ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ЗА
КАЧЕСТВОМ ТОВАРОВ
QUESTIONS OF THE CONTROL AND SUPERVISION OF LAW ENFORCEMENT BODIES OVER THE QUALITY OF GOODS
УДК 342.9
Т.С. КОЛЕСОВА,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) virgou@km.ru
TATYANA S. KOLESOVA,
Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
П.Н. ВОИНОВ,
кандидат социологических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) vojnovp283@gmail.com
PAVEL N.VOYNOV,
Candidate of Sociology (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются административно-правовые проблемы контрольно-надзорной деятельности правоохранительных органов за качеством и безопасностью потребительских товаров в условиях современных реформ органов государственной власти. Рассматриваются ключевые полномочия правоохранительных органов и органов местного самоуправления в вопросах защиты прав потребителей. Большое значение придается гражданско-правовым отношениям в процессе заключения и исполнения субъектами договорных обязательств, направленных на разрешение споров при реализации товаров низкого качества. В условиях рыночной экономики раскрываются особенности нормативного закрепления правил торговли. В статье дается определение контроля, качества, выясняются причины, влекущие за собой нарушения действующего законодательства на потребительском рынке. Анализируются причины попадания низкокачественных товаров на рынок, а также последствия, к которым приводит их появление. Разбираются полномочия государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за качеством товаров. Определяется важная роль требований, предъявляемых к качеству товаров, со стороны надзорных органов за качеством, где значительная роль отводится Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзору), уделяется внимание необходимости взаимодействия правоохранительных органов с органами местного самоуправления.
Ключевые слова: качество товаров, правоохранительные органы, защита прав потребителей, органы местного самоуправления, нормативное регулирование.
Для цитирования: Колесова Т.С., Войнов П.Н.Вопросы контроля правоохранительных органов за качеством товаров // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 2. С. 30.
Abstract: the article deals with the administrative legal problems of controlling and supervising activity of law enforcement bodies over the quality and safety of consumer goods in the conditions of modern
reforms of public authorities. The key powers of law enforcement bodies and local government bodies in the questions of consumer rights protection are under study. The important role is given to civil-law relations in the process of concluding and executing by the subjects of the treaty obligations aimed at resolving disputes when selling goods of poor quality. In the conditions of market economy, the peculiarities of the normative fixing of the rules of trade are revealed. The article gives a definition of control, quality, clarifies the reasons that lead to violations of the current legislation in the consumer market. The reasons for the entry of low-quality goods into the market, as well as the consequences resulting from their appearance, are analyzed. The powers of state bodies exercising control and supervision over the quality of goods are examined. The important role of quality requirements for goods, on the part of quality supervisory bodies, is determined, where the Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing (Rospotrebnadzor) has a significant role. The attention is paid to the need for interaction between law enforcement bodies and local government bodies.
Keywords: quality of goods, law enforcement bodies, consumer rights protection, local government bodies, statutory regulation.
For citation: Kolesova T.S., Voynov P.N. Questions of the control and supervision of law enforcement bodies over the quality of goods // Problems of Law Enforcement Activity. 2018. № 2. P. 30.
Государственный контроль и надзор являются основным административным средством предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, а также предотвращения заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) некачественной, опасной продукции. В юридической литературе выделяют три организационно-правовых способа обеспечения законности и государственной дисциплины субъектов организационных управленческих отношений в сфере административно-правового регулирования: государственный контроль, государственный надзор и государственную контрольно-надзорную деятельность [5].
Контроль - это одна из функций, определяющих организационно-правовой способ обеспечения законности, в компетенции каждого государственного органа. Контроль и надзор за соблюдением положений Конституции Российской Федерации, законодательных актов РФ и других нормативных предписаний осуществляют соответствующие государственные органы.
Необходимо отметить, что надлежащий контроль и надзор зависят от тщательного и всеобъемлющего нормативного регулирования многогранных проблем качества продукции на всех этапах ее жизненного цикла. Такая регламентация должна осуществляться на трех уровнях: федеральном, региональном и на предприятиях, непосредственно изготавливающих продукцию [3].
Вместе с тем основным правоустанавливающим документом, обеспечивающим достижение необходимого уровня качества в условиях рыночной экономики должен стать договор. Именно
в договорах возможно и необходимо определять уровень качества в зависимости от реальных потребностей сторон. Ведь недопустима ситуация, когда все и вся должно оцениваться по высшему уровню качества. В природных условиях сырьевые ресурсы могут иметь различные состояния качества. И даже после переработки (обогащения) уровень качества также может быть различным. Зачастую определенный уровень качества, соотносящийся с уровнем цены, может устраивать потребителя [6].
Переработанное сырье с соответствующим уровнем качества - явление правомерное и допустимое. Здесь важно, чтобы участники хозяйственного договора точно определили свои потребности в показателях качества сырья и продукции.
Именно с таким подходом исследуется целый ряд сложившихся институтов и положений, которые формулируют основные принципы государственной национальной системы обеспечения управления качеством применительно к указанным трем уровням.
Одновременно другая очевидная реальность нашей жизни — массовое производство продукции сомнительного уровня качества, свидетельствующее, что предлагаемые определения, пути и методы достижения цели не отвечают практическим потребностям. Вышеобозначенное явление также подтверждает, что проблема качества продукции предопределяется многочисленными социальными и хозяйственными факторами, среди которых основным является правовой [8].
От правильности, точности и конкретности юридической регламентации в первую очередь зависит изготовление продукции и оплата труда работника, реализация и оплата продукции потребителем, эксплуатация и оплата техниче-
ского обслуживания. Возмездность указанных отношений порождает обязанность изготовителя (продавца) поставлять качественную продукцию и подразумевает ответственность последнего.
Таким образам, значение правовой регламентации является острейшей общественной потребностью, затрагивающей интересы всех без исключения потребителей. Элементарная система правового обеспечения в прошедшие годы практически подавлялась всей административной системой, стремлением производителей к валовым показателям [7].
Такая ситуация объясняется рядом обстоятельств: во-первых, отсутствием законодательной регламентации многочисленных проблем обеспечения качества и самого понятия качества; во-вторых, автономностью и локальностью нынешнего регулирования всех перечисленных проблем; в-третьих, отсутствием хозяйственного механизма, обеспечивающего стабильность связей кооперирующих предприятий и их целенаправленность в достижении наибольшего качества. В связи с этим формулируется понятие, которое могло бы использоваться в законотворчестве.
Качество — это совокупность свойств продукции, которые закладываются в процессе труда, предусмотрены в условиях договора и в действующих нормативно-технических документах на всех стадиях жизненного цикла и обеспечивают надежное и длительное удовлетворение индивидуальных запросов потребителя с оптимальными затратами на поддержание работоспособности в период эксплуатации конечной продукции.
Такой всеохватывающий подход хотя и чреват определенной уязвимостью, тем не менее позволяет принципиально по-новому подойти к проблеме управления качеством.
Исследовав характер и содержание ранее существовавших систем управления качеством продукции, можно сделать вывод об их локальности и ограниченности. Дело все в том, что качество будущей продукции закладывается еще в ходе изобретения и проектирования, потом в процессе изготовления, реализации и, наконец, эксплуатации. Поэтому осознанное и научное управление возможно, если по всем этим этапам будет единая регламентация, то есть вместо локального управления, как это ранее практиковалось, предлагается осуществить технологическое управление по цепочке кооперированных связей. Это тот перспективный путь, который может обеспечить решение поставленной задачи [2].
Достижению обозначенной цели могла бы способствовать и консолидация научных по-
исков в управлении качеством продукции. Практика сложилась таким образом, что научные направления по формированию систем управления качеством продукции оказались оторванными от реальной жизни. Возникла парадоксальная ситуация: научные изыскания проводились чисто в абстрактном плане, не оказывали существенного влияния на практическую деятельность. К тому же зачастую они велись в разных плоскостях.
Поэтому и возникает необходимость объединить усилия специалистов в области управления качеством. Роль объединяющего стержня могла бы играть специальная наука — стандартоло-гия, изучающая объективные закономерности процессов управления и измерения количества и качества во всех без исключения компонентах при изготовлении продукции на всех стадиях жизненного цикла (а не исключительно процесса стандартизации).
Предмет такой науки - качество продукции (товаров). Ее задачей стала бы выработка единого подхода к качеству, что способствовало бы четкому установлению круга отношений, которые в своей совокупности создают режим недопустимости производства продукции низкого качества. Методом науки выступают технологические приемы и способы, с помощью которых производятся оценка и ее измерение. Как правило, они представляют инструменты, составные части, объединенные институтами стандартизации и метрологии [6].
Общегосударственный контроль, в том числе и за качеством товаров, имеет длительную историю в России, в настоящее время осуществляется Контрольным управлением Президента Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Ро-спотребнадзором и другими государственными органами [4].
Так, статья 5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предусматривает осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области потребительского рынка. Указанная служба в случае выявления нарушений выносит предписания, связанные с ликвидацией нарушений, под угрозой наказания. Поэтому указанная служба является контрольно-надзорным государственным органом, осуществляющим свою межотраслевую деятельность, связанную с защитой прав граждан.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет ветеринарный и фитосанитарный надзор за соответствием ветеринарным правилам и нормам,
проводит ветеринарно-санитарную экспертизу на предмет безопасности пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, сырых, яиц, рыбы, морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет государственный надзор и контроль за соответствием государственным стандартам маркировки и информации о продукции при ее разработке, качества продукции (за исключением зерна), упаковки, изготовления, хранения, подготовки к производству, транспортировки и поставки.
Государственный надзор и контроль осуществляется указанными органами посредством проведения проверок деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по изготовлению товаров, проведения экспертиз, а также выявления, пресечения и расследования нарушений законодательства Российской Федерации в данной области.
Такие проверки проводятся должностными лицами в соответствующих органах государственного надзора и контроля.
Не секрет, что за последнее время контрольный государственный аппарат значительно вырос, и можно отметить, что не всегда этот рост оправдан. Часто контрольные органы дублируют друг друга. К сожалению, отсутствует слаженное взаимодействие и координация деятельности. Эти недостатки мешают эффективно использовать тот потенциал возможностей для совершенствования управления в экономической сфере, который закладывался законодателем при их создании [8].
Следует отметить, что существует необходимость в участии территориальных структурных подразделений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в проведении обучения и аттестации должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих контрольные полномочия в сфере защиты прав потребителей.
Обратим также внимание на то, что отсутствуют экспертные отделы при органах местного самоуправления (в то время как общественные объединения могут проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров). Поэтому должен быть предусмотрен порядок взаимодействия указанных органов при необходимости проведения подразделениями Роспо-требнадзора санитарно-эпидемиологических и иных экспертиз. Данный порядок взаимодействия структурных подразделений органов местного самоуправления и Роспотребнадзора позволит немедленно реагировать на нарушения законодательства и послужит эффективному результату борьбы за качество.
Для решения указанных задач необходимо создание в структуре Роспотребнадзора информационных отделов, предназначенных для сбора и анализа информации об эпидемиологической обстановке в каждом муниципальном районе субъекта Российской Федерации.
Таким образом, для решения проблем взаимодействия указанных органов считаем целесообразным создание в структуре органов Ро-спотребнадзора специального управления по взаимодействию с местными органами власти по вопросам контроля и надзора за качеством товаров.
Литература
1. Надежин Н.Н. Концептуальные подходы к пониманию предпринимательства и предпринимательской деятельности // Общество и право. 2008. № 1. С. 80-86.
2. Зиньковский М.А. Правовые отношения по поводу сокрытых вещей // Современное право. 2013. №7. С. 78-80.
3. Надежин Н.Н., Халин Р.В. Потребитель как непосредственный участник реализации гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный недостатками товаров, работ и услуг по законодательству России. // Известия Юго-Западного государственного университета. 2015. т.1 №3 (60). С. 147-152.
4. Зиньковский М.А. Преднамеренное банкротство в условиях национального кризиса // Современное право. 2015. №6. С. 137-140.
5. Героева Л.З., Купряшина Е.А. Актуальные проблемы использования определений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Пленума Верховного суда Российской Федерации в уголовном судопроизводстве// Аллея Науки. 2018. №1(17). С. 596-600.
6. Матвеева Е.Д., Купряшина Е.А. К вопросу о сохранении стадии возбуждения уголовного дела в уголовном судопроизводству // Аллея Науки. 2017. №15. С. 501-504.
7. Никулина Е.В. Факторный анализ функционирования системы региональных финансов // Финансы и кредит. 2013. №19 (547). С. 33-35.
8. Никулина Е.В., Чистникова И.В., Орлова А.В. Экономико-статистическое исследование бюджетно-налоговой безопасности регионов // Фундаментальные исследования. 2015. №12-3. С. 624-628.
9. Нарбикова Н.Г., Никурадзе Н.О. К вопросу о целесообразности гражданского иска в уголовном процессе РФ // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016.№ 4 (111). С. 219-222.
10. Луговкина О.А. Основы формирования информации о доходах и расходах в соответствии с международными и национальными стандартами учета и отчетности // Экономические науки. 2011. № 1. С. 298-302.
= References =
1. Nadezhin N.N. Konceptual'nye podhody k ponimaniyu predprinimatel'stva i predprinimatel'skoj deyatel'nosti // Obshchestvo i pravo. 2008. № 1. S. 80-86.
2. Zin'kovskij M.A. Pravovye otnosheniya po povodu sokrytyh veshchej // Sovremennoe pravo. 2013. №7. S. 78-80.
3. Nadezhin N.N., Halin R.V. Potrebitel' kak neposredstvennyj uchastnik realizacii grazhdansko-pravovoj otvetstvennosti za vred, prichinennyj nedostatkami tovarov, rabot i uslug po zakonodatel'stvu Rossii. // IzvestiyaYugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. t.1 №3 (60). S. 147-152.
4. Zin'kovskij M.A. Prednamerennoe bankrotstvo v usloviyah nacional'nogo krizisa // Sovremennoe pravo. 2015. № 6. S. 137-140.
5. Geroeva L.Z., Kupryashina E.A. Aktual'nye problem ispol'zovaniya opredelenij Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii i postanovlenij PlenumaVerhovnogo suda Rossijskoj Federacii v ugolovnom sudoproizvodstve // Alleya Nauki. 2018. №1(17). S. 596-600.
6. Matveeva E.D., Kupryashina E.A. K voprosu o sohranenii stadii vozbuzhdeniya ugolovnogo dela v ugolovnom sudoproizvodstve // AlleyaNauki. 2017. №15. S. 501-504.
7. Nikulina E.V. Faktornyj analiz funkcionirovaniya sistemy regional'nyh finansov // Finansy i kredit. 2013. № 19 (547). S. 33-35.
8. Nikulina E.V., CHistnikova I.V., Orlova A.V. Ekonomiko-statisticheskoe issledovanie byudzhetno-nalogovoj bezopasnosti regionov // Fundamental'nye issledovaniya. 2015. №12-3. S. 624-628.
9. Narbikova N.G., Nikuradze N.O. K voprosu o celesoobraznosti grazhdanskogo iska v ugolovnom processe RF // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2016. № 4 (111). S. 219-222.
10. Lugovkina O.A. Osnovy formirovaniya informacii o dohodah i raskhodah v sootvetstvii s mezhdunarodnymi i nacional'nymi standartami ucheta i otchetnosti // Ekonomicheskie nauki. 2011. № 1. S. 298-302.
(статья сдана в редакцию 23.04.2018)