ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИНТЕГРАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ КЛИЕНТАМИ КОНСАЛТИНГОВОЙ КОМПАНИИ
А.Н. Чаплина
заведующий кафедрой менеджмента Красноярского государственного торгово-экономического института, доктор экономических наук
Е.С. Антипова
аспирант кафедры менеджмента Красноярского государственного торгово-экономического института
В статье рассматривается вопрос применения технологии менторства в практике консалтинговых компаний. Рассмотрены основные типы менторства (организатор, участник, советник). Разработан порядок формирования механизма интеграционного управления на всех этапах развития взаимоотношений консалтинговой компании с компанией-клиентом.
Ключевые слова: управление, интеграция компаний, рынок консалтинговых услуг, менторство (менторинг)
УДК 338.46 ББК 65.422я43
Рост деловой активности в Красноярском крае делает этот регион привлекательным для развития консалтинговых компаний. В Красноярске рынок консалтинга находится на этапе активного роста (в среднем 30-40% в год [1]). На данный момент существенная часть местного рынка консалтинга освоена иногородними консультантами. По оценке экспертов, ведущие российские и мировые консалтинговые компании составляют около 80% [2] консалтингового рынка Красноярска. Самый высокий уровень конкуренции наблюдается в сегменте финансового консалтинга (15 крупных фирм и более 300 мелких). Также консалтинговые компании работают в сфере аутсорсинга
(бухгалтерский, юридический), управленческого консалтинга, 1Т-консалтинга, маркетингового, организуют тренинги и коучинг программы. В последние годы, все более популярным становится обучение персонала на основе менторства.
Менторство (менторинг) это модель передачи опыта и знаний от одного специалиста другому. Происхождение данного понятия имеет корни в греческой мифологии. Когда Одиссей отправился в дальние странствия, богиня Афина, приняв облик Ментора, стала наставницей его сына [3]. Поэтому слово «ментор» стало обозначать того, кто а) дает советы или наставления и б) служит руководителем или преподавателем. Сегодня
Как первичной источник информации
Действие
Как результат интеграции деятельности
Внешняя ситуация 1
Управление фазой жизненного цикла
Фаза зрелости
Фаза роста
Фаза становления
Внутренняя среда 1
Как существующий уровень потенциала
Система управления отношениями с потребителями
Горизонтальное управление
Вертикальное управление
управления информацией о конкурентах
Система управления
отношениями с административным ресурсом
Система управления
лнформацией об услугах-заменителях
Система управления информацией о потенциальных конкурентах
Система управления отношениями с поставщиками
Действие
Внешняя ситуация 2
Установление взаимосвязей
Установление взаимосвязей
Внутренняя среда 2
Как результат развития потенциала
Рис. 1. Устройство механизма интеграционного управления
менторство является одним из важнейших методов развития деятельности многих предприятий. В основном менторство используется внутри компаний для эффективного превращения новичков в опытных специалистов. Также практика менторства популярна среди зарубежных консалтинговых компаний при работе с компаниями-клиентами.
Менторство среди консалтинговых компаний Красноярска только начинает осваиваться, поэтому исследование данного вопроса является очень актуальной темой. В связи с этим целью данной статьи является изучение значимых теоретических фактов и разработка механизма интеграционного управления клиентами консалтинговой компании на основе менторства.
Если говорить об интеграционном подходе к формированию механизма управления, то следует понимать, что он нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между: отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента; стадиями жизненного цикла объекта управления; уровнями управления по вертикали; уровнями управления по горизонтали.
На рис. 1 представлено устройство механизма управления суть которого в том чтобы на основе оценки взаимосвязей факторов внешней и внутренней среды создавать управленческие решения, которые наиболее эффективно воздействуют на объект управления в конкретный момент времени. Механизм это средство преобразования системы и ее элементов из одного состояния в другое. Интеграционный механизм ставит в приоритет управление на основе выстраивания взаимоотношений.
Интеграционное управление клиентом, основанное на менторстве, заключается в ключевой важности неофициального аспекта управления межличностными отношениями в процессе научения и совместной работы. «Несмотря на множество определений менторства — от коучинга или психологической поддержки до спонсорства, большинство специалистов сходятся в том, что своим происхождением оно обязано понятию ученичества, когда старший по возрасту и более опытный человек передает свои знания о том, как выполнить то или иное задание и как поступать в мире коммерции» [4]. Также менторство можно определить как «помощь одного человека другому в совершении значимых качественных переходов на иной уровень знаний, профессиональных навыков или мышления и сознания» [5].
Ментор консалтинговой компании интегрирует функции и преподавателя, и коуча в деятельность компании-клиента. Преподаватель обучает, а коуч обеспечивает конкретную поведенческую обратную связь, чтобы помочь человеку учиться или развиваться. В качестве советников и консультантов менторы часто помогают другим устанавливать, прояснять или усиливать ключевые ценности и убеждения, часто на своем собственном примере.
Менторы консалтинговой компании дают советы «подопечным» специалистам компании клиента и поддерживают их на уровне ценностей и убеждений. Ценности и убеждения обеспечивают подкрепление, поддерживающее или подавляющее конкретные способности и действия. Они определяют, почему мы выбираем данный конкретный путь, а также детерминируют более глубокие мотивы, заставляющие людей действовать или
настаивать на своем. Ценности и убеждения людей определяют степень мотивации и готовности к применению их способностей и выполнению действий: либо к открытию путей для изменения, либо к установке пределов и границ.
Мотивация — это то, что стимулирует и активизирует мышление и действия людей в конкретной ситуации. Степень мотивации человека определяет, сколько внутренних ресурсов он готов мобилизовать в конкретный момент времени. Таким образом, ценности и убеждения могут усиливать или подавлять способность клиента действовать эффективно.
Британские специалисты CIPD (англ. Chartered Institute of Personnel and Development, Дипломированный институт персонала и кадрового развития) выделяют несколько основных характеристик этого метода обучения: использование менторства в качестве вспомогательной формы развития персонала; направленность на индивидуальное управление карьерой и на совершенствование профессиональных навыков; нацеленность в большей мере на решение личностных проблем, в отличие от коучинга, где акцент делается на достижение качественного выполнения конкретной работы; преследование как корпоративных, так и индивидуальных целей [1].
При разработке механизма интеграционного управления компанией-клиентом на основе менторства следует учитывать отличия данного процесса от коучинга. Коучинг нацелен на быстрое повышение эффективности исполнения и развитие навыков посредством обучения и инструктирования. Менторство же нацелено на долгосрочное обретение навыков в процессе развития карьеры с помощью совета и психологической поддержки» [5]. Таким образом, если коучинг концентрируется на развитии и закреплении конкретных умений для выполнения задач в рамках конкретной должности, менторинг направлен на развитие навыков личностного и профессионального развития, на создание мотивации и повышение чувства собственного достоинства» [4].
Различия между коучингом и ментороством достаточно четкие, но иногда характеристики этих двух способов передачи знаний могут пересекаться. В табл. 1 представлен анализ отличительных особенностей коучинга и менторства, которые необходимо учитывать для того, чтобы сформировать для консалтинговой компании эффективный механизм интеграционного управления компанией клиентом.
Основным преимуществом менторинга является прямая передача опыта, что выгодно как для предприятия, так и для самого ученика. Применение менторинга направлено на усиление соответствия целей сотрудника задачам предприятия. Но в процессе менторинга консультанту не следует забывать о вероятности ошибки в виде отсутствия развития новых инициатив из-за акцента на опыте готовых решений.
Преимущества и недостатки менторства должны быть тщательно учтены при формировании механизма интеграционного управления. Преимущества менторства, которые консалтинговая компания может дать организации: положительное влияние на подбор и удержание персонала; эффективное планирование преемственности; увеличение продуктивности труда, благодаря
Таблица 1
Сравнительный анализ менторинга и коучинга в целях формирования механизма
интеграционного управления
Признак сравнения Менторинг Коучинг
По длительности отношений Бессрочные отношения, которые могут продолжаться любое время Отношения обычно краткосрочные
По степени формальности отношений Может быть более неформальным и проводиться в любом месте и в любое время в соответствии с актуальными требованиями Обычно имеет более структурированную природу, контакты происходят на регулярной основе
По ширине подхода к развитию Более широкий подход к развитию личности Ограниченные по времени встречи, сфокусированные на развитии специальных навыков
По наличию опыта в специальной области Ментор обычно передает опыт, поэтому чаще он старше по возрасту Для коуча необязательно иметь прямой опыт профессиональной роли клиента
По целям развития Направленность на карьеру и развитие личности Направленность на результат в работе
По порядку разработки плана совместных действий План действий обычно устанавливается учеником совместно с ментором, который обеспечивает поддержку и направляет на будущие цели Программа действий нацелена на достижение конкретных целей и немедленных результатов
По приоритетам развития Более направлено на развитие общего профессионализма ученика Направлено на развитие специальных навыков