Научная статья на тему 'Вопросы ответственности за правонарушения против свободной и добросовестной конкуренции'

Вопросы ответственности за правонарушения против свободной и добросовестной конкуренции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
394
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
нарушение антимонопольного законодательства / конкурентные отношения / четвертый антимонопольный пакет / административная ответственность / violation of antimonopoly legislation / competitive relations / fourth antimonopoly package / administrative responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вера Евгеньевна Батюкова

В статье рассматриваются вопросы ответственности за правонарушения против свободной и добросовестной конкуренции. После анализа практики деятельности Федеральной антимонопольной службы автор приходит к выводу о выделении особого вида ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of Liability for Offenses against Free and Fair Competition

This article addresses liability issues for offenses against free and fair competition. After reviewing the practice of the Federal Antimonopoly Service, the author comes to the conclusion that a particular type of responsibility for violations of antitrust laws is highlighted.

Текст научной работы на тему «Вопросы ответственности за правонарушения против свободной и добросовестной конкуренции»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10009

Вопросы ответственности за правонарушения против свободной и добросовестной конкуренции

Questions of Liability for Offenses against Free and Fair Competition

Вера Евгеньевна БАТЮКОВА,

кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ

E-mail: Batuykova@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.08 — Уголовное право и криминология; уголовно-исправительное право

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы ответственности за правонарушения против свободной и добросовестной конкуренции. После анализа практики деятельности Федеральной антимонопольной службы автор приходит к выводу о выделении особого вида ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.

Ключевые слова: нарушение антимонопольного законодательства, конкурентные отношения, четвертый антимонопольный пакет, административная ответственность

Abstract. This article addresses liability issues for offenses against free and fair competition. After reviewing the practice of the Federal Antimonopoly Service, the author comes to the conclusion that a particular type of responsibility for violations of antitrust laws is highlighted.

Key words: violation of antimonopoly legislation, competitive relations, fourth antimonopoly package, administrative responsibility

В периоды экономического кризиса для населения все более важными становятся вопросы установления цен на товары, работы и услуги. В связи с этим вопросы государственного регулирования экономики, защиты интересов хозяйствующих субъектов, в том числе в рамках борьбы с недобросовестной конкуренцией, становятся все более актуальными.

Нельзя не согласиться с мнением А.Ю. Ки-нева, который считает, что институт административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства (далее — АМЗ) является самым широко применяемым правовым средством защиты конкуренции в России. Некоторыми исследователями это объясняется слабой развитостью норм уголовного права за правонарушения против свободной и добросовестной конкуренции. Можно сделать вывод, что нормы УК РФ, предусматривающих ответственность за совершение преступлений, связанных с ограничением конкуренции, фактически не используются. Так, с 2000 г. по сегодняшний день, осуждено 39 лиц, оправдано — три человека, судом

прекращено уголовное преследование в отношении десяти лиц. Отсюда следует, что государство действенно может предотвращать и прекращать противоправные деяния против свободной и добросовестной конкуренции лишь с помощью административной ответственности. Превалирование административной ответственности является характерной чертой правонарушений против свободной и добросовестной конкуренции.

Анализ административно-правовых норм позволяет заключить, что существуют отличия по определению сроков давности привлечения к административной ответственности. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ «срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации». Тогда как по общему правилу сроки давности привлечения к админист-

46

Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 1

ративной ответственности исчисляются с момента совершения административного правонарушения. В связи с этим кажется обоснованной точка зрения H.A. Морозова, который утверждает, что «можно выделить особые признаки, позволяющие утверждать, что ответственность за нарушение антимонопольного законодательства — не часть законодательства об административной ответственности, а самостоятельный институт — публичная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства».

После 5 января 2016 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 5 октября 2015 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», так называемый четвертый антимонопольный пакет (далее — четвертый антимонопольный пакет) наблюдается резкое снижение числа заявлений о нарушении АМЗ. Из этих данных следует, что количество заявлений о нарушении АМЗ на 2016 г. сократилось на 13,5% по сравнению с предыдущим годом, а количество принятых решений о привлечении к административной ответственности за тот же период сократилось на 64%. Сокращение заявлений о нарушении АМЗ можно объяснить изменениями, внесенными четвертым антимонопольным пакетом, который прекратил возможность рассмотрения заявлений физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также не связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции или не связанных с ущемлением интересов неограниченного круга потребителей федеральным антимонопольным органом. Несмотря на резкое сокращение общего количества решений о привлечении к административной ответственности, по делам о нарушении ст. 9.21 КоАП РФ наблюдается рост данного показателя на 2016 г. по сравнению с предшествующим годом в 8,7 раза. Это объясняется случаями заявлений граждан о действиях хозяйствующих субъектов, связанными с нарушением правил подключения (технологического присоединения) к соответствующим сетям. При получении такого заявления антимонопольный орган возбуждает дела по ст. 9.21 КоАП РФ. Таким образом, количество заявлений о нарушении АМЗ сократилось благодаря изменениям, внесенным четвертым антимонопольным пакетом, в рамках которых была изменена структура привлечения к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ.

Однако значительное сокращение решений о привлечении к административной ответственности нельзя связывать только с вопросом о применении ст. 9.21 КоАП РФ. После вступления в силу четвертого антимонопольного пакета в Законе о конкуренции была расширена возможность использования института предупреждения. Так, был расширен круг норм, по которым хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, стало возможно выдавать предупреждение. Такая возможность появилась в рамках п. 6, 8 ч. 1 ст. 10, ст. 15 Закона о защите конкуренции [1]. Предупреждения о прекращении действия (бездействия), содержащего признаки нарушения АМЗ, применяется на практике все шире, например, за 2016 г. было выдано предупреждений в 2,3 раза больше, чем за предшествующий год. Сокращение заявлений о привлечении к административной ответственности за нарушение АМЗ и рост количества вынесенных предупреждений может свидетельствовать об отдельной природе ответственности за нарушение АМЗ.

Таким образом, на основании всего перечисленного можно прийти к выводу, что административная ответственность за правонарушения против свободной и добросовестной конкуренции имеет ряд характерных особенностей, в том числе построение норм КоАП РФ. К тому же сокращение использования института привлечения к административной ответственности и одновременное увеличение использования таких средств, как предписания и предостережения Федеральной антимонопольной службы, могут служить основанием для выделения особой ответственности за нарушения АМЗ и создания нормативного правового акта, который совместил бы в себе положения Закона о конкуренции и ответственность за их нарушение.

Список литературы

1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 29 июля 2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19 августа 2018 г.).

2. Кинев А.Ю. Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства // Вестник Университета имени О.Е. Ку-тафина. 2014. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/administrativnaya-otvetstvennost-za-narushenie-antimonopolnogo-zakonodatelstva-1

3. Ежемесячный мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения Института социального прогнозирования и анализа Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации за март 2015—2017 гг. [Электронный ресурс] // URL: http://www.ranepa.ru/ images/insap/monitoring-2017-march.pdf

2019 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.