DOI:10.24412/2224-9125-2022-5-20-22 МАЗДОГОВА Заира Зауровна
NIION: 2021-0079-5/22-036 Преподаватель кафедры ГиГПД
MOSURED: 77/27-025-2022-05-036 Северо-Кавказского института
повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, к.полит.н., e-mail: [email protected]
ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Аннотация. В настоящей статье автор подчеркивает опасность таких явлений как терроризм и экстремизм для национальной безопасности Российской Федерации. По нашему глубокому убеждению, одним из оптимальных путей противодействия запрещенной российскими юридическими и общественными нормами террористической идеологии является «педагогическая закладка» здоровых личностных и социальных установок совместно с родителями, что упредит криминальный механизм, методично выхолащивающий нравственность и образование, эксплуатирующий социально-материальную неудовлетворенность. Вклад педагогов бесспорно стержневой, поскольку в числе их задач воспитание духовно-патриотическое и культурно-образовательное. Поэтому автор находит педагогическое противодействие идеологии терроризма лучшим решением.
Ключевые слова: терроризм, террористическая деятельность, педагогика, образование.
MAZDOGOVA Zaira Zaurovna
Teacher of the GiGPD of the North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs,
candidate of рolitical sciences.
PREVENTION OF TERRORISM AND EXTREMISM IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Annotation. In this article the author emphasizes the danger of such phenomena as terrorism and extremism to the national security of the Russian Federation. According to our deep conviction, one of the best ways to counteract the terrorist ideology banned by Russian legal and social norms is the "'pedagogical laying" of healthy personal and social attitudes together with parents, which will prevent the criminal mechanism, methodically emasculating morality and education, exploiting social and material dissatisfaction. Contribution of teachers undoubtedly pivotal, because among their tasks is the education of spiritual-patriotic, cultural and educational. Therefore, the author finds pedagogical opposition to the ideology of terrorism the best solution.
Key words: terrorism, terrorist activities, pedagogy, education.
Введение: Актуальная во всем мире проблема терроризма, к сожалению, не обошла Россию стороной. По словам Президента РФ В.В. Путина «уровень глобальных вызовов, таких как терроризм ... не снижается» [1]. Сложность этого феномена, проистекающая из тесно взаимосвязанных многочисленных социально-экономических и личностно-образовательных факторов, настолько велика, что по сей день затрудняет исчерпывающее законодательное и научное описание. Понятна лишь суть, а именно, доходящая до ненависти и насилия нетерпимость любой «инаковости», запрещенная и Конституцией РФ (ст. 13 и 29) [2], и Уголовным Кодексом РФ (ст. 205) [3], и Федеральным законом №35-Ф3 «О противодействии терроризму» (ст. 3) [4].
Основная часть: Искалечить сознание российской молодежи, еще не обретшее моральной, психологической и социальной устойчивости, -заветная цель террористов организаций «Асбат аль-Ансар», Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Исламское государство», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами») и десятков других. Они придумывают все новые формы вовлечения, опираясь на технологические достижения. Данный вопрос раскрыла исследователь А.К. Моисеева, подробно проанализировав хитрый механизм криминализации молодого
20 ПРАВО è УПРАВЛЕНИЕ - № 5 - 2022
поколения, «порождаемых научным прогрессом новых видов и форм терроризма» [6] и предложив импонирующие нам решения: «...систематическое проведение разъяснительно-профилактической кампании, ... обеспечение занятости граждан России» [5]. Подчеркнем, что потребности молодого террориста реализуются символически, кроме физических нужд, вымещения психопатологической агрессии, обретения «духовного лидера».
Действительно, длительная фрустрация-надежный путь к «переписыванию и психопатиза-ции», компенсации «трудовой пустоты» противоправной активностью и псевдовластью над олицетворяющими неугодный социум случайными жертвами. Поэтому педагогика изучает апеллирующий к низшим потребностям процесс психофизического воспитания террориста, а современная система образования должна, во-первых, удовлетворять потребность в самоидентификации, во-вторых, сформировать навык безопасного поведения в различных реальных обстоятельствах. При этом реальность такова, что отечественное дополнительное образование стало коммерческим, увеличив нагрузку бюджетных педагогических работников. Тем не менее, ключом к решению проблемы терроризма является толерантное общество, уважение иных (но не противоречащих закону) ценностей.
Разработкой вопроса педагогического противодействия терроризму занимаются такие ученые как Валитова Е.Р. [7], Егорова Л.И. [8], Куля-гин И.В. [9], Машекуашева М.Х., Макоева Е.Р. [10]. Анализ актуальной научно-педагогической литературы показал, что выражение грамотной работы педагога - предоставление высококачественного образования - играет ключевую роль в формировании будущего нашего государства. Дело в том, что образованный человек мыслит критично и потому защищен от манипулирования, не говоря о том, что развитые интеллектуальные способности - условие экономического благополучия. Следовательно, упор при разработке учебной программы (классных часов, конференций, лекций, тренингов, уроков) должен делаться на воспитании психически уравновешенной личности.
Выводы: Для этого на всех ступенях отечественной системы обучения необходимо постоянно «прорабатывать» обучаемую целевую молодежную аудиторию, а именно:
1. достоверно информировать о кровожадности, преступности и ужасающих последствиях идеологии терроризма, включая:
а) пресечение фальсификации подобных сведений и/или героизации действий террористов;
б) осознание неотвратимости уголовного наказания за участие в террористической деятельности;
в) ознакомление со способами криминализации и разложения молодого российского поколения, с актами образовательной организации и правовыми документами по противодействию терроризму;
2. обеспечивать безопасную учебную среду;
3. формировать у подрастающего поколения:
а) законопослушность и толерантность;
б) здоровую иерархию ценностей и нравственную устойчивость, от которых зависит целе-полагание и целедостижение индивида;
в) способность к рефлексии - (само) критичность - для оценки собственного поведения и террористов, а также заявленных ими постулатов;
г) положительное отношение к культурному многообразию;
д) стойкое отвержение идеологии терроризма;
4. подавать здоровый личный пример;
5. проводить планомерные психогигиенические мероприятия, в рамках которых в том числе профилактируют и корректируют деструктивные эмоции (враждебность, зависть, комплекс отличника, ненависть, ревность, фанатизм, чувство превосходства);
6. решать психогенные проблемы, например, игнорирование прав третьих лиц из корыстных побуждений;
7. обеспечивать педагогическое взаимодействие;
8. осуществлять педагогическую проектную деятельность, зарекомендовавшую себя особенно эффективной (например, групповые семинары-разборы проблематики преступного поведения);
9. осуществлять коррекцию поведения потенциально асоциальных элементов (лиц с криминальными наклонностями, с неблагополучными условиями, с разнообразными отклонениями и пр.);
10. приобщать к настоящему искусству и к общественно полезному досугу, с тем, чтобы:
а) направить энергию подрастающего поколения, особенно деструктивную, в созидательное русло;
б) постараться максимально оградить индивида от влияния нездоровой среды либо отдельных нездоровых факторов, и, конечно, отстаивать личные границы и учить быть ответственным за собственную жизнь.
Заключение: Подводя итоги исследования, констатируем, что удовлетворение главной
ПРАВО п УПРАВЛЕНИЕ - № 5 - 2022 21
потребности человека в любви (но не жалости) и комфортном честном педагогико-психологиче-ском климате, в объективно сбалансированных свободе и ограничениях, и есть лучшая профилактика идеологии терроризма. Противодействие негативным социально-педагогическим факторам заключается в воспитании у российской
молодежи «антитеррористического иммунитета», в достоверном информировании о возможных способах вовлечения (вербовки) в ряды многочисленных террористических организаций. Педагогическое противодействие идеологии терроризму играет ключевую роль в формировании будущего нашего государства.
Список литературы:
[1] Путин назвал терроризм самой опасной угрозой // Официальный сайт газеты «Известия» https://iz.ru/1128853/2021-02-24/putin-nazval-terrorizm-samoi-opasnoi-ugrozoi (дата обращения: 01.09.2021).
[2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс.
[3] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (ред. от 11.06.2021) //Кон-сультантПлюс.
[4] Федеральный закон от 06.03.2006 г. №35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии терроризму» // КонсультантПлюс.
[5] Моисеева А.К. Вербовка как угроза национальной безопасности // Евразийский юридический журнал. - 2019. - №5. - С. 338-340.
[6] Моисеева А.К. Понятие терроризма в законодательстве России и Великобритании // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2020. - №1. - С. 17-22.
[7] Валитова Е.Р. Преимущества и недостатки стратегии противодействия идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде: на основе оценки мнений студентов Юга России // Гуманитарий Юга России. - 2020. - Т.9, №2. - С. 188-202.
[8] Егорова Л.И. Предпосылки вовлеченности подростков в терроризм: социально-педагогический аспект // Современное педагогическое образование. - 2019. - №2. - С. 36-40.
[9] Кулягин И.В. Об организации и кадровом обеспечении деятельности по противодействию идеологии терроризма в образовательной среде // Обзор.НЦПТИ. - 2021. - №1. - С. 17-24.
[10] Машекуашева М.Х., Маздогова З.З., Макоева Е.Р. Понятия «экстремизм» и «терроризм» в законодательстве России. Евразийский юридический журнал. 2021. № 9 (160). С. 436-437.
Spisok literatury:
[1] Putin nazval terrorizm samoj opasnoj ugrozoj // Oficial'nyj sajt gazety «Izvestiya» https://iz. ru/1128853/2021-02-24/putin-nazval-terrorizm-samoi-opasnoi-ugrozoi (data obrashcheniya: 01.09.2021).
[2] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Konsul'tantPlyus.
[3] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 g. №63-FZ (red. ot 11.06.2021) // Konsul'tant-
Plyus.
[4] Federal'nyj zakon ot 06.03.2006 g. №35-FZ (red. ot 26.05.2021) «O protivodejstvii terrorizmu» // Konsul'tantPlyus.
[5] Moiseeva A.K. Verbovka kak ugroza nacional'noj bezopasnosti // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. -
2019. - №5. - S. 338-340.
[6] Moiseeva A.K. Ponyatie terrorizma v zakonodatel'stve Rossii i Velikobritanii // Vestnik Krasnodar-skogo universiteta MVD Rossii. - 2020. - №1. - S. 17-22.
[7] Valitova E.R. Preimushchestva i nedostatki strategii protivodejstviya ideologii terrorizma i ekstrem-izma v molodezhnoj srede: na osnove ocenki mnenij studentov YUga Rossii // Gumanitarij YUga Rossii. -
2020. - T.9, №2. - S. 188-202.
[8] Egorova L.I. Predposylki vovlechennostipodrostkov v terrorizm: social'no-pedagogicheskij aspekt// Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. - 2019. - №2. - S. 36-40.
[9] Kulyagin I. V. Ob organizacii i kadrovom obespechenii deyatel'nosti po protivodejstviyu ideologii terrorizma v obrazovatel'noj srede // Obzor.NCPTI. - 2021. - №1. - S. 17-24.
[10] Mashekuasheva M.H., Mazdogova Z.Z., Makoeva E.R. Ponyatiya «ekstremizm» i «terrorizm» v zakonodatel'stve Rossii. Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2021. № 9 (160). S. 436-437.
чтттжжжжжжжжжжжжттттттжжшжжжттттттття/жжжжеттттттт*^^
22 ПРАВО n УПРАВЛЕНИЕ - № 5 - 2022