► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
iSSUES ABOUT THE EDUCATiON QUALiTY ASSUARENCE iN THE PROCESS OF THE PROFESSiONAL DEVELOPMENT OF TEACHiNG STUFF
Юлдашев Максуджан Абдуллаевич
Ректор Центрального института переподготовки и повышения квалификации работников народного образования Республики Узбекистан (Ташкент), кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Yuldashev Maksudjan A.
President of Central in-Service and Retraining institute of Public Education staff of the Republic of Uzbekistan (Tashkent), PhD in Economics, Associate Professor E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы повышения эффективности деятельности системы повышения квалификации работников учреждений народного образования и пути их преодоления. Дана краткая информация о системе переподготовки и повышения квалификации работников учреждений народного образования Республики Узбекистан.
Abstract. The problems related with improving the efficiency of the professional development system of teaching stuff of the Educational institutions and the feasible ways of their elimination have been reviewed in the article. Brief information about the Professional Retraining and Development of Public Education staff system of the Republic of Uzbekistan has been given.
Ключевые слова: система, переподготовка, повышение квалификации работников образования, педагог, совершенствование, блок, модуль, эффективность, индивидуализация, курсы, слушатели.
Keywords: system, Retraining, upgrading qualification education, educationist, development, block, module, efficiency, individualization, courses, listeners (course participants).
Образование, как постоянно развивающаяся динамическая социальная система, является объектом управления и воплощает в себе все качества, присущие социальной системе. Системе образования свойственно постоянное изменение внутреннего состояния.
Если те или иные составляющие элементы системы время от времени повторяются и вместе с тем повторно проявляются отношения между этими элементами, то можно рассуждать о факте функционирования системы. При этом если изменения в системе образования приводят к тому, что составляющие ее элементы и существующие отношения между ними дифференцируются и обогащаются, то можно констатировать развитие системы. А если составляющие ее элементы и существующие отношения между ними исчезают или объединяются, то можно судить о кризисе системы. Если развитие системы образования приводит к положительно оцениваемому определенному идеалу, то такое развитие можно оценить как прогресс.
К данным утверждениям считаем целесообразным добавить еще одно заключение, полученное в результате наших исследований, - если в системе никакие изменения не происходят, то это означает, что система находится в застойном состоянии и такое состояние может привести к кризису данной системы.
Система переподготовки и повышения квалификации кадров является важной составной частью национальной модели образования Республики Узбекистан. В настоящее время данная система является главным источником получения педагогами и управленцами новой информации, нового знания, новых умений и навыков, поэтому именно данная система в известной мере несет ответственность за подготовленность работников образования к модернизационным процессам, осуществляемым в сфере образования, и поэтому ей уделяется особое внимание.
В системе переподготовки и повышения квалификации кадров народного образования Республики Узбекистан функционируют 14 региональных институтов переподготовки и повышения квалификации работников учреждений народного образования, Центральный институт переподготовки и повышения квалификации работников народного образования (далее - Центральный институт), Республиканский центр переподготовки и повышения квалификации работников детско-юношеских спортивных школ и Республиканский учебно-методический центр переподготовки и повышения квалификации работников дошкольных образовательных учреждений [1].
Исследования и анализ системы переподготовки и повышения квалификации (ППК) работников народного образования, проведенные в 2011-2012 гг., показали, что в ней никакие изменения не происходят, то есть наличествующая система находится в застойном состоянии.
Следующие показатели явно характеризуют это состояние:
• отсутствие у системы ППК механизма адекватного и своевременного ответа на происходящие изменения в системе общего среднего образования, отставание системы ППК от актуальных потребностей школьных коллективов, а также отдельных преподавателей;
• отсутствие у потребителей системы ППК эффективного механизма влияния на качество предоставляемых образовательных услуг;
• отсутствие у системы ППК стандартов (государственных требований), отвечающих современным требованиям и зарегистрированных в соответствующих государственных органах;
• дефицит вариативности учебных планов: для обучения всех (более 140 категорий) работников народного образования использовались опорные учебные планы, состоящие всего из 5 учебных планов, которые не могли учитывать специфических запросов различных категорий работников;
• несоответствие качества учебно-методического обеспечения курсов повышения квалификации существующим требованиям;
• низкий уровень качества профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений повышения квалификации;
• несоответствие и неадаптированность организационных структурообразователь-ных учреждений повышения квалификации возложенным на них задачам и существующим проблемам;
• высокая потребность в совершенствовании материально-технической базы учреждений ППК.
Существование негативных проблем наблюдалось и в осуществлении внутреннего управления учреждений ППК:
• во внутреннем управлении учреждений ППК чаще всего наблюдался жесткий, командно-административный стиль управления;
• все решения по развитию образовательного учреждения принимались исключительно ректором и его заместителями (без учета мнения коллектива);
• педагогический коллектив в управлении не участвовал и на него в основном возлагалась роль исполнителя;
• у большинства учреждений ППК отсутствовали стратегические планы перспективного развития;
• инновации в основном спускались и рекомендовались сверху и их внедрение в деятельность образовательных учреждений ППК осуществлялось вне зависимости от того, каким качественным изменениям они будут способствовать;
• большинство инноваций заканчивались, не достигнув логического конца (т. е. забывались).
В целях решения вышеперечисленных проблем и противоречий, опираясь на существующие методологические подходы теории управления [2], была осуществлена определенная работа по совершенствованию общего управления системы ППК. Деятельность в данном направлении началась с Центрального института переподготовки и повышения квалификации работников народного образования как ведущего образовательного учреждения системы ППК и в дальнейшем продолжилась в остальных образовательных учреждениях системы - в региональных институтах ППК.
Совершенствование общего управления системы ППК, а также деятельность по внедрению управления качеством образования осуществлялись по следующим направлениям:
• организация деятельности по планированию повышения квалификации работников учреждений народного образования на научной основе;
• разработка государственных требований к содержанию и качеству повышения квалификации и их регистрация в государственных органах по стандартизации;
• разработка и внедрение дифференцированных опорных учебных планов повышения квалификации;
• разработка и внедрение примерных дифференцированных учебных программ повышения квалификации;
• совершенствование качественного состава профессорско-преподавательского состава институтов ППК и их дальнейшее повышение квалификации;
• организация учебного процесса на курсах ППК в соответствии с требованиями андрагогики, внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и эффективных методов обучения;
• совершенствование механизмов и средств контроля качества образования (качество проводимых занятий, введение входного, промежуточного и итогового контроля знаний, умений и навыков слушателей) на курсах ППК в соответствии с современными требованиями;
• укрепление материально-технической базы образовательных учреждений ППК, внедрение современных средств и методов ИКТ в учебный процесс.
В результате проведенных работ по вышеперечисленным направлениям застойное состояние системы ППК, наблюдавшееся в 2011 г., в 2013 г. перешло в развивающееся состояние. Осуществление данного перехода с застойного состояния в развивающееся подтверждают статистические анализы, проведенные в начальных и последующих периодах наших исследований.
Для статистического анализа были выбраны результаты контроля знаний и умений слушателей (в начале и в конце курсов), прошедших обучение на курсах повышения квалификации в 2012-2013 гг.
В качестве объекта исследования были проанализированы результаты входных и выходных тестов, а также эффективность курсов (разница результатов входных и выходных тестов), проведенных с 2012 г. на основе новых опорных учебных планов для курсов повышения квалификации.
Результаты проведенных аналитических работ позволяют сформулировать следующие заключения:
• системные реформы, осуществленные по 8 направлениям в управлении системой ППК, в том числе по повышению качества образования на курсах повышения квалификации, обеспечили стабильную положительную динамику в знаниях, умениях и навыках слушателей;
• положительная динамика результатов тестовых испытаний по основным учебным модулям программ обучения, проведенных в июне относительно результатов январских тестовых испытаний, а также в декабрьские относительно июньских показывают нарастающую эффективность деятельности по повышению качества проводимых занятий профессорско-преподавательским составом кафедр института по соответствующим месяцам (рис. 1).
■ 2013, январь 2013, июнь 2013, декабрь
Примечание: ИТ - информационные технологии; УОУ - управление образовательным учреждением; Педтех - педагогические технологии; ЭВУ - Экономические
вопросы управления.
Рис. 1. Динамика результатов итогового контроля (2013 г.)
• устойчивые высокие показатели знаний слушателей по некоторым учебным модулям в течении учебного года свидетельствуют о качественной организации проведения занятий профессорско-преподавательским составом соответствующих кафедр, а стабильно низкие показатели слушателей по другим учебным модулям свидетельствуют о недостатке профессионализма и ответственности некоторых преподавателей. Анализ опросников и анкет, полученных от слушателей, подтверждают данные заключения;
• вышеуказанные положения подтверждают факт, что для достижения устойчивого качества образовательного процесса на курсах повышения квалификации, необходимо ответственное и качественное исполнение своих обязательств всеми работниками (руководители, преподаватели, специалисты и др.);
• результаты итогового контроля, проведенного в течение года, показывают относительную стабильность, вместе с тем график эффективности курсовой подготовки за декабрь показывает местами резкое снижение или повышение. Следовательно, в этом месяце, по сравнению с другими, обеспечение эффективности обучения по некоторым учебным модулям столкнулось с определенными проблемами или же показатели входных тестов были выше. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что уровень знаний слушателей в течение курса поднялось незначительно;
Рис. 2. Количество слушателей, не прошедших пороговый уровень
в итоговом тестировании
• по результатам анализа причин неустойчивого состояния и низких показателей качества обучения по некоторым учебным модулям были предприняты соответствующие меры (замена преподавателя, внедрение в учебный процесс средств и методов ИКТ, а также инновационных педагогических технологий) на следующих курсах и в итоге достигнуты положительные результаты по данным учебным модулям. А это, в свою очередь, доказывает необходимость внедрения в организацию курсов повышения квалификации процессоориен-тированного управления вместо результатоориентированного управления, т. е. необходимость устранения проблем образовательного процесса на месте и своевременно;
• устойчивое снижение количества слушателей, не прошедших пороговый уровень в итоговом тестировании в течение 2012-2013 гг., т.е. не набравших необходимое количество баллов (55 баллов), является еще одним показателем повышения качества и эффективности курсов повышения квалификации (рис. 2).
Таким образом, совершенствование общего управления системой ППК, в том числе проведенные реформы по внедрению элементов менеджмента качества, дали возможность перехода системы ППК из застойного состояния в развивающееся.
Список литературы
1. Положение о переподготовке и повышения квалификации работников народного образования [Текст] // Собрание законодательства Республики Узбекистан. - 2014. - № 34. - Ст. 433.
2. Новиков, Д. А. Введение в теорию управления образовательными системами [Текст] / Д. А. Новиков. - М.: Эгвес, 2009. - 156 с.
References
1. Polozhenie o perepodgotovke i povysheniya kvalifikatsii rabotnikov narodnogo obrazovaniya. In: Sobranie zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan. 2014, No. 34, Art. 433.
2. Novikov, D. A. Vvedenie v teoriyu upravleniya obrazovatelnymi sistemami. Moscow: Egves, 2009. 156 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 3