ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2017. № 4
М.С. Липоватая
ВОПРОСЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН БРИКС В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
M.S. Lipovataya
THE ISSUES OF COOPERATION
OF THE BRICS COUNTRIES IN HIGHER EDUCATION
В статье рассматриваются вопросы интернационализации образования в современном мире. Выделяются глобальные факторы, обусловливающие интернационализацию образования, а также проблемы, выявленные в ходе реализации Болонских принципов. Первые итоги этого процесса полезно рассмотреть в контексте совместных образовательных инициатив в рамках БРИКС. Выделяется главная, на взгляд автора, проблема, стоящая перед международным образовательным сотрудничеством стран БРИКС.
Ключевые слова: БРИКС, Сетевой университет БРИКС, Болонская декларация, Болонский процесс, интернационализация образования, современные проблемы высшей школы.
The article deals with the issues of internationalization of education in the modern world. Highlighted global factors driving the internationalization of education, as well as problems identified during the implementation of the Bologna principles. The first results of this process are useful to consider in the context of joint educational initiatives within the framework of BRICS. Purposes and, in the author's opinion, the problem facing the international educational cooperation of the BRICS countries.
Key words: BRICS, the BRICS Network University, the Bologna Declaration, Bologna process, internationalization of education, modern problems of the higher school.
Процессы глобализации, идущие в современном мире, оказывают влияние и на сферу образования. Сегодня мы являемся свидетелями становления экономики глобального знания, которая вынуждает университеты пересматривать учебные программы и более активно развивать международное академическое сотрудничество. Региональные объединения государств спешат включить вопросы интернационализации образования в текущую повестку дня, осознавая, что глобальные знания и образование становятся залогом успешного будущего. Не обошли эти тенденции и БРИКС, ко-
* Липоватая Маргарита Сергеевна — аспирант ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: m s [email protected]
торый практически с первых дней своего существования стал развивать также и академическое сотрудничество.
В 2008 г., еще до первого саммита объединения в Екатеринбурге, в Москве прошла первая встреча ученых и государственных чиновников стран БРИК (напомним, что ЮАР присоединилась в 2011 г.), заложив основы для последующего ежегодного Академического форума БРИКС. Академический форум проходит накануне саммитов БРИКС, позволяя сформулировать для последующей встречи глав государств БРИКС более актуальную и эффективную повестку дня.
В 2011 г. в России был учрежден Национальный комитет по исследованию стран БРИКС (НКИ БРИКС), ас 2013 г. стал действовать межгосударственный Совет экспертных центров БРИКС, куда, помимо российского НКИ БРИКС, вошли бразильский Институт прикладных экономических исследований, индийский Наблюдательно-исследовательский фонд, Китайский центр современных мировых исследований, Исследовательский совет гуманитарных наук ЮАР. Задачи национальных координаторов стран БРИКС — проведение исследований о роли и месте стран БРИКС в мировой политике и экономике, формирование единого информационного поля, обмен экспертными мнениями.
В 2012 г. в МГУ имени М.В. Ломоносова был создан Совет по исследованию стран БРИКС (сегодня — Межфакультетский координационный совет МГУ имени М.В. Ломоносова по исследованию проблем БРИКС). Целью Совета является научно-исследовательская и просветительская работа, посвященная изучению проблем стран БРИКС, в том числе с привлечением к научным исследованиям молодых специалистов, активное взаимодействие с профильными вузами, а также партнерство с университетскими структурами других стран БРИКС.
В 2015 г. было объявлено о создании Международного института права БРИКС, учредителями которого выступили Папский католический университет в Сан-Пауло (Бразилия), Уральский государственный юридический университет (Россия), Национальный правовой университет (Индия), Пекинский объединенный университет (Китай) и Университет Претории (ЮАР). Постепенно научную и сравнительно-правоведческую деятельность института планируется дополнить образовательным и экспертным направлениями.
Наконец, в научно-образовательную инфраструктуру БРИКС вошел и учебный институт — Сетевой университет БРИКС — объединение образовательных организаций высшего образования Бразилии, России, Индии, Китая и ЮжнойАфрики. Задачи Сетевого университета — создание единого исследовательского и образовательного пространства государств БРИКС, позволяющее признавать результаты обучения во всех странах объединения. На первом этапе в работе Сетевого университета примут участие не более 12 вузов от каждой страны (в их число от России вошли, например, Российский университет дружбы народов (РУДН), Российский государственный гуманитарный университет, Уральский федеральный университет и др.). Первые образовательные программы появятся в сфере энергетики
и экономики, информатики и информационной безопасности, экологии, устойчивых сред изменения климата, водных ресурсов и борьбы с загрязнением окружающей среды, исследований БРИКС.
Таким образом, сотрудничество стран БРИКС сопровождается созданием научных и образовательных структур, призванных как обеспечить научно-правовую поддержку создаваемым в рамках БРИКС институтам, так и в ближайшем будущем стать для них «кузницей кадров». То есть речь идет об интернационализации образования в рамках БРИКС. Отметим, что для России это не единственный подобный проект — наша страна также активно участвует в образовательном сотрудничестве в рамках АТЭС. В условиях становления подобной практики в России представляется целесообразным рассмотреть уже накопленный мировой опыт по интернационализации образования, в первую очередь в рамках Болонского процесса.
Напомним, что в мире в целом процесс интернационализации сферы высшего образования идет начиная с 1950-х гг. С распадом колониальной системы перед новыми независимыми странами встал вопрос подготовки собственных профессиональных кадров. Им на помощь пришли более развитые страны, организуя программы обмена студентами и другие виды академической мобильности. Именно тогда — в 1960 г. — в Советском Союзе был основан Университет дружбы народов, обучавший иностранных студентов преимущественно из социалистических стран Азии, Африки и Латинской Америки.
К концу XX — началу XXI в. феномен интернационализации образования был в целом признан мировым сообществом и получил свое первое институциональное оформление — в 1998 г. была подписана Сорбонская, а в 1999 г. — Болонская декларации, провозгласившие начало процесса создания Общеевропейского пространства высшего образования (ЕПВО). В Европе началась структурная перестройка национальных образовательных систем, конкуренция университетов за показатели вовлеченности в интернациональные образовательные процессы, места в международных рейтингах и т.д., а процесс интернационализации образования получил свое официальное определение как «процесс целенаправленного придания высшему образованию международного, межкультурного или глобального измерения с целью повышения качества образования и науки для всех студентов и сотрудников вузов, а также внесения значимого вклада в жизнь общества»1.
В соответствии с Болонскими принципами создание единого европейского пространства высшего образования включает в себя следующие основные моменты:
1) создание системы сопоставления полученных специальностей, квалификаций, научных степеней и ученых званий выпускников вузов стран, подписавших Декларацию;
1 Knight J. Updating the Definition of Internationalization // International Higher Education. 2003. N 33. Р. 2—3.
2) введение двухуровневой системы высшего образования — бакалавриат и магистратура, дополненной затем третьим уровнем — аспирантурой;
3) распространение единой европейской системы переводных кредитов (European Credit Transfer and Accumulation System — ECTS) — зачетных единиц, в которых измеряется трудоемкость освоения студентом учебных программ (например, учебный год равен 60 кредитам, которые включают в себя 1500—1800 учебных часов; для получения степени бакалавра необходимо «накопить» 180—240, магистра — 300 кредитов);
4) введение единого приложения (вкладыша) к диплому, в котором отражаются результаты учебы студента;
5) развитие учебной мобильности как студентов, так и преподавателей, а также административного персонала; к 2020 г. в академическую мобильность должно быть вовлечено 20% всех лиц, задействованных в образовательном процессе;
6) обеспечение необходимого качества высшего образования;
7) повышение социальной направленности высшего образования, его доступности, в частности определение каждой страной измеримых показателей по вовлечению в систему высшего образования социально уязвимых групп населения;
8) более прикладной характер образования, облегчающий последующее трудоустройство выпускников (в том числе выстраивание образовательных программ в тесном контакте с будущими работодателями);
9) развитие системы дополнительного образования — «образования в течение всей жизни».
10) интеграция образования и науки;
11) совершенствование системы показателей, характеризующих степень достижения целей Болонского процесса, а также выявление лучших практик и обмен ими.
С 2010 г. ЕПВО считается открытым для присоединения любойжела-ющей страны. Сегодня в общую европейскую зону высшего образования входят 48 стран. Россия подписала Болонскую декларацию в 2003 г., направив реформу отечественной высшей школы в международное русло.
Сегодня Болонский процесс находится в переходном состоянии, обусловленном как финансово-экономическим и политическим кризисом, протекающим в Европе, так и накопленными проблемами в реализации принципов Болонского процесса, в частности, следующими:
1) сложности с переходом на трехуровневую систему высшего образования (хотя двухуровневая система «бакалавр — магистр» во многих европейских странах функционировала изначально); и если в академических дисциплинах эти сложности преодолеть было относительно легко, то прикладные дисциплины, такие как медицина, до сих пор пр еподаются на осно -вании непрерывных (без деления на уровни) образовательных методик;
2) проблемы трудоустройства выпускников первого уровня — бакалавров (усугубляющаяся с течением времени в результате роста безработицы в Евросоюзе);
3) неравномерность процесса интернационализации образования, в результате чего многие страны пребывают на разных стадиях процесса интеграции в ЕПВО (так, квалификационные уровни высшего образования соответствуют болонской модели в 37 странах из 47, однако только в 10 — принципы Болонского процесса прописаны на законодательном уровне);
4) недостаток финансирования высшего образования (в первую очередь в результате затяжного кризиса в европейской экономике);
5) сохраняющаяся проблема обеспечения доступности европейского образования, особенно для мигрантов, вкупе с маргинализацией молодежи (по статистике, 30% студентов не оканчивают учебу) и распространением в молодежной среде экстремистских идей привела к череде терактов в Европе, организованных и проведенных молодыми людьми — мигрантами во втором поколении;
6) проблема качества образования, которое по некоторым оценкам, упало в результате «болонизации», образование становится все более прикладным, нацеленным на последующее трудоустройство, в результате чего знания носят более фрагментированный и узкоспециальный характер, у студентов не развивается критическое и аналитическое мышление, они более пассивны и подвержены влиянию извне;
7) обратные результаты процесса «обучения в течение всей жизни», который изначально был нацелен на преодоление безработицы и повышение возможностей трудоустройства: исследования показывают, что молодые работающие специалисты более активно участвуют в процессах получения дополнительного образования и профессионального перепрофилирования, нежели старшее безработное население, на которое и была изначально направлена инициатива2;
8) разрастание сопутствующей процессу бюрократии и поверхностного подхода.
Как отмечают эксперты, «фактически в странах Болонского процесса по-прежнему функционируют различные системы высшего образования, организационные модели которых хотя и сблизились, но продолжают сохранять существенные различия»3.
Тем не менее процесс интернационализации образования, несмотря на все его минусы и недостатки, сегодня является объективной данностью и необходимостью. Мы можем выделить следующую совокупность факторов, способствующих интернационализации образования как ответа на вызовы глобализации.
Первый фактор — это изменения в мировой экономике, выражающиеся прежде всего в сдвиге экономических центров с Запада на Восток. То
2 Кононова В.А., Обидина В.В. Парадокс образования в течение всей жизни: Эффект Матфея // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2015. № 13. URL: http://cyberlenmka.ru/article/n/paradoks-obrazovamya-v-techenie-vsey-zhizm-effekt-matfeya (дата обращения: 25.01.2018).
3 Ткач Г.Ф, Сенашенко В.С. Болонский процесс: Обзор эволюции приоритетов и промежуточные итоги //Высшее образование в России. 2015. № 7. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/i (дата обращения: 22.01.2018).
есть, очевидно, что мировым экономическим лидером остаются США, однако роль Востока возрастает очень быстрыми темпами. Так, в мировом рейтинге капитализации компаний Financial Times — 500 за 2015 г. на компании из не западных стран приходится 106 позиций (21% рейтинга, в 2010 г. — 17%), с суммарной капитализацией свыше 6 трлн долл. (18,5% рейтинга)4. Прогнозируется, что к 2025 г. не западные транснациональные компании и банки составят уже почти 50% рейтинга крупнейших субъектов мировой экономики. Сам факт появления акронима БРИКС как объединения стран с наиболее быстро растущими экономиками (а впоследствии и других подобных акронимов) свидетельствует о смещении «центра тяжести» на Восток.
Вместе с ростом экономики в развивающихся странах увеличивается и доля среднего класса — в соответствии с исследованиями и прогнозами консалтинговой компании McKinsey&Company к 2030 г. две трети представителей среднего класса во всем мире будут проживать в Азиатско-Тихоокеанском регионе5. Параллельно в восточную сторону будут «сдвигаться» транспортные коридоры, центры авиаперевозок, туризма и т.д.
Повышение уровня благосостояния автоматически влечет за собой спрос на более высокий уровень медицинского, пенсионного и другого социального обслуживания, на образование для себя и своих детей, что все вместе формирует дополнительный запрос на образование. При сохранении текущих тенденций к 2030 г. половина выпускников вузов будет приходиться на студентов из Индии и Китая, в то время как на западных студентов — только четверть. Это означает, что «выпускники наших (западных. — М.Л.) вузов будут, скорее всего, работать либо с представителями других культур, либо внутри этих культур»6, уже сегодня порождая спрос на межкультурное взаимодействие и межкультурные коммуникации.
Второй фактор — это урбанизация вкупе с развитием транспортной сети и доступностью все более удаленных уголков нашей планеты. Развивается авиасообщение, воздушные коридоры соединяют уже не только столицы и крупные города, но и региональные центры. Это в свою очередь способствует не только развитию туризма, но и повышению деловой и студенческой активности и мобильности.
Самый высокий ежегодный прирост пассажироперевозок приходится на регионы АТР и Ближний Восток — по 8,9 и 5,7% соответственно7. Как отмечают эксперты, «в силу специфики рабочей силы, сосредоточенной
4 FT 500 2015. URL: https://www.ft.com/ft500 (дата обращения: 28.01.2018).
5 Drivers of Student Performance: Insights from Asia. McKinsey&Company. URL: https:// www.mckinsey.com/~/media/mcHnsey/industries/social%20sector/our%20insights/drivers%20 of%20student%20performance%20asia%20insights%20revised/drivers-of-student-performance-insights-from-asia.ashx (дата обращения: 28.01.2018).
6 Кулен Р. Для чего нужна интернационализация образования? // Международное высшее образование. 2106. Вып. 83. URL: https://www.hse.ru/data/2016/01/21/1137869301/ WHE_10_view.pdf (дата обращения: 28.01.2018).
7 Статистика авиаперевозок. URL: http://vawilon.ru/statistika-aviaperevozok/ (дата обращения: 28.01.2018).
в этих развивающихся городах, они становятся сетевыми центрами глобального общества знаний. Предположительно, к 2025 г. 47% глобального экономического роста будет приходиться на 440 развивающихся городов, в которых будет сосредоточено около 1 млрд потребителей. Эта сеть превратится в единую площадку для профессионалов, поэтому естественно, что им будут необходимы навыки эффективного международного и межкультурного взаимодействия»8.
Третий фактор — миграция, объем которой сегодня оценивается уже в 250 млн человек ежегодно (т.е. почти 3,5% от численности населения Земли)9. Сегодняшние миграционные потоки обусловлены глобализацией, снятием экономических барьеров, что привело к либерализации иммиграционного законодательства в период до мирового финансово-экономического кризиса 2007—2008 гг.10
Глобальная тенденция в сфере миграции заключается в смещении миграционных потоков с линии «Юг—Север» в сторону линии «Юг—Юг»: развивающиеся страны с высокими темпами роста становятся все более привлекательными для мигрантов из других развивающихся стран.
Сегодня в первые десять стран, принимающих мигрантов, входят: США, Саудовская Аравия, Германия, Россия, ОАЭ, Великобритания, Франция, Канада, Испания и Австралия11. Например, в Европе доля иммигрантов в населении составляет в среднем 11%, а всего в мире насчитывается порядка 50 стран, в которых доля иммигрантов в населении превышает 10%12. Миграция также является значимым и все возрастающим фактором, обусловливающим спрос на интернационализацию образования и повышение роли межкультурного общения.
Четвертый фактор — влияние новых цифровых технологий, в первую очередь искусственного интеллекта, а также развитие дистанционных способов образования и повышение открытости и доступа к информации.
Другой аспект новых технологий — сдвиги в мировой системе разделения труда, исчезновение одних профессий и появление других, во многом благодаря развитию роботизации. Прогнозируется, что в ближайшие 10 лет исчезнет треть из наиболее распространенных сегодня профессий13. То есть сегодняшние и завтрашние студенты после окончания учебы выйдут
8 Кулен Р. Указ. соч.
9 Данные Глобального партнерства в области знаний о миграции и развитии (The Global Knowledge Partnership on Migration and Development — KNOMAD) Группы Всемирного банка. URL: http://www.knomad.org/data/migration/emigration (дата обращения: 28.01.2018).
10 Meyers E. The causes of convergence in Western immigration control //Review of International Studies. 2002. Vol. 28; Castles S. The factors that make and unmake migration policies // International Migration Review. 2004. Vol. 38, N 3; World Migration 2008: Managing Labour Mobility in the Evolving Global Economy, International Organization for Migration. Geneva, 2008.
11 Данные Глобального партнерства в области знаний о миграции и развитии.
12 International Migration Flows: To and from Selected Countries: The 2010 Revision. N.Y., 2012.
13 Увольтесь сами: Кто потеряет работу из-за нашествия роботов. URL: http://world-crisis.ru/crisis/2861399?utm_source=subscr&utm_medium=mail&utm_campaign=best (датаоб-ращения: 28.01.2018).
в мир с совершенно иной профессиональной структурой, и они должны быть к этому готовы. Но по-прежнему останутся востребованы профессии, требующие межличностного взаимодействия, которое нельзя заменить роботами и которое формируется посредством интернационализации образования.
Наконец, шестой фактор — это вызовы и угрозы глобализации: изменения климата и глобальное потепление, глобальный дефицит пресной воды и нарастающий на Востоке дефицит простых ресурсов (пахотных земель, чистого воздуха, воды и т.п.). Распространение международного терроризма, радикализация молодежи, угрозы техногенных катастроф — эти и другие факторы также подталкивают студентов к международной мобильности и получению максимальной информации о современном мире.
Совокупность вышеперечисленных факторов — смещение экономического центра на Восток, урбанизация, транспортная доступность, появление и рост среднего класса в развивающемся мире, трансформация рынка труда, возрастающие миграционные потоки, распространение цифровых технологий, а также вызовы и угрозы глобализации — свидетельствуют о том, что студенты будут жить и работать в быстро меняющемся мире, создавая спрос на качественно иное образование. Только интернационализация образования способна обеспечить как актуальные знания, так и максимально широкое представление о мире и взаимодействии культур, его составляющих.
Россия, проводя реформу сферы высшего образования, а также развивая международное образовательное сотрудничество, не может не учитывать все эти факторы. Полагаем, что при создании Сетевого университета БРИКС и других аналогичных институтов главная проблема заключается в том, что классическая образовательная модель, которая была принята ранее (например, в Советском Союзе), уже не соответствует запросам современной глобальной экономики, но и модель, создаваемая в рамках Болон-ских принципов, также не отвечает фундаментальным принципам образования в силу своей чрезмерной коммерциализации, которая неизбежно «выхолащивает ценности высшего образования, в первую очередь, духовные»14. Задача России и других стран БРИКС в сфере образования — создание своей, альтерзападной образовательной модели, «ориентированной как на сущностные параметры, доминантные характеристики университетского образования, важнейшими из которых являются фундаментализация, гуманизация и экологизация образовательной системы, так и на интернационализацию университетского образования... целью которого является подготовка студентов и специалистов к международному сотрудничеству и конкуренции, которые будут доминировать в новом тысячелетии во всех сферах жизнедеятельности общества»15.
14 Леонтьева Е.Г. Интернационализация университетского образования: Социально-философский анализ: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Томск, 2002. С. 21.
15Там же.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Данные Глобального партнерства в области знаний о миграции и развитии Группы Всемирного банка (The Global Knowledge Partnership on Migration and Development — KNOMAD). URL: http://www.knomad.org/data/migration/emigration Кононова В. А., Обидина В.В. Парадокс образования в течение всей жизни: Эффект Матфея // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2015. № 13. URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/paradoks-obrazovaniya-v-techenie-vsey-zhizni-effekt-matfeya
Кулен Р. Для чего нужна интернационализация образования? // Международное высшее образование. 2106. Вып. 83. URL: https://www.hse.ru/data/2016/01/ 21/1137869301/WHE_10_view.pdf
Леонтьева Е.Г. Интернационализация университетского образования: Социально-философский анализ: Автореф. дис.... канд. филос. наук. Томск, 2002. Статистика авиаперевозок. URL: http://vawilon.ru/statistika-aviaperevozok/ Ткач Г.Ф., Сенашенко В.С. Болонский процесс: Обзор эволюции приоритетов и промежуточные итоги // Высшее образование в России. 2015. № 7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/bolonskiy-protsess-obzor-evolyutsii-prioritetov-i-promezhutochnye-itogi
Увольтесь сами: кто потеряет работу из-за нашествия роботов. URL: http:// worldcrisis.ru/crisis/2861399?utm_source=subscr&utm_medium=mail&utm_campaign =best
Castles S. The factors that make and unmake migration policies // International Migration Review. 2004. Vol. 38, N 3.
Drivers of Student Performance: Insights from Asia. McKinsey&Company. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/industries/social%20sector/our%20 insights/drivers %20 of %20 student %20 performance %20asia%20insights%20revised/ drivers-of-student-performance-insights-from-asia.ashx FT 500 2015. URL: https://www.ft.com/ft500
International Migration Flows: To and from Selected Countries: The 2010 Revision. N.Y., 2012.
Knight J. Updating the Definition of Internationalization // International Higher Education. 2003. N 33.
Meyers E. The causes of convergence in Western immigration control // Review of International Studies. 2002. Vol. 28.
World Migration 2008: Managing Labour Mobility in the Evolving Global Economy, International Organization for Migration. Geneva, 2008.