ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
П.С. Дубровский
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ПРОМЫСЛА: ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА И ИКОНОПИСЬ ПАЛЕХА
Традиционные народные промыслы России, возрождаясь сегодня, могут стать не только показателем растущего самосознания народа, но и составить значительную нишу для многообразного и специфического сегмента рынка потребительских товаров с национальными особенностями и традициями. Являясь частью региональной экономики, народные промыслы, мало подверженные планированию и систематизации, тем не менее, должны быть, упорядочены или хотя бы прозрачны в социально-экономическом и бытовом пространстве. В рамках проводимого научного исследования, автором предпринята попытка провести анкетирование и опрос художников Палеха с целью составить представление о социально-экономических процессах в лаковых промыслах сегодня. Современный Палех, в котором в сфере промыслов работает около 650 человек, представляет очень сложную, крайне разрозненную и разноуровневую структуру, почти не поддающуюся систематизации. Тем не менее, автор, в рамках своих научных интересов, поставил перед собой цель провести обследование и систематизировать, хотя бы в самом общем виде, художественно-промысловую деятельность сегодняшнего Палеха. Для этих целей была разработана анкета по опросу художников, занимающихся лаковой миниатюрой и иконописью, а в последствии были разработаны различные варианты анкет, для опроса художников и специалистов, работающих в различных направлениях художественных промыслов региона. Исследование подобного статистического материала может стать основой для разработки моделей выделения приоритетных направлений в современных народных промыслах, увидеть в обширном рынке возрождающихся промыслов те сегменты, которые имеют наибольшую перспективу для разработки и последующего внедрения на различных уровнях современной региональной экономики. Что особенно актуально сейчас, ког-
да в результате дисбаланса занятости в регионах, тем большего, чем дальше от центра находится тот или иной населенный пункт, необходимо в самое ближайшее время начать разработку этой проблемы, где одним из основных инструментов исследования может стать анкетирование. Вариант такой анкеты, которая в достаточно широком спектре охватывает деятельность художника-пред-принимателя в промысле, была разработана. Но поскольку только текст анкеты занимает более шести страниц, в статье его приводить нецелесообразно и в качестве примера приводится лишь один из пунктов.
1. Социально-трудовой статус художника:
А. Член артели □. Б. Предприниматель □. В. Нелегал □. Г. Член артели и предприниматель □. Д. Предприниматель и нелегал: □. Е. Не определился □. Поставить галочку [3, с. 85-89].
Одной из поставленных задач по результатам исследования являлась попытка дать рекомендации, по повышению профессионального мастерства, обучению на «подсадке» и расширению, как профессионального образования, так и специального экономического и юридического повышения квалификации в свете требований рыночной экономики.
Для получения достоверной информации художники были условно разделены на четыре возрастные группы - 16-25 лет, 25-40 лет, 40-60 лет и более 60 лет. А сама анкета представлена в виде 25 самостоятельных вопросов с различными вариантами предлагаемых ответов [2, с. 85-93]. По результатам проведенного анкетирования, по каждому из предложенных пунктов была построена таблица статистических данных. А поскольку вопросы образования и повышения квалификации затрагиваются не во всех пунктах анкеты, в статье приводятся результаты лишь тех исследований, которые соответствуют тематике публикации.
По результатам рассматриваемого пункта проведенного исследования, обучение мастер-
Таблица1
Обучение мастерству и повышение квалификации
Код вопроса по анкете Содержание вопроса по анкете Исследуемый возраст 16-25 лет Исследуемый возраст 25-40 лет Исследуемый возраст 40-60 лет Исследуемый возраст более 60 лет Общий резуль- тат
Чис- ло % Чис- ло % Чис- ло % Чис- ло % Чис- ло %
А Вы окончили ПХУ и работаете по специальности 14 100,0 22 91,6 18 100,0 8 100,0 62 96,9
Б Кроме ПХУ Вы получили другое художественное специальное образование 0 0 2 8,4 0 0 0 0 2 3,1
В Вы получили другое (нехудожественное) образование, но обучались «на подсадке» и постоянно совершенствуясь, работаете художником 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Г Обмен опытом, идеями, помогает в работе? (да) 4 100,0 18 100,0 14 100,0 4 100,0 40 100,0
Д -«- (нет) 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
*Всего ответов: 104; из них по группам: (64, 40).
“Исходить из того, что: 1 гр. - А, Б, В - 100%; 2 гр. - Г, Д - 100%.
ству и повышение квалификации, можно сделать следующие выводы:
- Подавляющее число художников, работающих сегодня в Палехе - 96,9% или 62 из 64 опрошенных, выпускники Палехского художественного училища и лишь очень незначительная их часть получила другое, нехудожественное образование, но обучалась мастерству лаковой миниатюры - на подсадке, т.е. без обучения в училище. Это сужает общие, образовательно-цивилизационные рамки, но способствует усреднению показателей профессиональной подготовки в рамках промысла. Получается, что художник лаковой миниатюры должен быть профессионалом в своем деле и не более того. Очевидно, это неверно (мнение автора). По причине того, что охват анкетирования не может затронуть всех художников, результаты оказались столь однозначными. Однако надо сказать, что в Палехе работают художники, закончившие и Холуйское художественное училище и другие профессиональные учебные заведения, но процент их очень небольшой, а выпускников высших профессиональных учебных заведений насчитывается лишь единицы.
- Практически сто процентов опрошенных ответили, что обмен опытом и идеями помогает в работе. Этот отвеет так же вполне предсказуем,
причем, в пользу этого утверждения высказались представители всех возрастных групп.
Общий вывод по предлагаемому пункту анкеты: подобные результаты с одной стороны могут говорить об оседлости промысла, что с экономико-географической точки зрения определяет стабильность и традиционность промысла. С другой - практически отсутствует наличие художников с высшим художественным или просто с высшим образованием, что может говорить с одной стороны о самобытности творчества, но и об отсутствии образовательного, цивилизационного влияния на творчество. Это явление присутствовало и до революции, что было связано с нежеланием хозяев иконописных мастерских иметь у себя образованных художников. Во-первых, художнику с образованием надо больше платить, а во-вторых - образованным человеком труднее управлять.
Заглядывая в историю, можно привести немало примеров того, как дети готовились к будущей профессиональной деятельности на примере частных иконописных мастерских и иконописных школ. До революции, обучение детей в традиционном для Владимирской губернии промысле, каковым являлась иконопись, проводилось в двух вариантах, на подсадке в крупных и мелких иконописных мастерских. А так же в государ-
ственных иконописных школах образованных по настоянию Комитета попечительства о русской иконописи, созданного в 1901 году по «высочайшему указу» Николая II. «В Палехе, Мстере и Холуе предполагалось открыть иконописные школы, а в дальнейшем, «по мере потребности» и в других областях» [6, с. 7]. Комитет возглавили: известный византинист, академик Никодим Павлович Кондаков, великие князья Константин Константинович и Сергей Александрович при участии самого Николая II. Комитет ставил перед собой задачи повышения благосостояния и дальнейшего развития русской иконописи, сохранение образцов русской старины и византийской древности и укрепление связей «народной иконописи» с «религиозной живописью России» [8, с. 236]. В 1902 г. были открыты учебно-иконописные мастерские в Палехе, Мстере, Холуе и селе Борисовке Курской губернии, где воспитывали новое поколение «просвещенных» иконописцев [7, с. 62]. Хотя, еще за двадцать лет до создания Комитета, «первые иконописные школы были созданы в Холуе и Мстере при содействии Владимирского Братства св. Александра Невского. В уставе Владимирского Братства был и параграф о содействии открытию образцовых иконописных мастерских» [1, с. 271]. Однако подавляющее большинство детей, составлявших впоследствии основную массу иконописцев, готовили «на подсадке» в частных иконописных мастерских, где дети приобретали кроме навыков ремесла, и навыки выживания в очень непростой конкурентной среде. Несмотря на то, что иконописные школы, созданные по рекомендации Комитета были хорошо оборудованы, снабжены библиотеками, квалифицированными руководителями-художни-ками и лучшими мастерами-иконописцами в качестве инструкторов, время было упущено. Неверной и нежизнеспособной оказалась и основная установка: подготовка ремесленника-иконо-писца, а не художника [4, с. 61-68].
Советский период создания нового для иконописцев - лакового промысла может быть охарактеризован положительно, поскольку, несмотря на трудности послевоенного периода, и гражданской войны, обучение новому мастерству началось практически с создания Артели лаковой живописи в 1924 году, когда «5 декабря 1924 года в Палехе, в доме А.В. Котухина, состоялось организационное собрание Артели древней живописи» [5, с. 63]. К каждому из основных чле-
нов Артели прикрепляли несколько учеников, а вскоре, при участии А.М. Горького, было открыто и первое Художественное училище. В Холуе это произошло значительно позже. Современное Палехское Художественное училище является средним профессиональным учебным заведением, обладающим хорошей учебной базой и подобранным составом профессиональных кадров, обладающих высочайшими профессиональными знаниями, но, по мнению автора, нуждающиеся в переподготовке по основам экономических и юридических знаний. Что вполне возможно даже на базе самого Художественного училища с временным привлечением профессиональных кадров высших учебных заведений.
Рекомендации. Согласно полученным результатам анкетирования, необходимость в современной системе переподготовки кадров и получении второго или первого высшего образований в системе ФПК при государственных, лицензированных ВУЗах окончательно назрела. Как руководство мастерских, так и рядовые художники вполне бы могли повысить свой образовательный статус по экономике или юридическим знаниям в ближайших вузах Ивановской области. Например, в Шуйском государственном педагогическом институте, система переподготовки кадров и повышения квалификации, успешно функционирует более 10 лет. Подобная переподготовка могла бы дать возможность художникам Палеха более подготовлено бороться за свои права и расширить возможности цивилизованного производства и сбыта своей продукции.
Достаточно интересными с образовательной точки зрения могут быть данные, полученные в результате обследования по художественно-демографическому уклад жизни художников Палеха (табл. 2).
По результатам предложенного пункта проведенного исследования, художественно-демографический уклад жизни, можно сказать следующие:
- Очень интересным с социально-экономической точки зрения может быть ответ на первую группу вопросов о преемственности поколений. Практически все возрастные группы, кроме четвертой, с подавляющим перевесом в 23 раза в каждой возрастной категории ответили, что преемственности нет. Что удивительно, об отсутствии преемственности больше других заявила самая экономически стабильная, третья группа (40-60 лет) - 85,7% или 12 из 14 опрошенных.
Таблица2
Код вопроса по анкете Содержание вопроса по анкете Исследуемый возраст 16-25 лет Исследуемый возраст 25-40 лет Исследуемый возраст 40-60 лет Исследуемый возраст более 60 лет Общий резуль- тат
Чис- ло % Чис- ло % Чис- ло % Чис- ло % Чис- ло %
А Существует ли преемственность поколений в укладе жизни (да) 4 33,3 4 22,2 2 14,3 4 50,0 14 26,9
Б -«- (нет) 8 66,7 14 77,8 12 85,7 4 50,0 38 73,1
В Существует ли семейное разделение труда в работе (да) 2 14,3 4 22,2 2 16,7 4 66,7 12 24,0
Г -«- (нет) 12 85,7 14 77,8 10 83,5 2 33,3 38 76,0
Д Вы относитесь к художественной династии (да) 2 25,0 8 40,0 4 25,0 6 75,0 20 38,5
Е -«- (нет) 6 75,0 12 60,0 12 75,0 2 25,0 32 61,5
Ж Оба супруга художники (да) 0 0 8 40,0 8 50,0 6 75,0 22 42,3
З -«- (нет) 8 100,0 12 60,0 8 50,0 2 25,0 30 57,7
*Всего ответов: 206; из них по группам: (52, 50, 52, 52).
“Исходить из того, что: 1гр. - А, Б - 100 %; 2гр. - В, Г - 100 %; 3гр. - Д, Е - 100%; 4гр. - Ж, З - 100%.
Удивительно, поскольку именно эта группа ближе всего относится к старшей категории (более 60 лет), когда традиции промысла еще не нарушались с такой скоростью. Обобщенная цифра составляет - 73,1% или 38 из 52 опрошенных. И только в старшей возрастной группе (старше 60 лет), ответ паритетный - 50х50%. Это, к сожалению, говорит о том, что Палех теряет наследственные традиции, и с точки зрения преемственности древнего промысла - вырождается. Очевидно, проводимая в 60-е годы политика художественного училища связанная с нежелательностью приема в училище детей из старинных художественных родов и династий, принесла свои плоды. Это привело к ослаблению промысла, как такового, и привнесению, мягко говоря, чужеродных веяний, чего к счастью не произошло в Холуе.
- Семейное разделение труда в Палехе так же редкость, что подтверждается и результатами опроса - 76% или 38 из 50 опрошенных ответили отрицательно. И здесь, что характерно, только в старшей возрастной группе (старше 60 лет) этот показатель составляет - 66,7% или 4 из 6 опрошенных. В остальных возрастных группах этот показатель распределяется - 14,3%, 22,2% и 16,7% соответственно. Это так же косвенно говорит о том, что в промысел чаще попадают случайные, не имеющие родовых традиций люди, которые, преследуя свои личные, чаще корыстные цели, работают в одиночку, а не семьями, чаще внося в традиционный промысел свои региональ-
ные наслоения, далеко не всегда положительно влияющие на вековые традиции Палеха.
- Совсем иная ситуация складывается сегодня в Холуе. По результатам исследования, из 1040 человек сегодняшнего населения села Холуй - в промысле работает более 600 человек. Более 400 человек (примерно 440) - художники, остальные в сопутствующем производстве (плотники, заготовщики, левкащики, полировщики и др.), т.е. практически все работоспособное население. Поэтому сегодня в Холуе более равномерные и в более чем 60% случаев семейные доходы, меньшая разобщенность, и значительно меньшая социальная напряженность в промысловой среде.
- Тот же самый результат и в отношении художественных династий. Большинство - 61,5% или 3 2 из 52 опрошенных ответили, что они к художественным династиям не относятся. Но и здесь только старшая возрастная группа, (более 60 лет) ответила что относится к династиям - 75,0% или 6 из 8 опрошенных. И это хорошо коррелируется с предыдущими ответами. Палех сегодня далеко не тот, как его описывали Г. Д. Филимонов и Д.А. Ровинский. Традиции уходят, а сам промысел изменяется.
- Результаты опроса, говорящие о семейственности в промысле более близкие - 42,3% или 22 из 52 ответили, что оба супруга - художники, причем в процентном отношении - чем старше возрастная группа, тем больше семейных пар - художники. В частности для возрастной группы (1625 лет) семейных пар - 0%, а для возрастной груп-
пы (более 60 лет) - уже 75%. В возрастной группе (40-60 лет), результат - 50% семейных пар. К сожалению, это почти прямая математическая зависимость, говорящая о нарушении семейных традиций.
Общий вывод по предложенному пункту анкеты:
С социально-экономической и политэконо-мической точек зрения эти данные можно прокомментировать следующим образом. В настоящее время традиционность и семейная наследуемость промысла находится в неустойчивом равновесии, но обновление состава художников в основном идет за счет вновь приходящей, возможно талантливой, но не имеющей родовых традиций молодежи, что может привести к видоизменению промысла с уходом от местных, исторически сложившихся традиций и технологий. В промышленном производстве этот процесс является естественным, за счет прихода свободной рабочей силы. Но когда это происходит в исторически сложившемся промысле, где достаточно узкие экономико-географические рамки, это может привести к его нарушению, со всеми вытекающими последствиями.
Рекомендации: больше обращать внимание на местную молодежь, улучшать состояния местной художественной и общеобразовательной школы с повышением их финансирования. Проводить художественные олимпиады и конкурсы в местном доме ремесел, с целью отобрать наиболее талантливую молодежь для поступления в художественное училище на бюджетной основе. Отдавать предпочтение при поступлении в художественное училище представителям местных художественных династий.
В качестве заключения по публикации можно сказать, что опрос по вышеприведенной форме предполагает выделение групп с определенным целевым назначением, для последующей систематизации и определения конкретной картины жизни и социально-производственного статуса художника-предпринимателя. Выделение целевых групп назначения предполагает проведение статистического анализа для выявления приоритетов и особенностей жизни современных ху-
дожников, работающих в традиционных народных промыслах, что позволило бы сравнить современное состояние с архивными и другими историческими данными и создать банк данных по промыслам центра России. Экономической составляющей данного анализа может стать создание политэкономической модели промысла, построенной на результатах статистического анализа, дающего возможность, как представляется автору, выделить приоритетные направления в деятельности современных художников, работающих в сфере лаковой миниатюры.
Библиографический список
1. Владимирские губернские ведомости (ВГВ). - 1866. - № 44.
2. Дубровский П. С. Вопросы статистики в экономическом анализе промысла: лаковая миниатюра и иконопись // Современные аспекты экономики. - 2005. - .№10. - С. 85-93.
3. Дубровский П. С. Перспективы информационных технологий в музейно-архивном деле // Современные проблемы информационных технологий и пути их решения. Материалы международной научно-практической конференции. -Иваново: ИвГУ 2004. - С. 102-110.
4. Дубровский П. С. Предпринимательство в народных и художественных промыслах центральной России // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия «Проблемы новой политической экономии». - 2005. - №>2. - С. 61-68.
5. Дубровский П. С. Типология художественных промыслов Ивановского региона. Иконопись и лаковая миниатюра. - СПб.: Нестор, 2005. - 128 с.
6. Известия высочайше учрежденного комитета попечительства о русской иконописи. Вып. 1. - СПб.; Петроград, 1902. - С. 5-7.
7. Кондаков Н.П. Современное положение русской народной иконописи // Памятники древней письменности и искусства (ПДПИ). Т. СХХХ1Х. - СПб., 1901. - С. 62-63.
8. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие: очерки иконного дела в императорской России. - М.: «ПРОГРЕСС - КУЛЬТУРА», «ТРАДИЦИЯ», 1995. - С. 236.