радикально настроенные члены Совета пошли на сознательное обострение ситуации. Наоткрывшемся 2 (15) февраля 1918 г. съезде «иногородних» союз профессиональных организаций Уральска выступил с резолюцией о признании власти Совета Народных Комиссаров. Это заявление вызвало раскол среди участников съезда. Группа делегатов во главе с председателем городского Исполнительного комитета ветеринарным врачом А.Н. Тихоновым заявила о непризнании Советской власти и отказалась от участия в работе съезда.25 Оставшиеся 38 делегатов объявили о признании власти СНК и приняли обращение к Уральскому казачеству, в котором утверждали, что «рабочее и крестьянское правительство... свято чтит принцип дружественного нейтралитета по отношению к внутренним вопросам казачьей жизни». В ответном обращении Войсковой съезд, отмечая особое экономическое положение казачьей общины, считал невозможным создание органов власти в соответствии с политической программой большевиков, основанной на принципе классовой диктатуры, так как «искусственная попытка
общественного строительства на основах противоположности групповых интересов ... неминуемо вызовет разорение и гибель края».26 Войсковой съезд обратился к Совету с предложением о совместной работе по организации местной власти. Совет категорично заявил, что совместная работа возможна только при условии признания Войсковым правительством власти Совнаркома.27
Пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, Войсковой съезд принял решение образовать комиссию из представителей всех групп населения и направить ее в Петроград «для выяснения задач и направления Советской власти».28 Согласно требованиям революционного времени Войсковой съезд постановил, что комиссия, созданная «для рассмотрения общеобластных вопросов и сношения с центральной властью», будет именоваться Советом казачьих, киргизских, иногородних и переселенческих депутатов Уральской области.29 Возможность образования областного демократического органа власти не устраивала Уральский Совет, поддерживавший программу большевиков. Не получив поддержки со стороны населения области, лидеры Уральского Совета Д.Б. Колостов и П.И Дмитриев обратились за помощью к Советам соседних областей.
10 (23) марта 1918 г. председатель Оренбургского Совета С.М. Цвиллинг направил Войсковому правительству ультиматум о признании Советской власти под угрозой начала военных действий. Одновременно отряд красногвардейцев из г. Оренбурга занял уездный центр г. Илецк Уральской области, расположенный на территории казачьей общины. Красногвардейцы наложили на жителей города контрибуцию в 3 млн руб., арестовали около 40 чел., при аресте был убит 1 казак. Казаки г. Илецка и близлежащих станиц организовались и разгромили красногвардейский отряд.30 15 (28) марта 1918 г. по решению войскового старшины М.Ф. Мартынова, исполнявшего обязанности командующего войсками Уральской области, были арестованы члены Уральского Совета и лица, причастные к его деятельности, всего около 60 чел.31
Арест членов Уральского Совета стал поводом для начала военных действий против Уральского казачества. Стремление общины уральских казаков создать демократические органы управления с участием всех слоев населения Уральской области и установить договорные отношения с Советской властью было уничтожено агрессивной политикой партии большевиков.
Рассматривая деятельность органов власти Уральского казачьего войска в связи с революционными процессами 1917 г., следует подчеркнуть, что настроение общины уральских казаков эволюционировало от попыток автономного обособления и сохранения сословных привилегий до признания общегражданских прав неказачьего населения. Уральские казаки были готовы признать власть Советов, но при этом настаивали на своем праве участвовать в организации самоуправления путем взаимных компромиссов, с учетом социальных, экономических и этнических особенностей, а не путем слепого копирования узкоклассовой программы большевиков.
1 Памятная книжка Уральской области на 1915 г. Уральск, 1915. С. 1.
2 Отчет Уральского губернского экономического совещания за период с 1 октября 1921 по
1 октября 1922 г. Уральск, 1923. С. 7.
3 Уральский вестник. Уральск. 1917. 8 марта.
4 Уральские войсковые ведомости. Уральск. 1917. 9 марта.
5 Там же. 17 марта. "
6 Яицкая воля. 1917. 20'апр.
7 Уральские областные ведомости. Уральск. 1917.17 июня. Приложение: протокол 1-го заседания Уральского областного съезда киргиз.
8 Уральский вестник. 1917, 14 мая.
9 Уралец. Уральск. 1917.30 мая.
- 10 Уральский вестник. 1917.9 апреля, 21 июня.
11 Уралец. 1917. 22 июня.
12 Яицкая воля. 1917.4 мая; Уралец. 1917.12 авг.
13 Там же. 27 июля.
14 Уральские областные ведомости. 1917.7 окт.
13 Яицкая воля. 1917. 2 нояб.
1в Там же. 1917. 5 нояб.
17 Там же. 19 нояб.
18 Там же. 1918.1 янв.
19 Яицкие войсковые ведомости. Прил. к газ. «Яицкая воля». Уральск. 1918. 1 янв.
20 Уралец. 1918.11 янв.
21 Там же. 24 янв.
22 Яицкая воля. 1918. 25 янв.
23 Уральские областные ведомости. 1918. 13 янв.
24 Там же. 1918. 10 марта.
25 Яицкая воля. 1918. 4 (17) февр.
26 Уральский вестник. 1918. 6 (19) февр.
27 Яицкая воля. 1918. 8 (21) февр.
28 Уралец. 1918.7 (20) февр.
29 Там же. 2(15) марта.
30 Коновалов ЕД. Уральцы. За полтора года борьбы. Омск, 1919. С. 4-7.
31 Иностранная военная интервенция и гражданская война в Средней Азии и Казахстане. Сб. док. / Отв. ред. Т.Е. Елеуов, Х.Ш. Иноятов. Алма-Ата, 1963. Т. 1. С. 143-144.
Статья принята к печати 28 декабря 2006 г.