Обеспечение устойчивого развития отраслей АПК
127
2. Колесник И.А. Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2012. - № 6. - С. 306-309.
3. Европейский Союз: факты и комментарии [Электронный ресурс] / Отв. ред. Ю.А. Борко // Ассоциация европейских исследований. - 2012. -Выпуск 66. - С. 15-20. - Режим доступа: http://www.edcaes.ru.
4. Общая аграрная политика Евросоюза до 2020 г. // Экономика сельского хозяйства России. - 2011. - № 2. - С. 68-73.
5. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.akorda.kz.
6. Нуртаева Ж.Ш. Совершенствование организации заготовки сельскохозяйственной продукции с внедрением концепции логистических систем проектного управления / Ж.Ш. Нуртаева // Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие экономики Казахстана: императивы модернизации и бизнес-инжиринг». - Алматы, 29-30 марта 2012 г. - С. 143-144.
ВОПРОСЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
© Даулетбаков Б.*, СаFымбеков Д.А.*
Алматинский технологический университет,
Республика Казахстан, г. Алматы
Целью настоящего исследования является изучение вопросов продовольственной безопасности на рынке стран ЕАЭС в контексте евразийской интеграции.
* Профессор кафедры «Бухгалтерский учет и финансы», доктор экономических наук, профессор.
* Магистрант кафедры «Бухгалтерский учет и финансы».
128 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ И АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
Президент РК в своем обращении «Казахстанский путь-2050: «Единая цель, единые интересы, единое будущее» одним из важнейших направлений экономики определил динамичное развитие агропромышленного сектора как одной из сфер, способствующей укреплению экономических достижений республики, увеличивающей несырьевой экспорт, в решении вопросов продовольственной безопасности страны, возможности вклада в вопросы обеспечения продовольствием других государств, а также единственный путь решения социальных проблем в сельской местности [1].
Ситуация с производством и потреблением продовольствия в Казахстане остается напряженной и, к сожалению, во многом зависит от импорта и поддержки сельского хозяйства со стороны государства. Все это оказывает также влияние и на безопасность сырья и продовольствия. Для решения всех этих проблем 9 ноября 2004 года был принят Закон РК «О техническом регулировании», который направлен на установление правовых основ государственной системы технического регулирования. Данный закон призван обеспечить безопасность продукции, услуг, процессов в РК.
В соответствии с Законом РК, техническое регулирование (ТР) - это правовое и нормативное регулирование отношений, которые связаны с определением, установлением, применением и исполнением обязательных и добровольных требований к продукции, услуге, сопутствующим процессам, которые включают деятельность по подтверждению соответствия, аккредитации, а также государственный контроль и надзорность.
В соответствии с требованиями ТР ТС 021 (ст. 11) изготовитель должен внедрить процедуры обеспечения безопасности в процессе производства продуктов питания.
В отраслях агропромышленного производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса в производство пищевых продуктов, для решения проблемы импортозамещения на продовольственном рынке в настоящее время рассматриваются новые подходы, которые могут обеспечить качественный рост [2].
В условиях продолжающихся кризисных процессов во многих странах мира развитие интеграции на постсоветском пространстве, и прежде всего
Обеспечение устойчивого развития отраслей АПК
129
между государствами, входящими в Таможенный союз, приобретают особую значимость.
Стремление стран - участников Таможенного союза к согласованию аграрных политик, выработке единых подходов к внутреннему производству в экспортно-импортных операциях, защите агропродовольственного рынка нарастают.
Уровень продовольственной независимости в Евразийском экономическом союзе по большинству важнейших продуктов питания на сегодняшний день существенно не дотягивает до единицы. В 2013 г. товарооборот внешней торговли государств Единого экономического пространства по сельскохозяйственному сырью и продовольствию в сравнении с 2012 г. вырос на 0,6 %, или на 399,6 млн. долл. и составил 62,4 млрд. долл. Рост импорта сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров по всем странам ЕЭП: в Беларуси - на 13,5 %, в Казахстане - на 10,5 %, в России -на 3,2 %.
Основной объем импорта приходится на молочную, мясную и плодоовощную продукцию, алкогольные и безалкогольные напитки и рыбу - на 60. Рост импорта молочной продукции - на 22 %. На снижение импорта молочной продукции сказалось снижение ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза в 2012-2013 гг. в связи с выполнением обязательств перед ВТО. На сухое молоко и сливки ставка ввозной таможенной пошлины снизилась с 25 до 18,3 %, а на сухое молоко с содержанием жира более 1,5 мас. процента с добавлением сахара или других подслащивающих веществ - до 22,5 % [3].
Анализ внешней торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем за 2013 г. показывает, что значительная часть ресурсов агропродовольственного рынка государств-членов ЕЭП формируется за счет импорта.
Эта ситуация должна меняться в сторону формирования ресурсов и стать ключевым приоритетом формируемой аграрной политики ЕАЭС за счет собственного производства.
130 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ И АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
В странах СНГ лидером в решении вопросов роста экономики является Республика Беларусь, обладающая значительным экспортным потенциалом по многим важнейшим видам продуктов питания, и это обеспечивает ей первое место по объему взаимной торговли. Во взаимной торговле продукцией сельского хозяйства стран ЕАЭС удельный вес Республики Казахстан составил - 25,3 %,Республики Беларусь - 38,5 %, России - 36,2 %.
К числу положительных тенденций прошедшего времени следует отнести рост совокупного объема взаимной торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем. Объем взаимной торговли сельскохозяйственными товарами и продовольствием увеличился на 16,6 % в сравнении с 2012 г. и составил 8,2 млрд. долл. США.
Доля Республики Казахстан (с 3,1 до 5,8 %),в структуре взаимной торговли в 2012 г. (с 3,1 до 5,8 %), при этом доля России снизилась (с 38,0 до 35,2 %), Беларусь сохранила свой сегмент рынка на уровне 59,0 %. Для полноценного взаимодействия наших государств на внешних рынках необходимо отработать инструменты в формате деятельности ЕАЭС, разработать законодательную и нормативную документацию, а также согласовать ряд других нормативно-правовых. В настоящее время в РК имеют утвержденные программы по развитию национальных агропромышленных комплексов: «Программу по развитию агропромышленного комплекса на 2013-2020 годы», «Агробизнес-2020», утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2013 года за № 151.
Для строительства новых предприятий и модернизации действующих производств обычной экономической практикой стало привлечение иностранных инвестиций. Нужно сказать, что по этому показателю лидирует Казахстан, где доля накопленных прямых иностранных инвестиций превышает 50 % ВВП. Наращивание взаимных инвестиций создает необходимые предпосылки для развития промышленной кооперации, укрепления научнотехнологического сотрудничества, увеличения товарообмена на продовольственном рынке, что в конечном счете обеспечивает формирование центростремительных тенденций интеграционного объединения.
Обеспечение устойчивого развития отраслей АПК
131
Для проведения единой политики в рамках так называемого Европейского инструмента соседства и партнерства в 2007-2013 гг. Евросоюзом было ассигновано 11,2 млрд. евро, а на период 2014-2020 гг. запланировано выделение 15,5 млрд. евро. Разработка и реализация единой аграрной политики должна обеспечивать эффективность вкладываемых средств в инвестиционные проекты, увеличение объемов производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия. В условиях глобализации и нарастания конкуренции на мировых рынках продовольствия и для формирования скоординированных экспортных потоков с тем, чтобы не создавать риски для товаропроизводителей стран, входящих в ЕАЭС, необходимо разрабатывать экономические инструменты, обеспечивающие сбалансированность внутренних рынков.
Список литературы:
1. Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства // Назарбаев Н.А. Послание Президента РК - Лидера нации народу Казахстана. - Астана: Акорда, 2012.
2. Нурпейсова М.М. Техникальщ реттеу непздерг Учебное пособие. -Алматы, 2015. - 250 с.
3. Смагулова Ш.А., Радько Н.М., Доскеева Г.Ж. Развитие агропромышленного комплекса Казахстана // Проблемы агрорынка. - 2015. - № 3. -С. 74-80.