Научная статья на тему 'Вопросы профессионального обучения русскому языку для студентов казахского отделения в техническом вузе'

Вопросы профессионального обучения русскому языку для студентов казахского отделения в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК / ОБУЧЕНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абуова Бибижан Паркуловна

В статье рассматриваются вопросы профессионального обучения русскому языку студентами технических вузов, основной задачей которого является формирование у студентов способности общения на русском языке с учётом профессионально-ориентированной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абуова Бибижан Паркуловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы профессионального обучения русскому языку для студентов казахского отделения в техническом вузе»

Вопросы профессионального обучения русскому языку для студентов казахского отделения в техническом вузе

Абуова Б. П.

Абуова Бибижан Паркуловна /Abuova Bibizhan Parkulovna - магистр педагогических наук,

старший преподаватель,

кафедра государственного и иностранных языков,

Алматинский технологический университет, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы профессионального обучения русскому языку студентами технических вузов, основной задачей которого является формирование у студентов способности общения на русском языке с учётом профессионально-ориентированной направленности.

Ключевые слова: профессиональный русский язык, обучение, специалист.

В свете современных требований к высшему образованию и воспитанию особую актуальность приобретает подготовка специалистов на основе интеграции образования, науки и производства, индивидуализации обучения с применением комплекса активных методов, новых информационных технологий, с созданием возможностей для выявления, формирования и развития творческой индивидуальности, интеллектуальных и практических способностей студентов [1].

Целью высшего образования является роль в обеспечении профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов для всех отраслей экономики республики в интеграции с наукой и производством [2]. XXI век - это век информационных технологий и развития Интернета. Информация сегодня становится основным стратегическим ресурсом развития современного образования. В действительности, неиссякаемый поток новейшей информации, особенно на русском языке, требует идти в ногу со временем. Это поиск новых информационных подходов, постоянное обновление в системе образования. Использование в образовании интернет-ресурсов понимается как процесс, направленный на повышение качества образования, проведение разработок и исследований, сопровождение, внедрение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более современные, эффективные деятельности [3].

Новые современные условия в жизни общества вызвали потребность в творческих людях, способных работать самостоятельно и рассматривать проблему или явления с точки зрения различных дисциплин. В связи с этим в последнее время преподавание такой дисциплины, как «Профессиональный русский язык» в технических вузах стал актуальным для студентов, обучающихся в группах с казахским языком обучения. Целью изучения данного предмета является совершенствование устной и письменной грамотности, развитие культурной и профессиональной речи, коммуникативных способностей студентов.

Профессиональное обучение русскому языку представляет собой такое обучение, которое основано на учете потребностей студентов в изучении русского языка, диктуемых особенностями будущей профессии или специальности, которые, в свою очередь, требуют его изучения. Термин «профессионально-ориентированное обучение» употребляется для обозначения процесса преподавания русского языка в неязыковом вузе, ориентированного на чтение литературы по специальности, изучение профессиональной лексики и терминологии, а в последнее время и на общение в сфере профессиональной деятельности.

Сущность профессионального обучения русскому языку заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности. Подготовка специалистов в технических вузах заключается в

35

формировании коммуникативных умений, которые позволили бы осуществлять профессиональные контакты на иностранном языке в различных сферах и ситуациях.

Профессиональное обучение русскому языку в неязыковом вузе требует нового подхода к отбору содержания. Он должен быть ориентирован на последние достижения в той или иной сфере человеческой деятельности, своевременно отражать научные достижения в сферах, непосредственно задевающих профессиональные интересы обучающихся, предоставлять им возможность для профессионального роста.

Основной задачей профессионального обучения является формирование у студентов способности общения на русском языке в профессиональных, научных, деловых сферах с учётом профессионального мышления, профессиональноориентированной направленности. Первоочередное внимание при обучении профессионального русского языка уделяется проблеме качества подготовки будущего специалиста, прогнозируемый портрет которого характеризуют: многосторонняя образованность, креативное мышление, творческий профессионализм, коммуникативная компетенция, интеллект, культура. Важная роль в подготовке современного специалиста отводится. Профессиональное обучение русскому языку рассматривается в качестве необходимого элемента общей и профессиональной культуры.

Основная проблема обучения профессиональному русскому языку состоит в том, что студенты за один семестр должны изучить основы знаний по двум дисциплинам: русский язык и профильный специальный предмет, без базовых знаний которого понять будет сложно. Определенные трудности вызывает то, что студенты не всегда могут в полном объеме понять, проанализировать и кратко сформулировать основное содержание прочитанного материала. Существует множество препятствий на пути к успешному общению, которые нужно преодолеть. Барьером в эффективном общении может служить разница в уровне образования, опыте работы, культуре и других характеристиках слушающего говорящего. Нетрудно в общении тому специалисту, которому есть что сказать на родном языке, но очень трудно это сделать тем, для кого язык общения является неродным, а объединяет этих собеседников общая целевая установка речи, т.е. внутренняя мотивация. В мотивации деловых людей доминирует стремление к профессиональному самосовершенствованию. Только в результате упорного труда можно добиться поставленной цели: быть находчивым в ситуациях, когда необходимо проявить профессиональную реакцию на задаваемые вопросы, уметь аргументировать свое высказывание, убеждать слушателей, читателей, собеседников и оппонентов в правоте взглядов.

В последнее время в учебный процесс активно внедряются инновационные технологии, которые сопровождаются совершенствованием содержания и методов обучения иностранным языкам применительно к потребностям современной жизни. Что такое инновационные технологии? Инновационные технологии - это «технологии, ориентированные на формирование системного творческого технического мышления учащихся и их способности генерировать нестандартные технические идеи при решении творческих производственных задач».[4] Такими инновационными технологиями на занятиях являются деловые, ролевые игры, мозговой штурм, синквейн, кластер, кейс - стадии. Использование данных методов носит в учебном процессе нестандартный, нетрадиционный характер, так как у студентов проявляется интерес к обучению посредством новой формы организации их учебной деятельности. Применение интерактивных методов способствует повышению коммуникативной направленности занятий, достижением целей обучения диалогическому и монологическому высказыванию, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мыслей, а также способствуют решению проблемы качества обучения. Какие бы методы обучения ни применялись для повышения эффективности профессионального образования важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент может занять активную

36

личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности. Важной особенностью является то, что это дает возможность приблизить студента к его будущей профессиональной деятельности, позволит ему более эффективно осуществлять вербальную и невербальную коммуникацию с коллегами, выбирать оптимальную в решении профессиональных задач, применять в различных ситуациях основные этические принципы общения.

Практическое овладение профессиональным русским языком составляет лишь одну сторону профессионально-ориентированного обучения предмету. Профессиональный русский язык может стать средством развития профессиональных умений. Это предполагает расширение понятия профессионального обучения русскому языку, которое включает еще один компонент это профессиональноориентированную направленность содержания учебного материала. Профессиональное обучение русскому языку предусматривает профессиональную направленность не только содержания учебных материалов, но и деятельности, включающей в себя методы и приемы, формирующие профессиональные умения. Профессиональная направленность деятельности требует:

во-первых, интеграции дисциплины русского языка с профилирующими дисциплинами;

во-вторых, ставит перед преподавателем русского языка задачу научить будущего специалиста на основе межпредметных связей использовать русский язык как средство формирования профессиональных умений и навыков.

Таким образом, будет правомерно рассматривать содержание обучения профессиональному русскому языку на неязыковых факультетах вузов как совокупность того, что обучающиеся должны усвоить в процессе обучения, чтобы качество и уровень владения русским языком соответствовали их запросам и целям, а также целям и задачам данного уровня обучения. Отбор содержания способствует разностороннему и целостному формированию личности студента, подготовке его к будущей профессиональной деятельности. Содержание профессионального обучения русскому языку необходимо включать:

- сферы коммуникативной деятельности, темы и ситуации, учитывающие профессиональную направленность студентов;

- языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, орфографический);

- комплекс специальных (речевых) умений, характеризующих уровень практического овладения русским языком как средством общения, в том числе в ситуациях профессионального и делового общения;

- систему знаний национально-культурных особенностей;

При изучении материала по профессиональному русскому языку устанавливается двусторонняя связь между стремлением студента приобрести специальные знания и успешностью овладения языком.

Литература

1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г.

2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 20112020 гг.

3. Хуснутдинов Д. Х., Гиниятуллина Г. Ф. Специфика обучения студентов филологического отделения профессионально-ориентированному чтению с использованием компьютерных технологий// Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014№ 6-1(24). С.193-195.

4. Вишнякова С. М. Профессиональное образование Словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.НМЦ СПО, 1999. - 538с.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.