ИЗВЕСТИЯ
ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО
ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА
1966
Том 145
ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СОВМЕЩЕННЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
А. И. СКОРОСПЕШКИН
(Рекомендовано семинаром кафедр электрических машин и общей электротехники.)
Необходимость разработки общей теории электрических машин диктуется потребностью в решении практических задач электромашиностроения, дальнейшем развитии теории электрических машин и сравнении различных классов электрических машин.
Следует отметить, что развитие общей теории ведется применительно к машинам нормального исполнения (асинхронным, синхронным, машинам постоянного тока). Причем обычно каждая из этих машин приводится к идеализированной двухполюсной и двухфазной, и для нес проводится весь необходимый анализ [1, 2, 3, 4].
Совмещенные машины типа преобразователей, бесколлекторных электромашинных усилителей, насколько нам известно, не рассматриваются с позиций общей теории электрических машин. Поэтому нами сделана попытка провести их рассмотрение на базе общей теории электрических машин.
Разрабатываемые нами бесколлекторные электромашинные усилители (БЭМУ) постоянного и переменного тока, преобразователи являются двухкаскадными. Оба каскада совмещены в одном магнито-проводе, при этом выполнены условия совмещения [5, 6, 7]. Основными из них являются:
1) отсутствие сил односторонних магнитных притяжений, которое удовлетворяется при
где Р{ и Р2 — числа пар полюсов соответственно первого и второго каскадов;
2) отсутствие трансформаторных связей между двумя обмотками, расположенными в одном магнитопроводе.
Выполнение таких условий позволяет рассматривать вначале каждый каскад как отдельную машину, устанавливая затем взаимосвязь между отдельными каскадами.
Общий подход к рассмотрению совмещенных электрических машин, по нашему мнению, может быть разработан на базе теории электромагнитных явлений Максвелла и уравнений Лагранжа [8, 9, 10]. При этом представляется возможным рассматривать электрическую систему (машину) состоящую из двух групп обмоток: одна из них (2—3 обмотки) неподвижная и располагается на статоре, другая (1—2 обмотки) — вращающаяся и располагается на роторе. В этом случае каждая из обмоток может рассматриваться в отдельности, и для нее уравнения Ла-
гранжа второго рода представляются в виде двух уравнении: для электромеханических сил
1 .Л . / 1
Мш~Ш дк ' дк, ™ 21аН дк ' (2)
для электродвижущих сил
д1к М оЬк ддк
- ; г . ¿(Мк) , ¿1а , /
— ¿к' к ~1-----Г ткй ~ГГ 1а
(3)
' йь м
Здесь Мэм—обобщенная внешняя электромеханическая сила, ек — обобщенная э. д. е., к — обобщенная геометрическая координата,
^ _ — — обобщенная геометрическая скорость сИ
цк—обобщенная электрическая координата,
¿<7к
<7К = — 1К — ток контура (обобщенная скорость),
гк, //гдй, тка, гк — активное сопротивление, индуктивности,
взаимоиндуктивности и токи рассматриваемых обмоток.
В общем, для каждого каскада совмещенной машины могут быть записаны уравнения электродвижущих сил и электрических мощностей для каждой из обмоток и уравнения электромеханических сил и электромеханических мощностей с учетом взаимодействия обмоток статора и ротора.
Общие уравнения записываются в следующем виде:
1. Уравнения э. д. с.
= + (4)
сИ с11
2. Уравнения электрических мощностей
РЭл = ек1к = Цгк + ¿к + /к£ . (5)
аЬ (И
3. Уравнения электромеханических сил
лл 1 ; ; бт™
М9м = — — 1аьь —— . (6)
2 дк
4. Уравнения электромеханических мощностей
= (7)
М 2 дк сИ '
В электрических машинах за обобщенную геометрическую координату к выбирается угол поворота а, тогда при установившемся режиме
к = ОС = (!>*. (8)
В. этом случае обобщенной электромеханической силой будет момент вращения.
Поскольку индуктивности зависят от геометрических координат, а электрическая машина характеризуется одной геометрической коор-
дт ^
динатои а, то частные производные - будут равны полным произ-
дх
водным- . Поэтому (б) и (7) принимают вид:
dz
(9)
2 den
= (10)
2 dt
Необходимо отметить, что в неявнополюсной машине индуктивности и взаимоиндуктивпости между фазами можно считать постоянными, а изменяются лишь взаимоиндуктивности между обмотками статора и ротора, что является обязательным условием преобразования механической энергии в электрическую энергию переменного тока или наоборот.
Из системы уравнений (4) — (7) можно определить токи, моменты, мощности и установить таким образом взаимосвязь между отдельными каскадами.
В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные лишь с расчетом магнитного поля в ¡воздушном зазоре и определением магнитной энергии.
Возможность рассмотрения каждой обмотки в отдельности позволяет вести расчет магнитного поля, создаваемого каждой обмоткой, а затем уже определять результирующее магнитное поле зазора и вести расчет магнитной цепи.
При проведении расчета магнитного поля в зазоре можно принять следующие допущения:
1. Насыщение отсутствует. Магнитный материал статора и ротора имеет линейную характеристику с очень высокой магнитной проницаемостью.
2. Влияние пазов незначительно, и запас магнитной энергии имеется лишь в воздушном зазоре.
3- Для определения напряженности и магнитной индукции в воздушном зазоре можно считать поверхности статора и ротора гладкими и рассматривать токовые слои (линейные нагрузки), создаваемые каждой из обмоток в отдельности, считая, что питается лишь одна из обмоток, а остальные разомкнуты.
Рассматривать будем лишь основные гармонические составляющие у всех кривых.
При таких условиях магнитное поле в воздушном зазоре можно рассматривать как потенциальное {rot Н ~ 0), описываемое уравнением Лапласа
^ + <^ = 0, (11)
дх2 di2 ' v
где Um — скалярный магнитный потенциал, причем
Н — ~ grad Um. (12)
Решение уравнения Лапласа методом Фурье может быть представлено общим выражением
Vm = 2 A^ntxll ту + 2 вп ту. (13)
п п
При учете граничных условий из (13) выбираются необходимые функции. Для расчета магнитного поля в воздушном зазоре электрической машины достаточно выбрать лишь одно слагаемое
ит = ^в£ту«*тх. (14)
П
Расчет магнитного поля проведем на примере бесколлекториого электромашинного усилителя или преобразователя с регулируемой частотой (рис. 1). Обозначения на рисунке: 1—обмотка управления,
//
Рис. 1.
3 — обмотка ротора II каскада, 2 — обмотка ротора I каскада, 4 — выходная обмотка статора II каскада.
О б м о т к а 1
Ток обмотки управления
где и — постоянное напряжение, приложенное к обмотке управления; —-сопротивление обмотки управления. Линейная нагрузка
¿1*, =, (16)
где — число витков обмотки управления, т, — полюсное деление. Поле обмотки управления вращается либо с помощью полупроводникового, либо механического коллектора с угловой скоростью Для линейной нагрузки запишется следующее выражение:
^1Рсэ= — пх), (17)
здесь п --= — . Для определения граничных условий оси координат
выбираем на статоре (рис. 2). Уравнение Лапласа
+ = (18)
дх2 д!2
12. Заказ 934.
177
Напряженность
Нх = — grad Ux.
(19)
Решение уравнения Лапласа для первой гармоники в общем виде определяется выражением (14). Граничные условия
дЦ,
Н
дх
= л,
ре 35
у».О
н - —
(ЯЛ
= 0;
у-о
¿¿Л
(?Х
(20)
5 ch пу sin пх С sh пу eos пх.
////
'Статор / /// fíi =со/
сО
¥//Щ{//л тт
Число слагаемых в (20) выбирается с учетом известных граничных условий. Постоянные 5* и С определяются из граничных условий:
Alm SÍI1 ( 0)i í — ях)
5
sin/гх
С
У
Рис. 2.
А\т COS (í$\t — пх) п
(21)
Alm Sin ((Olí — пх) ch ПО sh по COS пх
Подставляя (21) в (20) и интегрируя по х, получаем
ch пу
А\т eos (wit — пх) ch по /г sh по
sh пу. (22)
Радиальная составляющая напряженности магнитного поля в воздушном зазоре
диЛ / Л АХтсЬпЬ
Н,
ду v Токи в фазах
пу
sh по Обмотка 2 ¿2i = I2m sin (ú2t,
¿22 — I2m sin I o>4
h-Á ¡2m S*n '
ch ny cos (o){t — nx)
(23)
Линейные нагрузки
2ти 3
4т:
я т • J.
/!,, = ---— Slllíd,r COS -X,
-.,13 ' т.,
(24)
Л.,., = -¡2mW2 sin ! co,í
Л,,
т,/3
2«\ (г, 2г.
eos 1-Х --
О \ Ó
vm , . . , 4тг\ / - 4~х - Sin I сOot--i cos — X--
т- УЗ
,/6
т.>
3 I9 W- ( т. \
^2Рез =--——~ sin ( --—x) = A->m$in (со 2t — ax),
2 i2/3 V z2 J
где W-> — число витков фазы,
7Г
t2 — полюсное деление, а — — ,
w2 — угловая скорость вращения поля обмотки 2. После проведения решения, аналогичного предыдущему, находим радиальную составляющую напряженности магнитного поля в воздушном зазоре от обмотки 2
Я, = ^„chfly cos __
sh аЬ v 2 / к }
По аналогии с обмоткой 2 для обмотки 3 получим
sh Ьь
Здесь о);1 — угловая скорость вращения поля обмотки 3,
7Г
b =
Для обмотки 4, расположенной на статоре, получаем
Нк - (Аш sh су - Аш Ch chcy ) cos (w4i — cx), (28)
\ sh cb J
где
те
Wj — угловая скорость вращения поля обмотки 4.
Мгновенное значение результирующей напряженности магнитного поля в воздушном зазоре равно
Мь = Н1 + Н2 + Н, + НА. (29)
Мгновенное значение результирующей индукции в воздушном зазоре будет равно
Во - FoM. (30)
При неподвижном поле обмотки управления несколько изменится лишь выражение для напряженности поля обмотки управления.
Оно примет вид
Н\ = (Alm sh ny--ch т ch ny\ sin nx. (31)
\ sh no ]
Остальные выражения для напряженностей останутся без изменения, имея в виду, что количественные значения угловых скоростей вращения и других величин будут иные.
После определения напряженности и индукции в воздушном зазоре можно приступить к расчету магнитной цепи, учитывая совмещение двух магнитных полей в одном магнитопроводе.
Приведенное выше определение напряженности и индукции в воздушном зазоре, создаваемое каждой обмоткой, позволяет определить запасенную магнитную энергию через пространственный интеграл по объему воздушного зазора
12*. 179
е о 2т}
1 ¥т = ('| — В Н йгс1у с1х.
О О о
Тогда мгновенное значение энергии, создаваемое обмоткой 1, получается равным
/и
тг/? — СОБ — тгЦп) БШ 2т:/?П 2 П
X
X
л?
ШЧгЪ
1 т
для 2 обмотки
— бЬ 2по 2 п
А\
(Б112 т + 23)
^2
] А2
го''--
4 Б^ао
-]--соб — ~/?а) б1п 2-/? а
2а
для 3 и 4 обмоток
т:\
(V
А 2
3 /гг
бЬ2 ¿0
— бИ 2ао 2а
«Я + — СОБ (со..^ - БШ 2тЯЬ 2Ь
(33)
X
26
бЬ 2Ы + 8
ЛI
ГО
2
тг/? --СОБ - БИ1 2т:/?
2с
1 т
бЬ 2со + О
А\ш 4
(БЬ 2СЗ-|-28)
2 \2с
Полная энергия в воздушном зазоре
\ут= + ^«2+ \Утг + (34)
Таким образом, общий подход к совмещенным электрическим машинам на основе уравнений Лагранжа—Максвелла позволит решить целый ряд теоретических и практических вопросов, связанных с исследованием режимов работы и проектированием совмещенных электрических машин.
ЛИТЕРАТУРА
1. Б. Ад кипе. Общая теория электрических машин. ГЭИ, 1960.
2. Д. У а й т и Г. В уд сон. Электромеханическое преобразование энергии. Киев, 1964.
3. И. М. Постников. Электрические машины (учебное пособие по спецкурсу). 1960.
4. М. И. А л я б ь е в. Общая теория судовых электрических машин. Судостроение, 1965.
5. Р. Рихтер. Электрические машины. Т. IV7, ОНТИ, 1939.
6. В. С. Н о з о к ш е н о в. Исследование бесщеточного преобразователя частоты. Диссертация, Томск, 1960.
7. М. С. М и х а й л о в-М и к у л и н с к и й. Расчет магнитных цепей электрических машин с двумя вращающимися полями. Электромеханика, № 10, 1962.
8. А. Г. К а п л я н с к и й. Введение в обдую теорию электрических машин. ГЭИ, 1941.
9. В. В. Б а з и л е в и ч. К вопросу общей теории электрических машин. Электричество, № 2, 1930.
10. И. М. С а д о в с к и й. Электродинамика коллекторных электрических машин. Электричество, № 4, 1949.