УДК 631.6.001.73:626/627.083.74
ВОПРОСЫ РЕФОРМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЛИОРАТИВНОЙ ОТРАСЛИ
© 2010 г. Г. Л. Сепчуков, В. И. Слабу нов
Приведен анализ стандартов Международной организации по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссии (МЭК) и нормативной документации РФ в области мелиорации. Представлены предложения по совершенствованию и переработке нормативно-технической документации в области мелиорации с целью гармонизации со стандартами ИСО. Определены недостатки существующей на настоящий момент нормативно-технической документации. Предложены пути совершенствования нормативного обеспечения мелиоративной отрасли.
Ключевые слова: стандартизация, технический регламент, стандарт, нормативнометодическая документация, мелиорация, мелиоративная система, эксплуатация.
The analysis of standards of International organization about standardization, International electrical committee and normative documentation of the Russian Federation in a field of melioration is given and the offers for improving (complication) and processing normative and technical documentation in such branch as melioration with the purpose of harmonization (matching) with the standards are considered. Disadvantages of real normative and technical documentation are specified. The ways of improving of normative supplying of meliorative branch are given.
Key words: standardization, a technical regulation standard, normative and methodical documentation, melioration, meliorative system, serviceability.
По данным Мелиоративного Кадастра, на 2009 год общая площадь орошаемых земель в России составляла 4,3 тыс. га, а осушаемых - 4,8 тыс. га.
Министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник на правительственном часе в Г осдуме сообщила, что Россия до 2020 года увеличит площадь мелиорированных земель в два раза - до 18 млн га, из этой площади 10 млн га придется на орошаемые земли и 8 млн га - на осушенные, «что в совокупности составит около 15% площади пашни» [1].
Столь значительное увеличение мелиорированных площадей потребует эффективной организации эксплуатации оросительных и осушительных систем, и обеспечения ее соответствующими документами в области стандартизации, в т.ч. техническими регламентами, сводами правил, национальными стандартами и стандартами организаций.
В связи с проводимой реформой технического регулирования, целью которой является повышение безопасности отечественной продукции, особую актуальность
приобрели вопросы соблюдения требований разрабатываемых в настоящее время технических регламентов, а также интеграции системы общетехнической и организационно-методической базы в систему стандартов, применяемых на добровольной основе, гармонизированных с международными стандартами. Так, в концепции развития национальной системы стандартизации указано, «что сформированная на протяжении многих десятилетий система государственной стандартизации в ходе реформы технического регулирования должна быть заменена на национальную систему стандартизации». Необходимо отметить, что реформа технического регулирования коснулась всех видов деятельности, а в нашем случае — мелиоративного комплекса.
Важной целью технического регулирования и стандартизации является создание механизмов, стимулирующих конкурентоспособность. С точки зрения экономики - это одна из первостепенных задач, а стандартизация и техническое регулирование являются эффективнейшим механиз-
мом ее реализации, показавшим сеоя во всем мире именно как механизм повышения конкурентоспособности продукции. В отношении Российской Федерации подтверждением этому могут служить положения Концепции [2] развития Национальной системы стандартизации, которая рекомендована федеральным органам исполнительной власти для применения при проведении работ в области технического регулирования.
Проведенные ФГНУ «РосНИИПМ» исследования на предмет обеспечения нормативной документацией организаций мелиоративного комплекса показали, что возник временной разрыв с периодом разработки нормативно-методической документации, в частности в области эксплуатации мелиоративных систем, который оценивается более чем в десять лет, что говорит о неактуальности практически всего нормативно-методического обеспечения мелиоративного комплекса страны.
При решении проблемы обеспечения мелиоративной отрасли документами в об-
ласти стандартизации нельзя ооойти вниманием международный опыт. Международные стандарты отражают опыт экономически развитых стран мира, результаты научных исследований, органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран. Международный опыт, применительно к эксплуатации мелиоративных систем, нами изучался по информационным базам ФГУП «Стандартинформ». Была произведена подборка приемлемых к использованию стандартов Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК).
В результате проведенного комплексного анализа можно сделать вывод, что в Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК) нет напрямую используемых стандартов по эксплуатации мелиоративных систем (рис. 1,2).
Рис. 1. Количество стандартов, имеющих косвенное отношение к эксплуатации мелиоративных систем по кодам МКС
Рис. 2. Количество стандартов, имеющих косвенное отношение к эксплуатации мелиоративных систем по коду класса
Поскольку все рассмотренные нами стандарты имели косвенное отношение к эксплуатации мелиоративных систем, то для обеспечения мелиоративной отрасли России документами в области стандартизации в области эксплуатации потребуется разработка новых документов, аналогов которым не существует в мировой практике.
При проведении сравнительного анализа современного состояния системы стандартизации и технического нормирования в сфере мелиорации РФ использовался «Перечень действующих ведомственных нормативно-технических документов в области мелиорации и сельхозво-доснабжения», разрабатываемый ФГНУ ЦНТИ «Мелиоводинформ», а также материалы официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию, справочно-правовых систем «Гарант» и «ТехЭксперт». Необходимо отметить, что при разработке данного «действующего перечня» учитывались не только нормативные документы в области мелиорации, но и другие комплексы стандартов общетехнических систем (ССБТ, ЕСЗКС, СРПП, ЕСКД, ГСП и др.), разработанных и утвержденных другими ведомствами и относящихся к межотраслевой тематике.
Рассмотрим непосредственно существующую на данный момент систему, определяющую основные принципы законодательного и нормативно-методического обеспечения в области мелиорации и состоящую из четырех блоков:
1. Первый блок включает в себя нормативные акты в сфере мелиорации и эксплуатации мелиоративных систем, которые регламентируются рядом федеральных законов и постановлений, где основополагающими являются:
- № 4-ФЗ «О мелиорации земель»;
- № 384-ФЭ «Технический регламент О безопасности зданий и сооружений»;
- № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»;
- «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;
- №П7-Ф3 «О безопасности гидротехнических сооружений».
2. Второй блок представлен 31-м национальным стандартом (государственные и межгосударственные стандарты, согласно Постановлению Госстандарта РФ от 30.01.2004 г. № 4 «О национальных стандартах»), показан на рисунке 3.
Проектная
документация.
Терминология.
Методы
испытаний
ДМ. 8
Продукция отраслевого назначения. 8
Средства
Водоучет, 6 J механизации.
Рис. 3. Национальные стандарты в области мелиорации
Рассматривая представленные стандарты, имеем следующее:
а) терминология представлена всего двумя стандартами (ГОСТ 19185-73, ГОСТ 26966-86), которые в совокупности не отражают в полном объеме терминологию, применяемую в мелиоративной сфере;
б) восемь стандартов (ГОСТ 21509-76, ГОСТ 22930-87, ГОСТ 23899-79, ГОСТ 23972-80, ГОСТ 24587-81, ГОСТ 24694-81, ГОСТ 26067.0-83-26067.1-83, ГОСТ 27857-88), ориентированных на продукцию сугубо отраслевого применения, - это лотки оросительные, плиты для облицовки каналов, колонны и фундаменты железобетонные для лотков, трубы для дождевальных установок. Хотелось бы отметить, что данный фонд стандартов был сформирован более 20 лет назад и разработан применительно к массовому строительству гидромелиоративных систем и дождевальных машин в условиях плановой экономики;
в) проектная документация представлена двумя стандартами (ГОСТ 21.615-88, ГОСТ Р 21.1709-2001), отражающими общие требования и нормы к выполнению и составу чертежей гидротехнических сооружений и линейных сооружений (каналов и трубопроводов) гидромелиоративных систем, которые необходимо скорректировать согласно Постановлению Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О со-
ставе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
В настоящее время Единая Система Конструкторской Документации (ЕСКД) включает 158 межгосударственных и национальных стандартов и 6 рекомендаций, которые в основном гармонизированы (либо не противоречат) с соответствующими стандартами ИСО и МЭК, и следовательно, конструкторская документация, выполненная по стандартам ЕСКД, соответствует требованиям международных стандартов;
г) средства механизации представлены пятью стандартами (ГОСТ 18444-82, ГОСТ 23389-78, ГОСТ 28523-90, ГОСТ 28524-90, ГОСТ 28708-2001). Большая часть гармонизирована с европейскими стандартами, однако необходимо уточнение параметров и характеристик средств механизации вследствие технического прогресса (применения нового оборудования, материалов и др.);
д) методы испытаний оросительного оборудования и дождевальных машин представлены восемью стандартами (ГОСТ ИСО 7714-2004, ГОСТ ИСО 7749-1-2004, ГОСТ ИСО 7749-2-2004, ГОСТ ИСО 8224-1-2004, ГОСТ ИСО 8224-2-2004, ГОСТ ИСО 9260-2004, ГОСТ ИСО 9261-2004, ГОСТ ИСО 11545-2004). Данный перечень представлен идентичными стандартами с ИСО без учета специфических особенностей Российской Федерации и многолетне-
го накопленного опыта в данной области, а разночтения в терминологии могут оказать трудности при их применении;
е) особо необходимо отметить комплект стандартов по водоучету на гидромелиоративных и водохозяйственных системах, представленный шестью стандартами (ГОСТ Р 51657.0-2000, ГОСТ Р 51657.1-2000, ГОСТ Р 51657.2-2000, ГОСТ Р 51657.3-2000, ГОСТ Р 51657.4-2002, ГОСТ Р 51657.5-2005). Они являются неэквивалентными модифицированными стандартами, что не противоречит условиям гармонизации стандартов, одновременно учитывая «российскую» специфику и накопленный опыт в данном виде деятельности.
3. Система общетехнической нормативной базы составляет порядка 112-ти документов, регламентирующих: общие положения, нормы и правила, распространяющиеся на проектирование и строительство мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, а также порядок разработки, изложения, утверждения регистрации норм технологического проектирования, состава проектной документации на строительство, рекомендации по оценке инвестиционных проектов объектов мелиорации земель.
Основополагающими в данном блоке документами, отражающими мелиоративный отраслевой комплекс, являются:
- СНиП 3.07.03-85. «Мелиоративные системы и сооружения» - регламентирует нормы и правила, распространяющиеся на проектирование вновь строящихся и реконструируемых мелиоративных систем и сооружений;
- СНиП 2.06.03-85. «Мелиоративные системы и сооружения» - регламентирует нормы и правила, распространяющиеся на строительство новых и реконструкцию действующих мелиоративных систем и сооружений;
- СНиП 33-01-2003. «Гидротехнические сооружения. Общие положения»;
- РД-АПК 3.00.01.001-00. «Порядок разработки, изложения, оформления, согласования, утверждения и регистрации норм технологического проектирования, ведомственных строительных норм и руководящих документов»;
- РД-АПК 3.00.01.002-02. «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство объектов мелиорации земель»;
- РД-АПК 3.00.01.003-03. «Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов мелиорации сельскохозяйственных земель».
Номенклатура и перечень нормативных документов системы общетехнической нормативной базы позволяют сделать вывод об отсутствии единой системы при их разработке и формировании комплекса нормативной базы, часть из которых следует реально объединить, частично отменить и перевести в другую категорию, в частности в своды правил или национальные стандарты.
4. Четвертый блок включает систему организационно-методической нормативной базы (специальные технические условия для особо сложных и уникальных объектов, организационно-технические и методические документы рекомендательного характера), которая представлена 126-ю нормативными документами, имеющими силу рекомендательного характера (рис. 4).
Исходя из вышеизложенного, основными недостатками комплекса НТД в области мелиорации и эксплуатации мелиоративных систем являются: отсутствие системности НТД и системообразующих стандартов; малое количество основополагающих, системно законченных документов и вместе с этим большое количество документов и дополнений к ним, не несущих нормативной информации, что создает определенные трудности при их применении.
Справочники. Другая НТД.
цпп. 70
Рис. 4. Система организационно-методической нормативной базы
Следует отметить, что «перевооружение» нормативной документации невозможно без определения первоочередных задач, направленных на решение проблем мелиоративного сектора. Проведенный анализ перспективной потребности сель-хозпроизводства в мелиорации и орошаемом земледелии, а также «нависшей» проблемы восстановления и дальнейшего развития гидромелиорации в целом, включающей многочисленные мелиоративные системы, системы эксплуатации и необходимый для этого производственно-технический потенциал, выявил следующие аспекты решения проблем:
- создание современной нормативнометодической базы, касающейся всех этапов жизненного цикла мелиоративных объектов и гармонизированной с международными стандартами;
- формирование стратегии и идеологии создания и реконструкции мелиоративных систем, основанной на повышении технического и технологического уровней;
- совершенствование системы эксплуатации мелиоративных систем и водохозяйственных объектов мелиоративного назначения.
Рассматривая систему разработки и управления нормативно-методической до-
кументации в мелиоративном комплексе, можно наблюдать следующее (рис. 5).
- управляющими системами при разработке будут служить нормативная документация, регулирующая систему стандартизации РФ, в частности представленная национальными стандартами, правилами, нормами и рекомендациями в области стандартизации, общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации, и непосредственно технические регламенты, устанавливающие принципы и нормы безопасности по отдельным видам деятельности в мелиоративном комплексе;
- разрабатываемыми - национальные стандарты (ГОСТ Р), своды правил и стандарты организаций, учитывающие специфические особенности мелиоративного комплекса - как вида деятельности и особенностей регионов.
Первым и наиболее важным с точки зрения нормативного обеспечения мелиоративной отрасли шагом, на наш взгляд, представляется разработка технического регламента «О безопасности мелиоративных систем и технологий», который бы учитывал специфику и особенности применяемых мелиоративных технологий.
---------- - управление
— — — -разработка
Рис. 5. Система разработки и управления нормативной документацией
в мелиоративном комплексе
Данный технический регламент должен предъявлять обязательные требования к процессам проектирования, строительства и эксплуатации в мелиоративной отрасли, выполнение которых позволит избежать чрезвычайных ситуаций, влекущих за собой:
- нанесение ущерба имуществу и хозяйственным объектам;
- загрязнение окружающей среды;
- ухудшение условий жизнедеятельности человека;
- нанесение вреда здоровью и законным интересам людей.
Предлагаемый к разработке технический регламент должен основываться на следующих требованиях безопасности:
- требования по механической безопасности должны регламентировать правила исключения недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни или здоровью персонала организаций мелиоративного комплекса от воздействия механических сил в процессе проведения изыскательских работ для проектирования,
производства, применения, поддержки и списания мелиоративных систем;
- требования по биологической безопасности должны регламентировать правила исключения риска передачи вирусных возбудителей растений при производстве мелиоративных работ на одной территории с последующей передислокацией на другую. Так же при эксплуатации земледельческих полей орошения с использованием сточных вод может возникнуть угроза безопасности здоровью граждан, через перенос патогенных возбудителей, при использовании сельскохозяйственной продукции не по назначению;
- требования по промышленной безопасности должны регламентировать правила исключения недопустимого риска причинения вреда жизни или здоровью животных и растений, а также здоровья и безопасности людей, персонала эксплуатирующих организаций, охране окружающей среды на стадии применения мелиоративной системы при нарушении технологического процесса и техники безопасности,
возникновения аварийной ситуации на водопроводящих сооружениях мелиоративной системы, в том числе исключение риска избыточной фильтрации и связанных с этим негативных последствий, а именно -вывод из оборота сельскохозяйственных земель, ухудшение экологической обстановки и подтопления населенных пунктов;
- требования по химической безопасности должны регламентировать правила исключения недопустимого риска причинения вреда жизни или здоровью граждан и персонала организаций мелиоративного комплекса при производстве химмелиора-ций с использованием концентрированных кислот и т.п., а также исключать нерациональное использование удобрений и ядохимикатов.
Требования безопасности должны быть выражены в регламенте в виде некоторого набора показателей (свойств и (или) параметров процесса и значений физических величин, характеризующих свойства). Одновременно должны быть описаны критерии выбора этих показателей (свойств и величин).
Разработчиком технического регламента может быть одно из научных учреждений, подведомственных Депмелиора-ции Минсельхоза России.
Объектом технического регулирования предлагаемого к разработке технического регламента являются мелиоративные технологии и системы, определяемые на
основе закона №4-ФЗ. Согласно закону №4-ФЗ «О мелиорации земель», выделяются четыре основных типа мелиорации земель: гидромелиорация, агролесомелиорация, культуртехническая мелиорация, химическая мелиорация. Данные типы мелиорации соответствуют следующим кодам ОКС: 65.020.01, 65.020.20, 65.020.99, 65.040, 65.060.01, 65.060.35, 65.060,99,
65.080, 65.100.99.
Проведенные нами исследования в области стандартизации и технического регулирования позволяют сделать следующие выводы:
- проводящаяся в стране реформа технического регулирования делает необходимой коренную переработку всей нормативной базы проектирования, строительства и эксплуатации мелиоративных объектов;
- в базах ведущих организаций по стандартизации отсутствуют документы в области стандартизации, определяющие требования к организации эксплуатации крупных мелиоративных объектов, что потребует их разработки для нужд мелиоративного комплекса России;
- важнейшим стратегическим шагом в области нормативного обеспечения мелиоративного комплекса страны следует признать разработку технического регламента «О безопасности мелиоративных систем и технологий».
Литература
1. www.interfax.rn.
2. Концепция развития национальной системы стандартизации (одобрена Распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2006 г. № 266-р).
Сведения об авторах Сенчуков Герман Александрович - канд. техн. наук, заместитель директора по науке Российского научно-исследовательского института проблем мелиорации (г. Новочеркасск). Тел. 8(8635) 26-65-00, 8-918-514-24-37. E-mail: [email protected]
Слабунов Владимир Викторович - канд. техн. наук, заведующий отделом научного обоснования разработки нормативно-методического обеспечения мелиорации Российского научно-исследовательского института проблем мелиорации (г. Новочеркасск).
Тел. 8(8635) 26-65-00, 8-951-493-12-75. E-mail: [email protected]
Information about the authors Senchukov German Alexandrovich - Candidate of Technical Sciences, deputy director of science, Russian Research Institute of Melioration Problems (Novocherkassk).
Phone: 8(8635)26-65-00, 8-918-514-24-37. E-mail: [email protected]
Slabunov Vladimir Victorovich - Candidate of Technical Sciences, head of department of scientific reasoning development of normative-methodological supplying of melioration, Russian Research Institute of Melioration Problems (Novocherkassk). Phone: 8(8635) 26-65-00, 8-951-493-12-75. E-mail: [email protected]
УДК 626.82:681.12:621.643
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЛЬТРАЗВУКОВЫХ РАСХОДОМЕРОВ-СЧЕТЧИКОВ НА ЗАКРЫТЫХ ВОДОВОДАХ МЕЛИОРАТИВНЫХ СИСТЕМ
© 2010 г. /1.1. Чураев, Н.Я. Бочкарев
Приводится заключение по результатам сравнительных испытаний ультразвуковых расходомеров-счетчиков на мелиоративных насосных станциях.
Ключевые слова: гидрометрический пост, гидрометрическая сеть, расходомер-счетчик, средство водоучета и водоизмерения, приборное обеспечение водоучета, водоучет, мелиоративные насосные станции.
The conclusion based on the results of relative tests of ultrasonic flow-meters on meliorative pumping plants are given.
Key words: hydrometric post, hydrometric net, flow-meter, facility for water-meter, instrumentation for water-meter, water-jet, meliorative pumping plants.
В связи с введением в действие Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании», возникает необходимость не только в пересмотре и усовершенствовании нормативно-методической базы в мелиорации, организации эффективной работы метрологических служб в эксплуатационных организациях, проведения аттестации гидрометрических постов, но и в восстановлении ранее существовавшей гидрометрической сети и оснащении ее необходимыми средствами водоучета и водоизмерения.
Под термином «водоучет» в настоящее время понимают процедуру получения количественных характеристик расхода и стока воды с целью управления водным потоком или документального обоснования платы за воду.
Водоучет, кроме непосредственного или косвенного измерения расхода и стока гидрометрическими методами, включает в себя и общий синхронный или несинхрон-
ный учет результатов этих измерений не только в данной точке измерения, но и в объеме мелиоративного объекта (участка, хозяйства, системы, сети и т.п.).
Водоучет на мелиоративных системах необходим прежде всего для решения вопросов водораспределения между потребителями-регионами, республиками, областями, районами, хозяйствами, бригадами хозяйств и их звеньев. Поскольку интересы различных потребителей разные, возникают и различные требования к качеству водоучета - его периодичности, точности, достоверности и надежности результатов измерений [1].
В настоящее время из 4 тыс. гидропо-стов на насосных станциях специальными приборами оборудовано только 5%. Такое положение не только не позволяет достичь высокого уровня водоучета, но и не дает возможности говорить о его достижении в будущем без решения основных проблем