Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПОСТРОЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ «МЯГКОЙ СИЛЫ» И ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ'

ВОПРОСЫ ПОСТРОЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ «МЯГКОЙ СИЛЫ» И ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
19
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«МЯГКАЯ СИЛА» / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ / КИТАЙ / ИНСТИТУТ КОНФУЦИЯ / ИНИЦИАТИВА «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цюй Чан

Автор отмечает, что тенденцией последних лет стало повышение значимости культурного фактора в современных международных отношениях и изменениями в системе межкультурного взаимодействия в современных условиях глобального развития. Культура, образование, язык, культурные и исторические традиции - все это становится сегодня эффективным инструментом распространения влияния государства, как на региональном, так и глобальном уровнях. Культурный диалог в широком смысле создает благоприятные предпосылки для реализации различных интеграционных проектов, что требует новых концептуальных подходов и эффективных стратегий, выработка которых происходит в контексте политики «мягкой силы». Через понимание теоретической основы концепции «мягкой силы» и публичной дипломатии, представленная статья фокусируется на внешней политики Китая, в том числе на деятельности институтов Конфуция, раскрывая их текущий статус развития, их собственные сильные стороны и проблемы в продвижении «мягкой силы», а также возможности и проблемы, с которыми он сталкивается в реализации инициативы «Один пояс - один путь» и распространении китайского языка за рубежом, в странах-партнерах Китая по инициативе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF BUILDING CHINA’S FOREIGN POLICY THROUGH THE PRISM OF “SOFT POWER” AND PUBLIC DIPLOMACY

The author notes that the trend of recent years has been to increase the importance of the cultural factor in modern international relations and changes in the system of intercultural interaction in modern conditions of global development. Culture, education, language, cultural and historical traditions - all this is becoming an effective tool for spreading the influence of the state, both at the regional and global levels. Cultural dialogue in a broad sense creates favorable prerequisites for the implementation of various integration projects, which requires new conceptual approaches and effective strategies, the development of which takes place in the context of the policy of “soft power”. Through understanding the theoretical basis of the concept of “soft power” and public diplomacy, the presented article focuses on China’s foreign policy, including the activities of Confucius Institutes, revealing their current development status, their own strengths and challenges in promoting “soft power”, as well as the opportunities and challenges it faces in implementing “One Belt, One Road” Initiative and the dissemination of the Chinese language abroad, in China’s partner countries on the Initiative.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПОСТРОЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ «МЯГКОЙ СИЛЫ» И ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ»

5.5.4 Международные отношения,

глобальные и региональные исследования

(политические науки)

International Relations, Global and Régional Studies

DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-3-145-151 УДК: 327.8 ГРНТИ: 11.25 EDN: IGYHAF

Вопросы построения внешней политики Китая через призму «мягкой силы» и публичной дипломатии

Цюй Чан ©

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Е-таН:Б1:073275@Б1^еп1.БрЬи.ги

Аннотация. Автор отмечает, что тенденцией последних лет стало повышение значимости культурного фактора в современных международных отношениях и изменениями в системе межкультурного взаимодействия в современных условиях глобального развития. Культура, образование, язык, культурные и исторические традиции - все это становится сегодня эффективным инструментом распространения влияния государства, как на региональном, так и глобальном уровнях. Культурный диалог в широком смысле создает благоприятные предпосылки для реализации различных интеграционных проектов, что требует новых концептуальных подходов и эффективных стратегий, выработка которых происходит в контексте политики «мягкой силы». Через понимание теоретической основы концепции «мягкой силы» и публичной дипломатии, представленная статья фокусируется на внешней политики Китая, в том числе на деятельности институтов Конфуция, раскрывая их текущий статус развития, их собственные сильные стороны и проблемы в продвижении «мягкой силы», а также возможности и проблемы, с которыми он сталкивается в реализации инициативы «Один пояс - один путь» и распространении китайского языка за рубежом, в странах-партнерах Китая по инициативе.

Ключевые слова: «мягкая сила», культурная политика, публичная дипломатия, общественная дипломатия, Китай, Институт Конфуция, инициатива «Один пояс - один путь»

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Цюй Чан. Вопросы построения внешней политики Китая через призму «мягкой силы» и публичной дипломатии // Социально-политические науки. 2023. Т. 13. № 3. С. 145-151. DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-3145-151. EDN: ^НДР

DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-3-145-151

Issues of Building China's Foreign Policy Through the Prism of "Soft Power" and Public Diplomacy

Qu Chang ©

St. Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract. The author notes that the trend of recent years has been to increase the importance of the cultural factor in modern international relations and changes in the system of intercultural interaction in modern conditions of global development. Culture, education, language, cultural and historical traditions - all this is becoming an effective tool for spreading the influence of the state, both at the regional and global levels. Cultural dialogue in a broad sense creates favorable prerequisites for the implementation of various integration projects, which requires new conceptual approaches and effective strategies, the development of which takes place in the context of the policy of "soft power". Through understanding the theoretical basis of the concept of "soft power" and public diplomacy, the presented article focuses on China's foreign policy, including the activities of Confucius Institutes, revealing their current development status, their own strengths and challenges in promoting "soft power", as well as the opportunities and challenges it faces in implementing "One Belt, One Road" Initiative and the dissemination of the Chinese language abroad, in China's partner countries on the Initiative.

Key words: "soft power", cultural policy, public diplomacy, public diplomacy, China, Confucius Institute, Belt and Road Initiative

FOR CITATION: Qu Chang. Issues of Building China's Foreign Policy Through the Prism of "Soft Power" and Public Diplomacy. Sociopolitical Sciences. 2023. Vol. 13. No. 3. Pp. 145-151. (In Rus.) DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-3-145-151. EDN: IGYHAF

V_/

Одним из ведущих трендов современного мирового развития являются процессы регионализации и региональной интеграции в различных областях: от политической и экономической до социальной и культурной. В этом контексте повышается значимость языкового фактора, как одного из важнейших, которые обеспечивают региональную и межрегиональную сплоченность. Сегодня это не только инструмент общения, позволяющий странам понимать друг друга, но и важная часть национальной «мягкой силы» и региональной интеграционной политики государств.

Крупнейшим интеграционным проектом Китая стала, представленная китайским руководством в 2013 г., инициатива «Один пояс - один путь», которая предполагает содействие «экономическому процветанию и региональному экономическому сотрудничеству, укреплять обмен и взаимное обучение между цивилизациями, содействовать миру и развитию всего мира, что является великим делом на благо народов государств всего мира» [1]. Согласно тексту документа одной из основополагающих основ реализации инициативы должно стать «укрепление близости между народами», в связи с чем «необходимо развитие духа "дружбы и сотрудничества" Шелкового пути, расширение культурного, научного обменов и обмена кадрами, сотрудничества между СМИ, связей между женщинами и между молодежью, волонтерских услуг и т.д. для того, чтобы заложить прочную общественную основу

для углубления двустороннего и многостороннего сотрудничества» [1]. В 2017 г., спустя четыре года, китайский лидер См Цзиньпин в своей речи в Пекине снова подчеркнул важность гуманитарной составляющей в реализации инициативы, определив в качестве одной из задач - «взаимное соединение людских сердец» (миньсинь сянтун). Однако на пути к достижению данной цели Китай часто сталкивается с так называемой «мягкой силой сопротивления» [4], что находит свое проявление в том, что этот проект охватывает страны разных регионов: Центральную Азию, Юго-Восточную Азию, Ближний Восток, Европу и Восточную Африку, представленные различными культурами [9], часто кардинально отличными и в каком-то смысле далекими от китайской. Подобные различия в культуре и менталитете создают сложности в кросс-культурном экономическом и торговом обмене, что на практике серьезно мешает беспрепятственному осуществлению Инициативы.

На сегодняшний день практически все ведущие государства мира, включая Китай, обращаются в своих внешнеполитических стратегиях к «мягкой» силе, публичной дипломатии и ее различным формам: культурной, научной, спортивной и т.д. Во многих странах сегодня активно создаются и эффективно работают национальные профессиональные организации по распространению языка и культуры в мире: например, Институт Гете, Альянс Франсэз, Институт Сервантеса,

Британский совет, Итальянский институт культуры, Центр русского языка и др., которое с каждым годом все активнее играют роль в том числе в мирополитиче-ских процессах. Распространением китайской культуры за рубежом занимается Институт Конфуция, который является важной частью политики распространения китайского языка и культуры в Китае, а также играет важную роль в реализации стратегии укрепления национальной культуры, что напрямую соотносится с национальными интересами КНР и является стратегической задачей для развития КПК и государства. Сегодня Институт Конфуция представляет собой успешную модель реализации китайской политики «мягкой» силы. Они стали платформой для публичной и общественной дипломатии Китая и национальной «мягкой силы», способствуя образовательным и культурным обменам и сотрудничеству между Китаем и зарубежными странами, развивая дружеские отношения с зарубежными странами, а также способствуя обмену и взаимной оценке различных цивилизаций по всему миру.

Возвращаясь к проблемам межкультурной коммуникации стран, участвующих в Инициативе «Один пояс - один путь», следует отметить, что Институты Конфуция являются важным инструментом реализации глобальной стратегии китайского правительства, движущей силой для продвижения китайских региональных инициатив путем предоставления обучения китайской культуре и языку и обмена информацией [10]. Деятельность Институтов Конфуция напрямую направлена на создание благоприятных социокультурных условий для реализации инициативы «Один пояс -один путь», обеспечивая также благоприятный климат для деятельности китайских предприятий в разных странах, обеспечивая тем самым их выход на международный рынок.

По мере того, как китайский язык и культура становятся все более популярными в мире, интерес к китайскому языку растет и среди российских граждан. Популяризация китайской культуры и китайского языка в Санкт-Петербурге, втором по величине городе России и центре северо-западной части страны, особенно важна, поэтому важным и актуальным представляется анализ деятельности Института Конфуция в городе Санкт-Петербурге.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» КИТАЯ»

Известно, что в начале 1990-х гг. профессор Гарвардского университета Джозеф Най-мл. разработал концепцию «soft power» или «мягкой силы». Развитие теории «мягкой силы» происходило постепенно, начиная с введения концепции «мягкой силы» в период 1977-1990 гг. до начала 2000-х гг., когда Джозеф Най-мл. опубликовал книгу «Мягкая сила: средство достижения успеха в мировой политике» (2004), которая представляет собой систематическую интерпретацию концепции «мягкой силы», а в 2006 г. Дж. Най-мл. опубликовал статью «Мягкая сила переосмыслена», отвечая на некоторые критические замечания, сформировавшиеся в научном дискурсе к тому моменту.

Согласно подхода Дж. Ная-мл., «мягкая сила» представляет собой способность одного государства достигать своих целей, оказывая влияние на действие других

и заставляя их действовать в желательном направлении, посредством привлекательности и/ или убеждения, а не с помощью принуждения или подкупа» [7]. Она опирается на использование нематериальных ресурсов, в числе которых: культура, убеждения, образование, ценности, привлекательность политической системы. Можно сказать, что «мягкая сила» используется для развития позитивного образа страны за рубежом. При этом «мягкая сила» государства по Дж. Наю-мл. включает три главных компонента:

• культура страны (наиболее привлекательные моменты);

• политические ценности, доминирующие в данном обществе (следование этим ценностям во внутренней и внешней политике);

• внешняя политика, осуществляемая данным государством (законность и соответствие морали) [6].

Концепция «мягкой силы» Дж. Ная-мл. стала базовой для многих национальных школ международных отношений, но со временем стали появляться и национальные интерпретации концепции «мягкой силы». В их числе китайская интерпретация. Сегодня за счет высоких темпов экономического развития актором «мягкой силы» становится Китай.

Древняя история Китая, его богатая культура и философские традиции рассматривается большинством китайских экспертов в качестве ценного источника китайской «мягкой силы». В конфуцианстве, буддизме и даосизме, учениях, оказавших колоссальное влияние на формирование китайского культурного кода, существуют принципы, провозглашающие превосходство «мягкого» над «жестким». Система ценностей этих религиозно-философских учений основана на представлениях о гармоничном существовании человека. Некоторые исследователи полагают, что традиционные китайские ценности, такие как приоритет человека, гармония между человеком и природой, представления о гармоничном обществе и гармоничном мире, могут обеспечить альтернативу западным ценностям [9].

Можно выделить следующий спектр инструментов реализации политики «мягкой силы». Так ключевыми характеристиками «культурной «мягкой силы» являются:

1) традиционный культурный ресурс с высокой степенью привлекательности.

2) богатые китайские ресурсы.

3) позитивный национальный имидж и активная внешняя политика.

Мягкая сила это в первую очередь привлекательность страны для других и важный элемент в формировании собственной харизмы страны как на международной, так и на внутренней арене. Наиболее эффективным способом воплощения этой концепции «мягкой силы» в конкретную практику является публичная дипломатия. Развитие публичной дипломатии было обусловлено общим контекстом времени и рядом других факторов. Например, растущая взаимозависимость между странами по мере развития глобализации; потеря прежней монополии государства на информацию благодаря быстрому развитию информационных и коммуникационных технологий; растущее участие широкой общественности в политической жизни государства и ее влияние на формулирование внешней политики государства и так далее.

Однако как теоретический уровень доктринальной интерпретации, изучение публичной дипломатии, которое началось после окончания Второй мировой войны, сосредоточилось в основном на Соединенных Штатах. Хотя ряд стран мира с ранних лет занимались практикой, связанной с публичной дипломатией, общепризнано, что публичная дипломатия как термин, имеющий конкретное значение в области международных отношений, впервые был введен в 1965 г. профессором Эдмундом А. Каллионом, деканом Флетчерской школы права и дипломатии Университета Тафтса, когда школа создала Центр Эдварда Марроу по изучению публичной дипломатии. Публичная дипломатия направлена на то, чтобы влиять на формулирование и реализацию внешней политики правительства, направляя общественное отношение. В основе публичной дипломатии лежит поток информации и идей через границы [12]. Первоначальное определение общественной дипломатии Гуриона было довольно широким, но он особенно подчеркивал важность двух измерений общественной дипломатии, «информации» и «идей», в обмене идеями. На самом деле, с момента появления концепции публичной дипломатии ее восприятие находится в процессе постепенной эволюции и углубления, как на официальном уровне, так и в академических кругах. Имея это в виду, американский ученый Бернард Рошко утверждает: «Публичная дипломатия подобна слону, которого пытаются описать слепые, и то, как они описывают это чудовище, зависит только от того, к какой его части они прикасаются [11]. Публичная дипломатия выступает за взаимодействие «информации» и «идей» в попытке построить послание, которое страна хочет передать в глазах иностранной общественности. С точки зрения неразрывной связи между публичной дипломатией и мягкой силой, публичная дипломатия, по сути, является основным теоретическим качеством мягкой силы; более того, поскольку концепция мягкой силы получает все большее признание и расширение, публичная дипломатия часто рассматривается как эффективный и устойчивый способ демонстрации роли мягкой силы. Благодаря коммуникации и обмену в рамках публичной дипломатии можно распространять информацию среди иностранной общественности, рекламировать внешнюю политику, обмениваться идеями, распространять национальные концепции, направлять общественное мнение и формировать международный имидж. Это может всесторонне продемонстрировать и усилить мягкую силу внедряющей страны, что способствует созданию, поддержанию и усилению международного влияния внедряющей страны, тем самым влияя на волю и политическое поведение других стран и в конечном итоге реализуя собственные стратегические дипломатические намерения и национальные стратегические интересы. Эта теория «мягкой силы», воплощенная в публичной дипломатии, дает ей уникальное преимущество перед традиционной дипломатией в преследовании, реализации и защите национальных интересов. С помощью мощного оружия публичной дипломатии страна-исполнитель может не только в полной мере продемонстрировать иностранной общественности «жесткую» сторону своей сильной национальной власти, но и заставить элиту и широкую общественность других стран

понять и тонко идентифицировать «мягкую» сторону своих социокультурных ценностей. В XXI в., с приходом глобализации, природа, характеристики, форма и роль государственной власти претерпевают исторические и глубокие изменения. Прежде всего, отношения между интересами государств становятся все более тесными и сложными, демонстрируя симбиоз зависимости и ограничений, сотрудничества и конкуренции, и поддержание и развитие национальных интересов не может просто полагаться на силу, но должно также стремиться к сотрудничеству, разрешать конфликты сотрудничеством, сдерживать конфликты сотрудничеством и стремиться к беспроигрышной ситуации. В то же время, национальная безопасность перешагнула границы времени и пространства, безопасность является более целостной, всеобъемлющей и интерактивной, чем когда-либо прежде, а традиционные и нетрадиционные угрозы переплетаются. В эпоху глобализации поддержание национальных интересов и безопасности с помощью одной лишь «жесткой силы» сталкивается с растущими ограничениями, и результатом может стать проигрышная ситуация. В таких обстоятельствах, как правило, использовать «мягкую силу» для более эффективного обеспечения сложных национальных интересов и безопасности и реализации национальной дипломатической стратегии, стало актуальным предметом изучения в области международной политики. С ростом глобализации и усилением взаимозависимости международного сообщества власть в традиционном смысле вряд ли так эффективна, как раньше, а «мягкая сила» (soft power) все больше становится важным элементом и важным средством повышения международной конкурентоспособности страны. В настоящее время, несмотря на большие различия в ресурсах мягкой силы, которыми обладают страны мира, все они придают большое значение роли мягкой силы и ставят построение мягкой силы на национальную повестку дня. Как усилить «мягкую силу» страны стало главной стратегической целью всех стран, особенно крупных держав, и это особенно важно для Китая, который находится на подъеме. Одним из важных средств построения «мягкой силы» современного Китая является полноценное использование роли общественной дипломатии для повышения внимания, привлекательности и влияния нашей страны. В последние годы китайская публичная дипломатия прилагала усилия, чтобы постоянно доносить голос Китая до внешнего мира, опровергать искаженные сообщения о Китае и представлять позитивный - и доступный - национальный образ Китая, и добилась определенных успехов, которые внесли большой вклад в укрепление «мягкой силы» Китая, позволив повысить:

1) внимание мировой общественности к Китаю посредством ежедневного общения;

2) способность позитивно продвигать Китай.

Растущая экономическая и военная мощь Китая,

несомненно, поставила его в центр внимания в Восточной Азии и во всем мире. Однако такое повышенное внимание не всегда означает, что ему отдают предпочтение и следуют ему, а иногда оно может вызвать беспокойство у более слабых стран, которые могут отдалиться от центра или перестать следовать международным правилам и повесткам дня, инициированным

центром. Отчасти это является причиной «теории китайской угрозы». Поэтому одной из важных миссий публичной дипломатии является повышение способности представлять положительный образ страны иностранцам и увеличивать близость страны с ними.

С быстрым развитием Китай все чаще становится объектом внимания Запада, но это внимание осуществляется в основном через СМИ. В конце концов, большинство жителей Запада вряд ли посетят Китай, чтобы узнать о нем лично.

Из-за идеологических различий и различных субъективных факторов большинство западных СМИ долгое время освещали Китай в преимущественно негативном свете, что сформировало у западной общественности негативный образ Китая как угрозы интересам безопасности Запада. Запад первым раздул «теорию китайской угрозы», а позже, из-за территориальных и геополитических споров, к ней присоединились и некоторые соседние страны.

Поэтому для Китая, который активно стремится к мирному подъему и стремится к великому омоложению китайской нации, роль публичной дипломатии заключается не только в отстаивании национальных интересов, но и в формировании имиджа страны и завоевании доверия и признания иностранной общественностью растущей мощи страны. Китайская общественная дипломатия должна основываться на собственных национальных условиях, опираться на успешный опыт зарубежных стран и изучать эффективные модели общественной дипломатии с китайскими особенностями. В настоящее время Китай переживает критический период модернизации и развития своей экономики и общества, а также чувствительный период, когда его всеобъемлющая национальная мощь неуклонно растет, а его международный статус становится все более заметным. На международном уровне, по мере того как Китай все больше интегрируется в международное сообщество для того, чтобы занять благоприятное положение на международной арене и еще больше усилить свой международный дискурс и влияние, необходимо, чтобы народы мира действительно понимали Китай, а для этого необходимо, чтобы публичная дипломатия играла более значительную роль.

На внутреннем уровне, исходя из вышеупомянутого углубленного анализа концепции мягкой силы и практики публичной дипломатии, единственным способом полностью мобилизовать не имеющие аналогов ресурсы «мягкой силы» Китая и повысить потенциал китайской публичной дипломатии в относительно короткий период времени и относительно быстрыми темпами является создание более комплексной системы китайской публичной дипломатии со стратегической точки зрения мягкой силы, чтобы лучше реализовать, поддерживать и это позволит Китаю лучше реализовать, защитить и расширить свои национальные интересы.

«ИНСТРУМЕНТЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ» КИТАЯ»

Исследователи [5] выделяют следующие направления китайской политики «мягкой силы»: • распространение и популяризация китайского языка за рубежом;

• продвижение традиционной и современной культуры Китая;

• образовательные обмены и контакты;

• развитие научно-технического сотрудничества;

• развитие публичной и общественной дипломатии («дипломатия пинг-понга», «стадионная дипломатия», «дипломатия панд» и др.).

Следует отметить, что китайское руководство использует различные инструменты в реализации политики «мягкой силы»:

1) организация и проведение регулярных культурных мероприятий (в числе которых, годы, недели и дни китайской культуры в разных странах);

2) образовательные международные обмены, приглашение иностранных студентов в китайские вузы, участие в совместных грантах, совместные с зарубежными учеными публикации и пр.;

3) инвестиционная политика Китая, оказание финансовой помощи и поддержки странам-партнерам;

4) публичная дипломатия;

5) общественная дипломатия;

6) создание сети специализированных организаций -институтов Конфуция.

Используя все вышеперечисленные инструменты в той или иной степени, правительство КНР стремится воздействовать на международное сообщество с целью создать дружественный, позитивный образ страны. Стремясь преодолеть негативные последствия идеи «китайской угрозы», КНР стремится показать, что является ответственным членом международного сообщества.

С быстрым экономическим развитием Китая его отношение несколько изменилось - государство пришло к пониманию того, что традиционная китайская культура обладает определенной глобальной привлекательностью, но отрицает культурное развитие, достигнутое после основания Нового Китая.

КОМПОНЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В ИНИЦИАТИВЕ «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ»

Наряду с экономическими выгодами «Китай ставит целью получение с помощью инструментов «мягкой силы» понимания и признания народами стран Нового шелкового пути значимости проекта, а также формирование общественного мнения и социальную поддержку регионального и глобального сотрудничества» [2]. Применение инструментов «мягкой силы» позволяет разрешить многие проблемы кросс-культурной коммуникации стран-участниц китайской Инициативы. По мнению исследователей, ресурсы «мягкой силы» инициативы «Один пояс - один путь» включают в себя: общий язык (китайский язык и его распространение); идеи и ценности китайской цивилизации (гармония, «мирное развитие» и «взаимная выгода»); глобальное управление новой модели с китайским стилем: «Один пояс - один путь» как «новая стратегия регионального сотрудничества, направленная на реализацию обоюдного выигрыша и совместного использования экономических выгод путем взаимосвязи, взаимного доступа и создания «Сообщества единой судьбы», что и считается новой, более сбалансированной моделью глобального управления, предложенной КНР [3].

Институт Конфуция, в качестве одного из институтов «мягкой силы» Китая, распространяет китайскую культуру и вносит вклад в строительство и развитие «Пояса и пути».

Следует отметить, что Россия является одним из ключевых партнеров Китая в реализации инициативы «Один пояс - один путь», в рамках которого Китай и Россия начали всестороннее стратегическое сотрудничество в различных областях, таких как энергетика, строительство инфраструктуры, финансы, гражданская авиация и военное дело. Роль Институтов Конфуция в этой связи необходима для того, чтобы обеспечить платформу для обменов и публичности, предоставить языковые услуги и поддержку талантов, а также создать благоприятную атмосферу для иностранного сотрудничества. Это требует от нас повышения способности продвигать, распространять и эксплуатировать индустрию культуры. Создание Институтов Конфуция - это опыт, который стоит повторить. Согласно официальным данным, по состоянию на октябрь 2021 г. Китай создал более 1500 институтов и классов Конфуция в 159 странах в рамках китайско-иностранного сотрудничества и обучил в общей сложности более 13 миллионов студентов всех специальностей. Более 4000 университетов открыли факультеты, специальности и курсы китайского языка, и более 75 000 общеобразовательных начальных и средних школ, китайских школ и учебных заведений предлагают курсы китайского языка. Согласно неполным статистическим данным, в настоящее время более 25 миллионов человек изучают китайский язык во всем мире, а общее число изучающих и пользователей приближается к 200 миллионам. Важно продвигать дипломатическую концепцию «Гармоничный мир». Китай, находящийся на подъеме, нуждается в понимании и поддержке международного сообщества, и более того, ему необходимо расширять сотрудничество в общении с миром для достижения взаимной выгоды и беспроигрышной ситуации. Передовые дипломатические концепции могут не только расширить международный дискурс Китая и повысить международную привлекательность китайских идей, но и сделать китайскую дипломатию более убедительной, что позволит Китаю постоянно добиваться понимания и поддержки международного сообщества и позволит Китаю завоевать инициативу в международном ландшафте и строительстве международного порядка.

ВЫВОДЫ

Более глубокое понимание позитивной и динамичной роли «мягкой силы» и публичной дипломатии необходимо постоянно укреплять в Китае, начиная с официального уровня и заканчивая частным сектором. Публичная дипломатия, как мощное дополнение

ЛИТЕРАТУРА

1. Видение и действие, направленные на продвижение совместного строительства «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века» // Официальный сайт посольства Китайской Народной Республики в Российской Федерации, 04.23.2015. URL: http ://ru .china-embassy, gov. cn/ru s/j mhz/j mhz 1/201504/ t20150423_3149325.htm (дата обращения: 02.06.2023).

и выход за рамки традиционной дипломатии, может играть позитивную и динамичную роль в полной демонстрации мягкой силы страны.

Поэтому, не преувеличивая полезность «мягкой силы» и публичной дипломатии, необходимо сделать публичную дипломатию новой идеей дипломатии со стратегическим видением и стремиться культивировать благоприятную для нас политическую экологию в других странах, сосредоточившись не только на культивировании двустороннего взаимодействия и коммуникации среди широкой общественности, но и на руководстве культивированием «рынка идей» среди элиты для создания «эффекта перелива», тем самым существенно улучшая имидж страны и создавая более широкое пространство для национального развития. Это существенно улучшит имидж страны и создаст более широкое пространство для национального развития.

На уровне институционального становления необходимо ускорить темпы улучшения. Механизм управления китайской общественной дипломатией должен быть усовершенствован и, если необходимо, следует рассмотреть вопрос о создании специального функционального органа, ответственного за общую работу китайской общественной дипломатии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несомненно, что благодаря тысячелетней истории и культуры Китай обладает значительными ресурсами мягкой силы, как существующими, так и доступными, которые должны быть еще более обогащены и расширены путем построения соответствующей системы. В последние годы Китай создал сотни «Институтов Конфуция» во многих странах мира для обучения иностранцев китайскому языку. Это, несомненно, хорошая попытка, но мы не должны останавливаться на поверхностном уровне распространения китайского языка за рубежом, а стремиться расширить его на более глубоком уровне и внести целенаправленные коррективы в соответствии с новой ситуацией.

В процессе двусторонней интерактивной публичной дипломатии необходимо также уделять большое внимание «интернационализации» и «объективизации» методов коммуникации. Мейнстрим китайской культуры и идеологии, несомненно, соответствует основным условиям страны, но в процессе коммуникации с внешним миром в той или иной степени проявляются недостатки шаблонности, концептуальное™ и грубости. Вопрос о том, как помочь иностранной аудитории лучше понять Китай или даже в такой форме, которая им понравится, - это вопрос, который необходимо изучить, а иногда даже изменить китайское мышление и внести целевые коррективы в свете новой мировой ситуации.

REFERENCES

1. Vision and action aimed at promoting the joint construction of the Silk Road Economic Belt and the XXI Century Maritime Silk Road. Official website of the Embassy of the People's Republic of China in the Russian Federation. 04.23.2015. URL: http://ru.china-embassy.gov.cn/rus/jmhz/ jmhzl/201504/t20150423_3149325.htm (data of accesses: 06.02.2023).

2. Лай Л. «Мягкая сила» Китая в реализации инициативы «Один пояс - один путь»: медийный дискурс // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2018. № 1. С. 106-109.

3. Лю Ц. «Один путь - один пояс» - это путь участия Китая в глобальном управлении. URL: http://world.people.com. cn/nl/2016/1126/cl002—28897749.html (дата обращения: 02.06.2023).

4. Лю Д., Ван М. «Один пояс - один путь»: путь «путешествия на Запад» мягкой силы Китая // Цзянхань луньтань. 2016. №6. С. 48-52. (На кит.)

5. Михневич С.В. Панда на службе Дракона: основные направления и механизмы политики «мягкой силы» Китая // Вестник международных организаций. 2014. Т. 9. № 2. С. 95-129.

6. Най Дж-мл. Будущее власти / пер. с англ. В.Н. Верченко. М.: ACT, 2013.444 с.

7. Песцов С.К., Бобыло A.M. «Мягкая сила» в мировой политике: проблема операционализации теоретического концепта» // Вестник Томского государственного университета. История. 2015. №2(34). С. 108-114.

8. Glaser B.S., Murphy М.Е. Soft power with Chinese characteristics. The ongoing debate I I Chinese soft power and its implications for the United States. 2009. Pp. 10-26.

9. Liu M., Su C., Wang F., Huang L. Chinese cross-border M&As in the "One Belt and One Road" countries: The impact of Confucius Institutes Ц China Econ. Rev. 2020. No. 61. P. 101432.

10. Lien D., Oh C.H., Selmier W.T. Confucius institute effects on China's trade and FDI: Isn't it delightful when folks afar study Hanyu? // Int. Rev. Econ. Financ. 2012. No. 21. Pp. 147-155.

11. Star R.F. (ed.) Public diplomacy. USA versus USSR. Stanford University. Hoover Institution Press, 1986. 305 p.

12. What is public diplomacy? URL: http://fletcher.tufts.edu/ murrow/public-diplomacy.html(flaTa обращения: 02.06.2023).

2. LaiL. "Soft power" of China in the implementation of the "One Belt, One Road" initiative: Media discourse. Bulletin of the VSU. Series: Philology. Journalism.2018.No. l.Pp. 106-109. (In Rus.)

3. Liu Ts. "One Way, One Belt" is the way of China's participation in global governance. URL: http://world.people.com.cn/ nl/2016/1126/cl002-28897749.html (data of accesses: 06.02.2023).

4. Liu Ts., Wang M. "One Belt, One Way": The way of "traveling to the West" of China's soft power. Jianghan Luntan. 2016. No. 6. Pp. 48-52. (In Chinese)

5. Mikhnevich S.V. Panda in the service of the Dragon: The main directions and mechanisms of China's "soft power" policy. Bulletin of International Organizations. 2014. Vol. 9. No. 2. Pp. 95-129. (In Rus.)

6. Nye J.-jr. The future of power. V.N. Verchenko (transl. from English). Moscow: AST, 2013.444 p.

7. Pestsov S.K., Bobylo A.M. "Soft power" in world politics: The problem of operationalization of a theoretical concept. Bulletin of Tomsk State University. History, 2015. No. 2 (34). Pp. 108-114. (InRus.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Glaser B.S., Murphy M.E. Soft power with Chinese characteristics. The ongoing debate. In: Chinese soft power and its implications for the United States. 2009. Pp. 10-26.

9. Liu M., Su C., Wang F., Huang L. Chinese cross-border M&As in the "One Belt and One Road" countries: The impact of Confucius Institutes. China Econ. Rev. 2020. No. 61. P. 101432.

10. Lien D., Oh C.H., Selmier W.T. Confucius institute effects on China's trade and FDI: Isn't it delightful when folks afar study Hanyu? Int. Rev. Econ. Financ. 2012. No. 21. Pp. 147-155.

11. Star R.F. (ed.) Public diplomacy. USA versus USSR. Stanford University. Hoover Institution Press, 1986. 305 p.

12. What is public diplomacy? URL: http://fletcher.tufts.edu/ murrow/public-diplomacy.html (data of accesses: 02.06.2023).

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 94,6%

Рецензент: Маркушина Н.Ю., доктор политических наук; профессор кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета

Статья поступила в редакцию 14.05.2023, принята к публикации 15.06.2023 The article was received on 14.05.2023, accepted for publication 15.06.2023

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Цюй Чан, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Ou Chang, postgraduate student at the St. Petersburg State University. Saint Petersburg, Russian Federation. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.