29 (332) - 2013
Менеджмент энергоэффективности
УДК 338.2
вопросы практическом реализации государственной экономической политики в области энергоэффективности*
С. В. РАТНЕР,
доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики
и управления инновациями E-mail: lanarat@mail. ru Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова Российской академии наук
В статье исследованы потенциальные социально-экономических эффекты, возникающие при внедрении стандартов серии ИСО 50000. Проведено кейс-стади проблем практической реализации Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части введения паспортизации жилых зданий.
Ключевые слова: энергоэффективность, социально-экономические эффекты, стандартизация, энергоменеджмент.
В последние годы в России уделяется все более пристальное внимание вопросам повышения энергоэффективности, рациональному использованию и экономии электрической, тепловой и других видов энергии. Это связано в первую очередь с необходимостью повышения конкурентоспособности
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект №№ 13-06-00169 «Моделирование стратегий развития энергетических кластеров в ситуации технологического разрыва».
отечественной экономики, которая, несмотря на некоторую положительную динамику, до сих пор характеризуется высокой энергоемкостью и угле-родоемкостью ВВП (рис. 1).
Национальная энергетическая система характеризуется большими потерями, которые происходят на каждом сегменте цепочки снабжения энергией. Выбросы СО2 по причине технологических потерь в 2010 г. составили более 22 % всего объема выбросов, связанных с использованием углеводородного топлива. Потери в электросетях в том же году составили 10 % всего энергопотребления. Это больше чем суммарное потребление электроэнергии двух крупных секторов экономики — транспорта и связи (рис. 2). Потери в теплосетях по некоторым оценкам достигают 25 % [4].
Нормативно-правовая база в области энергоэффективности к настоящему времени полностью сформирована и состоит из следующих основных актов:
- Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергети-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*
Канада
Германия
Япония
США
Россия
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Источник: данные Международного банка реконструкции и развития.
Рис. 1. Углеродоемкость (объем выбросов СО2/ВВП) некоторых развитых экономик мира в 2001—2010 гг., кг/долл.
Добыча, переработка, производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Потери
в электросетях
Население
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики. Рис. 2. Потребление электроэнергии по секторам экономики в 2010 г, %
ческой эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Целью Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности [10];
- государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» [5]. Целью программы является формирование в России энергоэффективного общества. При реализации ме-
роприятий программы планируется снизить показатели энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации на 13,5 % к 2020 г., что, как ожидается, в совокупности с другими факторами позволит обеспечить решение задачи по снижению энергоемкости ВВП на 40 % [6];
- Энергетическая стратегия России на период до 2030 года [8]. Стратегия определяет цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора страны на предстоящий период, приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей;
- региональные законы об энергоэффективности и энергосбережении (например, закон Крас-
нодарского края «Об энергосбережении» [9]);
- программы энергосбережения в субъектах Федерации, дополняющие федеральные программы и учитывающие специфику структуры региональных энергетических систем и другие социально-экономические факторы, характерные для того или иного региона. Большинство региональных программ энергосбережения предусматривает оснащение приборами учета тепловой энергии, горячего и холодного
водоснабжения жилищного фонда, мониторинг потребляемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах;
- приказы и распоряжения Минэнерго России, Минэкономразвития России, других федеральных министерств и ведомств, направленные на обеспечение эффективной практической реализации перечисленных нормативно-правовых актов.
Согласно действующим правилам отбора субъектов Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, субъект
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ
Федерации, претендующий на получение финансирования (до 500 млн руб. ежегодно), должен провести предварительную работу по энергетическому аудиту зданий и сооружений, установке приборов учета электрической и тепловой энергии, разработке региональных нормативно-правовых актов, определяющих льготы для предприятий по налогам в зависимости от их энергоэффективности, программ обучения государственных служащих и населения основам энергосберегающей жизнедеятельности и т. д. Данные мероприятия, объединенные в систему управляющих воздействий, затрагивают практически все сферы социально-экономической и общественной деятельности на уровне региона.
Следует отметить, что внедрение энергоменеджмента помимо соблюдения нормативно-правовых требований подразумевает и техническую реализацию мероприятий по энергосбережению, которая невозможна без разработки и повсеместного распространения соответствующих стандартов, закрепляющих лучшие энергосберегающие практики, обеспечивающих совместимость технических спецификаций и выполняющих ряд других важных функций по управлению качеством энергосервисных проектов [1].
К основным государственным стандартам, регулирующим сферу энергосбережения, относятся следующие:
- ГОСТ Р 51387-99 «Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения»;
- ГОСТ Р 51541-99 «Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей. Общие положения»;
- ГОСТ Р 51379-99 «Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. Основные положения. Типовые формы»;
- ГОСТ Р 51380-99 «Энергосбережение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям. Общие требования»;
- ГОСТ Р 51388-99 «Энергосбережение. Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения».
Кроме того, в конце 2012 г. был введен в действие ГОСТ Р ИСО 50001-2012 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению», который является, по мнению ряда
специалистов, обобщением лучшего мирового опыта в данной сфере [1]. При описании требований в этом ГОСТе использована получившая признание по всему миру методология Дэминга — Шухарта, известная как Р1ап^о-^еск-АС; (PDCA). Стандарт хорошо совместим с такими общепризнанными стандартами, как ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества», ИСО 14001:2004 «Экологический менеджмент», ИСО 22000:2005 «Система менеджмента безопасности пищевой продукции». Таким образом, сертифицированная система энергетического менеджмента может быть интегрирована с другими управленческими системами предприятия.
Несмотря на развитую нормативно-правовую базу и мощную финансовую поддержку (объем субсидий регионам на реализацию программ энергосбережения существенно вырос с 38 % в 2011 г. до 56 % в 2012 г.), практические меры по реализации программ энергосбережения в регионах России пробуксовывают в силу ряда трудностей, среди которых специалисты выделяют следующие: терминологические несоответствия в старых (ГОСТы 1999 г.) и новых (ГОСТ Р ИСО 50001-2012) стандартах, приводящие к разночтению требований, отсутствие методических указаний по реализации отдельных элементов системы энергоменеджмента, недостаточная квалификация кадров в области повышения энергоэффективности, неразвитость и/или ограниченный набор механизмов финансирования проектов в области энергосбережения [1]. По мнению автора, это далеко не полный перечень факторов, сдерживающих действие законодательных актов на практике.
Мировой опыт стандартизации свидетельствует о том, что различные виды стандартов, помимо очевидных функций обеспечения необходимого уровня качества продукции и услуг, также выполняют ряд других не менее важных функций: регулирование рынков высокотехнологичной продукции, стимулирование инновационной деятельности, снижение инвестиционных рисков, продвижение (вплоть до лоббирования) национальной продукции на мировые рынки и т. д. [2, 3]. При этом использование запретительных механизмов вовсе не является обязательным. Например, некоторые европейские стандарты по маркировке энергоэффективной продукции используют информационные стимулы, которые в сочетании с общественными инициативами, определенным образом сформированными экономическими условиями и культурными ценнос-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брпя -и ЪР^тжгсх*
23
тями, широко распространенными в европейском обществе, запускают в действие рыночные механизмы стимулирования энергосбережения.
Российская система стандартов в сфере энергоэффективности в настоящее время нацелена только на выполнение функции обеспечения качества и частично на выполнение информационной функции (ГОСТ Р 51388-99). Кроме того, она может использоваться в качестве рычага административного давления на предприятия и организации. Очевидно, что этого недостаточно для получения запланированных результатов. Необходимо, чтобы стандарты способствовали усилению экономических стимулов к повышению энергоэффективности. Поэтому в условиях, когда ИСО/ТК 242 «Энергоменеджмент» находится в процессе разработки нескольких дополнительных стандартов по отдельным элементам системы энергоменеджмента, таких как руководство по базовой линии, по индикаторам, по измерениям, мониторингу, аудитам, а также детальное техническое руководство по применению ISO 50001, исследование потенциальных социально-экономических эффектов введения тех или иных требований, методик, систем показателей является чрезвычайно актуальным.
В качестве примера рассмотрим ситуацию с внедрением паспортов энергоэффективности зданий в промышленном, административном, коммерческом и жилом секторах.
Одним из требований Федерального закона [10] было повсеместное проведение обязательных и добровольных энергетических обследований до 31.12.2012 и со ставление энергетиче ских паспортов (в соответствии с ГОСТ Р51379-99 «Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов»). Энергетические паспорта можно условно классифицировать на паспорта энергоснабжающих организаций, административных или жилых зданий, промышленных предприятий.
Энергетический паспорт на здание должен составляться лишь при возведении или реконструкции здания. Такой паспорт, являясь неотъемлемой частью пакета проектной и приемо-сдаточной документации, выполняется на основании только проектной документации. В остальных случаях для всех промышленных объектов, муниципальных и бюджетных организаций требуется составление энергетического паспорта организации на основании обследования, включающего все объекты недвижимости, находящиеся в собственности или
арендуемые организацией: котельные, трубопроводы и автотранспорт, состоящий на балансе обследуемой организации.
Срок получения энергопаспорта был установлен, как отмечалось ранее, до 31.12.2012. Далее — не реже чем один раз в пять лет. Организации, которым следует иметь энергетический паспорт в обязательном порядке, определены Федеральным законом [10]:
- все государственные и муниципальные организации и организации, в которых есть хотя бы небольшая доля государственной собственности (это могут быть детские сады, больницы, поликлиники, школы, государственные учреждения, суды, министерства и т. д.);
- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (коммунальные организации, монополии и т. д.);
- коммерческие организации, совокупные затраты которых на энергоресурсы превышают 10 млн руб. в год;
- организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу нефти, угля и т. д.
Энергетический паспорт регистрируется в Министерстве энергетики Российской Федерации. Для этого организация, проводившая энергоаудит, направляет копию энергетического паспорта в саморегулирующую организацию (СРО), членом которой она является. Однако до сих пор действие данного законодательного акта на практике весьма ограничено. Так, по данным Минэнерго России, из 38 тыс. энергопаспортов, поступивших на проверку в 2012 г., принято менее 2 тыс. Основной причиной возврата на доработку остальных являются неверные данные.
Форма энергопаспорта установлена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.04.2010 № 182 [7]. Совокупность информации, которую содержит правильно составленный энергетический паспорт, следующая:
- обобщенная информация по предприятию, подлежащему энергоаудиту;
- данные об уровне оснащенности приборами учета, среди которых теплосчетчики, водосчетчики, счетчики газа и электрической энергии;
- данные о количестве потребляемых энергоресурсов;
- информация об эффективности потребления предприятием энергоресурсов;
24
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРЪЯ -и ЪР/ГКЖЪХА
ENERGIEAUSWEIS,о,
9+mlft $$ 16 If. Cn*rgl*«lrapjiv«>ordnung (EnEV)
CuM»bh: 25.04.2017
О
Gebäude
MefirfamiHentous
Mrttte Musters*. 123,12345 Musterstadt
Vorderhaus
1928
1982
ÄAI*W4VeAAWrt)»ft 9
c*<>>»i*e«ofu<wi*j 575 nv
Krixt linWdl^ tfc» fA*f{>44Vl<i!»l
О w«utdü
□ tanritUnfc'VtrfjU
□ U^jlinilNWVJ
^ad<t«nj/Cr««!-. mr»:i
Hinweise zu den Angaben über die energetische Qualität des Gebäudes
&JC+\AI: fr<i^riTrt<»:hci'nilr»r*trin\ Ы-. f fn«r)OichcC«b>»4<nat^tkhcrocA <a intV
w i», ¿w Г> ¿«л yt)KV.>.»n«CX»V«|l«<t#WU «Я*» Vws(fk^ton»tjMHnrtrtiuiMU»9m- »»ftt
I» w V «4ÜOW i v»V vif » vwilg
О CW»(«ir^^iMii «л!NiifjU,+* Iiirackft
Hinweise 2ur Verwendung des Energieausweises
Счг friMji'^Uini<!♦>! UdjVh fti )4.члчХКА ОмM}X»r.i4 (4w£+MafMt«litf**<»<* H<d»! oX
Ьсхск^гх?tn Gcbi»j<(«J. De 1лп91 <H M irfjr jci«^. «тэт ¿bwidiip-joi V<i-yо<1 .-wl Cttij^M i «
Paul Musterm&nn li^nioyrMro Mus'Cfmanft Musiefstraae45 12345 м^шлй:
Uvtrttfitf i i}«fA«in*a* i
ENERGIEAUSWEIS,„»v«,^.
Otmie d»n fä 16 ff. £nw.jlt*in«>M\<erc>r«inung (MV)
Berechneter Energiebedarf des Gebäudes ©
Energiebedarf
CC.-Cnuvw 51.0 [W-'J.Q W^ 228,4 ультпчг/
r 1
0 « t» 1» ко «о ко ко
t_ J
А 227,5 nvt.trrpjj
■ PiirnJe <f»«gV) N<larf 'Gtwm!»ntffli««fTai«fU"
Nachweis der Einhaltung des § 3 oder § 9 Abs. 1 EnEV*
227,5 1.30
МУ4ММКАЛ}*ЖТ 113,4 iwrow») 0,65
Endenergiebedarf
Sonstige Angaben
ГинО^кМ AnMiifl Гм;1>>о»(9Л9г
UnMtA« [no^ewrxfyÄTniliTMiornim О H«iT>3 OW.irwu«
□ UJKUMJ О »¿ДЯл}
Lufcixvyitrcfft Oii 1С/«Wj I Лг<Ъ q D
Vergleichswerte Endenergiebedarf
///ff ff ff.
£ ^ J 8 J &
Erlauterungen гит Berechnungsverfahren
tnrre«iH« Пая*] MAjeiW
trog« H »Я 2
0.0 as ,13
40.1 i i
щи ttftMIMninWl ftKIHiNMUAlDblUiMMUV
Рис. 3. Форма энергетического паспорта (Германия)
- информация о потерях транзитных топливно-энергетических ресурсов, а также программы, направленные на их минимизацию;
- предложения по сбережению энергоресурсов и анализ мер по предполагаемой экономии;
- перечень лиц, назначенных ответственными за проведение реализации программы по повышению энергоэффективности.
В соответствии с показателями энергетической эффективности объекта определяется его класс энергоэффективности. На практике данная форма выглядит как таблица, занимающая три страницы формата А4, наполненная показателями, понятными только специалисту. Для сравнения: паспорта энергоэффективности зданий в Германии содержат лишь основные данные по энергопотреблению и снабжены маркировкой класса энергоэффективности (рис. 3).
Сочетание требований обязательного наличия паспорта энергоэффективности жилых зданий и его информативности для рядового потребителя (собственника, квартиросъемщика, покупателя) позволя-
ет активировать чисто экономические стимулы для дальнейшего повышения энергоэффективности как путем внедрения систем энергоменеджмента, так и путем технологических усовершенствований.
Для определения наиболее информативных показателей энергоэффективности, которые можно рекомендовать к включению в паспорт энергоэффективности жилого здания, в течение трех зимних месяцев 2012—2013 гг. автором исследовалась структура ресурсопотребления (электроэнергия, вода, газ) и структура коммунальных платежей жилых объектов трех различных типов, наиболее распространенных на Юге России (Краснодар и Краснодарский край): индивидуальных домов, квартир в многоквартирных новых домах, построенных по новым технологиям (2009—2010-х гг. ввода в эксплуатацию) и квартир в многоквартирных старых домах (1960—1970-х гг. ввода в эксплуатацию), построенных без учета требований к ресурсосбережению.
Во всех обследуемых жилых помещениях установлены приборы учета потребления воды и приборы
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж80Р7& Ъ ЪРЖтсХА
25
80
70
60
50
40
30
20
10
75
68
69
17
4 4
20
4
21
5 5
Декабрь 2012 г. Газ I
Электроэнергия |
Январь 2013 г.
Вода холодная
Февраль 2013 г. Вывоз мусора
Рис. 4. Структура коммунальных платежей в индивидуальных домах, %
40
35
30
25
20
15
10
Декабрь 2012 г. | | Отопление I | Холодная вода |
Январь 2013 г. Содержание Электроэнергия
Газ 1111111 Канализация
Рис. 5. Структура коммунальных платежей за квартиру в старых многоквартирных домах, %
учета потребления электроэнергии. В индивидуальных домах установлены приборы учета потребления природного газа. Усредненная структура коммунальных платежей представлена на рис. 4.
В обследуемых квартирах старых многоквартирных домов учет потребления газа осуществляется по нормативам (газового счетчика нет) исходя из расчета 11,3 м3 на одного проживающего человека. При этом природный газ используется только для приготовления пищи (газовая плита). Учет тепловой энергии также осуществляется исходя из норматива
0,79 Гкал на 1 м2 общей площади квартиры. Общедомовых приборов учета тепловой энергии нет. Тариф на электроэнергию составляет 3,23 руб. /кВтч. Структура коммунальных платежей приведена на рис. 5.
В обследуемых квартирах из новых многоквартирных домов природный газ не используется (установлены электрические плиты). Учет тепловой энергии осуществляется по общедомовым приборам учета, показания которых распределяются пропорционально площади квартир. Поэтому существует вариативность тарифов на отопление. Кроме того, в зависимости от среднемесячной температуры варьируется тариф на нагрев воды. Тариф на электроэнергию составляет 2,26 руб. /кВтч. Обобщенная структура коммунальных платежей приведена на рис. 6.
Сравнивая данные, представленные на рис. 5—7, можно заметить, что доля платежей за отопление в индивидуальных домах (как основная часть платежей за газ) и в новых многоквартирных домах изменяется в зависимости от среднемесячной температуры окружающей среды. Максимальная разница в индивидуальном доме составляет 7 %, а в новом многоквартирном доме — 11 %. Доля платежей за отопление в старых многоквартирных домах остается практически на одном уровне вне завивисмости от температуры окружающей среды. Сопоставляя данные о среднемесячной температуре воздуха (2,3; 4,5; 5,7°С соответственно в декабре, январе и феврале) с размером долей платежей за отопление в общем объеме коммунальных платежей, можно сделать вывод о том, что наиболее адекватно отражают изменения температуры окружающей среды данные по индивидуальным домам, тогда как данные по многоквартирным домам могут говорить о слабом оперативном управлении процессами теплоснабжения.
Разница в структуре ресурсопотребления в исследуемых типах жилых помещений не позволяет
Февраль 2013 г.
Горячая вода Вывоз мусора
8
0
5
0
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те чемкюехА
45
40
35
30
25 -
20
15 -
10 -
Декабрь 2012 г.
I I Отопление | I | Холодная вода [
Январь 2013 г. Февраль 2013 г.
Содержание 7771 Электроэнергия ЩЭ Горячая вода Газ ||!I!111 Канализация НИЩ Вывоз мусора
Рис. 6. Структура коммунальных платежей за квартиру в новых многоквартирных домах, %
Декабрь 2012 г. Дом ^
Январь 2013 г. Квартира в новом доме
Рис. 7. Потребление электроэнергии на 1 м2 общей площади, кВт-ч
провести прямое сопоставление размеров потребляемых основных ресурсов — воды, электроэнергии, природного газа и тепловой энергии. Однако, учитывая тот факт, что базовые тарифы на различные виды основных ресурсов (холодная вода, частично электроэнергия, природный газ) и услуги одинаковы для всех типов жилых помещений, можно провести косвенное сопоставление объемов потребляемых ресурсов по платежам за все виды ресурсов услуг в расчете на единицу жилой площади помещения. Для исследования отбирались жилые помещения с равным количеством проживающих в них (3 чел.), а платежи за содержание жилья, перечисляемые
собственниками квартир в многоквартирных домах управляющим компаниям, были исключены из общей суммы.
Наиболее дорогим является содержание 1 м2 квартиры в старом многоквартирном доме. Удорожание происходит преимущественно за счет высокой доли платежей за электроэнергию (в натуральном выражении энергопотребление на 1 м2 площади представлено на рис. 7) и стабильно высокой доли платежей за отопление.
Столь существенная разница в объемах потребляемой электроэнергии объясняется тем, что обследуемые индивидуальные дома и квартиры в новых многоквартирных домах были заселены недавно и оснащены более энергоэффективными бытовыми приборами.
Набор показателей энергоэффективности, включаемый в паспорт энергоэффективности, должен быть разным в зависимости от типа жилого помещения. Например, в паспорт для индивидуального дома, отапливаемого с помощью природного газа, обязательно необходимо включать такой показатель, как наличие прибора учета газа. А в паспорт для многоквартирных домов, отапливаемых с помощью центральной теплосети, обязательно необходимо включать показатель наличия приборов учета тепловой энергии. Однако само по себе наличие прибора учета еще не гарантирует оптимального управления процессом теплоснабжения в многоквартирном доме, поэтому в паспорт многоквартирного дома необходимо включать и другие показатели потребления тепловой энергии. В многоквартирных домах, не оборудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии, представляется целесообразной разработка нормативных показателей потребления тепловой энергии в зависимости от среднемесячной температуры окружающего воздуха на основе данных мониторинга температурного режима жилых помещений.
Февраль 2013 г. Квартира в старом доме
5
0
6
5
4
3
2
0
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брпя -и ЪР*?жг(Ъ4
27
Кроме того, в многоквартирных домах возникает проблема управления потреблением ресурсов на общедомовые нужды, которая пока что не решена. Простое распределение платежей за потребленные ресурсы пропорционально площади квартир не является справедливым и не стимулирует управляющие компании и самих жильцов к эффективному управлению процессом ресурсопотребления. Так, в одной из обследуемых квартир в новом многоквартирном доме в декабре распределенный объем электроэнергии на общедомовые нужды составил 116 кВт - ч, тогда как общее энергопотребление квартиры составило 166 кВт-ч. Чем объясняется столь высокое общедомовое потребление электрической энергии, выяснить так и не удалось.
В то же время оборудование индивидуальными приборами учета природного газа квартир в старых многоквартирных домах (и внесение данного показателя в качестве обязательного в паспорт энергоэффективности) также не представляется целесообразным из-за незначительности доли платежей за газ в общем объеме коммунальных платежей и незначительных объемов газа, расходуемых на приготовление пищи. В качестве дополнительного показателя целесообразно включить в паспорт энергоэффективности среднее за год потребление электроэнергии на единицу площади. Этот показатель одновременно свидетельствует как об общем уровне энергоэффективности используемых бытовых приборов, так и о качестве энергоменеджмента.
Проведенное кейс-стади позволяет сделать вывод о том, что детальный анализ структуры платежей за коммунальные услуги в различных типах жилых помещений и конкретных регионах с их уникальными природно-климатическими и социально-экономическими условиями дает реальную возможность построить прогноз потенциальных социально-экономических эффектов от закрепления той или иной системы показателей в стандартах серии ИСО 50000. Максимизация указанных положительных эффектов приводит к одновременному расширению функциональности национальных стандартов (за счет активирования функций по стимулированию инновационной деятельности, регулированию рынков энергетического и энергосервисного высокотехнологичного оборудования) и позволяет использовать их как мощный инструмент реализации государственной экономической политики в области энергоэффективности. Однако при этом разработку конкретных показателей энер-
гоэффективности, их практическую апробацию на предмет создания необходимых экономических и информационных стимулов и оценку генерируемых социально-экономических эффектов целесообразно передать на региональный уровень. Региональные стандарты энергоэффективности в данном случае призваны дополнять и конкретизировать национальные стандарты, образуя с ними единое непротиворечивое нормативно-правовое поле.
Список литературы
1. Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности — http://gisee. т/атйс^^еЫпате/.
2. Ратнер С. В. Возможности адаптации опыта Германии по созданию рамочных условий для промышленного использования инновационных технологий в области энергетики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 43. С. 71—78.
3. Ратнер С. В. Стандартизация и сертификация как инструменты стимулирования развития ветроэнергетики в Китае // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 9. С. 57—64.
4. СемикашевВ. В. Потребление тепловой энергии населением России // Проблемы прогнозирования. 2010. № 4. С. 73—86.
5. О государственной программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 2446-р.
6. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
7. Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования: приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 19.04.2010 № 182.
8. Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р.
9. Об энергосбережении: закон Краснодарского края от 07.08.2001 № 401-КЗ.
10. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ.
28
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖгеЫ