УДК 338.484:338.488.2
ВОПРОСЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОТВЕТСТВЕННЫХ ГОСТИНИЦ
Дуйсембаев Азамат Алдашович, к.э.н., ассоциированный профессор
(е-mail: azeke-78@mail.ru) Усенова Дана Мадиевна, докторант, ст. преподаватель Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, г. Нур-Султан, Казахстан (е-mail: magdina9@mail.ru) Нурсултан Думан Талгатбекулы, м.э.н., ст. преподаватель Карагандинский государственный униоверситет им. Е.А.Букетова, г. Караганда, Казахстан (е-mail: 0303 duks@mail.ru)
В данной статье рассматриваются основные теоретические аспекты формирования и развития циркулярной экономики применительно к концепции устойчивого развития гостиничной индустрии. Приводится литературный обзор определения устойчивого развития гостиничных услуг. В результате исследования трудов зарубежных авторов в данном направлении определены основные факторы устойчивого развития гостиничных услуг, принципы циркулярной экономики.
Ключевые слова: устойчивое развитие, циркулярная экономика, экологически ответственные гостиницы, гостиничная индустрия, туризм
По данным Всемирной туристической организации ВТО, за последние шесть десятилетий туризм продолжал расширяться и стал одним из крупнейших и наиболее быстрорастущих секторов экономики в мире. Появление за последние десятилетия новых направлений в области устойчивого развития и циркулярной экономики в мировой экономике не обошло стороной и индустрию туризма и гостеприимства. Рассмотрим более подробно интерпретацию определения и предпосылок устойчивого развития в гостиничном секторе.
Некоторые аспекты организации экологического менеджмента, применения «зеленых практик» в управлении малыми и средними гостиницами в рамках устойчивого развития рассмотрены в работах зарубежных исследователей Ф. Буффа, М.Френч, Д.Рицио, С.Чен и других [2, 3].
Особое внимание уделяется экологическим аспектам производства гостиничного продукта на каждом из этапов жизненного цикла гостиничных услуг в трудах Ю. Делла Волпи, С.Р. Паулино. Авторы разделяют экологические аспекты по входным и выходным данным, полученным на этапах производства и использования гостиничных услуг: 1) энергия, вода, продукты питания и напитки, чистящие средства, средства личной гигиены, химикаты, ископаемое топливо и другие продукты; 2) органические и не-
органические отходы, сточные воды, атмосферные выбросы, шумы и запахи [5].
Э. Лерукса, П.-Ш. Пупион в своем исследовании выявляют причины экомаркировки отелей, определяют степень влияния факторов на принятие решения об экомаркировке гостиничных услуг предприятия гостиничной индустрии [9]. В продолжении данного направления следует отметить ученого Ф. Винценц, который также уделяет внимание анализу влияния эко-лейбла во время принятия решения о бронировании гостиниц клиентами, придерживающихся концепции устойчивого развития [14].
В научных трудах последнего десятилетия стало уделяться больше внимания вопросам устойчивого развития гостиничных услуг. Но тем не менее, по-прежнему остаются неизученными вопросы определения показателей, которые бы позволили характеризовать и выявлять уровень устойчивого развития в туризме. Данное научное направление было рассмотрено в трудах А.Торрес-Дельгадо, Ф. Лопес Паломек, в которых авторы провели анализ, в соответствии с которым выявлены особенности интегрирования показателей устойчивого развития объектов в туризме в глобальный индекс КОБТ [13].
Безусловно, устойчивое развитие туризма на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства не следует рассматривать в одностороннем порядке, так авторы П. Он, Ю. Он и Ф. Сюй считают, что создание эффективного механизма взаимодействия туристов, туристических фирм, гостиниц и органов власти, регулирующих развитие туризма в стране, будет способствовать продвижению «зеленых» туристских услуг [7].
Теоретические аспекты предрасположенности к экологической и внешней социальной ответственности объектов в гостиничном бизнесе изучены также авторами Р. А. Дос Сантос, М. П. Мехас и М. Дж.Мейриньо [6].
Как показали результаты исследования, во многих научных трудах, посвященных устойчивому развитию гостиниц, новые «зеленые технологии» рассматриваются как инновации в гостиничном бизнесе. Так зарубежные исследователи Дж.-С. Хорнг и другие в своих результатах выявили взаимосвязи между диффузией инноваций, экологической маркетинговой стратегией и инновациями в области устойчивого развития, отметили положительное воздействие организационной среды на распространение эко-инноваций в деятельности экологически ответственной гостиницы [8].
Ф. Мелиссен, Р. Ван Гиннекен и Р.С. Вуд подчеркивают важность анализа влияния управленческих контрактов на эффективность реализации концепции устойчивого развития гостиничного хозяйства. Авторы отмечают, что большинство управляющих гостиниц принимают краткосрочные решения в области устойчивого развития гостиницы, лишь ограничиваясь сокращением потребления ресурсов, тогда как долгосрочные перспективы устойчивого развития и достижения целей в данной области продолжают оставаться нерассмотренными [10].
В настоящее время наблюдается тенденция осознанного потребления, приносящего наименьший вред окружающей среде, данная тенденция наблюдается и на рынке туристских услуг. Авторы М. Азуз, А. Галал особое внимание обратили на проблемы негативного воздействия на окружающую среду гостиничных предприятий, указывая на необходимость правильной оценки инструментов определения устойчивости в сфере гостиничных услуг, которые бы не только уменьшали бы вред окружающей среде, но и позволили достичь социально-экономические цели для местного сообщества [11].
В целом Концепция устойчивого развития появилась в процессе объединения трех основных аспектов: экономической, социальной и экологической, подразумевающее принятие мер, направленных на оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных и мате-риало-сберегающих технологий. В 2015 году ООН были сформулированы 17 глобальных целей достижения устойчивого развития. В докладе Генерального секретаря ООН «О ходе достижения 17 целей в области устойчивого развития» отмечается значительный рост потребления ресурсов, равно как и ресурсозатрат на душу населения, что является серьезным препятствием для достижения 12-ой цели в области устойчивого развития [15,
17].
Учитывая вышеперечисленные особенности формирования и развития экологически ответственных гостиниц, нами представлены основные факторы, влияющие на устойчивое развитие гостиничной индустрии (рисунок 1).
Рисунок 1 - Факторы устойчивого развития гостиничной индустрии
В связи с этим следует отметить актуальность проведения политики внедрения концепции устойчивого развития в гостиничном бизнесе как
секторе индустрии туризма, направленном на более эффективное использование ресурсов в производстве гостиничного продукта и сокращение объема отходов в гостиничном бизнесе.
Как известно на сегодняшний день альтернативой линейной экономике выступает циркулярная экономика, к основным составляющим концепции которой относят проектирование, производство с полной модернизацией, распределение, потребление (ремонт, многократное использование), сбор, переработку. Циркулярная экономика рассматривается как возможное решение таких проблем, как растущий глобальный спрос на ресурсы, изменение климата и загрязнение окружающей среды во всем мире. Данный вид экономики может помочь преобразовать индустрию гостеприимства из ее текущей линейной производственной модели в циркулярную модель. Однако следует отметить, на сегодняшний день вопросы циркулярной экономики в индустрии гостеприимства недостаточно рассмотрены, поэтому вопросы «сокращения, повторного использования, рециркуляции, реди-зайна, замены» в гостиничном бизнесе требуют более глубокого изучения.
Огромный потенциал для проектирования, разработки и производства гостиничных услуг лежит в технологиях охлаждения и утилизации тепла, которые используют ненужную энергию. Циркулярную экономию в управлении энергией в отелях можно увидеть в любом варианте рециркуляции тепла. Отели, использующие энергию для отопления и имеющие в качестве основного источника электроэнергии генератор энергии, могут извлечь выгоду из применения систем рециркуляции тепла. Это отработанное тепло может превратиться в полезный обогрев помещения или горячую воду с использованием технологии рециркуляции. Так, к примеру, К. Парпайри в своем исследовании на примере отелей Греции, предлагает отельерам применять устойчивые стратегии, направленные на снижение энергопотребления, а именно подчеркивает необходимость более широкого использования технологий использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ), что приведет к финансовой экономии и получению привлекательного и, самое главное, устойчивого туристического продукта [11].
Индустрия туризма и гостиничного бизнеса может внести реальный вклад в развитие циркулярной экономики за счет закупки материалов на основе услуг лизинга, которые могут быть легко возвращены в процесс восстановления. Вместе с тем, если в гостиничном бизнесе поставщик оборудования не связан с компанией по переработке для оборудования, которое больше не используется, это не должно рассматриваться как концепция циклической экономики и устойчивого развития, также такая гостиница не сможет быть сертифицирована как «зеленый отель» в соответствии с международными критериями присвоения «зеленых сертификатов».
Как показывает зарубежная практика, отели с эко-маркером таких организаций как Green Seal, LEED, применяя экологичные технологии и разработки в целях устойчивого развития и минимизации вреда окружающей
среде, значительно снижают себестоимость гостиничного продукта, что позволяет им сократить общие расходы, связанные с потреблением энергии, воды и других ресурсов [16, с.34]
Использование элементов, принципов циркулярной экономики может привести к достижению целей устойчивого развития в гостиничной индустрии. В таблице 1 представлены основные принципы циркулярной экономики [4].
Таблица 1 - 7 ключевых элементов циркулярной экономики [4]
Принципы Определение
Приоритет регенеративных ресурсов Использование возобновляемых, многоразовых, нетоксичных ресурсов в качестве материалов и энергии эффективным способом.
Сохранение и расширение того, что уже доступно Обслуживание, ремонт и обновление используемых ресурсов в целях максимального продления их срока службы и возможности их возобновления благодаря стратегиям возврата, когда это применимо.
Использование отходов в качестве ресурсов Использование потоков отходов в качестве источника вторичных ресурсов и извлечение отходов для повторного использования и переработки.
Проектирование на будущее Рассмотрение возможности для создания большей ценности и согласование стимулов через бизнес-модели, основанных на взаимодействии между продуктами и услугами.
Сотрудничество для создания совместной ценности Принятие во внимание системной перспективы в процессе проектирования, в целях использования правильных материалов, разработки для соответствующего срока службы и для расширенного будущего использования.
Переосмысление бизнес-модели Отслеживание и оптимизация использования ресурсов и укрепление связей между участниками цепочки поставок с помощью цифровых, онлайн-платформ и технологий, которые обеспечивают понимание.
Использование цифровых технологий Работа вместе по всей цепочке поставок, внутри организаций и с государственным сектором для повышения прозрачности и создания общей ценности.
Учитывая все аспекты концепции устойчивого развития и циркулярной экономики, в качестве основных механизмов, способствующих улучшению производства и лучшего управления отходами в экологически ответственной гостинице можно рассмотреть следующее:
- использование вторичного сырья в продуктах гостиницы, а также разработка технических рекомендаций, позволяющих признавать эксплуатационные характеристики повторно используемых материалов;
- поддержка продуктивных инвестиций в развитие «зеленого гостиничного продукта»;
- развитие «зеленого управления» ресурсами, также создание новых экологичеси ответственных навыков для персонала в отеле;
- внедрение экологической маркировки товаров и услуг в гостинице;
- создание зеленой пиктограммы во всех номерах и холлах отеля;
- разработка финансового механизма, способствующего восстановлению старой мебели и электронных устройств во всех номерах гостиницы и т.д.
Известная французская гостиничная цепь Accor, с годовым доходом 3,610 млн евро за 2018 год, которая объединяет более 5000 гостиниц от эконом- класса до люксовых брендов в 110 странах, с 2016 года поддерживает концепцию перехода к циркулярной экономике и устойчивому развитию, а именно: проводит обязательную обработку 100% опасных отходов на утвержденных объектах; придерживается политики сортировки и оценки отходов гостиничной деятельности; сокращает количество и объем наиболее важных категорий отходов, таких как пищевые, упаковочные и бумажные отходы. Основные результаты представлены в таблице 1, как видно гостиничная сеть Accor в 2018 году по сравнению с 2015 годом смогла сократить потребление воды на 6,1%, выбросы парниковых газов на 8,3% [12] (таблица 2) .
Таблица 2 - Результаты выполнения экологических обязательств Accor [12]
2006/2010 2011/2015 2015/2018
сокращение потребления воды -12% -8,4% -6,1%
сокращение потребления -5,5% -5,3% -5,6%
энергии
сокращение выбросов -6,2% -8,3%
парниковых газов
2016 2017 2018
потребление 41,95 39,00 -
энергии (кВт/ч/средняя на номер)
Таким образом, подводя итоги анализа теоретических и практических вопросов устойчивого развития и циркулярной экономики в формировании и развитии экологически ответственных гостиниц, следует отметить, что в данной отрасли проблемы устойчивого развития остаются актуальными и по большей степени неизученными. На данный факт влияет множество факторов, таких как низкая вовлеченность потребителей к концепции устойчивого развития отелей, экологичности гостиничного продукта, отсутствие в некоторых странах программы эффективной эко-сертификации гостиничных услуг, продуктов и зеленого менеджмента на предприятиях индустрии гостеприимства и т.д.
Список литературы
1. Azouz, M., Galal, A. Sustainable Site Assessment: A way to Sustainable Hospitality in Egypt [Текст] / M.Azouza, A.Galala // Procedia Environmental Sciences. — 2016. — №34. — Р.360-374.
2. Buffa, F., Franch, M., Rizio, D. Environmental management practices for sustainable business models in small and medium sized hotel enterprises [Текст] / F. Buffa, M. Franch, D. Rizio// Journal of Cleaner Production. —1 September 2018. — Volume 194. — P. 656664.
3. Chen, S., Chen, H. H., Zhang, K. Q., Xu, X. A comprehensive theoretical framework for examining learning effects in green and conventionally managed hotels [Текст] / S.Chen, H. H. Chen, K. Q. Zhang, X. A, Xu // Journal of Cleaner Production. — 2018. — № 174. — Р.1392-1399.
4. Circular Еconomy in Tourism in South East Europe.Конференция в Циркулярной экономики в туризме Юго-Восточной Европе, 8 мая 2018, Любляна, Словения. — URL: https://open.unido.org/api/documents/13165892/download/Paper%20Circular%20Economy% 20in%20Tourism%20SEE.PDF (дата обращения: 24.03.2020 г.).
5. Della Volpi, Y., Paulino, S. R. The sustainability of services: Considerations on the materiality of accommodation services from the concept of life cycle thinking [Текст] / Y. Del-la Volpi, S. R. Paulino // Journal of Cleaner Production. — 2018. — №192. — Р. 327-334.
6. Dos Santos, R. A., Méxas, M. P., Meiriño, M. J. Sustainability and hotel business: criteria for holistic, integrated and participative development [Текст] / R. A. Dos Santos, M. P. Méxas, M. J. Meiriño// Journal of Cleaner Production. — 2017. — №142. — Р.217-224.
7. He, P., He, Y., Xu, F. Evolutionary analysis of sustainable tourism [Текст] / P. He, Y. He, F. Xu // Annals of Tourism Research. — 2018. — №69. — Р.76-89.
8. Horng, J.-S., Liu, C.-H., Chou, S.-F., Tsai, C.-Y., Chung, Y.-C. From innovation to sustainability: Sustainability innovations of eco-friendly hotels in Taiwan [Текст] / J.-S. Horng, C.-H. Liu, S.-F. Chou, C.-Y. Tsai, Y.-C. Chung // International Journal of Hospitality Management. — 2017. — №63. — Р.44-52.
9. Leroux, E., Pupion, P.-C. Factors of adoption of eco-labelling in hotel industry [Текст] / E. Leroux, P.-C. Pupion //Technological Forecasting and Social Change. — 2018. — №129. — р.194-209.
10. Melissen, F., van Ginneken, R., Wood, R. C. Sustainability challenges and opportunities arising from the owner-operator split in hotels [Текст] / F. Melissen, R. van Ginneken, R. C. Wood // International Journal of Hospitality Management. — 2016. —№54. — Р. 35-42.
11. Parpairi, K. Sustainability and Energy Use in Small Scale Greek Hotels: Energy Saving Strategiesand Environmental Policies [Текст] / K. Parpairi // Procedia Environmental Sciences. — 2017. — №38. — Р.169-177.
12. Rodríguez-Antón, J.M., Alonso-Almeida, M.M. The Circular Economy Strategy in Hospitality: A Multicase Approach [Текст] /J.M.Rodríguez-Antón, M.M.Alonso-Almeida// Sustainability. — 2019. — №11 (20). — Р.56-65. — URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/11/20/5665/htm (дата обращения: 24.03.2020 г.).
13. Torres-Delgado, A., López Palomeque, F. The ISOST index: A tool for studying sustainable tourism [Текст] / A. Torres-Delgado, F. López Palomeque // Journal of Destination Marketing & Management. —2018. — №8. — Р.281-289.
14. Vinzenz, F. The added value of rating pictograms for sustainable hotels in classified ads [Текст] / F. Vinzenz // Tourism Management perspectives. — January 2019. —P. 56-65.
15. Доклад Генерального секретаря ООН. Специальное издание: ход достижения целей в области устойчивого развития. https://unstats.un.org/sdgs/ files/report/2019/ secre-tary-general-sdg-report-2019--RU.pdf (дата обращения: 15.02.2020 г.).
16. Дуйсембаев, А.А., Усенова, Д.М. Зарубежный опыт разработки механизмов внедрения экологически ответственных гостиниц на примере США [Текст] / А.А. Дуйсембаев, Д. М. Усенова // Современные тенденции развития гостинично-
ресторанного бизнеса Сб. материалов межд. онлайн-конф. - Нур-Султан: Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, 2020. - С.32-36.
17. Официальный сайт ООН [Электронный ресурс] — URL: https://www.un.org/ sustainabledevelopment/ blog/2015/08/transforming-our-world-document-adoption/ (дата обращения: 15.02.2020 г.).
Scientific advisor:
Duissembayev Azamat Aldashovich, PhD, associate professor L. N. Gumilyov Eurasian national university, Nur-Sultan, Kazakhstan (e-mail: azeke-78@mail.ru)
Ussenova Dana Madievna, PhD student, senior teacher L. N. Gumilyov Eurasian national university, Nur-Sultan, Kazakhstan, Y.A.Buketov Karaganda State University, Karaganda, Kazakhstan (e-mail: magdina9@mail.ru, tel.: 8-701-4871197) Nursultan Duman Talgatbekuly, m.e.sc., senior teacher Y.A.Buketov Karaganda State University, Karaganda, Kazakhstan (e-mail: 0303_duks@mail.ru)
ISSUES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND CIRCULAR ECONOMY IN THE FORMATION OF ENVIRONMENTALLY RESPONSIBLE HOTELS This article discusses the main theoretical aspects of the formation and development of the circular economy in relation to the concept of sustainable development of the hotel industry. A literary review of the definition of sustainable development of hotel services is given. As a result of research of works of foreign authors in this direction, the main factors of sustainable development of hotel services, the principles of the circular economy are determined. Keywords: sustainable development, circular economy, environmentally responsible hotels, hotel industry, tourism