Научная статья на тему 'Вопросы противодействия торговле людьми и эксплуатации человека'

Вопросы противодействия торговле людьми и эксплуатации человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
592
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы противодействия торговле людьми и эксплуатации человека»

ВОПРОСЫ противодействия торговле людьми

И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА А.М. Багмет

(заместитель прокурора Челябинской области, старший советник юстиции, кандидат юридических наук, доцент)

В последнее время возникли виды преступлений, носящие комплексный характер. При этом их нельзя определить как одно преступление - они есть явление. К таким видам преступлений относится и торговля людьми.

С проблемой торговли людьми мировое сообщество сталкивается на протяжении всей истории человечества: она существовала всегда, хотя при этом и принимала различные формы.

Еще римскому праву было известно особо тяжкое преступление, посягающее на человеческую свободу и носившее название «плагиум». Оно обозначало похищение свободного человека и продажу его в рабство.

В настоящее время торговля людьми - одна из тяжелейших форм международной преступности. Она посягает на достоинство, самоопределение и неприкосновенность личности - человека фактически низводят до уровня «товара для торговли». Торговля людьми проявляется в различных формах: от «вербовки и доведения до проституции» до незаконного занятия каким-либо видом деятельности, организации рынка невест, секс-туризма и торговли детьми.

Конституция Российской Федерации в качестве одного из важнейших прав и свобод человека и гражданина называет право на свободу и личную неприкосновенность. В связи с этим ограничение свободы человека допускается только на основании судебного решения и в случаях, прямо указанных в законе. Это положение, а также нормы, содержащиеся в ст.ст. 19, 22, 27, 56 Конституции РФ, можно рассматривать в качестве необходимых предпосылок успешного противодействия торговле людьми в различных ее проявлениях

и фундамента законодательных решений в этом вопросе.

Конкретный механизм борьбы с торговлей людьми сегодня еще окончательно не выработан. В частности, отсутствие закона «О противодействии торговле людьми», принятого на федеральном уровне, а также ряда других нормативных актов, регламентирующих вопросы противодействия данного вида преступного бизнеса не позволяет говорить о наличии эффективного механизма борьбы с торговлей людьми. Нельзя не отметить, что в апреле 2004 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющий ее Протокол о предупреждении, пресечении и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми, подписанную в городе Палермо 12 декабря 2000 г. Тем самым Российская Федерация взяла на себя ряд международных обязательств по предупреждению и пресечению торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказанию лиц, совершивших подобные общественно опасные деяния.

Само понятие «торговля людьми» содержится в ст. 3 Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее и определяется как осуществляемые в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения либо путем подкупа в виде платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает как минимум эксплуатацию проституции других лиц или

Раздел 4. Уголовное законодательство и криминологическая наука

62

другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, а также подневольное состояние и извлечение органов. При этом согласие жертвы торговли людьми на запланированную эксплуатацию не принимается во внимание, если было использовано любое из вышеуказанных средств воздействия.

В российском законодательстве нет общепринятого определения понятия «торговля людьми», и это является препятствием к привлечению к ответственности торговцев людьми и защите жертв торговли людьми. Отсутствие законодательного регулирования проблемы создает возможность для развития в условиях безнаказанности этого опасного для безопасности государства явления. В настоящее время законы о противодействии торговле людьми и защите прав лиц, пострадавших от торговли людьми, приняты на Украине, в Бельгии, Болгарии, Таиланде, Германии, США, Италии, Нидерландах и др. В российском же законодательстве отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие данную проблему. Этому препятствуют три фактора. Во-первых, исследования в этой области ведутся в России всего несколько лет и в основном неправительственными организациями, не привлекающими особого внимания академических ученых. Во-вторых, секс-торговля остается латентной проблемой для правоохранительных органов, служб социальной защиты населения и государственных административных организаций, ответственных за выезд российских граждан за рубеж. В-третьих, общественное мнение не готово к восприятию пострадавших от работорговли женщин как жертв действий работорговцев. Вина за рабство возлагается общественным мнением на самих пострадавших.

На пресечение различных форм торговли людьми направлены новеллы уголовного законодательства, содержащиеся в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». На основании этого Закона в УК РФ введены две новые статьи (127.1 и 127.2)

В соответствии со ст. 127.1 УК РФ предусмотрена ответственность за торговлю людьми.

Данное преступление, исходя из расположения статьи в структуре Особенной части УК РФ, посягает на личную свободу человека. При квалифицированных видах торговли людьми дополнительным объектом могут выступать жизнь, здоровье человека, режим государственной границы, а также установленный правовыми актами и обычаями делового оборота порядок выдачи и приобретения документов.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается только с прямым умыслом. О целенаправленном характере совершаемых действий свидетельствует и указание в Законе на специальную цель - эксплуатацию человека. Согласно п. 2 примечания к ст. 127.1 УК РФ под эксплуатацией человека следует понимать использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние.

В ст. 127.1 УК РФ присутствует поощрительная норма, предусматривающая освобождение от уголовной ответственности в случаях, когда лицо, впервые совершившее деяние, предусмотренное ч. 1 или п. «а» ч. 2 настоящей статьи, добровольно освободившее потерпевшего и способствовавшее раскрытию совершенного преступления, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. В соответствии со ст. 127.2 УК РФ уголовная ответственность наступает за использование рабского труда. Данное преступление является смежным с «торговлей людьми», поскольку в ч. 1 ст. 127.1 УК РФ говорится о купле-продаже человека либо его вербовке, перевозке, передаче, укрывательстве или получении, в целях его эксплуатации. Сам факт эксплуатации человека рамками одной только ст. 127.1 УК РФ не охватывается.

Торговля людьми зачастую совершается по следующей схеме: вербовка и вывоз - перевозка - прием и эксплуатация. Составные части данного преступления ос-

Юридическая наука и правоохранительная практика таются неизменными независимо от того, перемещается ли жертва преступником в пределах одной страны или транспортируется им в другое государство. Разница состоит лишь в том, что во втором случае преступнику необходимо обеспечить пересечение жертвой государственной границы (как правило, незаконное).

На стадиях вербовки и перевозки распознать торговлю людьми практически невозможно, а если в поведении людей и содержатся подобные признаки, то доказательственная база данной деятельности, как правило, отсутствует. На данных этапах большинство жертв торговли людьми и сами не предполагают той участи, которая им уготована в стране назначения. Торговцы людьми реально становятся уязвимыми для эффективного расследования лишь только в стране назначения, где происходит непосредственная эксплуатация людей. Это позволяет сделать вывод, что граждане Российской Федерации преимущественно подвергаются эксплуатации вне территории нашей страны, а граждане стран ближнего и дальнего зарубежья - в том числе и в России.

Особое место в торговле людьми занимает торговля женщинами с целью принуждения их к проституции.

В современных условиях борьба с работорговлей невозможна без борьбы с организованной проституцией. Торговля «живым товаром» с целью оказания сексуальных услуг по данным ООН составляет 92 % от всех иных форм работорговли. К организованным формам проституции относятся публичные дома и бордели, а также организованная уличная проституция.

С точки зрения современного понимания международного сообщества публичный дом есть одна из легальных форм торговли людьми.

Торговля женщинами как социально-криминальный феномен вызывает самые противоречивые и радикальные суждения - от прямого признания существования данного феномена и призывов бороться с ним немногочисленными общественными организациями до полного непринятия самого понятия «торговля людьми» со сто-

роны ряда государственных организаций, в том числе и правоохранительных структур.

Транснациональная торговля женщинами является относительно новым видом преступлений для Российской Федерации и стран СНГ. В настоящее время все регионы Российской Федерации вовлечены в международную сеть организованной торговли.

Результаты анализа указывают на существование общих способов вербовки женщин и девочек в проституцию и секс-индустрию для зарубежных стран.

Первый способ вербовки для отечественной и зарубежной проституции происходит через газетные объявления о найме на работу, предлагающие женщинам и девушкам от 18 до 30 лет высокооплачиваемую и безопасную работу прислуги, стриптизерш, танцовщиц в ночных клубах и в фирмах досуга или просто места «неквалифицированных рабочих». Перечень стран, предлагаемый для «престижной работы», самый разнообразный: Япония, Южная Корея, Китай, Италия, Арабские Эмираты и др. Владельцы фирм отказываются признавать потенциальную или реальную опасность работы по подобным приглашениям. Они уверяют юридически малограмотных женщин, девушек в легальности и безопасности работы через их фирмы. Но это не более чем обман. Женщины, обращающиеся в фирмы, которые публикуют зазывные объявления и гарантируют правительственную безопасность, заранее оказываются в положении обманутых и бесправных жертв.

Второй, набирающий силу феномен вербовки получил название «вторая волна», в ходе его проданные женщины возвращаются домой, чтобы нанять на работу других женщин. Как только женщину продают или заманивают в ловушку в секс-индустрии, у нее почти не остается выбора. Одно из немногих средств избежать зверств, которые применяют к женщинам, чтобы принудить их к проституции - путь от жертвы к преступнице. Чтобы избавиться от насилия женщины, проданные в свое время в рабство, возвращаются домой, чтобы нанять на

Раздел 4. Уголовное законодательство и криминологическая наука

64

работу новые жертвы, тем самым они сами превращаются в сутенерш.

Третий способ вербовки осуществляется через публичные мероприятия, такие как фотоконкурсы или конкурсы красоты. Это обычно процесс комплексный - с детальным обманом, рассчитанным на то, чтобы заверить женщин в подлинности существования возможности занятости. Около 20 % проданных женщин вербуются при помощи рекламных объявлений о различных конкурсах.

Четвертый способ вербовки - откровенные объявления о найме на работу в качестве проституток. Следует отметить, что данная категория женщин является наиболее уязвимой в плане юридической и моральной защищенности, несмотря на отчетливое понимание характера предполагаемой работы. С юридической точки зрения они заранее обрекают себя на положение нелегалов, поскольку они, во-первых, знают, что проституция запрещена в большинстве юго-восточных стран, и, во-вторых, они вверяют свою судьбу лицам, использующим их как средство наживы.

Пятый способ вербовки - брачные агентства. Интересно, что при этом одни и те же фирмы предлагают свои услуги как в качестве брачных агентств, так и в качестве агентств по найму на работу. По данным Международной организации по изучению проблем эмигрантов все агентства «невест по почтовой переписке» из республик бывшего Советского Союза находятся под контролем сети организованной преступности. Многие из этих агентств работают в сети Интернет.

По существующему на настоящее время законодательству Российской Федерации фирмы, претендующие на право легально трудоустраивать российских граждан за рубежом, должны пройти (формально) достаточно жесткую процедуру получения лицензии для подобного рода деятельности. Но на самом деле многие фирмы обходят необходимую процедуру лицензирования и занимаются трудоустройством незаконно. Но даже те, кто имеет лицензию, предъявляют документы, не выдерживающие элементарной экспертизы.

Многим женщинам, которым в официальном порядке было бы отказано в выдаче визы или загранпаспорта по причине предыдущей депортации или несовершеннолетия, достаточно легко получить их, минуя официальные службы. Практически каждая туристическая фирма готова оформить загранпаспорта или визы, минуя официальные каналы проверки, взимая при этом значительную сумму за свои услуги.

В Российской Федерации разработана методика расследования уголовных дел подобной категории. Она включает в себя сбор всего спектра доказательств и доказательственных фактов, уличающих торговцев людьми и лиц, осуществляющих эксплуатацию человека (оперативнорозыскная деятельность, анализ публикуемой в прессе информации о предлагаемой за границей работе без указания ее характера, использование баз данных отделов виз посольств и консульств, а также фирм, занимающихся туризмом, трудоустройством за границей, регистрация заявлений о совершенных противоправных действиях в отношении граждан стран дальнего и ближнего зарубежья, а также об их пропаже без вести, и т.д.).

Деятельность органов прокуратуры заключается в осуществлении надзорных функций за расследованием уголовных дел подобной категории. Это говорит о том, что процесс и методика расследования уголовных дел с самого начала должны быть контролируемыми.

Не секрет, что сами жертвы торговли людьми и использования рабского труда не обращаются в правоохранительные органы за защитой своих прав. Они относятся к той категории людей, что сталкивается с непреодолимыми жизненными трудностями, сопровождающимися боязнью репрессий против себя и своих близких.

Выявлять пострадавших от торговли людьми и обеспечивать их безопасность должны именно правоохранительные органы. Повышенного внимания правоохранительных органов (включая прокуратуру) требуют так называемые «группы риска»: выпускники детских домов, неблагополуч-

Юридическая наука и правоохранительная практика ные и малообеспеченные семьи, матери-одиночки, инвалиды и т.д.

Именно эти социальные категории чаще всего бывают подвержены вовлечению в торговлю людьми и их эксплуатацию, формами которой являются детская порнография (ст. 242-1 УК РФ), организация занятия проституцией (ст. 241 УК Ф) и незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242 УК РФ).

Указанные категории лиц должны быть на особом учете как в органах внутренних дел, так и других государственных и общественных организациях.

Особого контроля требует и деятельность организаций, занимающихся без лицензии трудоустройством граждан Российской Федерации за рубежом, а также иностранных граждан на территории Российской Федерации, поскольку основанием возбуждения уголовных дел о торговле людьми и использовании рабского труда могут стать и материалы проводимых прокуратурой общенадзорных проверок работы миграционных служб, т.к. незаконная миграция - это явление, которое в современном мере приобретает все более многочисленные и сложные формы: начиная от незаконной трудовой миграции и заканчивая контрабандой и торговлей людьми.

В то же время требует пересмотра уровень взаимодействия правоохранитель-

ных органов Российской Федерации с компетентными органами других государств по обмену оперативной информацией, проведению совместных следственных и оперативно-розыскных мероприятий в сфере борьбы с торговлей людьми.

Также требуют законодательного пересмотра и санкции ст.ст. 127-1, 127-2 УК РФ, предусматривающих уголовную ответственность за торговлю людьми и использование рабского труда. Основной состав этих преступлений относится к категории средней тяжести, поскольку общественно опасные деяния наказываются лишением свободы сроком до пяти лет. Следовательно, санкции указанных норм не отражают реальной степени общественной опасности торговли людьми и использования рабского труда, что, в свою очередь, затрудняет эффективность противодействия данным антисоциальным явлениям.

Таким образом, тенденция современной уголовной политики должна заключаться в значительном усилении внимания со стороны государства к проблеме торговли людьми в целом, а также к отдельным ее разновидностям и создании конкретного механизма противодействия им, в том числе с помощью средств уголовного закона, причем помощь в осуществлении этого противодействия должны (и будут!) оказывать органы прокуратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.