4. Kojchuev A.A. Pedagogicheskij potencial islama v svetskih obrazovatel'nyh praktikah. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2008.
5. Gil'manov M.M. Ispol'zovanie duhovno-nravstvennogo potencíala monoteisticheskij religij vprofilaktike deviantnogo povedeniya podrostkov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2004.
6. Marchenko L.A. Realizaciya pedagogicheskogo potenciala pravoslavnoj voskresnojshkoly. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.
7. Shut'ko D.V. Osobennosti organizacii vospitatel'nojraboty s veruyuschimi voennosluzhaschimi v voinskoj chasti. Available at: http://voenprav. ru/doc-4274-6.htm
8. Guzhva E.G. Vospitanie nravstvennyh cennostej u oficerov voinskoj chasti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.
Статья поступила в редакцию 24.04.17
УДК 378.14
Tyagulskaya L.A., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Transnistria State University of Education
n.a. T.G. Shevchenko (Rybnitsa, Transnistria), E-mail: [email protected]
Zabolotnaia V.V., teacher, Transnistria State University of Education n.a. T.G. Shevchenko (Rybnitsa, Transnistria),
E-mail: [email protected]
QUESTIONS OF CONTINUITY IN TEACHING COMPUTER SCIENCE TO STUDENTS. The article observes one of the topical problems of today - an issue of continuity of learning, particularly when teaching subjects of the information block. The paper presents comparative characteristics of educational standards, addressed to the problem of succession during the transition from one educational stage to another. The authors analyze various factors affecting the training of students in computer science. It is concluded that first-year students don't acquire a sufficient level of conceptual framework that would be necessary for further study of computer science at the university. The research works out a list of subjects and information unit of the educational direction "Software engineering". The researchers propose ways to improve the efficiency of the teaching process.
Key words: continuity, informatics and ICT, state educational standard, quality of education.
Л.А. Тягульская, канд. экон. наук, доц. Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко,
г. Рыбница, E-mail: [email protected]
В.В. Заболотная, преп. Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко, г. Рыбница,
E-mail: [email protected]
ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ СТУДЕНТОВ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, проблеме преемственности обучения, в частности при обучении дисциплинам информационного блока. Приводится сравнительная характеристика образовательных стандартов, рассматривается проблема преемственности при переходе из одной образовательной ступени в другую. Проанализированы различные факторы, влияющие на подготовку школьников в области информатики. Сделан вывод о том, что у студентов первого курса не сформирован на достаточном уровне понятийный аппарат необходимый для дальнейшего изучения информатики в вузе. Также приводится перечень дисциплин информационного блока учебного плана направления «Программная инженерия». Предлагаются решения для повышения эффективности процесса обучения.
Ключевые слова: преемственность, непрерывность, информатика и ИКТ, государственный образовательный стандарт, качество образования.
Одним из приоритетных направлений в образовании является развитие единого информационно-образовательного пространства, которое должно обеспечить эффективное взаимодействие участников образовательного процесса, доступ к информационным ресурсам различного уровня, развитие современных образовательных технологий и информационной культуры граждан как условия реализации принципов доступности и непрерывности образования, обеспечения качества образования.
Государственный образовательный стандарт создает условия для поддержания качества общего образования, как в Российской Федерации (РФ), так и в Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) не ниже международного уровня путем постоянного соотнесения с образовательными стандартами стран, занимающих ведущее положение в международных рейтингах.
Если же говорить об образовательных стандартах в Республике Молдова и ПМР, то необходимо отметить тот факт, что они по-разному развивались на протяжении многих лет. Молдова приняла европейские стандарты и интегрировалась в системы образования и учебные программы европейского образовательного пространства. Приднестровье, наоборот, разработало собственную систему образования и учебный план в соответствии с российскими образовательными стандартами. Стороны согласны с тем, что их учебные программы и стандарты отдалились друг от друга с 1990 года; например, в Молдове для приема в университет ученики должны окончить 12 классов начальной и средней школы, а в Приднестровье - только 11. Участие России в Болонском процессе в конечном итоге повлияло на приднестровскую систему образования и, теоретически, приблизило её к молдавской. Тем не менее, Болонский процесс распространяется исключительно на высшее образование и скажется на начальном и среднем образовании лишь косвенно.
В основу федерального государственного образовательного стандарта второго поколения для основной школы в РФ и образовательного стандарта в сфере общего образования в ПМР положен системно-деятельностный подход, который призван обеспечить формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Главной целью образования становится формирование целостного мировоззрения школьника, в том числе и на уроках информатики. Применительно к предметной области информатики подобный подход был предложен Н.В. Макаровой в 1998 г. под названием системно-информационной концепции, основные идеи которой по многим позициям в настоящее время совпадают с концепцией государственного образовательного стандарта второго поколения.
В условиях реализации непрерывного образования большое значение должно уделяться преемственности в обучении, не только внутри одной ступени, но и между различными ступенями образования. Высшие учебные заведения часто вынуждены решать проблему недостаточного уровня знаний абитуриентов ввиду отсутствия единого стандарта общего среднего образования вообще и по информатике в частности, и различий в материально-технической базе школ. Это затрудняет прогрессивное развитие личности от одной ступени образования к другой. Следовательно, преемственность должна непременно присутствовать на всех этапах обучения, чтобы гарантировать взаимосвязь между различными ступенями непрерывного образования.
Проблема преемственности обучения достаточно широко рассмотрена в литературе, но недостаточно внимания уделяется рассмотрению преемственности переходов из одной ступени в другую.
А.П. Сманцер (2011) в своих работах пишет, что «преемственность это установление связи между старым и новым в развитии и обеспечении перехода количественных изменений в качественные изменения» [1]. С.М. Годник (1981) также связывает преемственность со спецификой школы и вуза [2].
А. Кустов (1993) наиболее полно и целостно определил понятие преемственности в обучении. По его мнению, основная цель осуществления преемственности в высшей школе: «обеспечение стыков между отдельными ступенями обучения, при которых обеспечивается непрерывность, системность, поступательность обучения» [3].
Исследователей также отмечают, что преемственность рассматривается как дидактический принцип, направленный на обеспечение объективной системной связи предшествующего и последующего этапов организации учебного процесса на различных уровнях с целью его оптимизации и адаптации учащихся к новым этапам обучения.
Соответствующие требования заложены в государственных образовательных стандартах и в другой нормативной документации. В частности в приказе № 19 Министерства Просвещения ПМР от 19 января 2015 г определен перечень вступительных испытаний при приеме на обучение, по образовательным программам высшего образования [4]. Только для 7 специальностей и направлений рекомендуется в качестве одного из вступительных испытаний выбирать информатику. Это составляет 8,3 % от общего количества специальностей и направлений.
За 4 последних года наблюдается снижение количества участников ЕГЭ по предмету в ПМР Это объясняется тем, что информатика является вступительным испытанием только в Приднестровском государственном университете (ПГУ) им. Т.Г. Шевченко на отделение физико-математического факультета и ряда направлений филиала ПГУ им. Т.Г. Шевченко в г. Рыбница [5].
Для участия в ЕГЭ по Информатике и ИКТ в 2016 году заявило в основном потоке 133 выпускника, однако приняло участие только 66 (49,6%). В дополнительном потоке - заявило 26 человек, участвовало - 13 (50%). Как мы видим, число школьников, принимавших участие в сдаче ЕГЭ по дисциплине «Информатика и ИКТ», составляет 5 % от общего количества (1349 выпускников школ).
Базой нашего исследования является филиал ПГУ им. Т.Г. Шевченко направление «Программная инженерия». Группа студентов составила 10 человек.
Нами был проанализирован уровень подготовки бакалавров первого курса по информатике, на основе проведенного контроля знаний по разделам школьного курса, соответствующего базовому уровню подготовки. Предложенная контрольная работа, содержала 32 задания и состояла из трёх частей.
В первой части работы (А) содержалось 13 заданий с выбором ответа (выбор одного правильного ответа из четырех предложенных). Во второй части (В) были собраны 15 заданий, требующие самостоятельного формулирования краткого ответа в виде последовательности символов. И, наконец, третья часть (С) содержала 4 задания, требующие записи развернутого ответа на специальном бланке ответа № 2 в произвольной форме. Максимальное количество первичных баллов - 40, минимальный порог - 7 баллов, отметка «3» соответствовала 7 - 15 баллам, «4» - 16 - 25 баллам, «5» - 26 - 40 баллам.
В результате выполнения контрольной работы максимальный порог, который преодолели студенты, не превысил 28 баллов (максимальный первичный балл - 40). Можно также отметить, что все 100% студентов экспериментальной группы преодолели минимальный порог баллов (7 баллов). 90% студентов группы получили оценку «хорошо» и только 1 студент (10%) получил оценку «отлично».
Анализируя содержания заданий, вызвавших затруднения у студентов можно сделать вывод о том, что большая часть группы студентов (более 50%) не справились с заданиями, которые связаны с темами «Обработка числовой информации. Математическая обработка статистических данных», «Информация и ее кодирование», «Технологии поиска и хранения информации», «Элементы теории алгоритмов», «Логика и алгоритмы», «Языки программирования».
Это позволяет сделать вывод, что знания студентов первого курса не отвечают таким требованиям к уровню подготовки
выпускников школы, как возможность проводить вычисления в электронных таблицах, прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки, а также умения создавать собственные программы (30 - 50 строк) для решения задач средней сложности, умение написать короткую (10 - 15 строк) простую программу на языке программирования или записать алгоритм на естественном языке, умение и навык в построении информационных моделей объектов, систем и процессов в виде алгоритмов.
Наблюдения за студентами в течение нескольких последних лет показывают, что у студентов первого курса не сформирован на достаточном уровне понятийный аппарат необходимый для дальнейшего изучения информатики в вузе. С первых же занятий по информатике выясняется, что первокурсники хотя и знают основные единицы измерения информации, но испытывают трудности при переводе одной единицы измерения информации в другую. Для большинства из них неизвестны различные подходы к измерению информации, и вследствие этого они не умеют решать задачи на вычисление объема символьной, числовой, звуковой и графической информации, а так же на определение информационной емкости различных носителей информации.
Слабым звеном школьного курса информатики является тема «Логика и логические основы компьютера». Первокурсники не умеют выполнять логические операции, в связи с чем испытывают трудности при разработке алгоритмов, содержащих логические условия, а также они не знакомы с такими понятиями как «триггер», «логический элемент компьютера».
Большие трудности испытывают первокурсники при разработке соответствующих структур данных в процессе составления алгоритмов решения задач. Большинство студентов на первом курсе не знают типов данных и основных управляющих конструкций, которые лежат в основе любого языка программирования и должны рассматриваться в школе.
Школьный стандарт по информатике предполагает изучение основных базовых конструкций алгоритма (следование, ветвление, циклы), структур данных (в том числе и структурированный тип - массив), организацию подпрограмм на примере одного из языков программирования. Вузовский курс информатики нацелен на дальнейшее углубление знаний языка программирования, на основе базовых знаний полученных в школе. На самом же деле, все вышеперечисленные понятия приходится изучать с самого начала в связи с тем, что студенты не владеют необходимыми знаниями для дальнейшего изучения языка программирования.
Ещё один важный момент - наличие в школе двух уровней подготовки по информатике: базового и профильного. Знание информатики на базовом уровне не соответствуют требованиям, предъявляемым в техническом вузе, и создает для учащихся ряд проблем.
Например, в ПГУ им. Т.Г. Шевченко дисциплина «Информационные технологии» включена в учебные планы на всех специальностях и направлениях первого курса. Требования, предъявляемые ГОС по дисциплине, требуют уровня школьной подготовки выше базового. На основе приведенной выше информации, можно сделать вывод, что фактический средний уровень школьной подготовки по дисциплине «Информационные технологии» недостаточен для успешного освоения дисциплин информационного цикла в вузе.
Другая причина плохой успеваемости первокурсников по предмету состоит в том, что в настоящее время происходит сокращение аудиторных часов, но вместе с тем увеличивается время для самостоятельной работы. Однако опыт показывает, что первокурсники не умеют планировать свой учебный процесс, плохо понимают, что большую часть материала в вузе нужно изучать самостоятельно. Отметим, что контроль самостоятельной работы часто отсутствует. По этим причинам к концу семестра многие студенты получают низкие оценки.
В филиале ПГУ им. Т.Г. Шевченко в г. Рыбница по направлению «Программная инженерия» к дисциплинам информационного цикла относятся следующие: «Программирование и алгоритмизация», «Структуры и алгоритмы обработки данных», «Объектно-ориентированное программирование», «Вычислительные машины, системы и сети».
Дисциплина «Информационные технологии» в общем виде включает следующие темы: информационные технологии: основные понятия, терминология; классификация информационных технологий; технология баз информации; электронная документация и её защита. Отбор содержания дисциплины для
бакалавров по направлению «Программная инженерия» в свою очередь зависит от того, какие темы студенты должны знать для успешного освоения всего цикла информационных дисциплин.
Анализ учебного плана и программ, показывает что дисциплина «Информационные технологии» является базовой для изучения последующих дисциплин информационного цикла. В основном преподаватели работают по общей программе для всех студентов, это приводит к снижению мотивации учения у студентов. У студентов с хорошим уровнем знаний происходит снижение мотивации из-за того, что они уже знают изучаемый материал, у других мотивация снижается по причине непони-
Библиографический список
мания изучаемого материала, вследствие отсутствия базовых знаний в области информатики. В рамках часов, отведенных на аудиторные занятия, восполнить пробел школьных знаний и одновременно рассмотреть необходимый новый материал весьма сложно.
На наш взгляд важно исследовать условия для обучения студентов на основе дифференцированного подхода, разработать рекомендации для определения индивидуальных образовательных маршрутов с учетом исходного уровня компетентности студентов в области информатики и ИКТ, требований к профессиональным компетенциям бакалавров направления «Программная инженерия».
1. Сманцер А.П. Теория и практика реализации преемственности в обучении школьников и студентов. Минск: БГУ, 2011. Available at: http://elib.bsu.by/bit-stream/123456789/27750/1/Smantser.pdf
2. Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1981.
3. Кустов Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе. Самара, 1993.
4. Приказ Министерства Просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 19 января 2015 г № 19 «Об утверждении Перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего профессионального образования».
5. Аналитический отчет сдачи единого государственного экзамена по Информатике и ИКТ в 2015 году. Available at: http://ceko-pmr. org/Home/AnalizEGE?current=2015
References
1. Smancer A.P. Teoriya ipraktika realizaciipreemstvennosti vobucheniiShkolnikovistudentov. Minsk: BGU, 2011. Available at: http://elib.bsu. by/bit-stream/123456789/27750/1/Smantser.pdf
2. Godnik S.M. Process preemstvennosti vysshej i srednej shkoly. Voronezh: Izdatel'stvo Voronezhskogo universiteta, 1981.
3. Kustov Yu.A. Edinstvo ipreemstvennost'pedagogicheskih dejstvij v vysshej shkole. Samara, 1993.
4. Prikaz Ministerstva Prosvescheniya PridnestrovskojMoldavskojRespubliki ot 19 yanvarya 2015 g № 19 «Ob utverzhdeniiPerechnya vstupi-tel'nyh ispytanij pri prieme na obuchenie po obrazovatel'nym programmam vysshego professional'nogo obrazovaniya».
5. Analiticheskij otchet sdachi edinogo gosudarstvennogo 'ekzamena po Informatike i IKT v 2015 godu. Available at: http://ceko-pmr.org/Home/ AnalizEGE?current=2015
Статья поступила в редакцию 24.04.17
УДК 377.6
Hristolyubova D.Yu., postgraduate, Higher School of Folk Arts (Institute) (Saint-Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
DIDACTIC CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL CYCLE OF EDUCATION IN RYAZAN ART LACEMAK-ING. The author explores teaching conditions for the use of vocational educational content system in the field of folk arts and crafts of the Ryazan area from a regional perspective as an example of artistic lacemaking. The work studies a principle of a professional orientation in order to identify the need for modeling professional activity in accordance with the requirements in the production of a specialist in the field of art of lacemaking. The article shows the process of modeling the professional activity of a specialist in the subjects of professional cycle. The material allows concluding that the contents of the program should be related to the requirements for the person with skills in the art of lacemaling.
Key words: principles, modeling professional activity, artistic lace-making, production activities.
Д.Ю. Христолюбова, аспирант ФГБОУ ВО Высшая школа народных искусств (институт), г Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РЯЗАНСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ
В статье рассматриваются дидактические условия реализации системы содержания профессионального образования в области народных художественных промыслов Рязaанской области с учётом региональных особенностей на примере художественного кружевоплетения. Автором раскрывается принцип профессиональной направленности с целью выявления необходимости моделирования профессиональной деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми на производстве к специалисту в области художественного кружевоплетения. В статье показан процесс моделирования профессиональной деятельности специалиста на предметах профессионального цикла. Представленный материал позволяет сделать вывод, что содержание программы должно находиться во взаимосвязи с требованиями, предъявляемыми к специалисту в области художественного кружевоплетения.
Ключевые слова: принципы, моделирование профессиональной деятельности, художественное кружевоплетение, производственная деятельность.
«Педагогический процесс представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование способности применять их на практике» [1, с. 115].
Важное условие успешного обучения - активная познавательная деятельность студента, которую мы рассматриваем
как качество учебной деятельности, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, полученными в результате освоения профессиональных дисциплин, формировании получать эстетическое наслаждение от достигнутых результатов - проекты кружевных изделий, воплощенные в материале; последующее участие изделий в региональных, россий-