Научная статья на тему 'Вопросы правового регулирования предпринимательской деятельности некоммерческих организаций'

Вопросы правового регулирования предпринимательской деятельности некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
393
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ / ОРГАНИЗАЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОСПОСОБНОСТЬ / NONCOMMERCIAL / ORGANIZATIONS / ENTERPRISE / ACTIVITY / RIGHT ABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Оганян Ш. Р.

В данной статье рассмотрены проблемы правового регулирования осуществляемой некоммерческими организациями предпринимательской деятельности. Определены основные ограничения в занятии предпринимательской деятельностью для отдельных видов некоммерческих организаций. Особое внимание в статье уделяется необходимости выделения критериев «масштабности» предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, чтобы она не носила коммерческий характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF LEGAL REGULATION OF BUSINESS ACTIVITY OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS

In this article problems of legal regulation of business activity carried out by non-profit organizations are considered. The main restrictions in occupation by business activity for separate types of non-profit organizations are defined. The special attention in article is paid to need of allocation of criteria of "scale" enterprise non-profit organizations that it had no commercial character.

Текст научной работы на тему «Вопросы правового регулирования предпринимательской деятельности некоммерческих организаций»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 7(38) вАвгуст

Указанные обстоятельства говорят о наличии в Эстонии законов, правил, процедур и обычаев способствующих прямому и косвенному неравенству как граждан, так и постоянных жителей республики в отношении возможности реализовать своих конституционные права на участие в управлении страной посредством выборов органов представительной власти [1].

Наибольшее количество вопросов вызвало чрезвычайно активное досрочное голосование (249 тыс. избирателей или 27,4 % от общего числа зарегистрированных избирателей), ведь подобный способ не застрахован от манипуляций.

Несмотря на все предубеждения и сложности, обществу и власти, вне зависимости от страны, необходимо развивать современные технологии, ведь они являются ключевыми свойствами для дальнейшего совершенствования современной демократии.

Литература

1. Выборы в парламент Эстонской Республики (Рийгикогу) прошли с участием ГК [Электронный ресурс] // URL: http://www.civilcontrol.ru/gknews/119-novosti-vybory-v-parlament-estonskoy-respubliki-riygikogu-proshli-s-uchastiem-gk.html (дата обращения: 22.07.2015)

2. Павлушкин А.В., Постников А.Е. Правовой механизм дистанционного электронного голосования (анализ возможной модели) // Журнал российского права. 2009. № 11.

3. Пескова О.Ю., Половко И.Ю., Фатеева С.В. Обзор подходов к организации электронного голосования // Научно-технический и прикладной журнал «Известия ЮФУ. Технические науки». 2014. №2.

References

1. Vybory v parlament Estonskoy Respubliki (Rijgikogu) proshli s uchasiem GK [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.civilcontrol.ru/gknews/119-novosti-vybory-v-parlament-estonskoy-respubliki-riygikogu-proshli-s-uchastiem-gk.html (data obrashhenija 22.07.2015).

2. Pavlyshkin A.V., Postnikov A.E. Pravovoy mehanizm distantsionnogo elektronnogo golosovaniya (analiz vozmozhnoj modeli) // Zhurnal rossijskogo prava. 2009. № 11.

3. Peskova O.U., Polovko I.U., Fateeva S.V. Obzor podhodov k organizacii elektronnogo golosovaniya // Nauchno-tehnicheskiy i prikladnoy zhurnal «Izvestiya UFU. Tehnicheskie nauki». 2014. №2.

Оганян Ш.Р.

Магистрант, Тюменский государственный университет ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы правового регулирования осуществляемой некоммерческими организациями предпринимательской деятельности. Определены основные ограничения в занятии предпринимательской деятельностью для отдельных видов некоммерческих организаций. Особое внимание в статье уделяется необходимости выделения критериев «масштабности» предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, чтобы она не носила коммерческий характер.

Ключевые слова: некоммерческие, организации, предпринимательская, деятельность, правоспособность.

Oganyan Sh.R.

Postgraduate student, Ural State Technical Univetsity

QUESTIONS OF LEGAL REGULATION OF BUSINESS ACTIVITY OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS

Abstract

In this article problems of legal regulation of business activity carried out by non-profit organizations are considered. The main restrictions in occupation by business activity for separate types of non-profit organizations are defined. The special attention in article is paid to need of allocation of criteria of "scale" enterprise non-profit organizations that it had no commercial character.

Keywords: noncommercial, organizations, enterprise, activity, right ability.

Одними из самых молодых структур гражданского общества являются некоммерческие организации. Несмотря на относительно недавнюю их институционализацию, в российской цивилистике наблюдается особый интерес к проблемам правового регулирования некоммерческих организаций, так как законодательство в отношении данных юридических лиц содержит ряд неточностей и серьезных противоречий.

Достаточно большое внимание приковывает к себе вопрос о возможности осуществления предпринимательской деятельности некоммерческими организациями, так как это искажает их правовую сущность. Многие авторы, в числе которых Суханов Е.А. и Авилов Г.Е., придерживаются того, что необходимо выделять четкие критерии, на основании которых юридические лица могут быть разделены на коммерческие и некоммерческие организации. В соответствии с федеральным законом о некоммерческих организациях им не запрещается заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, если это необходимо для достижения целей, ради которых они создавались [6]. Нельзя оставить незамеченным тот факт, что в данном законе в отличие от гражданского кодекса, отсутствует какая-либо норма, в которой содержалась бы информация о том, что предпринимательская деятельность должна соответствовать и не выходить за рамки уставной правоспособности организации.

В целом возможность осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности позволяет им в условиях недостаточного финансирования привлекать дополнительные средства для решения вопросов укрепления своей материально-технической базы и дальнейшего развития. Поощрения заслуживает, например, деятельность общественных организаций инвалидов, приобщающих к труду незрячих, глухих, людей с

135

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 7(38) вАвгуст

другими дефектами здоровья к общественно полезному труду, способствующих социальной реабилитации.

Однако не редкими являются случаи мошенничества и уклонение от уплаты налогов различными организациями, которые, используя льготный режим правового регулирования некоммерческих организаций, осуществляют различную предпринимательская деятельность, имеющую в качестве главной цели отнюдь не общественно полезные задачи [7].

Для разрешения данной ситуации законодатель унифицировал налогообложение прибыли, получаемой организациями независимо от их вида.

Основные виды предпринимательской деятельности, которые вправе осуществлять некоммерческие организации, следует разделить на две группы:

предпринимательская деятельность, осуществляемая самой некоммерческой организацией;

предпринимательская деятельность, осуществляемая при помощи создания и участия в других коммерческих организациях.

Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, осуществляемая ими, отличается от предпринимательской деятельности, связанной с созданием и участием в коммерческих организациях тем, что во втором случае организация может получить доход от деятельности не связанной с ее целями создания, но доход от такой деятельности в любом случае будет направлен на цели организации и в соответствии с ее уставной правоспособностью.

Законодательством также определены ограничения в занятии предпринимательской деятельностью для отдельных видов некоммерческих организаций, таких, как, например, ассоциации (союзы) коммерческих организаций, которые могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь путем создания хозяйственных обществ или участия в них. Также ограничения установлены в отношении участия некоммерческих организаций в отдельных обязательствах, так благотворительным организациям запрещается участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами [4].

Такие ограничительные нормы направлены на то, чтобы предпринимательская деятельность не являлась препятствием для некоммерческих организаций в осуществлении ими их уставной деятельности. В целом все вышеуказанные ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций незначительны и не выступают препятствием для активного участия данных организаций в хозяйственном обороте.

На первый взгляд кажется, что некоммерческие организации следует лишить права заниматься предпринимательской деятельностью, но с другой стороны можно оставить право на занятие вспомогательной хозяйственной деятельностью, которая необходима для нормального участия в имущественном обороте. Поэтому наиболее правильным вариантом решения данной проблемы со стороны разработчиков законопроектов относительно некоммерческих организаций будет выработка критериев «масштабности» такой деятельности, чтобы она не носила коммерческий характер и не становилась основной.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.06.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - № 32. - Ст. 3301.

2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013 ) «О некоммерческих организациях».

3. Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

4. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 23.12.2010) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"

5. А. В. Барков - Социальное предпринимательство в условиях формирования правовой модели рынка социальных услуг // Предпринимательское право. - 2012. - № 2. - С. 28-32.

6. В. А. Болдырев - Коммерческие и некоммерческие организации : критерии и последствия деления юридических лиц // Право и экономика. - 2013. - № 1. - С. 9-14.

7. Д. Е. Блинов - Некоммерческая организация применяет упрощенку с объектом "доходы". Надо ли платить налог с благотворительной помощи, полученной от сторонней организации // Главбух. - 2012. - № 17. - С. 74-75.

8. С. А. Бунина - Экономическая функция негосударственных некоммерческих организаций как элементов гражданского общества // Вестник Амурского государственного университета. - 2013. - Вып. 61 : Сер. Естеств. и экон. науки. - С. 103-107

9. А. А. Бурцева - Социальная предпринимательская деятельность некоммерческих организаций в России как объект правового регулирования // Право и политика. - 2012. - № 8. - С. 1370-1377.

References

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaja)" ot 30.11.1994 N 51-FZ (red. ot 28.06.2013) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1994. - № 32. - St. 3301.

2. Federal'nyj zakon ot 12 janvarja 1996 g. N 7-FZ (red. ot 02.07.2013 ) «O nekommercheskih organizacijah».

3. Federal'nyj zakon ot 12.01.1996 N 10-FZ (red. ot 02.07.2013) "O professional'nyh sojuzah, ih pravah i garantijah dejatel'nosti".

4. Federal'nyj zakon ot 11.08.1995 N 135-FZ (red. ot 23.12.2010) "O blagotvoritel'noj dejatel'nosti i blagotvoritel'nyh organizacijah"

5. A.V. Barkov - Social'noe predprinimatel'stvo v uslovijah formirovanija pravovoj modeli rynka social'nyh uslug // Predprinimatel'skoe pravo. - 2012. - № 2. - S. 28-32.

6. V.A. Boldyrev - Kommercheskie i nekommercheskie organizacii : kriterii i posledstvija delenija juridicheskih lic // Pravo i jekonomika. - 2013. - № 1. - S. 9-14.

7. D.E. Blinov - Nekommercheskaja organizacija primenjaet uproshhenku s ob#ektom "dohody". Nado li platit' nalog s blagotvoritel'noj pomoshhi, poluchennoj ot storonnej organizacii // Glavbuh. - 2012. - № 17. - S. 74-75.

136

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 7(38) вАвгуст

8. S.A. Bunina - Jekonomicheskaja funkcija negosudarstvennyh nekommercheskih organizacij kak jelementov grazhdanskogo obshhestva // Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2013. - Vyp. 61 : Ser. Estestv. i jekon. nauki. - S. 103-107

9. A.A. Burceva - Social'naja predprinimatel'skaja dejatel'nost' nekommercheskih organizacij v Rossii kak ob#ekt pravovogo regulirovanija // Pravo i politika. - 2012. - № 8. - S. 1370-1377.

Сорокин А.И.

Студент 6 курса Магистратуры Юридического факультета СПбГУ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ЭСТОППЕЛЬ

Аннотация

Целью данной статьи является выявление различных позиций в доктрине и судебной практике по вопросу использования процессуального эстоппеля.

Ключевые слова: эстоппель, злоупотребление процессуальными правами.

Sorokin A.I.

6th year student of Law faculty St. Petersburg State University PROCEDURAL ESTOPPEL

Abstact

The purpose of this article is to identify the various positions in the doctrine and jurisprudence on the use ofprocedural estoppel.

Keywords: estoppel, abuse of procedural rights.

Что такое эстоппель? Это правовой институт, сущность которого заключается в том, что сторона не должна получить привилегии в результате своего непоследовательного поведения, когда эта сторона совершает действия, которые направлены против тех, которые она совершала ранее.

В международном праве это называется "non concedit venire contra factum proprium" или запретом высказываться в противоречие своему собственному слову или поступку, когда исходя из поведения одной из сторон другая может прийти к выводу, что конфликт окончен.7

Принцип эстоппель (estoppel) является частным проявлением предусмотренного п.2 ст.2 Устава ООН общепризнанного принципа международного права - добросовестное выполнение обязательств по международному договору. В международном праве, правило «estoppel» гласит, что государство в конкретной ситуации не должно предпринимать действий, противоречащих позиции, которое оно занимало до этого. Ярким примером нормативного использования правила эстоппель является ст.45 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года: "Государство не вправе больше ссылаться на основание недействительности или прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия...если после того как ему стало известно о фактах, оно определенно согласилось, что договор, в зависимости от случая, действителен, сохраняет силу или остается в действии». 8

Практика недвусмысленно дала понять, что комментируемый принцип жизнеспособен для защиты от нарушений законных интересов частных лиц. Принцип эстоппель закрепляет запрет отказаться от ранее выбранной и официально изложенной уполномоченным лицом позиции по любому вопросу.

Из этого можно сделать 2 вывода. Во-первых, бремя доказывания наличия оснований для применения правила эстоппель лежит на доверившейся стороне. Во-вторых, принцип добросовестности является конститутивной составляющей данного правила. По меткому замечанию Р.А. Каламкаряна, если принцип добросовестности предусматривает необходимость соблюдения определенного уровня последовательности в поведении субъектов права, то принцип эстоппель обеспечивает понуждение к соблюдению принципа добросовестности9.

Очевидно сходство правила эстоппель с таким институтом российского права, как конклюдентные действия. Легальное определение понятия конклюдентных действий отсутствует. Исходя из систематического толкования ст.ст.432,433,438 ГК РФ, можно сделать вывод, что под конклюдентными действиями законодатель понимает действия, свидетельствующие о намерении заключить договор. В то же время, на конклюдентные действия как на юридический факт можно ссылаться в споре, вытекающем из оценки процессуального поведения. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 09.10.2012 N 2966/12 указал, что стороны считаются заключившими третейское соглашение посредством конклюдентных действий и выразившими волю на передачу спора для рассмотрения в третейский суд, в частности, если при рассмотрении в арбитражном суде спора, связанного с исполнением договора: сторона по делу возразила против рассмотрения спора в государственном суде и заявила о наличии между сторонами третейского соглашения о рассмотрении данного спора в третейском суде, сославшись на соответствующее положение договора. Указанный вывод подтверждает, что конклюдентные действия, как и правило эстоппель, не концентрируются только на обязательственных, материальных правоотношениях, а проецируются на процессуальные отношения. И далее можно ставить проблему материального значения процессуального поведения.

Несмотря на схожесть двух этих явлений, отождествлять их нельзя. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от

23.04.2012 N 1649/13 указал следующее: «Указанные действия ответчика свидетельствуют о признании им компетенции Арбитражного суда Рязанской области посредством конклюдентных действий, что соответствует

7 Каламкарян М.А., Мигачев Ю.И. Международное право. М.: Издательство Эскмо, 2004. С. 73

8 Принцип эстоппель в современно международном праве. Известия высших учебных заведений. Научно-теоретический журнал, N°6, ноябрь-декабрь. Праовведение: - Л: Изд-во Ленинградского университета, 1979. C.83

9 Каламкарян М.А., Мигачев Ю.И. Международное право. М.: Издательство Эскмо, 2004. С. 74

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.