2. В данной статье нами предлагается алгоритм действий сотрудника полиции по пресечению и документированию административных правонарушений, посягающих на товарные знаки.
3. Следует иметь в виду, что предложенный алгоритм носит примерный характер, и в каждом случае выявления административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.10 КоАП РФ, нуждается в индивидуализации с учетом обстоятельств и специфики конкретного дела.
Список литературы
1. Путин, В. В. Приветствие участникам международного форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности», Москва, 2013 г. // Юрист. - 2013. - № 13.
2. Авилов, Г. Е. Комментарии к части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации / под ред. А.Л. Маковского; вступ. сл. В.Ф. Яковлева; - М.: Иссл. центр частн. права, 2008.
3. О федеральной службе по интеллектуальной собственности : постановление Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 218 (с изм. и доп.) // СЗ РФ. - 2012. - № 14. - Ст. 1627.
4. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (постатейный) / Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В., Воробьев Н.И., Вахрушева Ю.Н., Жеребцов А.Н., Корнеева О.В., Марченко Ю.А., Степаненко О.В., Томтосов А.А.
5. О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержания : приказ МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 (с изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2012. - № 23.
6. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Аврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. - М., 2012.
УДК 342.951 Д.Д. Локтева*
Вопросы применения административных процедур сотрудниками ГИБДД МВД России в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства
В статье рассмотрены вопросы применения административных процедур сотрудниками ГИБДД МВД России в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, их специфика и пробелы законодательства в данной сфере.
Ключевые слова: Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные граждане, обладающие иммунитетом, административные процедуры
D.D. Lokteva*. The application of measures of administrative procedures by the staff of traffic police of the MIA of Russia in respect of foreign citizens and individuals without citizenship. The article considers the questions of application of administrative procedures by the traffic police of the MIA of Russia in respect of foreign citizens and persons without citizenship, their specificity and gaps in legislation in this area.
Keywords: State inspection of traffic safety of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, foreign citizens, stateless persons, foreign citizens who enjoy immunity, administrative procedures.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства в Российской Федерации пользуются правами и несут обязанности наравне с её гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором [1, с. 2].
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что субъектом административного правонарушения является физическое лицо, а именно, гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства [2].
Согласно ст. 6 Приказа МВД России от 2 марта 2009 г. № 185, «участниками дорожного движения являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, принимающие непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя, пассажира транспортного средства, пешехода» [3].
Наставлением по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее ГИБДД), утвержденным приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 186, регламентированы ключевые положения функционирования службы: подлежащие решению задачи, возложенные функции, порядок осуществления служебной деятельности. Согласно данному приказу, основной задачей ДПС является обеспечение соблюдения участниками дорожного движения правил дорожного
* Локтева, Дарья Дмитриевна, адъюнкт кафедры административной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 89042547517. E-mail: locteva.dascha@yandex.ru.
* Lokteva, Darya Dmitrievna, associate chair of administrative activity of bodies of internal Affairs St. Petersburg University of MIA of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Те!.: 89042547517. E-mail: locteva.dascha@yandex.ru.
© Локтева Д.Д., 2016
Локтева Д.Д. Вопросы применения административных процедур сотрудниками ГИБДД МВД России.
движения в целях сохранения жизни и здоровья, имущества, защиты законных интересов общества и государства, обеспечение безопасного и бесперебойного движения автотранспорта [4].
Сотрудники ГИБДД участвуют в обеспечении правового положения иностранных граждан. Согласно Административному регламенту МВД России от 2 марта 2009 г. N° 185, сотрудники ГИБДД при реализации своих функций осуществляют в отношении иностранных граждан полный ряд административных процедур.
Под административной процедурой понимается нормативно установленный последовательный порядок реализации административно властных полномочий, направленный на разрешение юридического дела и выполнение управленческих функций [5]. Административные процедуры в деятельности органов внутренних дел могут быть определены как нормативно установленный порядок последовательно совершаемых административных действий, принимаемых решений, направленных на реализацию их полномочий в механизме защиты прав граждан и юридических лиц, а также в предоставлении гражданам и юридическим лицам в соответствии со своей компетенцией государственных услуг в сфере внутренних дел [6].
При реализации государственно-властных полномочий сотрудники ГИБДД применяют в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства следующие административные меры:
1) остановка транспортного средства;
2) направление на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
3) изъятие водительского удостоверение (согласно Венской конвенции о дорожном движении, принятой Россией в 1968 г., наказания за нарушение ПДД иностранцев и жителей страны должны быть одинаковыми. Изъять права могут за особо грубые нарушения, среди которых вождение в состоянии алкогольного опьянения, отказ от освидетельствования на состояние опьянения по требованию работника правоохранительных органов, превышение установленной скорости более чем на 60 км/ч, оставление места дорожно-транспортного происшествия, участником которого являлся водитель, в случае ДТП с потерпевшими, здоровью которых нанесен вред и другие нарушения. При этом в случае изъятия иностранного национального водительского удостоверения, не соответствующего требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 г., при наличии его перевода на русский язык изготавливается и приобщается к изъятому водительскому удостоверению копия перевода. Изъятие и возврат водительского удостоверения иностранного гражданина производится только по решению суда [7]);
4) задержание транспортного средства;
5) запрещение эксплуатации транспортного средства;
6) осмотр транспортного средства;
7) досмотр транспортного средства;
8) личный досмотр;
9) изъятие вещей и документов;
10) доставление (в случае возникновении сомнений в подлинности документов, с целью установления личности, иностранный граждан и лицо без гражданства доставляются в дежурные части территориальных органов внутренних дел);
11) административное задержание (о фактах задержания иностранного гражданина принимаются меры по уведомлению территориального органа Федеральной миграционной службы, а в установленных законом случаях - посольства (консульства) соответствующего государства).
В ходе осуществления деятельности сотрудники ГИБДД учитывают транспортные средства, на которых осуществляют трудовую деятельность водители - иностранные граждане, а также принадлежащие иностранным гражданам на правах личной собственности автомобили, что указывается в специализированных базах данных.
По причине того, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации требуются специальные разрешения, серьезная нагрузка по контролю за передвижением данной категории граждан по территории Российской Федерации ложится на дорожно-патрульную службу ГИБДД. Сотрудники дорожно-патрульной службы (далее - ДПС) осуществляют контроль за тем, чтобы иностранные граждане не следовали по территориям с регламентированным посещением для них без специальных документов. В ходе обеспечения безопасности дорожного движения инспекторы ДПС ГИБДД проверяют, чтобы у иностранных граждан и лиц без гражданства, передвигающихся на транспортных средствах, имелись при себе:
а) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина в Российской Федерации, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) международное и (или) иностранное национальное водительское удостоверение, соответствующие требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 г., записи в котором произведены или продублированы буквами латинского алфавита, либо национальное водительское удостоверение, выданное на территории Российской Федерации;
в) регистрационные документы на транспортное средство, а в случае ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации - документы, выданные таможенными органами Российской Федерации;
г) документы, требующиеся для въезда на территории, организации и объекты, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимы специальные разрешения (в случае въезда на соответствующие территории, организации и объекты);
д) разрешение и другие документы, которые в соответствии с международными соглашениями и договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения требуются для осуществления международных автомобильных перевозок.
Осуществляя регулирование дорожного движения, инспекторы дорожно-патрульной службы ГИБДД обеспечивают контроль за тем, чтобы иностранные граждане и лица без гражданства не выезжали за пределы разрешенного места пребывания. В случае выезда иностранного гражданина с разрешенного места жительства они наблюдают за тем, чтобы он следовал по установленному для него маршруту. Иностранный гражданин в подтверждение этого должен иметь специальное разрешение с указанием времени маршрута движения [8, с. 65].
Однако данные нормы не распространяются в полной мере на иностранных граждан, обладающих иммунитетом. Так, в соответствии со ст. 226 и 228 Регламента, в случае выявления сотрудником достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного иностранным гражданином, предъявившим документы, подтверждающие наличие иммунитета от административной юрисдикции Российской Федерации, вопрос об административной ответственности указанного лица, согласно ст. 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права. При этом в отношении иностранных граждан, пользующихся иммунитетом, осуществляются административные действия, связанные с контролем за дорожным движением, контролем за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации, остановкой транспортного средства и пешехода, проверкой документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства, составлением протокола об административном правонарушении, вынесением определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, вынесением определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, освидетельствованием на состояние алкогольного опьянения, направлением на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, вынесением постановления по делу об административном правонарушении, составлением протокола осмотра места совершения административного правонарушения.
Ограничены административные процедуры, связанные с отстранением от управления транспортным средством, запрещением эксплуатации транспортного средства, задержанием транспортного средства лиц, обладающих иммунитетом, которые осуществляются при взаимном согласовании Министерства иностранных дел и посольства (консульства) соответствующего государства с органами внутренних дел, а также административные действия, связанные с осмотром транспортного средства и груза, которые могут осуществляться только на основании ориентировок. При совершении вышеуказанных процедур, а также при проверке технического состояния транспортного средства сотрудники полиции не должны предъявлять требования, которые иностранными гражданами и лицами без гражданства могут быть расценены, как обыск или досмотр.
Административные процедуры, связанные с личным досмотром, досмотром вещей и транспортного средства, арестом вещей, изъятием вещей и документов, доставлением, задержанием (административным задержанием) в отношении иностранных граждан, пользующихся иммунитетом, не осуществляются [9]. При совершении административного правонарушения иностранными гражданами, обладающими иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, сотрудник ГИБДД составляет соответствующий административный протокол либо выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении с целью фиксации данного факта, а документы возвращает владельцу. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении к таким лицам не применяются. Материалы проверок и протоколы об административных правонарушениях в отношении иностранных граждан, обладающих иммунитетом, незамедлительно передаются руководителю подразделения для последующего их направления в Департамент государственного протокола Министерства иностранных дел Российской Федерации.
В последнее время, в связи с увеличением количества совершённых иностранными гражданами правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, Правительством Российской Федерации и иными государственными органами вносились неоднократные изменения в законодательство Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Так, в 2013 г. был принят законопроект о порядке получения иностранными гражданами и лицами без гражданства водительского удостоверения Российской Федерации. Согласно данному правовому акту, управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, не допускается. Данная норма вступает в силу с 1 июня 2017 г. [10].
Неоднократно поднимался вопрос об определении перечня иностранных дипломатов, в отношении которых сотрудник правоохранительного органа сможет применять такие административные действия, как отстранение от управления транспортным средством, запрещение эксплуатации и задержание транспортного средства, однако какие-либо меры приняты не были.
Локтева Д.Д. Вопросы применения административных процедур сотрудниками ГИБДД МВД России...
Стоит отметить, что, некоторые территориальные подразделения ГИБДД подготавливают и направляют информацию о нежелательности пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации за неоднократное привлечение к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения. Так, например, в ходе рабочей встречи и.о. начальника Управления ГИБДД УМВД России по Тверской области А.Смирнов указал: «В 2015 г. выросло количество ДТП, виновниками которых становились водители маршруток. В 80 % случаев это были иностранные граждане. В связи с этим в отношении иностранных граждан, неоднократно привлечённых к административной ответственности за нарушение ПДД на территории Российской Федерации, Госавтоинспекцией Тверской области подготовлена и направлена в УФМС России по Тверской области информация о нежелательности их пребывания на территории Российской Федерации. Оставаясь на территории России, эти люди создают угрозу общественному порядку и здоровью пассажиров» [11]. Однако данная практика имеет место быть не на всей территории Российской Федерации, поскольку в законодательстве Российской Федерации в сфере миграции не имеется единой квалификации правонарушений, при неоднократном совершении которых возможно административное выдворение или же иная процедура удаления с территории Российской Федерации. Так, например, в Федеральном законе № 115-ФЗ рассмотрен вопрос о запрете на выдачу или аннулирование ранее выданного вида на жительства при неоднократном совершении иностранным гражданином и лицом без гражданства в течение года административных правонарушений, связанных с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушение режима пребывания или порядка осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации. В этом же законодательном акте в п. 9 ст. 18 («Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности») указано, что разрешение на работу иностранному гражданину не выдаётся, а ранее выданное аннулируется, если последний неоднократно в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение административного законодательства в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации [12, с. 58].
В Федеральном законе от 15 августа 1996 г. №№ 114-ФЗ установлено, что иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешён въезд на территорию Российской Федерации в случае неоднократного привлечения данного гражданина в течение года к административной ответственности за совершение административных правонарушений на территории Российской Федерации. Въезд также не разрешается, если вышеуказанный гражданин неоднократно в течение года привлекался к ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушением режима пребывания (проживания) на территории Российской Федерации [13].
Следует указать, что, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2002 г., иностранный гражданин или лицо без гражданства могут быть выдворены за пределы Российской Федерации только за совершение правонарушений по ст. 6.8 («Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконное приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества»), по ст. 6.9 («Потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ»), 6.13 («Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, новых потенциально опасных психоактивных веществ»), 6.16.1 («Незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, их содержащих»), 6.21 («Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних»), а также правонарушений в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных гражданин или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Однако ни в одном нормативно-правовом акте не упоминается выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации при совершении им двух и более административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения. Не рассматривался вопрос о том, что, указанные административные правонарушения опасны не только своей распространенностью, но и тем, что могут перерастать в преступления. В связи с изложенным, необходимо указать статьи главы 12 об административных правонарушениях в области дорожного движения в федеральном законодательстве как основания выдворения за пределы Российской Федерации, что, несомненно, будет способствовать соблюдению административного законодательства в данной сфере субъектами вышеуказанных правоотношений. Как пример можно привести осуществление процедуры выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации по решению о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации за совершение ряда административных правонарушений в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности.
Наиболее остро на данный момент стоит вопрос о процедуре лишения иностранных граждан водительских удостоверений международного образца, т.к. процедура изъятия и возврата данных документов указана в международных актах [14], в российском административном законодательстве она своего процессуального закрепления в полном объёме не нашла.
В связи с этим можно сделать вывод, что актуальными в наше время являются разработка и принятие законопроектов, в которых необходимо рассмотреть вопросы совершенствования
российского миграционного и административное законодательства. При этом они должны быть направлены как на усиление надзора за пребыванием иностранных граждан в Российской Федерации, так и на максимально возможное упрощение административных процедур, осуществляемых в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
Список литературы
1. Конвенция о дорожном движении, принятая 8 ноября 1968 г. в Вене с учетом поправок, вступивших в силу для России 3 сентября 1993 г. и 28 марта 2006 г. // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http.: www.base_garant.ru.
2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (по состоянию на 2 июня 2015 г.) // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.: www.base_garant.ru.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 2 мая 2015 г.) // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.: www.base_garant.ru.
4. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (по состоянию на 10 июня 2015 г.) // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.: www.base_garant.ru.
5. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (по состоянию на 10 июня 2015 г.) // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.: www.base_garant.ru.
6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (по состоянию на 1 сентября 2015 г.) // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.: www.base_garant.ru.
7. Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» (по состоянию на 9 июня 2015 г.) // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.: www.base_garant.ru.
8. Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 186 «Об утверждении Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации».
9. Агафонов, С. И. Административные процедуры в деятельности органов внутренних дел: понятие, классификация и сущность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.:www.knowledge.allbest.ru.
10. В Госавтоинспекции Тверской области состоялась рабочая встреча с руководителями предприятий и индивидуальными предпринимателями, занимающимися пассажирскими перевозками в областном центре // Официальный сайи ГибДд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.:www.gibdd.ru.
11. Лялякина, Ю. А. К вопросу об обеспечении законности в применении к иностранным гражданам и лицам без гражданства мер государственного принуждения // Соблюдение законности и обеспечение правопорядка в деятельности органов внутренних дел : сборник трудов межвузовского научного семинара. -М.: Академия управления МВД России, 2013. - 228 с.
12. Хазанов, С. Д. Административные процедуры: определение и систематизация // Российской юридический журнал. - 2003. - № 1.
УДК 340.12
Н. С. Нижник*, С. Ю. Дергилёва**
А. И. Елистратов: программа перехода от административного права к общей теории государственного управления
Предметом исследования авторов явилась актуализированная часть теоретико-правового наследия выдающегося российского юриста и общественного деятеля конца XIX - первой трети XX вв. Аркадия Ивановича Елистратова (1872-1955). Рассмотрены взгляды А. И. Елистратова на сущность государственного управления; на предмет научной отрасли, рассматривавшей проблемы отношений в области государственного управления в Советском государстве, её комплексность и границы; на отличительные особенности научной отрасли, рассматривавшей правовые формы взаимоотношений власти и подвластных в области управления Советского государства.
* Нижник, Надежда Степановна, начальник кафедры теории государства и права, Санкт-Петербургский университет МВД России, доктор юридических наук, профессор. Адрес: 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-76. E-mail: n.nishnik@bk.ru.
. Дергилёва, Светлана Юрьевна, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина, кандидат юридических наук. Адрес: 308034, Белгород, ул. Горького, д. 71. Тел.: 89803843913. E-mail: vorobei722@rambler.ru.
* Nizhnik, Nadezhda Stepanovna, Head of the department of theory of state and law, St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of juridical sciences, candidate of historical sciences, professor. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 744-70-76. E-mail: n.nishnik@bk.ru.
** Dergilyova, Svetlana Yurievna, senior lecturer of the Department of state and legal disciplines, Belgorod law Institute of MIA of Russia named after D. I. Putilin, candidate of juridical sciences. Address: Russia, 308034, Belgorod, Gorky str., 71. Tel: 89803843913. E-mail: vorobei722@ rambler.ru.
© Нижник Н.С., Дергилёва С.Ю., 2016