656.07
ВОПРОСЫ ВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПРОЦЕССНОГО УПРАВЛЕНИЯ
С. А. Бородулина
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург). Россия, г. Санкт-Петербург
Аннотация. В статье приводится актуальность и необходимость перехода на основы процессного управления при осуществлении предпринимательства в транспортной отрасли, дается характеристика особенностей процессного подхода в управлении предприятиями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на транспорте. Описываются недостатки широко используемого структурного подхода в управлении и обосновываются преимущества процессно-ориентированного управления. Схематично описываются результаты внедрения процессного подхода в управлении деятельностью на автомобильном транспорте.
Ключевые слова: процессный подход, менеджмент, предпринимательская деятельность, структурное управление, эффективность.
Введение
В современных условиях ведения предпринимательской деятельности
проблема выбора методов управления и развития субъектов предпринимательства приобретает особую актуальность. В условиях непредсказуемой конъюнктуры рынка транспортных услуг и жесткой конкуренции представленных на нем субъектов хозяйствования, порожденной в том числе и факторами глобального характера, гибкость в условиях геополитической напряженности, быстрота и адекватность реакции систем управления предприятиями, точность выполнения деловых операций и эффективность предприятий отрасли приобретают особую значимость. Возникает необходимость в адекватных инструментах и методах, способных транспортным предприятиям стать более эффективными, найти пути, обеспечивающие возможности достижения экономической устойчивости.
Целью данного исследования является выявление преимуществ и недостатков процессного подхода и его сравнение со структурным подходом, используемым преимущественно в деятельности на транспорте в настоящее время.
Способы исследования проблемы
В теории существуют различные концепции управления предприятиями, включая сферу транспортного
предпринимательства, основной задачей которых является обеспечение устойчивости развития и совершенствования процессов
обслуживания отраслей экономики при эффективном использовании всех видов ресурсов. Очевидно, что методы и стили управления определяются часто теми тенденциями, которые определяют и развитие рынка транспортных услуг и условия деятельности предпринимателей в данной сфере.
В настоящее время можно выделить такие основные тенденции развития теории и практики управления предпринимательской деятельностью на транспорте:
- выделение из комплексных транспортных предприятий дочерних предприятий, специализированных по разным видам перевозок;
- увеличение доли международных и интермодальных перевозок, а также экспорт автотранспортных услуг;
- признание целесообразности оценки качества перевозочного процесса и его результативности по ключевым показателям эффективности(КР1);
- переход от функционального (структурного) управления к управлению бизнес-процессами предприятий автомобильного транспорта;
- непрерывное совершенствование бизнес-процессов и оптимизация их элементов;
- использование информационных технологий [2].
Кажется логичным проследить ретроспективу научных подходов к управлению, являющихся основой современной теории управления
предприятиями, начиная с 1776 года появления принципа разделения труда А. Смита в период промышленной революции и до настоящего времени, характеризующегося всесторонней модернизацией технологий, процессов и функций управления.
Начиная с 1950-х годов послевоенной экономики, прослеживается рост спроса, сопровождающийся наращиванием
производственных мощностей и
возникновением качественного подхода Э. Деминга в управлении, а также управления по целям П. Друкера, предполагающего наличие взаимосвязи между управляющими подразделениями предприятий и внешней средой. В условиях быстроменяющейся внешней среды, характерной для западной экономики 70-х годов И. Ансоффом предложена теория стратегического управления и инжиниринга предприятий, в 80-х годах в связи со сменой направленности рынка на потребителя и его запросы, ростом конкуренции и возникновением новых технологий трансформировавшаяся в концепцию менеджмента, ориентированную на процессы.
В современной теории управления выделяют подходы к управлению предпринимательской деятельностью на основе функционального (структурного) и процессного управления. Так, например, Репин В. В. и В. Г. Елиферов [8] отмечают, что в большинстве работ, посвященных процессному подходу в управлении, существует «противопоставление
процессного и функционального подходов, принципиально различных ... и взаимно несовместимых». Однако, исследование практики ведения предпринимательства на транспорте показало, что современные методы управления в основном строятся на основе положений структурного
(функционального) подхода.
Традиционная функциональная модель управления предприятием А. Смита исходит из того, что работники обладают невысокой квалификацией, в связи с чем предлагаемые им задачи предельно просты. Кроме того, А. Смит доказывал, что люди работают наиболее эффективно в тех случаях, когда обязаны выполнять единственную понятную им работу (процедуру). Сутью функционального управленияявляется
контроль над исполнением сотрудниками их функций и строгое выполнение работниками указаний руководителя (менеджера). Определяющим параметром эффективности управления в данном случае выступает
квалификация менеджера, поскольку он сам распределяет сферы деятельности между подчиненными.
Сложившиеся методы управления предпринимательской деятельностью в рамках функционального (структурного) подхода предполагают такие инструменты: иерархические организационные структуры, управление по структурным элементам (подразделениям, цехам, колоннам, отделам), взаимодействие через структурные элементы более высокого уровня и пр. Хотя функциональное (структурное) управление используется широко, и несмотря на его преимущества, описанные Ф. Тейлором, достаточно давно признано, что оно порождает также и множество трудностей.
Однако, по оценке ряда авторов [8 и пр.], с которой следует согласиться и которую подтверждает практика работы предприятий транспорта, «функциональные подразделения, отделы прямо не заинтересованы в общих результатах, поскольку системы оценки их деятельности оторваны от результативности компании в целом».
Кроме того, основываясь на результатах исследований [5 и пр.], к недостаткам функционального подхода следует отнести:
1. Отсутствие гибкости управления предприятием в результате существования неэффективных горизонтальных связеймежду подразделениями, что приводит к длительным процедурам принятия управленческих решений, а также к излишним контролирующим процедурам, связанным с конечными результатами выполнения бизнес-процесса, возникновению конфликтных ситуаций и отсутствию заинтересованности работников в эффективных результатах бизнес-процесса, в результате чего падает конкурентоспособность услуг предприятия, появляется перерасход ресурсов, могут быть нарушены обязательства по выполнению договоров и прочим негативным ситуациям.
2. Отсутствие ориентации на клиента, так как главным потребителем и контролером результатов работы является руководитель, что способствует уклонению от ответственности на всех уровнях управления предприятия.
3. Предпочтение оперативных сиюминутных целей управления предприятием в ущерб стратегическим целям и задачам в виду функциональной организации производства и труда, когда вся работа предприятия представлена в виде системы подразделений (отделов, служб, цехов и пр.),
ориентированных на реализацию одной-двух главных функций управления.
4. Отсутствие ответственности за конечный результат в целом, что порождает проблемы на стыках разных функциональных подразделений предприятий транспорта.
5. Эффективность работы подразделений часто достигается в ущерб общей эффективности предпринимательской деятельности.
Также к недостаткам такого подхода, по мнению авторов научных трудов [9 и пр.], можно отнести то, что вся технология работ или услуг разбивается на элементы, не связанные между собой блоки (фрагменты), которые выполняются разными
подразделениями оргструктуры предприятия, в связи с чем для целей управления не достает общего цельного понимания всей технологии оказания услуг либо выполнения работ. Кроме того, следует отметить недостаток ответственности,
сосредоточенной в руках одного лица за итоги работы и контроль всей технологии выполняемых работ (услуг), что приводит к рассредоточению функций контроля и распылению ответственности, что, в свою очередь, приводит к росту накладных расходов. Также часто отмечается неэффективная информационная поддержка, которая обусловлена автоматизацией работы отдельных элементов организационной структуры предприятия, а также неудачами внедрения информационных систем (сетей) в целом на предприятии.
Однако названные принципы управления неактуальны в современных условиях развития экономики, менеджмента, информационных технологий благодаря постоянному техническому
совершенствованию и модернизации технических и эксплуатационных процессов работы предприятий автомобильного транспорта. Принципы функционального (структурного) управления, или, как его называют в ряде научных работ, функционально-ориентированного управления предпринимательской
деятельностью существенно расходятся с требованием современных экономических условий развития, клиентоориентированности бизнеса, гибкости и адаптивности результатов деятельности предприятия под потребности рынка транспортных услуг и конкретного клиента, о чем свидетельствуют приведенные недостатки структурного управления. Также в работах современных ученых[10,12 и пр.] доказано, что понимание
характера труда как функционально-ориентированного, устарело, поскольку контингент заказчиков, конкуренция и технологические факторы и процессы существенно изменили макросреду бизнеса.
Процессный подход в управлении предприятиями получил развитие в 1990-х годах в условиях экономического спада западной экономики и в науке в трудах Т. Дейвенпорта, М. Хаммера, Дж. Чампи.
В современном мире для снятия ограничений структурного (функционального) управления и организации бизнеса, который не обеспечивает горизонтальные связи, для повышения прозрачности исполнения, гибкости, адаптивности бизнес-процессов под требования клиентов в науке и практике предлагается использование процессного подхода в управлении, который предполагает концентрацию усилий не на обособленных функциях структурных компонентов предприятия, а на цепочках работ, которые проходят через различные структурные подразделения и объединены в процессы.
Анализируя историю российского предпринимательства, приходим к выводу о том, что предпосылки развития процессного подхода к управлению в теории и практике бизнеса реально существуют в настоящее время.
Процессный подход в
предпринимательской деятельности на транспорте максимально реализует кооперацию функциональных звеньев, направленную на достижение результата. Именно в этом случае уместно говорить о понятии бизнес-процесса, под которым понимается структуризация горизонтальных связей фирмы.
В теории управления процессный подход рассматривается как подход, определяющий исследование функционирования
предпринимательской деятельности в том числе, и на автотранспорте, как сети бизнес-процессов, которые связаны с целями, стратегией и миссией данного предприятия.
Под процессным подходом, согласно стандарта ИСО 9001:2000, подразумевают систематическую идентификацию и управление бизнес-процессами предприятия, а также обеспечение их взаимодействий [6]. В процессном управлении предприятие рассматривается в качестве системы (совокупности) взаимосвязанных и взаимодействующих посредством функций управления элементов единой системы, которые ориентированы на достижение разных целей в условиях нестабильности.
По мнению многих авторов, в т.ч. авторов [1], процессный подход в управлении ориентирован не на организационную структуру, а на бизнес-процессы, конечными целями выполнения которых, является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей.
Современные концепции управления трактуют главную задачу
предпринимательства в ходе достижения рыночных целей так: каждый клиент требует индивидуального отношения, с каждой клиентской группой надо работать по-особому, выстраивать свой бизнес-процесс. Для предприятия, реализующего новый подход в своей деятельности в условиях нестабильности рынка, это главный инструмент достижения устойчивости, опирающийся на глубокую детализацию процедур, операций, работ и процессов, четко закрепляющий ответственность и задачи за каждым работников коллектива и группами работников.
Результаты исследования
Таким образом, переход к процессному управлению предприятием является необходимым условием повышения конкурентоспособности на рынке,
характеризующемся сложной нестационарной динамикой.
Основными чертами процессного управления, в чем сходятся мнения ряда авторов [1,3,4,7,8 и др.], являются расширение ответственности путем передачи функций контроля и принятия решений исполнителям работ, что приводит к снижению числа уровней принятия управленческих решений. Это в результате приводит систему управления предприятием к сочетанию управления по целям и коллективной организации труда. Все авторы работы по процессному управлению отмечают резкое повышение качества услуг, что вызвано спецификой данного подхода и его приоритетами.
Усложнение производства, стремление к стабилизации положения предприятия на рынке в условиях неустойчивой конъюнктуры, приводит к усложнению, как производства, так и управления им. В большинстве случаев для того, чтобы снизить неопределенность в принятии управленческих решений, сделать эффективной работу каждого отдельного работника и коллектива в целом, приходится выделять этапы и последовательности (цепочки) операций и действий, описывать взаимосвязанные процессы, определять и
разделять виды работ, которые закрепляются за каждым членом коллектива, выполняющим функции управления производством.
Процессный подход, на наш взгляд, ввиду его преимуществ перед функциональным, описанным выше, может быть использован для организации и оперативного, и текущего, и стратегического управления, является основой многих современных методик и инструментов стратегического управления с применением ключевых показателей эффективности (KPI -Key Performance Indicators), включая систему сбалансированных показателей (ССП или BSC - Balanced Scorecard).
Как правило, как отмечает автор [7] собственники и топ-менеджеры предприятий связывают с применением процессного подхода возможности решения таких актуальных проблем как снижение затрат на выполнение бизнес процессов, одновременно признавая рост затрат в части оплаты труда более профессиональных специалистов, повышение управляемости и прозрачности управления, ускорение принятия решений, снижение влияния человеческого фактора в результате лучшей регламентации выполняемых действий, а главное, наличие ответственности за результат в целом. В рамках процессного подхода смещаются акценты управления с объектов «ресурсы», «службы» на «бизнес-процессы».
Для предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере транспорта, в связи с усложнением структуры и видов услуг, неуклонным ростом требований клиентов к их качеству, необходимостью управлять не
эксплуатационной деятельностью в целом, а отдельной цепочкой доставки, процессный подход является современной основой научной организации производства с учетом технологических достижений отрасли.
Наиболее приемлемой в этом случае научной платформой к организации управления предприятием выступает процессный подход, еще и потому, что практика доказывает востребованность этого методологического инструмента, а доля предприятий, внедряющих процессный подход, увеличивается, что доказывает его высокую актуальность. Формирование, управление, контроль и оптимизация бизнес-процессов производится на тех предприятиях, где применяют процессный подход в менеджменте. Процессный подход включает в себя направленное воздействие на процессы и подпроцессы, которые
выделяют и закрепляют за подразделениями и сотрудниками предприятий. К процессному управлению чаще обращаются руководители организаций, которые имеют потенциал для роста и развития.
Процессный подход рассматривается как один из способов улучшения результатов предпринимательской деятельности. При внедрении процессного подхода топ-менеджеры и собственники предприятия ожидают решения некоторых проблем (рис.1). Процессный подход нацелен на управление не отдельными структурными элементами, а бизнес-процессами и подпроцессами, связывающими воедино деятельность этих структурных элементов.
Как показывает практика ведения предпринимательской деятельности на транспорте, управление в современных условиях развития отрасли редко
ориентировано на бизнес-процессы, чаще сосредоточено на результатах выполнения отдельных задач, операций, функций. Тем не менее, в настоящее время процессный подход завоевывает все больше приверженцев. Топ-менеджеры предприятий пытаются освоить и внедрить методы процессного подхода и за счет этого повысить эффективность
предпринимательской деятельности. Однако зачастую несколько лет, потраченных на внедрение, не дают ожидаемого результата. Одной из главных причин неудачного внедрения является существование большого разнообразия подходов к трактовке процессного управления, которые нередко противоречат друг другу, и неправильно интерпретируются и применяются при внедрении.
Рис.1. Ожидаемые результаты использования процессного подхода в управлении предприятием транспорта
Можно согласиться с мнением Репина В. В. и Елиферова В. Г., которые утверждают, что расплывчатое понятие процессного подхода в России обусловлено пока еще недостаточно обширным развитием системы менеджмента качества (СМК), недостаточным
опытом, собственной трактовкой этого понятия разнообразными консалтинговыми компаниями, а также недостаточной подготовкой управленцев в области СМК и процессного управления.
По мнению Хамидовой В. М. [11], которое подтверждается также и особенностями практики работы предприятий транспорта, на сегодняшний день существуют объективные предпосылки перехода на процессно-ориентированное управление:
• прогресс в информационных технологиях в сфере производства и управления;
• эволюционная трансформация рынков сбыта, индивидуализация продуктов массового потребления;
• рост конкуренции и научно-технического прогресса.
При внедрении процессного подхода достигается повторяемость и
предсказуемость. Процессное управление в некоторой степени, на наш взгляд, ограничивает развитие специалиста, предполагает узкий набор операционных работ, но снижает влияние человеческого фактора на результативность деятельности предприятия, что является актуальным в современных условиях развития отрасли.
Заключение
Таким образом, анализ практики работы предприятий автомобильного транспорта показал, что процессный подход в управлении используют немногие, хотя представление о бизнес-процессах имеет большинство специалистов по организации перевозок. Однако, с учетом раскрытых выше преимуществ процессного подхода, а также при условии существенного увеличения гибкости систем управления предприятиями транспорта, в современных условиях ведения предпринимательской деятельности в данной сфере применение процессного подхода к управлению автотранспортным предприятием может являться перспективным и оправданным.
Библиографический список
1. Абдикеев, Н. М. Реинжиниринг бизнес-процессов: учебник / Н. М. Абдикеев, Т. П. Данько, С. В. Ильдеменов, А. Д. Киселев. - М.: Эксмо, 2007 - 879с.
2. Беляев, В. М. Грузовые перевозки: учебное пособие / В. М. Беляев - М.: Академия, 2011.- 176 с.
3. Бородулина, С. А. Проблемы описания внутренних кризисов транспортной компании в условиях развития процессного подхода в менеджменте / С. А. Бородулина // Формирование транспортно-логистической инфраструктуры. Стратегическое направление повышения конкурентоспособности транспортного комплекса России. Материалы III Международной научно-практической конференции. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2010. - 257 с.
4. Бородулина, С. А. Реинжиниринг бизнес-процессов автотранспортного предприятия как инструмент технологической и управленческой модернизации / С. А. Бородулина // Вестник ИНЖЭКОНа. - 2010. - №5 (40). - С.225 - 229.
5. Логинов, К. В. Теория и методология процессного управления промышленным предприятием: автореф. дисс. на соиск. д.э.н. / К. В. Логинов. - СПб, 2009 - 39 с.
6. МС ИСО 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
7. Реинжиниринг бизнес-процессов / под ред.
A. О. Блинова. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2010 - 343 с.
8. Репин, В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов /
B. В. Репин, В. Г. Елиферов. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2005 - 408 с.
9. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов/ Пер. с англ. под ред. Н. Д. Эриашвили. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997 - 324 с.
10. Ротер М. Учитесь видеть бизнес-процессы: Практика построения карт потоков создания ценности / М. Роттер, Дж. Шук. - М.: Альпина Паблишер, 2005 - 144 с.
11. Хамидова, В. М. Содержание процессно-ориентированного подхода к управлению организацией / В. М. Хамидова // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2008. - №1. - С.46-49.
12. Ходак, Е. Оптимизация бизнес-процессов в российских компаниях / Е. Ходак // Бизнес без проблем. - 2002. - №12. - С.73-79.
THE PROBLEMS OF CONDUCTING ENTREPRENEURIAL ACTIVITY ON TRANSPORT USING METHODS OF PROCESS MANAGEMENT
S. A. Borodulina
Abstract. The article describes the relevance and necessity of transfer to the bases of process management at implementation of entrepreneurship in transport sector, there is presented a characteristic of peculiarities of process approach in operation of enterprises, conducting entrepreneurial activity on transport. The paper describes deficiencies of widely used structutal approach in management and justifies advantages of process-oriented management. The results of process approach's introduction to management of activity on motor transport are described diagrammatically.
Keywords: process approach, management, entrepreneurial activity, structural management, efficiency.
References
1. Abdikeev N. M., Danko T. P., Ildemenov S. V., Kiselev A. D. Reinzhiniring biznes-processov. [Reengineering of business processes]. Moscow, Eksmo, 2007, 879 p.
2. Belyaev V. M. Gruzovye perevozki. uchebnoe posobie [Cargo transportation: textbook]. Moscow, Akademiya, 2011, 176 p.
3. Borodulina S. A. Problemy opisaniya vnutrennih krizisov transportnoy kompanii v usloviyah razvitiya processnogo podhoda v menedzhmente [Problems of describing internal crises of a transport company in the conditions of development of process approach in management]. Formirovanie transportno logisticheskoy infrastruktury. Strategicheskoe napravlenie povysheniya konkurentosposobnosti transportnogo-kompleksa Rossii. Materialy III mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Omsk-poligraficheskiy centr KAN, 2010. 257 p.
4. Borodulina S. A. Reinzhiniring biznes-processov avtotransportnogo predpriyatiya kak instrument tehnologicheskoy I upravlencheskoy modernizacii [Reengineering of business processes of a motor transport enterprise as an instrument of technological and administrative modernization]. Vestnik INZHEKONA, Seriya Ekonomika, 2010, no 540, pp. 225 - 229.
5. Loginov K. V. Teoriya I metodologiya processnogo upravleniya promyshlennym predpriyatiem. Avtoref. diss. na soisk. Dokt, econom nayk [Theory and methodology of process management of an industrial enterprise]. St. Petertsburg, 2009, 39 p.
6. MS ISO-9000-2000 Sistemy menedzhmenta kachestva.Osnovnye polozheniya I slovar [MS ISO 9000:2000 of Quality management systems. Basic provisions and dictionary]
7. Reinzhiniring biznes-processov [Reengineering of business processes]. pod red. A.O. Blinova. Moscow, Yuniti, 2010, 343 p.
8. Repin V. V., Eliferov V. G. Processnyy podhod k upravleniyu. Modelirovanie biznes-processov [Process approach to management. Modeling of
business processes]. Moscow, Ria-standarty I kachestvo, 2005, 408 p.
9. Robson M., Ullah F. Prakticheskoe rukovodstvo po reinzhiniringu biznes-processov [Practical guidance on reengineering of business processes]. Per. angl., podred. N. D. Eriashvili. Moscow, Audit-Yuniti, 1997, 324 p.
10. Roter M. Uchites videt biznes-processy. Praktika postroeniya kart potokov sozdaniya cennosti [Learn to see business processes: Practice of mapping streams of value's creation]. M. Rotter, DzhShuk. Moscow, Alpina-pablisher, 2005, 144 p.
11. Hamidova V. M. Soderzhanie processno-orientirovannogo podhoda k upravleniyu organizaciey [The content of the process-oriented approach to management of an organization]. Vestnik astrahanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta, 2008, no 1, pp. 46 - 49.
12. Hodak E. Optimizaciya biznes processov v rossiyskih kompaniyah [Optimization of business processes in the Russian companies]. Biznes bez problem, 2002, no 12, pp. 73 - 79.
Бородулина Светлана Анатольевна (Россия, г. Санкт-Петербург) - доктор экономических наук, доцент НИИ ВШЭ в Санкт-Петербурге, департамент Логистики и управления цепями поставок (198099, г. Санкт-Петербург, ул. Промышленная, 14, e-mail: [email protected])
Borodulina S. A. (Russian Federation, St. Petersburg) - doctor of economics, professor, department of logistics and SCM, Higher School of Economics in St. Petersburg. Saint-Petersburg (198099, St. Petersburg, Promyshlennaya, 14, e-mail: piter00000@mail. ru)
УДК 657
ИЗМЕНЕНИЯ В УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ КОМПАНИЙ ПРИ ВХОДЕ В СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС
А. Э. Вильмс
Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС), Россия, г. Омск
Аннотация. В данной статье рассматривается понятие «стратегический альянс», раскрываются общие аспекты его функционирования. Представлено детальное объяснение понятия «учетно-аналитическая система», описаны ее структура и содержание. Описывается специфика работы учетно-аналитической системы в стратегических альянсах и изменения в бизнес-процессах, которые должны быть учтены в этой системе. На основе проведенного исследования анализируется пример вертикального сбытового стратегического альянса, выявлены основные изменения в учетно-аналитической системах производителя и дилера.
Ключевые слова: стратегический альянс, учетно-аналитическая система, бизнес-процесс, контрактный альянс, совместное предприятие
Введение
Стратегические альянсы являются
сравнительно недавней формой
сотрудничества и взаимодействия
экономических агентов с целью достижения своих долгосрочных целей. Важность стратегических альянсов в современной экономике сложно переоценить - по словам