ФИЛОСОФИЯ (РШШБОРНУ)
УДК 1
Имамкулиева Т.М.
канд. ист. наук, доцент кафедры «Общественных наук» Туркменский национальный институт мировых языков имени Довлетмаммета Азади (г. Ашгабад, Туркменистан)
Мулькаманова М.А.
старший преподаватель кафедры «Общественных наук» Туркменский национальный институт мировых языков имени Довлетмаммета Азади (г. Ашгабад, Туркменистан)
ВОПРОСЫ МИРОЗДАНИЯ В ПЕРЕПИСКЕ АВИЦЕННЫ И БИРУНИ
Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы мироздания в переписке Авиценны и Бируни. Проведен перекрестный и сравнительный анализ формирование вопросов между Авиценны и Бируни.
Ключевые слова: прогрессивность воззрений, вечность мира, объективный характер природы, существование множества миров, человеческий разум.
Средневековый научный мир проложил одновременно два моста: один на Восток - Бируни, другой на Запад - Ибн Сина.
Учёный, мыслитель и врачеватель, натуралист и музыкант, математик и психолог, фармацевт и астроном, поэт Абу Али Хусейн ибн Абдулла ибн Али ибн Хасан ибн Сина является одной из великих личностей Х-Х1 века. На западе он известен как Авиценна.
Авиценна известен и не известен. Его знают, как символ великой восточной мудрости, но не знают порой конкретно, изнутри, ибо он, как
отмечают исследователи прошлого и современности, являлся "носителем особой таинственной духовности".
Когда произносится это имя, предстаёт образ легендарного энциклопедиста, который обладал огромным объёмом знаний и изложил их в 450-книгах, охватывающих 29 научных областей. [1]
Жизнь Абу Али ибн Сины тесно связана с историей туркменского народа. За двенадцать лет жизни учёного в городах Ургенч, Мерв, Баверт, Ниса, прославившихся как центры науки Востока, он своим талантом, мудростью, опытом, фундаментальными работами оставил великое наследие будущим поколениям, сделав здесь научные открытия и создав уникальные произведения. Одним из важнейший трудов Авиценны является многотомная "Книга исцеления", "Восточная философия", куда вошли идеи и теории из области логики, математических наук, физики и метафизики, философии. Неизгладимый след в истории мировой медицинской науки оставил его гениальный труд "Канон врачебной науки", который служил в течение многих сотен лет основным пособием по медицине, не только народов Востока, но и за пределами европейских стран.
Проводниками каравана науки Абу Али ибн Сины были великие личности того времени - философ, врач и математик Абул-Хайр Хаммар, авторитетный религиозный деятель и поэт Абусагыт Абулхайр - Мяне баба, великий математик Мухаммет ибн Муса апь Хорезми и др.
Величайшим учёным средневекового Востока является также историк, математик, астроном, геодезист, Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль Бируни, написавший около 150-ти научных работ. Прогрессивность воззрений, энциклопедическая широта научных интересов, глубина познаний, ставят его в ряду тех гигантов мысли всей времён и народов, которые во многом стояли выше и видели дальше своей эпохи. В трудах Бируни, например, по астрономии помимо широкого обобщения основ этой науки, подтверждается научная правомерность гипотезы о гелиоцентрической системе мира. В математических трудах Бируни изложены оригинальные методы алгебраических и
геометрических решений и доказательств. В области минералогии учёный оставил замечательный трактат, содержащий данные о минералах и рудах, о сплавах, фаянсе, стекле. Бируни чётко противопоставлял объективные знания религиозным догматам и предрассудкам.
Переписка между двумя величайшими умами, являющимися уникальными явлениями того времени, свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне эпохи, о силе и славе восемнадцатилетнего философа Ибн Сины и двадцатипятилетнего аль Бируни, уже тогда известными всему миру, об очень близких и дружественных отношениях, и сотрудничестве между ними, благодаря которым они многое сделали в науке.
Образцы переписки Ибн Сины и Бируни находятся сегодня в разных городах мира. Некоторые её экземпляры вообще утеряны. По Ташкентской копии, как отмечают исследователи, Бируни обращается к Ибн Сине с десятью вопросами о книге Аристотеля "О небе", а также с восемью вопросами о книге "О физике". [2]
Например, вопрос № 3 Бируни к Ибн Сине "Почему Аристотель и другие учёные учили, что сторон шесть... Ведь у шарообразного тела, например, нет сторон?"
В библиографических источниках указываются также вопросы Бируни к Ибн Сине об интеллекте, бытие и философии. Обсуждались и вопросы пространства, движения, строения мира, свободного падения тел, форм небесных тел, изменения вещей, существования других миров, делимости и соединении атомов. Причём Ибн Сина выступал здесь с позиции Аристотеля, а Бируни с позиции Демокрита.
В вопросе о мироздании философские взгляды Ибн Сины можно резюмировать следующим образом: "Мир существует вечно. Он постоянно движется в силу определённых законов. Все явления в нём находятся в причинной связи". Человеческий разум и чувство - силы, способные познать сущность явлений. Поэтому нужно откинуть те религиозные догматы, которые запрещают исследования истины опытным путём.
Величие же Аль Бируни, как учёного, мыслителя заключается в том, что он на основе философии древних греков выработал свой собственный метод изучения природы. Он считал ю, что учёный прежде всего обязан очистить свой мозг от всего устарелого, косного, фанатичного, а затем уже приступать к исследованию, в которых надо исходить из фактов, из отдельных элементов явления, из ощущения, проверяя найденное. Фактически это было стремлением отделить науки от религии, хотя Бируни и не окончательно отбрасывал Бога в своей философской системе. Бируни говорил, что "материя выращивает из себя конкретные вещи" и не прибегал к понятию Бога - Творца. Материю мыслитель считал вечной и изменяющейся. Даже растения и животные возникли, по его мнению, в результате длительного прогресса в природе, сводимого им к жёсткой борьбе за существование.
Венцом философской дискуссии этих двух уникальных умов эпохи стала идея Бируни о возможности существования множества миров при едином, общем характере их естества, но автономности их внутренних динамических комплексов. За эту мысль в XVI веке был сожжён Джордано Бруно.
В целом несмотря на определённые противоречия во взглядах, Авиценна и Бируни были едины во взглядах о мироздании.
Если заслуга Ибн Сины состояла в том, чтобы углубить тезис Аристотеля о вечности мира: он то и дело вступал за него в полемику, то заслуга Бируни была в другом - он в своих научных трудах твёрдо и ясно обосновывал объективный характер природы, развитие её по своим, независящие от Бога законам. Тем самым эти два гения века сделали одно великое дело: с двух сторон нанесли сокрушительный удар по теологическому учению о мироздании.
Сегодня научные труды Ибн Сины и аль Бируни представляют собой драгоценное сокровище, объединяющее прошлое с настоящим и будущим, являясь гордостью всего человечества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Нейтральный Туркменистан -12\Х - 2023 стр. 2.
2. Л. Салдадзе "Ибн Сина". Ташкент, 1985 стр. 80.
3. Литература Востока в средние века. Москва, 1970.
Imamkulieva T.Y1.
Turkmen National Institute of World Languages named after Dovletmammet Azadi (Ashgabat, Turkmenistan)
Mulkamanova M.A.
Turkmen National Institute of World Languages named after Dovletmammet Azadi (Ashgabat, Turkmenistan)
QUESTIONS OF THE UNIV ERSE IN THE CORRESPONDENCE OF AVICENNA AND BIRUNI
Abstract: this article examines the issues of the universe in the correspondence o/Avicenna and Biruni. A cross-sectional and comparative analysis of the formation of issues between Avicenna and Biruni was carried out.
Kepvords: progressiveness of views, eternity of world, objective nature of nature, existence of many worlds, human mind.