Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ'

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профилактика / обязательные требования / правонарушения / соотношение / органы местного самоуправления / благоустройство / prevention / mandatory requirements / offenses / ratio / local governments / landscaping

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е В. Косырев

в статье изучаются особенности правового регулирования профилактики правонарушений, с одной стороны, и нарушений обязательных требований – с другой. Ставится вопрос: возможно ли регулирование порядка осуществления двух данных видов деятельности одним нормативным правовым актом? Для иллюстрации неоднозначности этого вопроса приводятся в пример различные нормативные правовые акты, принимаемые как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на уровне муниципальных образований, материалы судебной практики, мнения авторов. На основании исследования федеральных нормативных правовых актов, определяющих порядок осуществления различных видов контроля, а также муниципальных программ, принятых в сфере профилактики правонарушений, делается вывод, что профилактика как правонарушений, так и нарушения обязательных требований осуществляется в соответствии с различными нормативными правовыми актами. Тем не менее, в соответствии с нормативными правовыми актами о профилактике правонарушений могут реализовываться управленческие решения органов публичной власти по профилактике тех нормативных правовых актов, положения которых составляют предмет какого-либо вида контроля или надзора и профилактика нарушений которых также реализуется в соответствии с законодательством о контроле и надзоре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Е В. Косырев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF LEGAL REGULATION OF THE PREVENTION OF OFFENSES AND VIOLATIONS OF MANDATORY REQUIREMENTS

the article examines the features of the legal regulation of the prevention of offenses, on the one hand, and violations of mandatory requirements, on the other. The question is raised: is it possible to regulate the procedure for carrying out these two types of activities by one regulatory legal act? To illustrate the ambiguity of this issue, various normative legal acts adopted both at the level of subjects of the Russian Federation and at the level of municipalities, materials of judicial practice, opinions of the authors are given as an example. Based on the study of federal and municipal regulatory legal acts that define the procedure for implementing various types of control and programs adopted in the field of crime prevention, we can conclude that the prevention of both crimes and violations of mandatory requirements is carried out in accordance with these regulatory legal acts. However, in accordance with normative legal acts on crime prevention, management decisions by public authorities can be taken to prevent those regulatory legal acts whose provisions are subject to some kind of control or supervision and the prevention of which is also carried out in accordance with legislation on control and supervision

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ»

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ

ТРЕБОВАНИЙ

ISSUES OF LEGAL REGULATION OF THE PREVENTION OF OFFENSES AND VIOLATIONS OF MANDATORY REQUIREMENTS

УДК 342.9

Е.В. КОСЫРЕВ, EVGENY V. KOSYREV,

кандидат юридических наук Candidate of Law

(Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), (Kutafin Moscow State Law University (MSAL),

Россия, Москва) Moscow, Russia) [email protected]

Аннотация: в статье изучаются особенности правового регулирования профилактики правонарушений, с одной стороны, и нарушений обязательных требований - с другой. Ставится вопрос: возможно ли регулирование порядка осуществления двух данных видов деятельности одним нормативным правовым актом? Для иллюстрации неоднозначности этого вопроса приводятся в пример различные нормативные правовые акты, принимаемые как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на уровне муниципальных образований, материалы судебной практики, мнения авторов.

На основании исследования федеральных нормативных правовых актов, определяющих порядок осуществления различных видов контроля, а также муниципальных программ, принятых в сфере профилактики правонарушений, делается вывод, что профилактика как правонарушений, так и нарушения обязательных требований осуществляется в соответствии с различными нормативными правовыми актами. Тем не менее, в соответствии с нормативными правовыми актами о профилактике правонарушений могут реализовываться управленческие решения органов публичной власти по профилактике тех нормативных правовых актов, положения которых составляют предмет какого-либо вида контроля или надзора и профилактика нарушений которых также реализуется в соответствии с законодательством о контроле и надзоре.

Ключевые слова: профилактика, обязательные требования, правонарушения, соотношение, органы местного самоуправления, благоустройство.

Для цитирования: Косырев Е.В. Вопросы правового регулирования профилактики правонарушений и нарушений обязательных требований // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2024. - № 4. - С. 15-21.

Abstract: the article examines the features of the legal regulation of the prevention of offenses, on the one hand, and violations of mandatory requirements, on the other. The question is raised: is it possible to regulate the procedure for carrying out these two types of activities by one regulatory legal act? To illustrate the ambiguity of this issue, various normative legal acts adopted both at the level of subjects of the Russian Federation and at the level of municipalities, materials of judicial practice, opinions of the authors are given as an example.

Based on the study of federal and municipal regulatory legal acts that define the procedure for implementing various types of control and programs adopted in the field of crime prevention, we can conclude that the prevention of both crimes and violations of mandatory requirements is carried out in accordance with these regulatory legal acts. However, in accordance with normative legal acts on crime prevention, management decisions by public authorities can be taken to prevent those regulatory legal acts whose provisions are subject to some kind of control or supervision and the prevention of which is also carried out in accordance with legislation on control and supervision.

Keywords: prevention, mandatory requirements, offenses, ratio, local governments, landscaping.

For citation: Kosyrev E.V. Issues of legal regulation of the prevention of offenses and violations of mandatory requirements // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. -2024. - № 4. - P.15-21.

Рассмотрим особенности правового регулирования управленческих решений органов публичной власти, направленных, с одной стороны, на профилактику правонарушений, осуществляемую в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее - Закон № 182-ФЗ)1, а с другой - управленческих решений, направленных на профилактику нарушений обязательных требований и рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, осуществляемых в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ)2 и Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ)3.

Законом № 182-ФЗ устанавливается правовая и организационная основа действующей в России системы профилактики правонарушений, под которыми в данном законе понимаются как преступления, так и административные правонарушения, мы также в данной статье будем следовать этому пониманию правонарушений. Законы № 248-ФЗ и № 294-ФЗ помимо регулирования отношений в области организации и осуществления государственного контроля и надзора и муниципального контроля также устанавливают и основы осуществления профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и нарушений обязательных требований в рамках данной деятельности. Далее будет использоваться единое понятие «профилактика нарушений обязательных требований».

Главный вопрос, на который необходимо дать ответ: возможно ли применение положений Закона № 182-ФЗ и Законов №248-ФЗ и 294-ФЗ во взаимосвязи с целью как профилактики возможных правонарушений, так и профилактики нарушений обязательных требований?

1 Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 26 (ч. I). - Ст. 3851.

2 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 52 (ч. I). - Ст. 6249.

3 Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государст-

венном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Рос-

сийской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 31 (ч. I). - Ст. 5007.

Ответ может показаться однозначным, так как в п. 3.2 Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям (далее - Стандарт) указано, что должностным лицам органов исполнительной власти при осуществлении работы по профилактике нужно следовать специализации соответствующего правового регулирования и учитывать, что нормативной правовой основой профилактического направления деятельности органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля служит исключительно Закон № 294-ФЗ и издаваемые в соответствии с ним правовые акты4. Отметим, что Закон № 248-ФЗ в этом случае не указан, так как на момент разработки данного Стандарта еще не был принят. В данном пункте Стандарта отмечается, что Закон № 182-ФЗ имеет специфические предмет, субъекты профилактического воздействия, цели, отличные профилактические меры, соотносимые с деятельностью правоохранительных органов, и осуществляемая контрольно-надзорными органами профилактика нарушения обязательных требований им не регламентируется.

Однако можно привести в пример нормативные правовые акты, принимаемые в целях профилактики нарушений обязательных требований, которые основаны сразу на двух Законах: № 182-ФЗ и 248-ФЗ. Так, в п. 2 Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Новосибирской области на 2024 год указывается, что она разработана в целях реализации Закона № 248-ФЗ и Закона № 182-ФЗ5.

В данном нормативном правовом акте дается ссылка на ст. 7 и 29 Закона № 182-ФЗ, в которых указывается на возможность разработки государственных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений как документов стратегического планирования. Встает вопрос: правомерно ли относить Программу

4 Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям (утв. Протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 27.03.2018 № 2 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 15.01.2023).

5 Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (утв. приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области 19.12.2023 № 223-НПА) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации Новосибирской области. - URL: http://www.nsopravo.ru

профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям к разновидности документов стратегического планирования? Тем не менее, можем привести иные аналогичные примеры6.

Интересно, что в некоторых случаях даже нормативные правовые акты, определяющие порядок реализации положений ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который предоставляет возможность выдачи представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, также принимаются на основании рассматриваемых законов7.

Нет единообразия к подходу «корреляции» норм изучаемых законов и у судов. Так, можно встретить судебные решения, в которых доказывается, что предостережение, установленное ст. 49 Закона № 248-ФЗ, воздействует на законные права и интересы лиц, в отношении которых оно выдается, на основании ч. 3 ст. 20 Закона № 182-ФЗ, указывающей на возможность привлечения к ответственности лица, которому было объявлено предостережение, в случае неисполнения изложенного в нем требования8.

Однако в иных судебных решениях указывается, что предостережение, направляемое в порядке Закона № 248-ФЗ, отлично от официального предостережения, направляемого в порядке Закона № 182-ФЗ9.

6 Постановление Администрации муниципального образования «Бряндинское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 10.11.2023 № 45 «Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства на территории муниципального образования «Бряндинское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области на 2024 год» // Бряндинский вестник. - 2023. - № 8.

7 Распоряжение Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 10.07.2019 № 369-р «Об утверждении Порядка внесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и перечня категорий должностных лиц, уполномоченных вносить представления» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. - URL: http://www.gov.spb.ru/

8 См., например: постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023 по делу № А12-5834/2023; Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2023 по делу № А06-1748/2023; постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2023 по делу № А60-68214/2022 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9 См.: постановление Восьмого арбитражного апелляци-

онного суда от 28.11.2023 по делу № А75-11870/2023 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Также и Д.И. Зайков, сравнивая институты предостережения, содержащиеся в Законах № 182-ФЗ и 294-ФЗ, указывает на разницу между институтами предостережения, предусмотренными этими законами, из чего следует невозможность совместного их применения [1, с. 131-138].

Перейдем к рассмотрению мнения авторов по изучаемому вопросу и разделим их на несколько групп. Вначале укажем на тех, кто считает, что Закон № 182-ФЗ и Законы № 248-ФЗ и № 294-ФЗ вместе применяться не могут. Так, Д.Р. Амиров и С.А. Ищенко отмечают, что деятельность по профилактике, осуществляемая органами, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) или муниципального контроля в рамках определенного контроля (надзора), не регулируется нормами Закона № 182-ФЗ. Авторы также сетуют на то, что что данное обстоятельство порождает определенные вопросы, так как оно отдельно не оговорено в соответствующих федеральных законах [2, с. 129-140]. Е.А. Сун-цова и С.А. Правкин еще до принятия Закона № 248-ФЗ указывали, что профилактическая модель предупреждения правонарушений в сфере предпринимательства уже работает на основе Закона № 294-ФЗ [3, с. 67-71], не упоминая при этом о Законе № 182-ФЗ.

Отдельно выделим мнение Е.Н. Смирновой, которая отмечает, что профилактика нарушений обязательных требований - это элемент профилактики правонарушений в Российской Федерации, и что закрепленные в Законах № 294-ФЗ и № 248-ФЗ нормы, устанавливающие порядок профилактики нарушений обязательных требований, являются специальными по отношению к положениям, содержащимся в Законе № 182-ФЗ, регулирующим профилактику правонарушений в Российской Федерации [4, с. 46-47].

Другие авторы, сравнивая положения изучаемых законов, видят возможность применения их к одним и тем же отношениям. Н.В. Субанова полагает, что исходные моменты и терминологический аппарат Закона № 182-ФЗ и законодательства о государственном контроле (надзоре) не согласованы между собой [5, с. 60-77]. Из этого можно сделать вывод, что данный автор считает возможным применение указанного закона и Законов № 248-ФЗ и 294-ФЗ во взаимосвязи.

По мнению А.А. Берндт, при осуществлении профилактики нарушений правил розничной продажи алкогольной продукции может применяться как Закон № 182-ФЗ, так и Закон № 248-ФЗ. Однако они будут применяться разными субъектами: например, Росалкогольтабаккон-тролем при осуществлении контроля в данной

сфере будет применяться Закон № 248-ФЗ, а участковым уполномоченным полиции - Закон № 182-ФЗ [6, с. 59-64].

П.В. Смолин, рассматривая различные формы мер профилактики правонарушений в области дорожного движения, выделяет как те, которые содержатся в Законе № 182-ФЗ, так и содержащиеся в Законе 248-ФЗ [7, с. 348-350]. К сожалению, автор не конкретизирует применение данных законов к определенным видам контроля и надзора в области дорожного движения. Тем не менее, как метко подмечает С.М. Зырянов, вывод надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований по безопасности дорожного движения из-под действия Закона № 248-ФЗ освобождает органы контроля (надзора) многих обременительных для них профилактических мероприятий [8, с. 28-32].

В то же время М.В. Анисифорова при анализе особенностей профилактики преступлений и административных правонарушений, осуществляемой органами внутренних дел Российской Федерации из изучаемых нами законов, указывает исключительно на Закон 182-ФЗ [9, с. 50-53].

Как видим, однообразия по исследуемому вопросу в научной среде нет. Мы же считаем, что управленческие решения органов публичной власти, принимаемые на основании положений Закона № 182-ФЗ и Законов № 248-ФЗ и № 294-ФЗ для профилактики правонарушений и профилактики нарушения обязательных требований, могут использоваться для профилактики нарушений одних и тех же норм права, однако во взаимодействии они применяться не могут. Подтвердим свою точку зрения следующими примерами.

Так, положения Закона № 182-ФЗ могут применяться к профилактике правонарушений в достаточно разнообразных областях общественной жизни, лучше всего это можно показать на примере законов субъектов Российской Федерации, принятых в развитие положений указанного Закона. Закон Забайкальского края «Об отдельных вопросах профилактики правонарушений в Забайкальском крае» предусматривает особенности профилактики правонарушений в следующих сферах: оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, дорожного движения, семейно-бытовых отношений, обеспечения правопорядка и общественной безопасности, экономики10. В иных субъектах отдельно выделяются правонарушения против

10 Закон Забайкальского края «Об отдельных вопросах профилактики правонарушений в Забайкальском крае» (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 14.03.2018 № 1569-ЗЗК) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru

собственности11, на транспорте12, связанные с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции и т.д.13

Отметим, что в некоторых из указанных сфер контроль осуществляется в соответствии с положениями Закона № 248-ФЗ, например Федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения, а также региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Чтобы показать, что профилактика нарушения правовых норм, являющихся предметом данных видов контроля, осуществляется также и на основании Закона № 182-ФЗ, разберем программы в сфере профилактики правонарушений, но принятые уже на уровне муниципальных образований.

Так, в перечне мероприятий программы Целинного муниципального округа Курганской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Целинном муниципальном округе на 2022-2025 гг.», утвержденной постановлением администрации этого муниципального образования от 03.03.2022 № 50 и принятой в соответствии с Законом № 182-ФЗ, содержатся такие мероприятия, как организация работы по получению информации о фактах незаконной реализации алкогольной продукции, а также осуществление профилактических мероприятий по выявлению фактов продажи алкогольной продукции несовершеннолетним с обязательным реагированием и принятием соответствующих мер процессуального характера14.

В связи с этим отметим, что в соответствии с федеральным законодательством контроль соблюдения требований к розничной продаже алкогольной продукции является предметом регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, который осуществляется в соответствии с Законом

11 Закон Республики Саха (Якутия) от 15.06.2005 243-З 493-111 «О профилактике правонарушений в Республике Саха (Якутия)» // Якутские ведомости. - 2005. - № 35.

12 Закон Карачаево-Черкесской Республики от 14.05.2015 № 12-РЗ «О профилактике правонарушений в Карачаево-Черкесской Республике» // Официальная среда. - 2015. - № 12 (114).

13 Закон Костромской области от 27.11.2017 № 306-6-ЗКО «О профилактике правонарушений в Костромской области» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru

14 Программа Целинного муниципального округа Курганской

области «Обеспечение общественного порядка и противодей-

ствие преступности в Целинном муниципальном округе на 2022-2025 гг.» // Муниципальный вестник. - 2022. - № 03 (355).

№ 248-ФЗ15, значит, и профилактические мероприятия при осуществлении данного вида контроля применяются на основании данного закона.

Отметим, что Закон № 182-ФЗ закрепляет десять форм профилактического воздействия, а органы местного самоуправления уполномочены на осуществление всего четырех из них, тем не менее, данный закон содержит открытый перечень мер реализации основных направлений профилактики правонарушений, что и было продемонстрировано выше. Эта особенность анализируемого акта предоставляет широкий простор для административного усмотрения [10, с. 272-284], что делает возможным осуществлять профилактическое воздействие более гибко и повышает его эффективность.

Также и в Звериноголовском муниципальном округе Курганской области осуществляются меры профилактики нарушений нормативных правовых актов в соответствии с Законом № 182-ФЗ, которые являются предметом федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, реализуемого в соответствии с Законом № 248-ФЗ16.

Аналогично в городском округе «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области осуществляются меры, направленные на профилактику нарушений нормативных правовых актов, которые являются предметом муниципального контроля в сфере благоустройства в данном муниципальном образовании17.

15 Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 48. - Ст. 4553.

16 Постановление администрация Звериноголовского муниципального округа Курганской области от 02.10.2023 № 343 «О муниципальной программе Звериноголовского муниципального округа Курганской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Звериноголовском муниципальном округе Курганской области» // Вестник Звериноголовского муниципального округа. - 2023. - № 11 (115); постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1101 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. -№ 28 (ч. II). - Ст. 5531.

17 Постановление администрации Южно-Сахалинска Сахалинской области от 24.11.2023 № 3537-па «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика правонарушений, обеспечение общественного порядка в городском округе «Город Южно-Сахалинск» на 2024-2030 годы» // Южно-Сахалинск сегодня. - 2023. - № 71; Решение городской думы города Южно-Саха-

Также отметим, что профилактика нарушений правил благоустройства осуществляется органами местного самоуправления с применением стимулирующих мер. Так, постановлением администрации Гагинского муниципального округа Нижегородской области от 27.06.2023 № 820 на основании Закона № 182-ФЗ утверждено Положение о порядке поощрения граждан, оказавших содействие администрации Гагинского муниципального округа в выявлении лиц, совершивших правонарушения. При этом в данном положении указаны такие правонарушения, как нанесение граффити на фасады многоквартирных домов и иных зданий муниципального образования, порча элементов благоустройства на общественных территориях и т.д.18 И это не единичный случай19.

Интересен опыт Архаринского муниципального округа Амурской области, где функционирует оперативный штаб по сбору и анализу информации о ситуации в сфере золотодобывающей деятельности: одной из его основных задач является рассмотрение, а также представление информации о фактах нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования золотодобывающими предприятиями20. Такие штабы сформированы и в ряде иных муниципальных образований Амурской области, что обусловлено развитием золотодобычи в этом

линска Сахалинской области от 24.06.2015 № 177/12-15-5 «Правила благоустройства территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» // Южно-Сахалинск сегодня. - 2015. - № 43; Решение Городской Думы города южно-Сахалинска Сахалинской области от 22.12.2021 № 801/35-21-6 «О Положении о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» // Южно-Сахалинск сегодня. - 2021. - № 70.

18 Официальный сайт органов местного самоуправления Гагинского муниципального округа Нижегородской области [Электронный ресурс]. - URL: https://gagino.52gov.ru

19 Постановление Администрации Шатковского муниципального округа Нижегородской области от 30.10.2023 № 1218 «Об утверждении положения о порядке поощрения граждан, оказавших содействие администрации Шатковско-го муниципального округа Нижегородской области в выявлении лиц, совершивших правонарушения» [Электронный ресурс] // Официальный портал Шатковского муниципального округа Нижегородской области. - URL: https:shatki.52gov.ru.

20 Постановление Администрации Архаринского муниципального округа Амурской области от 12.05.2023 № 422 «О создании оперативного штаба Архаринского муниципального округа по сбору и анализу информации о ситуации в сфере золотодобывающей деятельности на территории Архаринского муниципального округа» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Архаринского муниципального округа Амурской области. - URL: http://admarhara.amurobl.ru

2024'4

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ

(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

регионе21. Отметим, что контроль соблюдения законодательства в данных сферах осуществляется в соответствии с законом № 248-ФЗ22.

21 См., например: постановление Администрации Мазанов-ского района Амурской области от 15.03.2021 № 79 «О создании оперативного штаба Мазановского района по сбору и анализу информации о ситуации в сфере золотодобывающей деятельности на территории Мазановского района» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Мазановского района Амурской области. - URL: https://mazadm.amurobl. ги/; постановление Администрация Магдагачинского района Амурской области от 08.07.2021 № 389 «О создании координационного штаба по контролю за организацией добычи золота и исполнение Протокола заседания координационного совещания по обеспечению правопорядка на территории Амурской области от 29 апреля 2019 года № 39» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Магдагачинского района Амурской области. - URL: https://magdadm.amurobl.ru/

22 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 2. - Ст. 133; Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 10. - Ст. 823.

Подводя итог, повторим и расширим наш вывод о том, что при осуществлении управленческих решений органами публичной власти, направленных на профилактику нарушений обязательных требований при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, возможно использовать только Законы № 294-ФЗ и № 248-ФЗ, тем не менее в соответствии с Законом № 182-ФЗ могут применяться меры, направленные на профилактику нарушений положений нормативных правовых актов, которыми установлены такие обязательные требования, однако они будут осуществляться не в рамках контрольно-надзорной деятельности и иными субъектами, исходя из чего отметим, что во взаимосвязи данные законы применяться не могут, даже несмотря на то, что в Законе № 182-ФЗ установлена фактически открытость правовой основы системы профилактики правонарушений.

Литература

1. Зайков Д.Е. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований: проблемы правоприменения // Российский юридический журнал. - 2021. - № 4. - С. 131-138.

2. Амиров Д.Р., Ищенко С.А. Использование института официального предостережения в отношении носителей правовых иммунитетов // Журнал российского права. - 2023. - № 12. - С. 129-140.

3. Сунцова Е.А., Правкин С.А. Становление института административного контроля (надзора) в рамках модели профилактики нарушений обязательных требований // Вестник Академии следственного комитета Российской Федерации. - 2020. -№ 2. - С. 67-71.

4. Смирнова Е.Н. Административно-правовое регулирование профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении государственного контроля (надзора): дис. ... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2022. - 246 с.

5. Субанова Н.В. Проблемы обеспечения законности в сфере функционирования разрешительной системы // Журнал российского права. - 2022. - № 6. - С. 60-77.

6. Берндт А.А. Общая профилактика розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетнему // Безопасность бизнеса. - 2022. - № 2. - С. 59-64.

7. Смолин П.В. Административно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации: дис. . д-ра юрид. наук. - Москва, 2023. - 530 с.

8. Зырянов С.М. Государственный контроль (надзор) в сфере дорожного движения в новой регуляторной политике // Безопасность дорожного движения. - 2023. - № 1. - С. 28-32.

9. Анисифорова М.В. Концептуальные подходы к совершенствованию нормативного правового регулирования деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений // Административное право и процесс. - 2023. - № 11. - С. 50-53.

10. Зайцев Д.И. Генеалогия административного усмотрения // Сибирское юридическое обозрение. - 2023. - Т. 20. - № 3. С. 272-284.

References

1. ZaikovD.E. Predosterezhenie o nedopustimosti narusheniya obyazatel'nykh trebovanii: problemy pravoprimeneniya // Rossiiskii yuridicheskii zhurnal. - 2021. - № 4. - S. 131-138.

2. AmirovD.R., Ishchenko S.A. Ispol'zovanie instituta ofitsial'nogo predosterezheniya v otnoshenii nositelei pravovykh immunitetov // Zhurnal rossiiskogo prava. - 2023. - № 12. - S. 129-140.

3. Suntsova E.A., Pravkin S.A. Stanovlenie instituta administrativnogo kontrolya (nadzora) v ramkakh modeli profilaktiki narushenii obyazatel'nykh trebovanii // Vestnik Akademii sledstvennogo komiteta Rossiiskoi Federatsii. - 2020. - № 2. - S. 67-71.

4. Smirnova E.N. Administrativno-pravovoe regulirovanie profilaktiki narushenii obyazatel'nykh trebovanii pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora): dis. ... kand. yurid. nauk. - Nizhnii Novgorod, 2022. - 246 s.

5. Subanova N.V. Problemy obespecheniya zakonnosti v sfere funktsionirovaniya razreshitel'noi sistemy // Zhurnal rossiiskogo prava. - 2022. - № 6. - S. 60-77.

6. BerndtA.A. Obshchaya profilaktika roznichnoi prodazhi alkogol'noi produktsii nesovershennoletnemu // Bezopasnost' biznesa. -2022. - № 2. - S. 59-64.

7. Smolin P.V. Administrativno-pravovoe obespechenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v Rossiiskoi Federatsii: dis. ... d-ra yurid. nauk. - Moskva, 2023. - 530 s.

8. Zyryanov S.M. Gosudarstvennyi коп^оГ (nadzor) V sfere dorozhnogo dvizheniya V novoi regulyatomoi politike // Bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya. - 2023. - № 1. - S. 28-32.

9. Атв/Уотуа М.М Kontseptual'nye podkhody к sovershenstvovaniyu normativnogo pravovogo regulirovaniya deyatel'nosti organov vnutrennikh del ро profilaktike pravonarushenii // Administrativnoe pravo i protsess. - 2023. - № 11. - S. 50-53.

10. ZaitsevD.I. Genealogiya administrativnogo usmotreniya // Sibirskoe уи^юЬ^кое obozrenie. - 2023. - Т. 20. - № 3. S. 272-284.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(статья сдана в редакцию 31.07.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.