КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Щепецких К. А. Вопросы стимулирования самосознания и саморазвития студентов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 55-58. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/1ap2019/kvo109.
К. А. Щепецких | [email protected]
Магистр географии
Педагог ЧНОУ ДПО «Учебный центр «Рацио»
Вопросы стимулирования самосознания и саморазвития студентов
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос стимулирования самосознания студентов в образовательном учреждении. Приводится опыт работы по развитию личности студентов в ходе воспитательно-педагогической деятельности учителя. Подчеркивается важность и значимость работы по раскрытию внутреннего потенциала обучающихся и их дальнейшему саморазвитию.
Ключевые слова: психофизические особенности личности, внутренний потенциал обучающегося, самосознание и саморазвитие, педагогическая деятельность.
Утрата учета индивидуальных особенностей студентов приводит к различным стрессовым ситуациям, обостряет противоречия между психофизическими особенностями личности и средой, в которой происходит развитие. При подавлении и деформации естественных, природных задатков молодых людей закладываются механизмы извращенного мировосприятия и неприятия культурных ценностей, происходит подавление личности, в результате которого внутренний потенциал обучающихся остается не раскрытым и не реализованным в дальнейшей профессиональной деятельности. Подросток развивается без внутренней
гармонии и, говоря современным языком, проживает чужую жизнь.
Предотвратить данные проблемы возможно через выявление, формирование и развитие у студентов индивидуальных интересов. Самосознание студентов — фундамент для их учебных успехов, а в дальнейшем — профессионализма. Это не внешние директивы, а внутренний естественный процесс развития личности.
Как педагог может способствовать ходу этого процесса? Какие «инструменты» есть в его распоряжении для того, чтобы любой ребенок, находящийся в стенах образовательной организации, переходил на путь саморазвития и самосовершенствования, самореализации?
Формирование самосознания (а впоследствии и системы саморазвития) осуществляется через такие, казалось бы, простые формы, как:
- выявление индивидуальных интересов учащихся, в том числе вне стен учебного заведения;
- беседы, индивидуальное и групповое участие в мероприятиях, затрагивающих сферу интересов студентов (то, что обычно реализуется в любом образовательном учреждении);
УДК 37.032
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Щепецких К. А. Вопросы стимулирования самосознания и саморазвития студентов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 55-58. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/1ap2019/kvo109.
- практическая реализация интересов учащихся через совершение действий (первоначально, чаще всего, по инициативе педагога);
- внешняя оценка (классным руководителем, членами педагогического коллектива) реакции учащихся на совершенные действия: принесли ли они радость, вдохновение; верно ли установлено направление самореализации, является ли оно гармоничным для обучающегося или выполняется без энтузиазма («из-под палки»);
- закрепление «выбранных», вызывающих наиболее яркие положительные чувства и эмоции у студентов, действий через индивидуальную или коллективную работу в выбранном направлении (выступление на конференции, организация праздника, помощь в профориентационной работе, создание электронных систем и т. д.);
- постоянная «подпитка» интереса студента, совершенствование знаний, умений и навыков в интересующей студента области, беседы о дальнейшей реализации себя в данном направлении.
При этом наиболее значимыми являются, с одной стороны, выявление интересов студентов и помощь в оценке себя и своих способностей (так, чтобы выбранное направление действий было «родным» для студента, близким ему с психолого-физической точки зрения), с другой стороны — постоянная поддержка студента в реализации себя, так, чтобы его активность не угасала. Необходимо находить и создавать возможности для
проявления способностей и реализации интересов студента, показывать ему новые пути самореализации (например, участие в выставке работ не только уровня организации, но и города, региона и т. п.).
Традиционно стимулирование интересов учащихся идет преимущественно в направлении ориентации на выбранную профессию: знакомство с организациями (будущими рабочими местами), представителями данной профессии (будущими работодателями и коллегами), включение элементов профессиональных знаний, терминологии на уроках, в том числе общеобразовательного цикла.
Нужно осознавать, что получение профессионального образования является лишь первым — промежуточным — шагом к освоению профессии, но может стать крепким фундаментом для дальнейшей деятельности обучающегося. Выбор, поступать или нет в то или иное учреждение, выпускники школ часто делают не на основании своих личных предпочтений, а руководствуясь наставлениями родителей (профессия востребована, всегда сможешь найти себе работу), ожиданиями сиюминутной выгоды: выучусь — получу водительские права и т. д. В конце концов это приводит к тому, что часть контингента теряется, так как в ходе обучения некоторые студенты понимают, что осваиваемая профессия их не привлекает или является чуждой их внутреннему миру, а возможность отправиться зарабатывать деньги вместо просиживания за партой очень сладостна.
УДК 37.032
КАЛИНИНГРАДСКИИ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Щепецких К. А. Вопросы стимулирования самосознания и саморазвития студентов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 55-58. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/1ap2019/kvo109.
Работа над развитием индивидуальных интересов (самосознания) и способностей учащихся с первых дней их пребывания в учебном заведении вносит корректировки и положительно сказывается как на сохранении контингента, так и на общей успеваемости:
- усиливается сознательность обучающихся, так как они получают возможность через свой труд прикоснуться к «взрослой», серьезной жизни;
- учебный процесс перестает быть скучным, навязанным извне;
- повышается общий уровень персональной ответственности за результат обучения — ученик осознает всю важность и значимость происходящего, чувствует себя нужным;
- студенты, достигнувшие определенных успехов в каком-то «своем» направлении, стремятся поддерживать некоторый общий уровень успеваемости в целом;
- происходит активация так называемого «фона» — тех ребят, которые мало проявляют себя и часто (не всегда заслуженно) попадают в категорию «середнячков».
Таким образом, реализация своих интересов формирует у студентов позитивное отношение к процессу обучения (зачем я в этом учреждении), видение перспектив (каковы мои жизненные цели, задачи, что я могу / делаю сейчас для своего счастливого будущего). Приобретаемый опыт совершения действий в желаемом направлении дает уверенность в своих силах, ощущение внутренней гармонии, определяет общую эффективность
образовательного процесса и облегчает взаимодействие между студентами и педагогическим коллективом (каждый осознает свою роль — что и зачем я делаю). Всегда нужно понимать, что развитие личности во время обучения — залог успеха студента в будущем.
Отметим, что при организации учебно-воспитательного процесса необходимо ориентироваться не столько на пребывание студента в стенах образовательного учреждения (3-6 лет), но, в большей степени, на становлении человека как личности в целом, то есть на перспективу (учебное заведение как один из шагов в профессиональной деятельности, звено, прочно связанное со следующим). При таком понимании процессов и организации работ в данном направлении в учреждении будут высокими такие важные параметры, как трудоустройство выпускников и сохранение контингента обучающихся.
Основным фактором, запускающим этот механизм, является поиск и выявление индивидуальных способностей и интересов учащихся и их дальнейшее развитие, реализация. При этом каждый учитель, выстраивая свою воспитательно-педагогическую деятельность, так или иначе применяет к студентам индивидуальный подход. Но в большинстве случаев из группы выявляются отдельные яркие личности, выделяющиеся на фоне других. Они (одни и те же) привлекаются к участию практически во всех мероприятиях. При этом так называемый «фон» остается мало активным, мало изученным с точки
УДК 37.032
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Щепецких К. А. Вопросы стимулирования самосознания и саморазвития студентов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 55-58. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/1ap2019/kvo109.
зрения индивидуальных способностей и наклонностей личности. Или (что еще хуже) «фоновые» студенты попадают в категорию недальновидных, не имеющих больших талантов и перспектив, остаются «незнакомыми» для преподавателя и процесс их обучения проходит в рамках установленной для них планки троечника.
Система работы по поддержке таких студентов подразумевает выявление, формирование и развитие интересов у обучающихся (в том числе с учетом их психолого-физических данных), а также их практическую реализацию (в виде разносторонней деятельности). Важно не согласие студента сделать что-либо (например, пойти на олимпиаду), а его жаркое желание выполнить это действие
— маленькая искра интереса, любопытства, подхваченная и распаленная педагогом, но высеченная самим студентом.
Нужно отметить, что применение данной технологии — это огромный труд, ложащийся, как правило, на плечи классного руководителя. Это не разовая работа по психоанализу, а постоянный процесс поиска путей самореализации обучающихся, который носит системный характер
— не только на первом курсе (один год), но на протяжении всего срока обучения.
Для создания среды для самореализации студентов должны привлекаться все возможные ресурсы образовательной организации, города, страны и мира, как материальные, так и нематериальные.
Важным фактором является их обновление, получение свежих, актуальных данных (о конференциях, форумах, культурно-массовых мероприятиях, новинках в научно-техническом мире и т. д.).
Самым ценным ресурсом в данном направлении работы можно считать педагога, активного, обладающего широким кругозором и гибким интеллектом, внимательного, тонко чувствующего студента, умеющего направить и поддержать, оптимиста, способного зажечь огонь в душе юного человека.
K. A. Shepetskyh
Teacher Training center "Radon"
The issues of stimulation of consciousness and self-development of students
Abstract. In this article the question of stimulation of self-consciousness of students in educational institution is considered. Experience of work on development of the personality of students during educational and pedagogical activity of the teacher is given. The importance and significance of the work on the disclosure of the internal potential of students and their further self-development is emphasized.
Keywords: psychophysiological peculiarities of the personality, the inner potential of the student, self-awareness and self-development, educational activities.