Научная статья на тему 'Вопросы педагогической технологии при изучении неродного языка'

Вопросы педагогической технологии при изучении неродного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
формирование навыков / коммуникативные навыки / речевой потенциал / речевая деятельность / building skills / communication skills / voice capacity / speech activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пазылова Алтынай Абуовна, Темирбаева Жаксыгул Лесбековна, Сейсенбаева Гулхат Молдабаевна, Байдулаева Балжан Байсериковна, Каленова Индира Сапархановна

Аннотация: для подготовки учеников, студентов, быстрой адаптации в неязыковой среде необходимо выучить иностранный язык. Самостоятельность в обучении представляет собой необходимое условие активизации познавательных процессов и всей учебной деятельности обучаемого и одновременно является одним из путей подготовки к жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пазылова Алтынай Абуовна, Темирбаева Жаксыгул Лесбековна, Сейсенбаева Гулхат Молдабаевна, Байдулаева Балжан Байсериковна, Каленова Индира Сапархановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abstract: in order to prepare pupils and students to adapt quickly to the non-linguistic environment, you must learn a foreign language. The independence of the training is a prerequisite for activation of cognitive processes and the entire educational activity of the student and at the same time is one way to prepare for life.

Текст научной работы на тему «Вопросы педагогической технологии при изучении неродного языка»

1 2 3

Pazylova A. , Temirbaeva Zh. , Seisenbaeva G. ,

Baidulaeva B.4, Kalenova I.5 (Republic of Kazakhstan)

Вопросы педагогической технологии при изучении неродного языка Пазылова А. А.1, Темирбаева Ж. Л.2, Сейсенбаева Г. М.3,

Байдулаева Б. Б.4, Каленова И. С.5 (Республика Казахстан)

1 Пазылова Алтынай Абуовна /Pazylova Altynay - магистр педагогических наук;

2Темирбаева Жаксыгул Лесбековна / Temirbaeva Zhaksygul - старший преподаватель;

3Сейсенбаева Гулхат Молдабаевна /Seisenbaeva Gulkhat - магистр педагогических наук;

4Байдулаева Балжан Байсериковна / Baidulaeva Balzhan - магистрант, кафедра «Тыдер», университет «Сырдария»,

5Каленова Индира Сапархановна /Kalenova Indira - магистр педагогических наук, общеобразовательная средняя школа

им. М. Габдуллина, г. Жетысай, Республика Казахстан

Аннотация: для подготовки учеников, студентов, быстрой адаптации в неязыковой среде необходимо выучить иностранный язык. Самостоятельность в обучении представляет собой необходимое условие активизации познавательных процессов и всей учебной деятельности обучаемого и одновременно является одним из путей подготовки к жизни.

Abstract: in order to prepare pupils and students to adapt quickly to the non-linguistic environment, you must learn a foreign language. The independence of the training is a prerequisite for activation of cognitive processes and the entire educational activity of the student and at the same time is one way to prepare for life.

Ключевые слова: формирование навыков, коммуникативные навыки, речевой потенциал, речевая деятельность.

Keywords: building skills, communication skills, voice capacity, speech activity.

Современный учебный процесс организовать без новых педагогических технологий невозможно, так как они являются требованием времени непрерывного образования.

Изучение русского языка, как и другого иностранного, в перефирии является большой проблемой, особенно в нынешнее время, когда русскоязычное население съезжает с сельских местностей. На этой основе преподавателям русского языка предстоит нелегкая работа обучения русскому языку без языковой среды, особенно для желающих изучать язык, который является неродным.

Обучение как русской, так и английской терминологической лексике с целью аудирования связано с трудностями членения звучащего речевого потока на дискретные единицы речи, минимальным из которых является слово-термин, что требует формирования навыков вычленения терминологических слов из потока звучащей речи на основе специальных упражнений. Отсюда: терминологические слова представляют собой общие лексические единицы, усвоение которых важно для всех видов речевой деятельности. В этой связи следует отметить, что основные параметры надежности лексики, её точность, прочность и применимость касается отдельных слов, а не словосочетаний. Г лавная же цель обучения русскому и английскому языкам -это овладение речевой деятельностью, самый верный путь к этому - развитие коммуникативных умений на основе запоминания языкового материала и овладения соответствующими языковыми навыками.

При изучении языков требуется большая усидчивость, заинтересованность. При четкой целевой установке можно мобилизовать эмоционально-волевые резервы личности обучаемых. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей [1].

Исторически первым известным видом систематического обучения является широко применявшийся древнегреческим философом Сократом и его учениками метод отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Он получил название метода сократической беседы. Учитель (как правило, философ) постановкой вопроса возбуждал любопытство, познавательный интерес ученика и сам, устно рассуждая, в поисках ответа на него вел мысль ученика по пути познания. Для поддержания интереса обучающегося рассуждения учителя перемежались постановкой чаще всего риторических вопросов. Сократические беседы проводились с одним или несколькими учениками [2].

Работая с постоянным составом учащихся, можно тщательно проанализировать их типичные языковые и речевые ошибки, учесть действие языковой интерференции.

Для начала можно провести «настраивающую» беседу и завершить ее письменным сочинением, которое и послужит своего рода тестом для определения интересующих нас данных. Из предлагаемых тем назовем: «Я и моя семья», «Мои друзья», «Любимая музыка» и т. д.

Отбор текстов для чтения в данной группе проводится вместе с обучающимися. Текстовым материалом может быть представлен любой журнал, газета на русском или английском языках. Это позволяет учащимся выбрать по названиям и после беглого просмотра те рассказы или отрывки, которые привлекут их внимание, а затем мотивировать свой выбор. Так с первых шагов формируется творческое отношение учащихся к

процессу занятий. Преподаватель предлагает свои варианты выбора, останавливаясь на текстах, которые вызовут активную речевую реакцию, дадут простор для споров и дискуссий [3].

Для определения оптимальных форм организации учебной работы важно также опираться на знание индивидуальных творческих способностей учащихся, их коммуникабельность, особенности мышления, типы восприятия, памяти.

Для определения оптимальных форм организации учебной работы важно также опираться на знание индивидуальных творческих способностей учащихся, их коммуникабельность, особенности мышления, типы восприятия, памяти.

Следовательно, задача педагога — «разговорить» учащихся, мобилизовать, активизировать их речевой потенциал, помочь им преодолеть психологическую скованность, увлечь предметом беседы, нестандартной формой занятий, чтобы заговорили даже самые молчаливые и неконтактные. Методы нестандартных уроков, в особенности использование игр, дает очень эффективный результат [4].

Понятие метод обучения является весьма сложным, что связано с несовпадением его толкований, предлагаемых разными авторами, а также с различными основаниями для создания типологической характеристики. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их с функциональной точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности. И важнейшей нашей задачей является любыми способами, приемами и методами добиваться глубокого и прочного усвоения знаний учеников, вырабатывать навыки и умения, необходимые для практической деятельности, т. е. для их самостоятельной деятельности.

Самостоятельность в обучении представляет собой необходимое условие активизации познавательных процессов и всей учебной деятельности обучаемого и одновременно является одним из путей подготовки к жизни, труду в условиях постепенно и быстро развивающихся научных знаний, техники и духовной культуры. Самостоятельная работа - это непрерывное пополнение и обновление полученных знаний во время обучения и решения новых задач. Поэтому игровая технология предполагает самостоятельное приобретение новых знаний, умений и навыков. При самостоятельной работе ученики получают свободу действия, радость самопознания, связанную с желанием проверить себя, свои силы, осознание ответственности выполняемого. Самостоятельная работа студентов активизирует мыслительную деятельность. Интерес к выполнению особых проблемных работ повышается, если задание имеет проблемную формулировку или ставится как реальное задание и обсуждение. В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

- стимулировать познавательную активность студентов;

- организация познавательной деятельности по усвоению знаний, навыков и умений:

- развитие мышления, памяти, творческих способностей и самостоятельности;

- совершенствовать умения и навыки.

Одним из сложных способов подачи материала, в связи с разным уровнем языковой подготовки обучающихся, является лекция, которая несет в себе воспитательные функции, необходимые для дальнейшей самостоятельной работы студентов. Это развернутое и организованное в доступную форму систематическое изложение изучаемого материала. При изложении материала речь преподавателя должна быть яркой и живой. Правильно построенная речь учителя эмоционально воздействует на учащихся. Нормы и традиции общения того или иного народа, описанные в совокупности, представляют собой описание коммуникативного поведения этого народа. Термин «коммуникативное поведение» впервые был использован в 1989 г. в работе: И. А. Стернин. О понятии коммуникативного поведения.

Литература

1. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин,

И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576

с.

2. Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Русские: коммуникативное поведение. Москва, Издательство «Флинта»,

Издательство «Наука», 2006.

3. Митрофанова О. Д. О психологических основах организации учебного материала по русскому языку с

учетом специальности (для продвинутого этапа обучения). — «Русский язык за рубежом», 1969, стр 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.