IV. ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ IV. PROBLEMS AND OPINIONS
■ И.В. Петров // I.V. Petrov [email protected]
д-р экон. наук, декан факультета экономики и финансов топливно-энергетического комплекса ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет), Россия, 125993 (ГСП-3), г. Москва, Ленинградский просп., 49 doctor of economical sciences, fuel and energy complex economics and finance faculty dean of FGOBU VO Financial University under the Government of the Russian Federation "(Financial University), 49, Leningradski Av., Moscow, 125993 (GSP-3), Russia
■ И.Т. Хилая // I.T. Khilaia
I кандидат технических наук candidate of technical sciences
| И.А. Стоянова // I.A. Stoianova
д-р экон. наук, профессор ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС", Россия, 119049, Москва, Ленинский пр-кт, 4
doctor of economical sciences, professor of FGAOU VO "National research technological university "MISIS", 4, Leninski prospect, Moscow, 119049, Russia
УДК 622.8
ВОПРОСЫ ИНЖЕНЕРНО-ФИНАНСОВОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
QUESTIONS OF COAL INDUSTRY ENTERPRISES MANAGERIAL STAFF ENGINEERING AND FINANCIAL TRAINING
Рассмотрены наиболее значимые вызовы для развития топливно-энергетического комплекса и угольной промышленности России. Представлены новые требования к руководителям угледобывающих предприятий связанные с компетенциями в области предметного анализа состояния мирового рынка минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, выявления ключевых проблем и принятия научно обоснованных и экономически эффективных стратегических и оперативных инвестиционных решений с учетом условий членства России во Всемирной торговой организации и санкционной политики ряда стран. Выделена важность объединения инженерных и финансово-экономических компетенций и рассмотрены современные тенденции формирования образовательных программ для подготовки многопрофильных специалистов. Определена необходимость формирования новых инженерно-экономических образовательных траекторий и даны примеры формирования и реализации инженерно-экономических образовательных программ. Представлен опыт Факультета экономики и финансов топливно-энергетического комплекса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации по реализации практик ориентированных сетевых образовательных программ и развития новых эффективных технологий практического обучения с решением бизнес-кейсов.
The most significant challenges for the development of the fuel and energy complex and the coal industry in Russia are considered. The article presents new requirements for the heads of coal mining enterprises related to competencies in the field of subject analysis of the world market of mineral and fuel and energy resources, identifying key problems and making scientifically sound and cost-effective strategic and operational investment decisions, taking into account the conditions of Russia's membership in the world trade organization and the sanctions policy of a number of countries. The importance of combining engineering and financial and economic competencies is highlighted and modern trends in the formation of educational programs for the
training of multidisciplinary specialists are considered. The necessity of formation of new engineering and economic educational trajectories is defined and examples of formation and realization of engineering and economic educational programs are given. The article presents the experience of the Faculty of Economics and Finance of the fuel and energy complex of the Financial University under the Government of the Russian Federation in the implementation of practice-oriented network educational programs and the development of new effective technology of practical training with the solution of business cases.
Ключевые слова: УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ОБРАЗОВАНИЕ, ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА, ФИНАНСЫ, ЭКОНОМИКА, РУКОВОДЯЩИЕ КАДРЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЯ, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, ФИНУНИВЕРСИТЕТ
Key words: COAL INDUSTRY, EDUCATION, ENGINEERING TRAINING, FINANCE, ECONOMY, MANAGEMENT PERSONNEL, PUBLIC ADMINISTRATION, FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY, FUEL AND ENERGY COMPLEX, FINANCIAL UNIVERSITY
Обеспечение энергетической и сырьевой безопасности экономики является одной из основных целей управления государством. Минерально-сырьевой и топливно-энергетический сектора российской экономики являются одним из основных источников доходов бюджетной системы страны. В силу специфики структуры отечественной экономики и имеющегося экспортного потенциала важнейшим фактором экономической динамики для России являются мировые цены на минерально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, тенденции развития мировой экономики. Зависимость российской экономики от сырьевого экспорта в условиях значительных колебаний цен на мировых рынках и санкционных ограничений делает достаточно острой проблему устойчивой внешнеэкономической деятельности.
Внешние политико-экономические угрозы и внутренние социально-экономические факторы указывают на то, что, помимо традиционных инженерно-технологических проблем развития, обеспечение финансово-экономической устойчивости функционирования энергетических систем и топливно-энергетического комплекса является необходимым условием решения задач развития России в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В настоящее время это особенно актуально для угольной промышленности, которая, несмотря на значительные достижения последних лет, сталкивается с серьезными вызовами: снижение внутреннего спроса; рост экологических требований, горных рисков и производственных издержек; волатильность цен на энергоносители; переход к не углеродному тренду развития мировой экономики; санкцион-ные технологические и инвестиционные ограничения; слабая предсказуемость тарифной и налоговой политики государства [1-2].
В этой связи необходимо иметь кадры, способные предметно анализировать состоя-
ние мирового рынка минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, выявлять ключевые проблемы и принимать научно обоснованные и экономически эффективные решения с учетом условий членства России во Всемирной торговой организации и санкционными ограничениями. Деятельность экспортно-ориентированных российских угольных компаний должна основываться на точных финансово-экономических обоснованиях принимаемых решений и реализуемых проектах, грамотной внешнеэкономической, инвестиционной и инновационной политике.
Социально-экономическая и политическая значимость устойчивого энерго- и теплоснабжения требует скрупулёзного учета финансово-экономических взаимоотношений, обоснования затрат и необходимых объемов инвестиций с учетом изменяющихся схем налогообложения и платежеспособности потребителей. Это требует от государственных гражданских служащих федеральных и региональных органов управления ТЭК, руководителей и работников угольных компаний наличия соответствующих компетенций для принятия обоснованных решений как на уровне отдельного предприятия, так и отрасли, региона и страны в целом. В последние годы роль руководителя на предприятиях угольной промышленности значительно возросла, он должен обладать не только инженерными компетенциями, но и владеть коммуникационными технологиями для достижения поставленных целей и обеспечения устойчивости коллективов и компании в целом [3-4]. В настоящее время одним из прогрессивных направлений развития угольной промышленности является создание энергоугольных кластеров, а также применения эко-логоориентированных подходов к организации производства, что требует от топ-менеджеров многостороннего набора межотраслевых компетенций [5, 6].
Рисунок 1 - Эскиндаров Михаил Абдурахманович - ректор Финуниверситета, Силуанов Антон Гэрманович - первый заместитель председателя правительства Российской Федерации, министр финансов Российской Федерации (выпускник Финуниверситета), Шохин Александр Николаевич - президент Российского союза промышленников и предпринимателей. III Международный форум Финансового университета «Ловушка «новой нормальности» Figure 1 - Eskindarov Mikhail Abdurahmanovich - Rector of the Finish University, Siluanov Anton Germanovich - First Deputy Prime Minister of the Russian Federation, Finance Minister of the Russian Federation (graduate of the Finish University), Shokhin Alexander Nikolayevich - President of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs. III International Forum of the Financial University «The
Trap of the New Normality»
В целях объединения финансово-экономических и инженерных компетенций, подготовки финансистов, понимающих изнутри проблемы ТЭК и организационно-экономически ориентированных инженеров-горняков ректором Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (далее - Финуниверси-тет) профессором М.А. Эскиндаровым было принято решение о создании Факультета экономики и финансов топливно-энергетического комплекса с реализацией образовательных программ: бакалавриат - «Международный бизнес энергетических компаний» и «Экономика и финансы топливно-энергетического комплекса»; магистратура - «Экономика и моделирование бизнес-процессов топливно-энергетического комплекса», «Стратегии и риски международного бизнеса энергетических компаний», «Бизнес в электроэнергетике» и целого ряда дополнительных образовательных программ. Эти программы очень востребованы: по итогу приема в 2018 году на бюджетные места было зачислено без вступительных испытаний 20 победителей и призеров олимпиад школьников, средний проходной балл по одному предмету - 90.
Среди выпускников Финуниверситета, осуществляющего подготовку финансово-экономических кадров для государственных структур и отраслей промышленности с 1919 года, много выдающихся профессионалов и руководителей крупных компаний ТЭК, поэтому интерес к минерально-сырьевому и топливно-энергетическому комплексу не случаен. Финуниверситет - один
из старейших российских вузов, готовящих экономистов, финансистов, юристов по финансовому праву, математиков, IT-специалистов, социологов и политологов. Финансовый университет - один из ведущих вузов страны, реализующий 13 направлений подготовки бакалавров (37 профилей подготовки), 14 направлений подготовки магистров (более 60 магистерских программ), 16 основных образовательных программ среднего профессионального образования, а также 35 программ профессиональной переподготовки, в том числе программы МВА, и 183 программы повышения квалификации. Общее число обучающихся по основным образовательным программам на начало 2017/2018 учебного года составило 46 556 человек [7].
Финуниверситет ориентирован на подготовку кадров, компетентных в вопросах финансово-экономического управления сложными энергетическими системами, исследования проблем и тенденций развития мировых рынков энергоносителей, анализа и прогнозирования конъюнктуры, принятия решений по развитию угольных компаний в условиях глобализации, членства в ВТО и санкционной политики, оптимизации финансово-хозяйственной деятельности и бизнес-процессов, поиска путей повышения эффективности внешнеторговой деятельности, организации логистики и экспортно-импортных операций,управления активами.
Современные риски развития экономики России выдвигают требования к Финуниверсите-ту как лидеру, признанному обеспечить методо-
Рисунок 2 - Депутат государственной думы законодательного собрания Миронов Сергей Михайлович вручает
призы победителям конкурса «Богатство недр моей страны» Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля
Figure 2 - Deputy of the State Duma of the Legislative Assembly Mironov Sergey Mikhailovich presents prizes to the winners of the competition «Wealth of the bowels of my country» of the Interuniversity Academic Navigation Center in the field of mining and geologyof the Financial University «The Trap of the New Normality»
логическое единство мер по научному и кадровому сопровождению государственной финансово-экономической политики в отраслях минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплекса России. В связи с этим реализуются как образовательные, так и проектно-исследо-вательские и экспертные цели, через эффективные образовательные технологии и передовые исследования и разработки, направленные на повышение мировой конкурентоспособности подготавливаемых кадров и угольной промышленности России в целом.
Для подготовки инженер-ориентированных специалистов в области экономики и финансов угольной промышленности необходимо реализовать инновационные образовательные программы с активной внеаудиторной деятельностью, ориентированной на формирование у специалистов в области экономики и финансов ТЭК лидерских качеств, стратегического видения мировых и отраслевых проблем, способности принимать решения в условиях неопределенности и риска, социальной ответственности. Это возможно используя накопленный потенциал Финуниверситета в области реализации социально-воспитательного процесса при подготовке руководящих кадров [8].
Целью воспитательной работы является формирование комфортной студенческой экос-реды, способствующей максимальному раскрытию творческого потенциала, коллективной адаптации, самореализации и самоактуализации: от составления индивидуализированных дорожных карт карьеры до системной помощи
в достижении жизненных и профессиональных целей. Организация образовательного процесса направлена на предоставление каждому студенту возможности формирования профиля компетенций посредством выбора индивидуальной образовательной траектории с использованием информационных ресурсов образовательного портала Финуниверситета. Модернизация образовательного процесса направлена на усиление проектно-ориентированного обучения, начиная с первого курса через систему внеаудиторных мероприятий, на старших курсах через научно-исследовательскую работу, сочлененную с тематиками курсовых работ и выпускной квалификационной работы, разрабатываемых совместно с работодателями по наиболее актуальным отраслевым проектам, участниками реализации которых должны стать выпускники Финуниверситета.
Научно-исследовательская работа студентов рассматривается как основной элемент подготовки конкурентоспособных, профессиональных финансово-экономических кадров для минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплекса России. Именно в процессе НИРС студенты получают основные отраслевые компетенции во взаимодействии с потенциальными работодателями.
Обеспечение качества подготовки осуществляется посредством реализации системы непрерывного образования, включая дополнительное, с использованием сетевых форм обучения по согласованным с работодателем программам, с привлечением последних к образовательному процессу и контролю уровня компетенций обучающихся. Подготовка специалистов должна осуществляться на междисциплинарном уровне с использованием потенциала научных школ Финуниверситета и научно-образовательных ресурсов в области финансов, экономики, менеджмента, права, прикладной математики, информатики и информационной безопасности, социологии и политологии, а также с привлечением образовательных ресурсов профильных университетов, ученых Российской академии наук, руководителей федеральных органов исполнительной власти, профессионалов консалтинговых компаний и бизнеса, в том числе посредством создания базовых кафедр. При этом необходимо формирование новой генерации преподавателей-исследователей, осваивающих отраслевые компетенции через стажировки на угледобывающих предприятиях и в органах управления ТЭК, внедряющих в учебный процесс результаты научных исследований, выпол-
Рисунок 3- На открытии учебного Центра «Стратегического менеджмента и конъюнктуры сырьевых рынков» Горного
института НИТУ «МИСиС»
Figure 3 - At the opening of the training center «Strategic Management and the conjuncture of commodity markets» of the Mining
Institute of the NITU «MISiS»
няемых по заказам работодателей совместно с обучающимися. Образовательные программы должны соответствовать международным требованиям общественно-профессиональной аккредитации 9,10].
На этой основе может быть успешно осуществлена подготовка высококвалифицированных конкурентоспособных профессиональных кадров, востребованных угольными компаниями и финансовым сектором минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплекса, способных добиваться высоких результатов в финансово-экономической и организационно-производственной деятельности, в т.ч. в государственных органах власти, выполнять результативные научные исследования и экспертные оценки в международных исследовательских центрах по всему спектру глобальных вопросов современного развития экономики.
При этом формирование новых лидеров должно осуществляться еще до поступления в высшие учебные заведения. Наиболее ярким примером в этом направлении является «Межвузовский Академический Центр навигации по специальностям горно-геологического профиля», созданный по инициативе академика РАН профессора Ю.М. Малышева на базе Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН совместно с НИТУ МИСиС, РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, МГРИ-РГГРУ и МИИГАиК. В итоге удалось сформировать коммуникационную площадку для развития непрерывной системы образования детей и молодежи в области геологии и природопользования, воспитания экологического мировоззрения, профориентации по специальности горно-геологического, металлургического и нефтегазового
профиля. Это первый в России Центр в системе непрерывного образования и просвещения детей и молодежи: школа-ВУЗ-производство [11].
Основная цель - поиск и формирование кадрового резерва из числа талантливых детей и молодежи для производства и науки, создание коммуникационной среды для талантливой молодежи в современных условиях экономического развития. Образовательная и просветительская деятельность Центра направлена на возрождение статуса инженерных специальностей минерально-сырьевого сектора экономики.
В настоящее время необходимо создание научно-образовательных центров по подготовке глобально конкурентоспособных, профессиональных финансово-экономических кадров для федеральных и региональных органов государственного управления, вертикально-интегрированных угольных компаний, транспортно-логи-стических компаний, финансовых институтов, международных экспертно-исследовательских центров оценки и регулирования развития топливно-энергетического комплекса. В таких центрах необходимо формирование научно-образовательной экосистемы способной генерировать, во взаимодействии с работодателями, новые знания в области экономики и финансов угольной промышленности, включаемые в инновационные образовательные программы и внеаудиторную научно-исследовательскую и проектную деятельность студентов под руководством преподавателей-исследователей, владеющих отраслевыми компетенциями. Необходимо максимально задействовать потенциал университетских и академических научных школ, научно-образовательных ресурсов в области геологии и горного дела, финансов, экономики, менеджмен-
та, права, прикладной математики, информатики и информационной безопасности, социологии и политологии для качественной междисциплинарной подготовки и переподготовки (через систему дополнительного образования) специалистов 12].
Совершенствование образовательного процесса необходимо осуществлять через различные формы сетевого взаимодействия учреждений науки Российской академии наук и ведущих университетов России и мира, осуществляющих научно-образовательную деятельность в минерально-сырьевом и топливно-энергетическом секторах экономики. Необходима всесторонняя модернизация и интеграция образовательного процесса. При этом развивая компетенции в традиционной финансовой специализации, необходима реализация совместных сетевых программ через стратегические альянсы с лидерами образования в горном деле и геологии, в том числе в рамках евразийского союза и БРИКС [13,14].
Через глубокую интеграцию с работодателями, параллельно с классической моделью обучения, необходимо реализовывать модель проектного, практикоориентированного обучения в тесном взаимодействии с угольными компаниями. Наглядным примером реализации таких программ является Центр «Стратегического менеджмента и конъюнктуры сырьевых рынков», созданный по личной инициативе Председателя Совета директоров ООО «КАРАКАН ИНВЕСТ», заслуженного экономиста России профессора Г.Л. Краснянского на базе Горного института НИТУ «МИСиС». Образовательная деятель-
ность Центра направлена на подготовку и переподготовку современных руководящих кадров для предприятий горнодобывающего сектора экономики. Центр является уникальной площадкой обмена опытом представителями бизнеса, органами государственной власти и ведущими учеными.
В целях адаптации системы подготовки специалистов-управленцев горнодобывающих компаний к современным требованиям Центром разработана межвузовская система подготовки кадров реализуемая совместно с Кафедрой мировых сырьевых рынков Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России. Профессор Г.Л. Краснянский, возглавляя Кафедру мировых сырьевых рынков, реализовал проект, позволяющий объединить ключевые компетенции двух ведущих в своих направлениях ВУЗов России и тем самым включить в образовательные программы дисциплины, как связанные с технологиями и экономикой бизнес-процессов горнодобывающих предприятий, так и направленные на анализ международных рынков, геополитику, геоэкономику, организацию экспортной торговли сырьевыми товарами и т.д.
В этом году в МГИМО проходит первый набор на новую программу магистерской подготовки «Стратегический менеджмент международных минерально-сырьевых компаний» (совместно с НИТУ «МИСиС») — уникальную в своем роде практикоориентированную профессиональную магистратуру. Программа направлена на подготовку специалистов для управляющих компаний всего минерально-сырьевого комплек-
Рисунок 4 - Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Инюцин Антон Юрьевич поздравляет победителей
Международного инженерного чемпионата «CASE-IN» Figure 4 - Deputy Minister of Energy of the Russian Federation Anton Yuryevich Inyutsin congratulates the winners of the International
Engineering Championship «<CASE-IN»
са, в том числе и угольной промышленности, а также для крупных международных трейдер-ских, консалтинговых и аналитических компаний. Выпускник магистратуры будет не просто специалистом-теоретиком, а в большей степени специалистом-практиком в сфере стратегического планирования, аналитики, маркетинга, внешнеэкономической деятельности и экспортных продаж [15].
Для реализации поставленных целей в Финуниверситете формируется организационная структура, направленная на системное взаимодействие с органами государственной власти и максимальное использование потенциала университета и партнеров для обеспечения подготовки, трудоустройства выпускников в соответствии с профилем образовательных программ, а также решения социально-экономических задач, стоящих перед топливно-энергетическим комплексом России с учетом его роли в мировом сообществе.
Разрабатываемые образовательные программы на первом этапе проходят апробацию и согласование с работодателями через реализацию соответствующих модулей в системе дополнительного образования. Для реализации этих программ целесообразно формирование сетевой Финансово-инженерной бизнес-школы в рамках системы дополнительного образования Финуниверситета. Формируемые научно-образовательные структуры должны стать экспертными центрами по финансово-экономическому сопровождению системы государственного регулирования, разработки и мониторинга государственных отраслевых программ в сфере ТЭК, инвестиционных программ развития угольных и энергетических компаний. Необходимо их использовать как площадки взаимодействия федеральных и региональных органов государственного управления, финансовых институтов, международных сообществ при выработки государственной налогово-регулятивной политики, формировании трендов и создании условий устойчивого развития угольной промышленности. На основе предлагаемых научно-образовательных структур возможна организация оценки финансово-экономических компетенций государственных гражданских служащих федеральных и региональных органов управления ТЭК, сотрудников угольных компаний, менеджеров финансовых институтов, экспертов международных экспертно-аналитических центров.
Финуниверситет является международной площадкой по выработке финансово-экономических компетенций в сегменте отраслей
минерально-сырьевого, топливно-энергетического комплекса и энергетике. Это достигается через активное формирование международного статуса посредством участия в глобальных отраслевых мероприятиях, в том числе Санкт-Петербургском экономическом форуме, Российской энергетической неделе, Международном энергетическом форуме, Мировом нефтяном совете, Мировом энергетическом конгрессе, Международном форуме Финансового университета, Международных конференциях «Управленческие науки в современном мире», «Проблемы конфигурации глобальной экономики XXI века: идея социально-экономического прогресса и возможные интерпретации», «Наш дом Евразия», «Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы», «Неделя горняка» и других знаковых мероприятий.
В международной проблематике ТЭК Фи-нуниверситет участвует с использованием собственных ресурсов Международной финансовой лаборатории, созданной совместно с информационно-аналитическим агентством «Bloomberg». Это позволяет координировать и проводить количественные исследования с использованием многомерных массивов финансово - экономических данных c лицензионным доступом к базам данных, отраслевым и корпоративным отчетам, котировкам ценных бумаг, аналитике, финансовым новостям и другим необходимым каждому отраслевому экономисту, а не только трейдеру или инвестиционному аналитику, сведений мирового охвата. Это позволяет проводить научные разработки и создавать учебные материалы по самым передовым мировым стандартам, пользуясь мощью безграничной и динамичной сети данных, новостей и аналитики, результатами работы информационно-аналитического агентства «Bloomberg» [16].
В Финуниверситете успешно функционирует блокчейн-лаборатория, которая по заказу Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации проводит экспертно-ана-литические исследования по проблемам технологий блокчейна и криптовалютам. Лаборатория осуществляет: расчет криптовалютных индексов, в частности текущее значения индекса CSA17, показывающего тренды на рынке криптовалют в целом, которые можно наблюдать еженедельно в разделе новостей Финуниверситета; анализ блокчейн-стартапов с присвоением им рейтинговой оценки по собственной методике лаборатории; на основании постоянного мониторинга блокчейн проектов во всем мире, создание под заказ корпораций стратегий внедрения распре-
Y~
A
деленных реестров и организация наблюдения за перспективными разработками в конкретных отраслях; разработка технических заданий на внедрение блокчейн технологии в корпорациях и стартапах; привлечение различных команд разработчиков и сопровождение разработки по техническому заданию; юридическое сопровождение деятельности блокчейн проектов, включая вопросы международного регулирования и налогообложения операций с криптовалютами [17].
которой ведущие мировые компании из различных областей ТЭК, открыла базовую кафедру «Эрнст энд Янг» в Финуниверситете. Ее цель заключается в том, чтобы выпускники приобрели необходимые навыки работы в команде и опыт работы над проектами, а также накопили актуальные практические знания. Студенты получают информацию не только из учебников, но и имеют в своем распоряжении огромный ресурс материалов для новаторских научных работ. Кафедра «Эрнст энд Янг» - промежуточная ступень между вузовским образованием и работой в большой международной компании [20].
Базовая кафедра компании PwC в Финуниверситете позволяет компаниям и организациям ТЭК во всем мире и в России решать задачи, возникающие в результате стремительно меняющихся экономических условий [18].
Проведенный анализ свидетельствуют, что для инженерно-финансовой подготовки управленческих кадров предприятий угольной промышленности необходимо объединение усилий отраслевых компаний и ведущих образовательных центров для реализации практикоори-ентированных сетевых образовательных технологий непрерывного образования специалистов. Данный подход позволит сгенерировать новую управленческую элиту угольной промышленности.
Базовая кафедра КПМГ в Финуниверситете организована совместно с аудиторской компанией КР1^ с целью передачи накопленных знаний будущим специалистам и подготовки их к работе в бизнес-среде, для того, чтобы задать ритм делового сообщества и показать возможные пути построения карьеры в будущем 19].
Компания EY - международный лидер в области аудита, налогообложения, сопровожде-
ния сделок и консультирования, среди клиентов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Казаков В.Б., Калачёва Л.В., Петров И.В., Сурат И.Л. Развитие угольной промышленности в условиях создания высокопроизводительных рабочих мест, перехода на наилучшие доступные технологии и импортозамещения // Уголь. 2017. № 6 (1095). С. 48-50.
2. Krasniansky G.L Coal in the economy of Russia В сборнике: XVIII International Coal Preparation Congress Conference proceedings. 2016. С. 35-40.
3. Артемьев В.Б., Килин А.Б., Галкин В.А., Макаров А.М. Угледобывающее предприятие: руководитель и руководство. Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал): 2016. № S32 с. 5-47.
4. Конкордация - критерий и средство повышения эффективности и безопасности производства / Артемьев В.Б. [и др.] // Уголь. 2014. № 3 (1056). С. 68-72.
5. Краснянский Г.Л. Формирование энергоугольных кластеров - инновационный этап технологической реструктуризации угольной промышленности Российской Федерации // Уголь. 2011. № 4 (1020). С. 42-46.
6. Научные основы инновационной деятельности угольных предприятий по сохранению и восстановлению качества окружающей среды / Иватанова Н.П. [и др.]. Москва -Тула, 2016.
7. Общие сведения // Финансовый университет URL: www.fa.ru/univer/Pages/Home.aspx (дата обращения: 20.08.2018).
8. Современные подходы в воспитании молодежи: традиции и инновации / Эскиндаров М.А. [и др.]. М.: Издательство «Прометей», 2018. 252 с.
9. Обеспечение безопасности горных работ - задача фундаментальной и прикладной науки / Захаров В.Н. [и др.] // Вестник Научного центра по безопасности работ в угольной промышленности. 2017. № 4. С. 8-16.
10. Объединение потенциала академической науки и ведущих профильных университетов для обеспечения эффективного освоения подземного пространства / Вартанов А.З. [и др.] // Строительство: наука и образование. М., 2018. Т. 8. № 1 (27). С. 6-14.
11. О центре // «Межвузовский Академический Центр навигации по специальностям горно-геологического профиля» URL: http://www.c-nav.ru/about (дата обращения: 20.08.2018).
12. Петров И.В. Научно-образовательные центры как основа кадрового обеспечения развития горнодобывающих отраслей промышленности. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сборник докладов по материалам Десятой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2013. С. 185-194.
13. Перская В.В., Эскиндаров М.А. Интеграция в условиях многополярности. эволюция теории и практики реализации. М.: Издательство «Экономика», 2016. 384 с.
14. Вартанов А.З., Петров И.В., Федаш А.В. Развитие институтов евразийского технико-экономического сотрудничества в области разведки, добычи и переработки твердых полезных ископаемых // Горный журнал. 2017. № 11. С. 14-17.
15. НИТУ «МИСиС» URL: http://www.old.misis.ru/csmc (дата обращения: 20.08.2018).
16. Международная финансовая лаборатория // Финансовый университет URL: http://www.fa.ru/science/Pages/mfl.
научно-технический журнал № 3-2018
ВЕСТНИК
aspx (дата обращения: 20.08.2018).
17. Блокчейн-лаборатория // Финансовый университет URL: http://www.fa.ru/org/science/irce/blockchainlab/Pages/ Home.aspx (дата обращения: 20.08.2018).
18. Средство просмотра изображений Кафедра «PwC» // Финансовый университет URL: http://www.fa.ru/org/chair/ pwc/Pages/Home.aspx (дата обращения: 20.08.2018).
19. О кафедре КПМГ // Финансовый университет URL: http://www.fa.ru/org/chair/kpmg/Pages/About.aspx (дата обращения: 20.08.2018).
20. О кафедре «Эрнст энд Янг» // Финансовый университет URL: http://www.fa.ru/org/chair/ernstyoung/Pages/About. aspx (дата обращения: 20.08.2018).
REFERENCES
1. Kazakov, V.B., Kalacheva, L.V., Petrov, I.V., & Surat, I.L. (2017). Razvitie ugolnoi promyshlennosti v usloviiakh sozdaniia vysokoproizvoditelnykh rabochikh mest, perekhoda na nailuchshie dostupnye tekhnologii i importozameshcheniya [Development of the coal industry in the conditions of creation of high-performance jobs, transition to the best available technologies and import substitution]. Ugol - Coal, 6 (1095), pp. 48-50 [in Russian].
2. Krasnyansky, G. L. (2016). Coal in the Russian economy Proceedings: proceedings of the XVIII international Congress on coal preparation [in English].
3. Artemiev, V.B., Kilin, A.B., Galkin, V.A., & Makarov A. M. (2016). Ugledobyvaiushchee predpriatie: rukovoditel i rukovodstvo [Mining company: the leader and the management]. Gorny informatsionno-analiticheskii biulleten -Mining Informational Analytical Bulletin, S32, 5-47 [in Russian].
4. Artemyev, V.B., Kilin, A.B., Kostarev, A. S., Kavyshkin, V. P., Galkin, V. A., & Makarov, A. M. (2014). Konkordatsiia -kriterii i sredstvo povysheniia effektivnosti i bezopasnosti proizvodstva [Concordance - criteria and means of improving the efficiency and safety of production]. Ugol - Coal, 3 (1056), 68-72 [in Russian].
5. Krasniansky, G.L. (2011). Formirovanie ehnergougolnykh klasterov - innovatsionnyi etap tekhnologicheskoi restrukturizatsii ugolnoi promyshlennosti Rossiiskoi Federatsii [Formation of energy coal clusters - an innovative stage of technological restructuring of the coal industry of the Russian Federation]. Ugol - Coal, 4 (1020), 42-46 [in Russian].
6. Ivatanova, N. P., Le, B. Z., Stoianova, I.A., Petrov, I. V., & Chan, T. B. (2016). Nauchnyie osnovy innovatsionnoi deiatelnosti ugolnykh predpriiatii po sokhraneniiu i vosstanovleniiu kachestva okruzhaiushchei sredy [Scientific bases of innovative activity of the coal enterprises on preservation and restoration of quality of environment]. Moscow-Tula [in Russian].
7. General information. (n.d.). Retrieved August 20, 2018, from www.fa.ru/univer/Pages/Home.aspx [In Russian].
8. Eskindarov, M. A., Avdiiski, V. I., Azarova, S. P., Andreev, N. V., & Bezsmertnaia, Ye.P., et al. (2018). Sovremennyie podhody v vospitanii molodezhi: traditsii i innovatsii [Modern approaches to youth education: traditions and innovations]. Moscow: Prometei [in Russian].
9. Zakharov, V.N., Vartanov, A. Z., Malinnikova, I. V., Petrov, I. V., Fedash, A.V. 92017). Obespechenie bezopasnosti gornykh rabot - zadacha fundamentalnoi i prikladnoi nauki [Ensuring the safety of mining operations is the task of fundamental and applied science]. Vestnik nauchnogo tsentra po bezopasnosti rabot v ugolnoi promyshlennosti -Herald of Safety in Mining Industry Scientific Center, 4, 8-16 [in Russian].
10. Vartanov, A. Z., Volkov, A. A., Zakharov, V.N., Petrov, I. V., & Pustovgar, A. P. (2018). Obiedinenie potentsiala akademicheskoj nauki i vedushchikh profilnykh universitetov dlia obespecheniia effektivnogo osvoeniia podzemnogo prostranstva [Consolidation of academic science and leading specialized universities potential to ensure the effective development of underground space]. Moscow: Stroitelstvo: nauka i obrazovanie - Construction: Science and education, Vol. 8, 1 (27), 6-14 [in Russian].
11. About the Center. «Intercollegiate Academic Navigation Center for Mining and Geological Professions». (n.d.). Retrieved August 20, 2018, from http://www.c-nav.ru/about [In Russian]
12. Petrov, I.V. (2013). Nauchno-obrazovatelnye tsentry kak osnova kadrovogo obespecheniia razvitiia gornodobyvaiushchikh otraslei promyshlennosti. Spros i predlozhenie na rynke truda i rynke obrazovatelnykh uslug v regionakh Rossii [Scientific and educational centers as the basis of personnel support for the development of mining industries. Demand and supply in the labor market and the market of educational services in the regions of Russia]. Collection of reports on the Tenth all-Russian scientific and practical Internet conference. (pp. 185-194). -Petrozavodsk: Petrozavodsk state University [in Russian].
13. Perskaya, V. V., & Eskindarov, M. A. (2016). Integratsiia v usloviiakh mnogopoliarnosti. evolutsiia teorii i praktiki realizatsii [Integration in conditions of multipolarity. Evolution of realization theory and practice]. Moscow: Ekonomika [in Russian].
14. Vartanov, A. Z., Petrov, I. V., & Fedash, A.V. (2017). Razvitie institutov evraziiskogo tekhniko-ehkonomicheskogo sotrudnichestva v oblasti razvedki, dobychi i pererabotki tverdykh poleznykh iskopaemykh [Eurasian technical and economic cooperation institutions development in the field of exploration, extraction and processing of solid minerals]. Moscow: Gorny zhurnal - Mining Magazine, 11, 14-17 [in Russian].
15. NITU «MISiS». (n.d.). Retrieved August 20, 2018, from http://old.misis.ru/csmc/ [In Russian]
16. International Financial Laboratory. (n.d.). Retrieved August 20, 2018, from http://www.fa.ru/science/Pages/mfl.aspx [In Russian].
17. Blockchain-laboratory. (n.d.). Retrieved August 20, 2018, from http://www.fa.ru/org/science/irce/blockchainlab/Pages/ Home.aspx
18. Image Viewer. Department «PwC». (n.d.). Retrieved August 20, 2018, from http://www.fa.ru/org/chair/pwc/Pages/ Home.aspx [In Russian].
19. About the department KPMG. (n.d.). Retrieved August 20, 2018, from http://www.fa.ru/org/chair/kpmg/Pages/About. aspx [In Russian]
20. About the department EY. (n.d.). Retrieved August 20, 2018, from http://www.fa.ru/org/chair/ernstyoung/Pages/About. aspx [In Russian].