СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 342.7
DOI 10.24411/2312-3184-2020-10024
Сазин Сергей Тихонович
профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации кандидат юридических наук
Sazin Sergey Tikhonovich
Professor, Department of State Law Disciplines, St. Petersburg Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation Candidate of law
ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГИМС МЧС РОССИИ ПРИ АТТЕСТАЦИИ СУДОВОДИТЕЛЕЙ КАК ПРОФИЛАКТИКА ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Введение: В статье на примере следственной практики рассмотрены вопросы деятельности подразделений ГИМС МЧС России при аттестации судоводителей на право управления маломерными судами.
Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют Конституция Российской Федерации, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, локальные нормативные акты, регламентирующие осуществление деятельности предприятий, учреждений и организаций, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в сфере водного транспорта, в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, также методы логической дедукции, индукции, познавательные методы и приемы наблюдения, сравнения, анализа, обобщения и описания.
Результаты исследования: приведены возможные пути совершенствования действующего законодательства, регламентирующего работу должностных лиц подразделений ГИМС МЧС России в указанной сфере, которые снизив коррупционную составляющую в их действиях, защитят конституционные права и свободы человека и гражданина при осуществлении перевозок водным транспортом.
Выводы и заключения: ключевым направлением данной статьи явилось законодательное ужесточение требований к получению судоводителями прав на управление маломерными судами, как источниками повышенной опасности, что исключит коррупционную составляющую в действиях должностных лиц и повысит безопасность выполнения перевозок, от которой зависит сохранность здоровья и жизни людей, а значит, защитит их конституционные права.
Ключевые слова: Следственный комитет Российской Федерации, Государственная инспекция по маломерным судам Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации, управление маломерными судами, изменение законодательства, ужесточение аттестации на право управления маломерным судном, снижение коррупционных факторов.
THE ISSUES OF IMPROVING THE ACTIVITIES OF DEPARTMENT GIMS EMERCOM OF RUSSIA FOR CERTIFICATION OF SKIPPERS OF PREVENTION FOR THE PROTECTION OF CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZEN AND MAN
Introduction: in the article on the example of investigative practice the questions of activity of divisions of GIMS of EMERCOM of Russia at certification of skippers on the right of management of small vessels are considered.
Materials and methods: the normative basis of the study is formed by the Constitution of the Russian Federation, criminal and criminal procedural legislation, local normative acts regulating the activities of enterprises, institutions and organizations, Federal Executive authorities engaged in activities in the field of water transport, in connection with the performance of their official duties. The methodological basis of the study was the General dialectical method of scientific knowledge, which has a universal character, as well as methods of logical deduction, induction, cognitive methods and techniques of observation, comparison, analysis, generalization and description.
Results: the possible ways of improving the current legislation regulating the work of the persons of the units of the GIMS of the EMERCOM of Russia in this area, reducing the corruption component in their actions, and protect the constitutional rights and freedoms of man and citizen in the implementation of water transport.
Summary and conclusions: the key direction of this article was the legislative tightening of the requirements for obtaining the rights of boat masters to manage small vessels as sources of increased danger, which will eliminate the corruption component in the actions of officials and increase the safety of transportation, which affects the safety of health and life of people, and thus protect their constitutional rights.
Keywords: Investigative Committee of the Russian Federation, State inspection on small size vessels of the Ministry of emergency situations of the Russian Federation, management of small boats, changing legislation, tightening of certification for operators of small size vessel, the reduction of corruption factors.
Следственный комитет Российской Федерации в лице Северо-Западного следственного управления на транспорте (далее - следственное управление) во исполнение федерального закона от 08.12.2010 № 403-Ф3 «О Следственном комитете Рос-
сийской Федерации»1 и п. 4.1 приказа Следственного комитета Российской Федерации от 15.01.2011 № 4 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации»2 осуществляет рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, совершенных работниками предприятий, учреждений и организаций, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в сфере водного транспорта в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Одним из объектов, за которым осуществляют контроль следственные управления на транспорте является Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГИМС МЧС России).
Данный орган был образован постановлением Совета министров РСФСР от 15 июня 1984 г. № 259 и до февраля 2004 г. последовательно находился в ведении Мин-жилкомхоза РСФСР, Минархстроя России, Минэкологии России, Минприроды России, Госкомэкологии России и МПР России). ГИМС МЧС России был создан для упорядочения пользования маломерными судами, обеспечения безопасности плавания судов, укрепления правопорядка, охраны окружающей среды [1, с. 100].
Профессиональная деятельность специалистов ГИМС МЧС России заключается в применении различных технических средств и специальной техники с полифакторным стрессовым воздействием и т. д. [2, с. 294].
Основными документами, регламентирующими работу ГИМС МЧС России являются: постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»3 (далее - Положение), постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте», постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2014 № 532 «Об уполномоченных органах РФ по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза
1 О Следственном комитете Российской Федерации: федер. закон РФ от 28.12.2010 № 403-Ф3 (в ред. от 29.07.2017) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации: приказ Следственного комитета Российской Федерации от 15.01.2011 № 4 // Там же.
3 Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 835 // Там же.
"О безопасности маломерных судов"»1, распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.12.2002 № 1800-р «Об утверждении перечня внутренних водных путей Российской Федерации»2 и др.
Указанный орган осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам: маломерных судов, используемых в некоммерческих целях; баз (сооружений) для стоянок маломерных судов и иных плавучих объектов (средств), пляжей и других мест массового отдыха на водоемах (далее - пляжи), переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, ледовых переправ, а также наплавных мостов на внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации (п. 3 Положения).
Маломерное судно представляет собой судно, длина которого не должна превышать двадцать метров, общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать. Экипаж маломерного судна может состоять из одного лица, осуществляющего судовождение, т. е. деятельность, связанную с управлением судном3.
Органом, который разрабатывает типовые программы обучения и осуществляет прием экзаменов по судовождению, правилам пользования и навыкам практического управления маломерными судами, водными мотоциклами (гидроциклами), аттестацию судоводителей и выдачу им удостоверений на право управления маломерным судном, в том числе временных разрешений на право управления маломерным судном является ГИМС МЧС России (п. 5 ч. 5 Положения).
Для получения права на управление маломерным судном необходимо в наделенных соответствующими полномочиями отделах безопасности людей на водных объектах ГИМС МЧС России пройти соответствующую аттестацию.
Порядок и сроки проведения аттестации урегулированы приказом МЧС России от 27.05.2014 № 262 «Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее - Правила аттестации)4.
1 Об уполномоченных органах РФ по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»: постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2014 № 532 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Об утверждении перечня внутренних водных путей Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.12.2002 № 1800-р // Там же.
Статьи 3 и 6 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ.
4 Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: приказ МЧС России от 27.05.2014 № 262 // Там же.
Издание данного приказа обусловлено необходимостью оптимизации (повышения качества) предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, приведения Правил аттестации в соответствие с требованиями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, а также утверждения новой формы бланка удостоверения на право управления маломерными судами, коррелирующего с международными аналогами1.
Аттестация проводится на основании проверки теоретических знаний заявителя по заявленным типу маломерного судна и району плавания, проверки навыков практического управления маломерным судном заявленного типа в заявленном районе плавания (ст. 3.1 Правил аттестации).
По результатам такой аттестации лицу выдается документ, удостоверяющий право его владельца управлять в указанном районе плавания маломерным судном, использующемся в некоммерческих целях (удостоверение на право управления маломерным судном - п. 1.5 Правил аттестации).
Однако, как показывают наработанные с 2018 г. по настоящее время материалы следственной практики следственного управления и анализ действующего законодательства, принятие инспекторами ГИМС МЧС России у граждан экзаменов для последующей выдачи удостоверений на право управления маломерными судами дают инспекторам лазейку в нормативных актах и организационно-распорядительных документах, посвященных вопросам прохождения аттестации, для злоупотребления служебными полномочиями в части их выдачи.
Так, в июле 2019 г. сотрудниками следственного управления задержан один из руководителей отделения «Центр ГИМС МЧС России по Ленинградской области», получивший взятку от гражданина за незаконную выдачу удостоверения на право управления маломерным судном без проведения аттестации по проверке его теоретических знаний и практических навыков судовождения.
В настоящее время в отношении данного сотрудника расследуется уголовное дело по ч. 3 ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации2 - получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие).
В ходе расследования дела изучено и проанализировано действующее законодательство, определяющее порядок и условия проведения аттестации судоводителей. В результате установлено, что существующую систему проведения аттестации необходимо ужесточить, что будет способствовать предупреждению аварийности маломерных судов, повысит уровень транспортной безопасности при использовании людьми с целью защиты их конституционных прав и свобод, которые в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации являются высшей ценностью.
1 Официальный сайт МЧС России. 2017. URL: http://www.mchs.gov.ru (дата обращения 28.03.2019).
2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Так, следствием установлено, что должностное лицо ГИМС МЧС России выдало удостоверение на право управления маломерными судами, минуя предусмотренные законом процедуры аттестации, а именно проверку теоретических знаний и навыков практического управления маломерным судном, т. е. без фактического определения способности судоводителя безопасно управлять маломерными судами.
Указанным преступным действиям способствовали существующие Правила аттестации, которые позволяют должностным лицам ГИМС МЧС России от начала и до конца выполнять экзаменационный процесс самолично, без применения средств автоматизированного контроля. В частности, допускается проведение проверки теоретических знаний судоводителя лишь с использованием экзаменационных листов, которые зачастую по окончании экзамена уничтожаются (оценка ставится на усмотрение экзаменатора из числа сотрудников ГИМС), а также проведение проверки навыков практического управления маломерным судном без фиксации ее хода и результатов средствами объективного контроля.
Используя это в преступных целях, сотрудник ГИМС МЧС России беспрепятственно фальсифицировал факты проведения аттестации, оформляя недостоверные протоколы и отметки в личных карточках заявителей о якобы проведении и успешной сдаче ими теоретического и практического экзаменов, на основании которых судоводителям незаконно выдавались удостоверения.
При этом основным методом проверки теоретических знаний заявителя является метод программированного контроля с использованием компьютерных технологий (п. 5.3 Правил аттестации).
При невозможности подразделением ГИМС МЧС России установить программное обеспечение автоматизированной системы, используемой для проведения проверки теоретических знаний методом программированного контроля, проверка знаний проводится с использованием экзаменационных билетов (п. 5.5 Правил аттестации).
На практике ситуация сводится к тому, что по настоящее время во всех подразделениях ГИМС МЧС России на территории Российской Федерации отсутствует программированный контроль с использованием компьютерных технологий для проверки теоретических знаний судоводителей, поскольку до сих пор не разработано и не установлено соответствующее программное обеспечение автоматизированной системы.
Помимо этого, следует учитывать, что в отличие от условий получения права на управление транспортными средствами, установленных федеральным законом от 10.12.1995 № 96-ФЗ «О безопасности дорожного движения»1, когда для получения данного права необходимо пройти соответствующее обучение, положения Правил аттестации предоставляют заявителю право выбора - готовиться для управления маломерным судном самостоятельно или получить подготовку в соответствующей организации. В этой связи предоставление документа об обучении для управления маломерным судном перед прохождением аттестации является необязательным.
1 О безопасности дорожного движения: федеральный закон Российской Федерации от 10.12.1995 № 96-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Таким образом, лицо, не прошедшее обучение управлению маломерным судном, а также не подвергнутое проверке на предмет уровня теоретических знаний и практических навыков, заведомо предрасположено к совершению грубых ошибок, создает не только угрозу безопасности самого плавания, но и угрозу жизни и охраны здоровья людей, закрепленные в ст. 20 и ст. 41 Конституции Российской Федерации.
Примеры расследования аналогичных уголовных дел свидетельствуют не только о территориальной распространенности подобных фактов, но и о злоупотреблениях со стороны должностных лиц ГИМС МЧС России.
Например, в Ярославской области в суд направлено уголовное дело в отношении государственного инспектора по маломерным судам, который, являясь членом аттестационной комиссии, из корыстной заинтересованности неоднократно вносил в личные карточки судоводителей и аттестационные протоколы ложные отметки о якобы успешной сдаче экзамена по практическим навыкам управления моторными судами и гидроциклами, без их фактической проверки, на основании чего незаконно выдано 28 удостоверений на право управления маломерным судном.
За последние несколько лет в некоторых регионах (г. Санкт-Петербург, Ленинградская и Архангельская области) судами вынесены неединичные обвинительные приговоры в отношении государственных инспекторов по маломерным судам ГИМС МЧС России, которые за взятки незаконно осуществляли регистрационные действия без проведения технического освидетельствования маломерных судов (т. е. без их проверки на пригодность к эксплуатации) в нарушение Правил технического надзора за маломерными судами, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 5011, и Административного регламента предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, утвержденного приказом МЧС России от 18.10.2012 № 6082.
Описанные ситуации свидетельствуют о несоблюдении основной задачи, определенной п. 4 Положения об обеспечении сотрудниками ГИМС МЧС России в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.
Приведенные данные доказывают необходимость внесения изменений в действующее законодательство, что не только упорядочит и ужесточит процедуру прохождения аттестации лицами, желающими получить права на управление маломерным судном, но и будут носить превентивный характер, способствуя профилактике возможных транспортных катастроф и аварий на объектах водного транспорта, подразумевающих возможные серьезные последствия для человека.
Данные предложения разработаны следственным управлением и направлены в Следственный комитет Российской Федерации. Предложения включают следующее:
1 Об утверждении Правил технического надзора за маломерными судами: приказ МЧС России от 29.06.2005 № 501 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Административный регламент предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов: приказ МЧС России от 18.10.2012 № 608 // Там же.
- дополнить условия получения права на управление маломерным судном требованием об обязательном прохождении кандидатами соответствующего профессионального обучения в установленном порядке;
- отнести подготовку (обучение) судоводителей маломерных судов к категории «профессиональное обучение», которое в соответствии с положениями федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1 должно осуществляться профессиональными образовательными организациями и завершаться итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена;
- предусмотреть лицензионное требование при осуществлении указанной образовательной деятельности в части наличия согласованных с уполномоченным подразделением МЧС России программ подготовки (переподготовки) судоводителей, а также его заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям;
- определить единственным (а не альтернативным) методом проверки теоретических знаний метод программированного контроля с использованием компьютерных технологий, который будет обеспечивать наиболее объективные результаты проверки путем обработки результатов экзамена с выставлением оценки судоводителю и их оформление без участия экзаменатора;
- установить требования об обязательном применении средств аудио-и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов, которые будут обеспечивать в режиме реального времени видеозапись судовой обстановки, видеозапись воздействий судоводителя на органы управления маломерным судном, видеозапись показаний контрольно-измерительных приборов, аудиозапись команд и заданий экзаменатора, а также сохранение аудио- и видеоинформации при проведении экзамена на электронный носитель.
Водный транспорт России всегда был и остается максимально востребованным и привлекательным для людей. Сегодня множество организаций предлагают отправиться в различные путешествия, совместив интересную экскурсию с приятным отдыхом на природе. Вместе с тем, как показывает практика и результаты рейдов, проводимых правоохранительными органами, не все судоводители знают и соблюдают требования водного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности при осуществлении этих прогулок. Стабильно у судоводителей отсутствуют удостоверения на право управления маломерными судами, нарушается пассажировместимость, требования пожарной безопасности, требования к конструкции судна. Указанные обстоятельства приводят к аварийным ситуациям, травматизму и иногда гибели людей, которым оказываются услуги по перевозке.
ГИМС МЧС России является органом, осуществляющим государственную функцию по надзору за водными объектами, за использование маломерных судов, баз (объектов) для их стоянки и другими объектами (пляжи, паромы и плавающие мосты)
1 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
[3, с. 179]. Причинами недобросовестного отношения к выполняемой работе является не только высокая конкуренция на рынке, связанная с оказанием данных услуг, когда организации в целях наживы забывают о безопасности людей, но и халатное отношение со стороны как самих судоводителей, так и должностных лиц ГИМС МЧС России к исполнению своих обязанностей.
В связи с этим ключевым направлением данной статьи явилось законодательное ужесточение требований к получению судоводителями прав на управление маломерными судами, как источниками повышенной опасности, что исключит коррупционную составляющую в действиях должностных лиц и повысит безопасность выполнения перевозок, от которой зависит сохранность здоровья и жизни людей, а значит, защитит их конституционные права.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Обоскалова П.Ю., Титовская Т.Г. Проблемные вопросы осуществления государственного надзора за безопасностью эксплуатации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам МЧС России // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. - 2016. - № 4 (28). - С. 100-107.
2. Тарасова А.А. Профессионально важные качества специалистов государственной инспекции по маломерным судам МЧС России // От истоков к современности: сб. трудов конф. 2015. - С. 294-297.
3. Лисовая Н.А. О деятельности государственной инспекции по маломерным судам Министерства по чрезвычайным ситуациям России // Право и правопорядок: приоритетные направления развития: сб. статей. 2019. - С. 179-186.
4. Хромова Н.М. О криминализации нарушений при пользовании маломерными судами на водных объектах // Законодательство и экономика. - 2016. -№ 11. - С. 28-40.
BIBLIOGRAPHIC REFERENCES
1. Oboskalova P. Yu., Titovskaya T. G. Problematic issues of state supervision over the safety of operation of small-size vessels supervised by the state Inspectorate for small-size vessels of the EMERCOM of Russia // Emergency situations: industrial and environmental safety. - 2016. - № 4 (28). - P. 100-107.
2. Tarasova A. A. Professionally important qualities of specialists of the state Inspectorate for small vessels of the Ministry of emergency situations of Russia // From sources to the present: collection of conference proceedings. 2015. - P. 294-297.
3. Lisovaya N. A. on the activities of the state Inspectorate for small vessels of the Ministry of emergency situations of Russia // Law and order: priority areas of development: collection of articles. 2019. - P. 179-186.
4. Khromova N. M. on criminalization of violations in the use of small vessels on water objects // Legislation and Economics. - 2016. - № 11. - P. 28-40.