УДК 947.083 ББК 63.3 (2) 5
ВОПРОСЫ ТЮРЕМНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
Вольский Михаил Валентинович,
аспирант, подполковник внутренней службы Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний (г. Воронеж)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы прохождения тюремной службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы в Российской империи в конце XIX- начале ХХвеков.
Ключевые слова: тюремная служба, Департамент полиции, заключенные, надзиратели, тюремная инспекция, Общество попечительское о тюрьмах.
ISSUES FOR THE PRISON SERVICE IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE
LATE XIX - EARLY XX CENTURIES
Wolski M.V.,
graduate student (Voronezh)
Annotation. The article deals with the passage of the prison service staff of criminal-Executive system in the Russian Empire in the late XIX - early XX century.
Key words: the prison service, the police Department, the prisoners, the guards, the prison Inspectorate, the Society of Trustee about prisons.
Важное место в изучении истории отечественной тюремной системы имеет анализ кадровых и управленческих особенностей ее развития.
Стремясь проанализировать указанную систему, ее особенности и развитие в конце XIX - начале XX вв. в Российской империи, важно отметить, что в качестве важнейшего условия реализации правоохранительной политики в сфере исполнения наказаний царское правительство видело совершенствование управления местами заключения, их кадровое обеспечение.
Данное направление по совершенствованию управленческой деятельности в тюремной
системе видно в создании новых структурных подразделений - института тюремных инспекторов в центральном аппарате и губернских тюремных инспекций.
Важно отметить, что усложнение задач и функций тюрьмы выразилось в увеличении численности тюремного персонала и повышении требований, предъявляемых к кандидатам на тюремные должности.
При этом особые требования к подготовке тюремных кадров в наибольшей степени применялись к надзирательскому составу мест заключения.
Однако в том состоянии, в котором находилась тюрьма в дореформенный период, она
не смогла бы обеспечить должного решения поставленных перед ней задач. Выполнение таких задач осложнилось «полною дезорганизацию и безусловной неудовлетворительностью современного тюремного дела в Российской империи и совершенным отсутствием на местах органов, способных прийти в этом отношении на помощь центральному установлению» [1].
В записке начальника Главного тюремного управления, М.Н. Галкина-Враского, содержащей оценку дореформенной управленческой деятельности, говорится, в частности: «...до настоящего времени между местными учреждениями тюремного управления и центральным органом не было постоянной и неразрывной связи, которая давала бы органу возможность следить за правильностью действий подчиненных ему учреждений» [2].
Исходя из вышеуказанной оценки положения дел, Департаменты Государственного Совета пришли к выводу, что «исправитель-но-карательные учреждения, предназначенные законом для содержания виновных в важных преступлениях, должны быть устроены единообразно по всей Империи и, следовательно, состоять под непосредственным надзором правительственной власти» [3].
Важным шагом по пути преобразования тюремной системы и ее кадрового аппарата стала начавшаяся в 1879 году тюремная реформа, в результате
которой, в частности, было образовано Главное тюремное управление -ГТУ, ставшее центральным органом управления всей тюремной системы Российской империи. Кроме того, следующим важным шагом по пути реформирования тюремной системы была передача ГТУ в 1895 году из МВД в ведение Министерства юстиции Российской империи.
Таким образом, в организационно-штатном плане наиболее крупным результатом тюремной реформы стало формирование так называемой трехзвенной системы управления тюремными учреждениями.
ГТУ стало высшей контролирующей и распорядительной инстанцией, осуществляющей непосредственное руководство подчиненными местными органами тюремного ведомства через Тюремную инспекцию и Совет по тюремным делам.
Главное тюремное управление действовало, в том числе, через систему издаваемых циркуляров, которые направлялись в адрес губернаторов. В частности, в них затрагивались вопросы режима и охраны арестованных и осужденных, вопросы их быта и жизни, вопросы прохождения службы тюремного персонала и др.
Анализируя историю деятельности Правительства Российской империи по реформированию тюремной системы и его кадрового аппарата, необходимо отметить создание в составе
Главного тюремного управления тюремной инспекции, на которую возлагались обязанности осуществления ревизий местных тюремных учреждений, руководство их деятельностью, а также разработка законодательных предложений.
На уровне губерний по управлению местами заключения гражданского ведомства высшая власть принадлежала губернаторам, начальникам областей и градоначальникам. Им вменялось в обязанность наблюдение за благоустройством мест заключения, а также контроль за исполнением всех постановлений правительства о порядке содержания заключенных.
В том числе губернаторам предоставлялось право назначения, перемещения и увольнения от должности начальников тюрем и их помощников, состоящих в должностях от XIV до VII класса включительно. Законом от 31 марта 1890 года для местного заведывания тюремной частью были учреждены в некоторых местностях губернские тюремные инспекции.
Так, за период с 1890 по 1896 гг. такие инспекции были созданы в двадцати четырех губерниях [4].
Губернский тюремный инспектор становился фактически главой местного тюремного управления. Именно на тюремных инспекторов возлагалась задача проведения тюремных преобразований на местах, где им были подведомственны все места заключения как «общеуголовные, так и политические».
Губернские тюремные инспекторы и их помощники назначались Главным тюремным управлением, причем согласия губернаторов на такое назначение не требовалось.
Анализ кадровой структуры низового звена тюремной системы Российской империи показывает, что на протяжении длительного периода деятельность тюрем определялась произволом местных властей. Губернские правления глубоко не вникали в содержание работы их администрации, круг своих обязанностей ограничивали, главным образом, назначением смотрителей тюрем, контролем за обеспечением изоляции преступников, предотвращением их побегов. В офи-
18
циальных документах комиссии по тюремному преобразованию прямо говорится о цели этого вида наказания: «Правительство имело в виду возмездие за сделанное зло и ограждение общества от новых преступлений» [5].
Как правило, смотрителями тюрем являлись чины полицейского ведомства либо бывшие военные.
Тюремные надзиратели при исполнении своих служебных обязанностей должны были быть в исправной форме и вооружены заряженными револьверами, пользуясь ими с надлежащей осмотрительностью и в случаях действительной необходимости как для охранения себя от нападений со стороны арестантов, так и для прекращения беспорядков и буйства между ними.
В указываемый период предусматривалось несколько категорий надзирателей. В обязанности «наружного» надзирателя входило «охранение тюрем от передачи и переговоров через окна». «Выводные» надзиратели сопровождали арестантов во время прогулок, мытья в бане, обучения в школе и т.д. «Хозяйственные» надзиратели должны были наблюдать за арестантами во время производства работ в
мастерских, на кухне, в прачечной и т. д., причем для облегчения надзора все эти помещения должны быть по возможности запертыми.
«Запасные» надзиратели предусматривались в соотношении один «запасной» к восьми младшим надзирателям, и они заменяли действующих надзирателей в необходимых случаях. В крупных местах заключения вводился в штат тюрьмы «дежурный по конторе надзиратель», который обязан был сопровождать арестантов из камеры в контору и вести их обратно, когда последние требовались по каким-либо поводам начальству. Имелись также «надзиратели при посторонних» - в их обязанности входило наблюдать за арестантами, находящимися в больницах (не тюремных).
Особо говорилось о надзирательницах при женских отделениях тюрем. Надзирательницы весь день должны были находиться при арестантках, а ночью, при запоре камер, одна надзирательница должна оставаться ночевать при женском отделении; если же последнее невозможно, то наблюдение за женским отделением ночью возлагается на одного из мужских надзирательских постов без передачи, однако, таковому ключа от запертых арестантских камер.
в тюремной системе Российской Империи в конце XIX - начале XX веков стало ее коренное реформирование, в частности создание новой организационно-штатной структуры управления тюрьмами и иными местами заключения и тюремными учреждениями.
До указанного периода кадровая политика государства в отношении тюремной системы не была системной. Более того, на управление местами заключения приоритетное влияние оказывали организации, не входившие в систему государственных органов.
Речь идет об Обществе попечительском о тюрьмах, которое сыграло заметную роль в становлении и развитии пенитенциарной системы.
Указанные изменения повлияли и на проводившуюся в ведомстве кадровую политику.
После реформы 1879 года, в частности, с созданием Главного тюремного управления в Российской Империи начинается новый этап в развитии пенитенциарной структуры, что позволило ей в дальнейшем приобрести более стройную и урегулированную форму.
При этом на низовом уровне непосредственное управление местами заключения осуществляла тюремная администрация. Законом от 15 июня 1887 года к органам управления отдельных мест заключения были отнесены: начальники тюрем и их помощники; помощницы начальников тюрем или смотрительницы женских отделений; состоящие при местах заключения священники, дьяконы и псаломщики; врачи, фельдшеры и фельдшерицы. Надзор за заключенными и их окарауливание возлагалось на тюремную стражу, состоявшую из старших и младших надзирателей и надзирательниц [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важных условий кадровой политики
Литература:
1. Государственный Архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 122. Оп. 1. Ч. 1. - Делопроизводство 1. -Д. 6592. - С. 166.
2. ГАРФ. Ф. 122. Оп. 1. Ч. 1. - Делопроизводство. -Д. 138. - С. 11.
3. ГАРФ. Ф. 122. Оп. 1. Ч. 1. - Делопроизводство. -Д. 138. - С. 27.
4. ГАРФ. Ф. 122. Оп. 1. Ч. 1. - Делопроизводство 1. -Д. 182. - С. 1.
5. ГАРФ. Ф. 122. Оп. 1. Ч. 1. - Делопроизводство 1. -Д. 176. - С. 77.
6. Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета. Об устройстве управлений отдельными местами заключения гражданского ведомства и тюремной стражи. 15 июня 1887 // Полное собрание Законов. Собр. 2-е. Т. VII. - № 4593. - СПб, 1889.