Вопросы интеллектуальной собственности в деятельности региональных экономических объединений
В. А. Лихачев
УДК 332.012.3 : 347.77 ББК 65.04 : 67.404.3 Л-652
На современном этапе развития мирового хозяйства все большее значение приобретают ресурсы, имеющие нематериальный характер, и в течение последних десятилетий можно наблюдать переход к новому укладу экономики - экономике, основанной на знаниях. Другой важнейшей тенденцией является интернационализация экономики и создание интеграционных объединений, носящих субрегиональный, региональный или межрегиональный характер. Для достижения высокого уровня экономического взаимодействия необходима не только отмена различного рода тарифных и нетарифных барьеров для торговли товарами и услугами, движения капиталов, перемещения рабочей силы, но и распространение деятельности региональных объединений на ряд других важных для экономики сфер, куда, в том числе, можно отнести защиту интеллектуальной собственности. Различные региональные группировки по-разному подходят к данному вопросу. Рассмотрим вкратце положение дел в сфере регулирования интеллектуальной собственности на примере таких региональных объединений, как НАФТА, МЕРКОСУР и АСЕАН, а затем подробно остановимся на Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве России, Белоруссии и Казахстана.
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА). НАФТА является крупнейшей в мире зоной свободной торговли, объединяющей три североамериканских государства
- США, Канаду и Мексику. Базовым нормативно-правовым актом НАФТА является Североамериканское соглашение о свободной торговле, вступившее в силу в январе 1994 г. Содействие защите интеллектуальной собственности является полноценным объектом регулирования соглашения НАФТА и, соответственно, направлением деятельности данного интеграционного объединения. Защите интеллектуальной собственности посвящена отдельная глава соглашения (.№17), в которую входят статьи 1701-1721. Предметом регулирования
являются как общие вопросы защиты интеллектуальной собственности (включая ссылки на основные международные договоры, действующие в данной области), так и более специальные, посвященные защите различных ее объектов (авторские права, фонограммы, несущие программы сигналы, передаваемые через спутники, товарные знаки, топологии интегральных микросхем, коммерческая тайна, географические указания, промышленные образцы). Помимо этого, важным моментом является то, что соглашение содержит положения о мерах по защите и реализации прав интеллектуальной собственности, включая гражданско-правовые, административные и уголовные процедуры1. Стоит отметить, что по своей структуре и содержанию рассматриваемый документ напоминает Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), принятое в рамках ВТО.
При этом нельзя не упомянуть о том, что проблемы защиты интеллектуальной собственности нередко являлись камнем преткновения в процессе создания Североамериканской зоны свободной торговли. В этом контексте отдельного упоминания заслуживает вопрос о признании неимущественных прав авторов на произведения, в круг которых в соответствии со статьей 6bls Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений входят2:
S право требовать признания своего авторства на произведение;
S право противодействовать искажению или иному изменению произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.
Проблема в данном вопросе заключается в том, что законодательство об интеллектуальной собственности США, в отличие от Канады и Мексики, не признает данных прав, и как следствие не предусматривает возможность их судебной защиты. В результате после ряда дискуссий было определено, что присоединение США к НАФТА не окажет влияния на законодательство США об интеллектуальной собственности по данному вопросу. НАФТА прямо указывает, что не налагает никаких обязательств на США, касающихся того, чтобы законодательство США соответствовало требованиям ст.6 Бернской конвенции о запрете на самовольное искажение, переписывание, иное изменение какого-либо авторского произведе-ния3.
Проблемы защиты интеллектуальной собственности вставали на пути интеграции в американском регионе еще раз, при попытке создания Панамериканской зоны свободной торговли (ФТАА). Соответствующее соглашение планировалось
1 North Amerlcan Free Trade Agreement. (Опубликовано на официальном интернет-сайте Секретариата Североамериканской зоны свободной торговли по адресу http://www.nafta-sec-alena.org)
2 См. ст. 6bls Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. (Бюллетень международных договоров, №9, 2003, c. 3-34).
3 Гражданское и торговое право зарубежных стран. Под ред. В. В. Безбаха, В. К. Пучинского - М.: МЦФЭР. - 2004. - С. 68
подписать в 2005 г. на саммите в Мар-дель-Плата (Аргентина). Однако сделать этого не удалось, и одна из причин провала саммита связана с противоборством между США, с одной стороны, и Бразилией, Венесуэлой, Аргентиной и рядом других стран, с другой стороны, по вопросу защиты прав интеллектуальной собствен-ности4. Позиция США заключалась в необходимости подписания соглашения, предусматривающего повышенные стандарты в области защиты интеллектуальной собственности, в то время как некоторые развивающиеся страны, в частности Бразилия, выступали за передачу наиболее чувствительных вопросов на уровень ВТО, не регулируя в рамках интеграционного соглашения.
Общий рынок стран Южной Америки (Меркосур). На сегодняшний день полноправными странами-членами Меркосур являются Аргентина, Бразилия, Уругвай и Венесуэла, членство Парагвая было приостановлено 22 июня 2012 г. Помимо этого семь стран являются ассоциированными членами (Боливия, Чили, Колумбия, Эквадор, Гайана, Перу и Суринам), две страны - наблюдателями (Мексика и Новая Зеландия). Основной учредительный документ Меркосур - Асунсьонский договор, подписанный 26 марта 1991 г. В отличие от рассмотренных выше учредительных документов НАФТА, Асунсьонский договор не содержит понятия «интеллектуальная собственность» и в нем прямо не указывается распространение деятельности объединения на данную сферу. Тем не менее, несправедливо было бы утверждать, что Меркосур в своей деятельности обходит вниманием интеллектуальную собственность. Так, в 1995 г. странами-членами были подписан Протокол о гармонизации регулирования в сфере интеллектуальной собственности применительно к товарным знакам и географическим указаниям и Протокол о гармонизации регулирования в сфере промышленных образцов.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В деятельности АСЕАН защите интеллектуальной собственности уделяется достаточно большое внимание. 15 декабря 1995 г. в Бангкоке было подписано Рамочное соглашение о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности, определяющее основные цели, принципы и сферы кооперации. Помимо этого, организацией последовательно приняты два плана действий в данной сфере - на 2004-2010 гг. и 2011-2015 гг.
В рамках АСЕАН действуют экспертные группы по вопросам интеллектуальной собственности, в частности, группа по товарным знакам и группа по патентам. В настоящее время также идет работа по развитию сотрудничества в области защиты авторских прав. Значительные усилия стран-членов направлены на приведение своих законодательных актов в области интеллектуальной собственности в соответствие с нормами Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), действующего в рамках ВТО.
4 Костюнина Г.М. Интеграционные объединения мира / Г.М. Костюнина, Н.Н. Ливенцев // Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. А.С. Булатова и Н.Н. Ливенцева. - М., Магистр, 2008. - С.164-187.
Интеллектуальная собственность в ТС-ЕЭП России, Белоруссии и Казахстана. Базовыми нормативно-правовыми актами ТС-ЕЭП в сфере интеллектуальной собственности являются следующие: Таможенный кодекс таможенного союза (глава 46 содержит положения о совершении таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности); Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности; Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза; а также Регламент взаимодействия таможенных органов государств-членов таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.
Таможенный кодекс таможенного союза является одним из основополагающих документов нормативно-правовой базы ТС-ЕЭП России, Белоруссии и Казахстана. В одной из глав кодекса (.№46) содержатся положения, определяющие особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. В данный раздел входят статьи 328-333.
Важное положение содержится в статье 328, в соответствии с которым таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, которые включены как в таможенные реестры государств-членов, так и в Единый реестр таможенного союза (подробнее будет рассмотрен ниже). Помимо этого, кодекс оставляет за таможенными органами право принимать меры также в отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенные в такие реестры в случаях, предусмотренных национальным законодательством стран-членов таможенного союза. Таким образом, можно сделать вывод, что на уровне таможенного союза закреплены весьма широкие полномочия таможенных органов по принятию мер для защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в некоторых случаях с соответствующей отсылкой к внутреннему законодательству государств, входящих в ТС-ЕЭП. При этом в самом Таможенном кодексе предусмотрено три изъятия из данного правила, когда меры по защите интеллектуальной собственности не применяются:
^ в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами для личного пользования;
^ в отношении товаров, попадающих под процедуру таможенного транзита;
^ в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу дипломатическими и иными официальными представительствами государств, международными организациями, а также их персоналом для официального и личного пользования.
Кроме того, в рассматриваемой главе Таможенного кодекса урегулированы такие вопросы, как срок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами; правила приостановления выпуска товаров, в отношении которых установлены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности и отмены решения о приостановлении выпуска; а также правила предоставления информации, взятия проб и образцов товаров.
Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности было подписано с целью унификации принципов нормативного регулирования в данной области. Документ был подписан правительствами России, Белоруссии и Казахстана 9 декабря 2010 г. в Москве. 28 июня 2011 г. Государственная Дума РФ приняла закон «О ратификации Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности», 6 июля он был одобрен Советом Федерации и 18 июля его подписал Президент РФ. В Казахстане соответствующий закон о ратификации Соглашения был подписан 30 июня 2011 г., в Республике Беларусь - 28 декабря 2010 г.
Первый Раздел под названием «Общие положения» содержит нормы наиболее общего характера. Стороны ссылаются на «общую международную правовую базу в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности». Конкретный перечень документов Стороны не приводят, говоря лишь о международных соглашениях, находящихся под администрированием ВОИС и других соглашениях, участниками которых являются Стороны. Важно отметить и тот факт, что Стороны разделяют принципы ВТО в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Далее, содержится положение об обязательстве предоставления национального режима физическим и юридическим лицам, результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации государств других Сторон. Также, по аналогии с другими международными соглашениями, например, такими как ТРИПС, Стороны предусматривают право принимать на национальном уровне нормы, предоставляющие более высокий уровень защиты прав интеллектуальной собственности, чем тот, который устанавливается в Соглашении при условии, что такие нормы не будут противоречить положениям Соглашения.
Раздел II Соглашения содержит непосредственно положения об охране отдельных объектов интеллектуальной собственности, среди которых авторские и смежные права; товарные знаки; наименования места происхождения товара и патентные права. Здесь предусмотрены наиболее важные положения, такие как сроки охраны, основные права правообладателя, исключения из предоставляемых прав и др. В ходе анализа данной части Соглашения не было выявлено существенных расхождений с европейским подходом к защите прав интеллектуальной собственности.
Очень важным моментом является то, что Стороны уделили внимание мерам по эффективной защите прав интеллектуальной собственности. Этому посвящен Раздел III Соглашения, содержащий положения о правоприменении, пограничных мерах и мерах административного и уголовного характера. Безусловно, это является важным шагом на пути к созданию высокого уровня защиты прав интеллектуальной собственности не только с точки зрения их закрепления «на бумаге», но и с точки зрения применения мер ответственности к нарушителям. Представляется, что последнее может послужить важной гарантией для правообладателей.
Раздел IV содержит общие положения о транспарентности (применительно к таким документам, как законы и иные нормативные акты, окончательные судебные и административные решения общего применения, введенные в действие любой из Сторон и имеющие отношение к предмету Соглашения (наличие, объем, приобретение, обеспечение соблюдения прав на результаты интеллектуальной деятельности и предотвращение злоупотребления ими); Координационном совете и разрешении споров.
Последний раздел посвящен вступлению в силу Соглашения. В целом анализ Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности позволяет сделать вывод о его соответствии основным международным договорам в сфере защиты прав интеллектуальной собственности (на которые, кстати, в ряде случаев содержатся прямые ссылки) и нормам ВТО, а именно - Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Соглашение о едином реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза принято в целях построения единой системы защиты ряда объектов интеллектуальной собственности на общей таможенной территории. Во исполнение положений данного соглашения 18 июня 2010 г. был утвержден Регламент взаимодействия таможенных органов государств-членов таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (Решение Комиссии таможенного союза № 290 от 18 июня 2010 г.). При этом единый реестр в рамках таможенного союза не заменяет национальных реестров стран-членов последнего - это предусмотрено Таможенным кодексом таможенного союза.
В единый реестр подлежат включению объекты авторских и смежных прав, товарные знаки и знаки обслуживания. В соответствии с упомянутым Решением № 290 уполномоченным органом на ведение единого реестра является Федеральная таможенная служба Российской Федерации.
Основанием для включения того или иного объекта в реестр является заявление правообладателя, которое подается в центральный таможенный орган одного из государств-членов таможенного союза. В России таким органом является выше-
названная ФТС России, в Белоруссии - Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, в Казахстане - Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан.
Часть 2 ст.3 Соглашения в качестве предпосылки для подачи заявления о включении объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр называет основания правообладателя предполагать, что «может иметь место нарушение его прав в соответствии с законодательствами государств-членов таможенного союза и (или) законодательством таможенного союза в сфере интеллектуальной собственности в связи с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем». При этом Соглашение не содержит требование включать сведения о таких возможных нарушениях в заявление о включении в Единый реестр. Сведениями, подлежащими указанию в заявлении, являются следующие:
^ сведения о правообладателе; в случае подачи заявления представителем правообладателя - о представителе;
^ сведения об объекте интеллектуальной собственности;
^ сведения о товарах, перемещение которых через таможенную границу таможенного союза или иные действия с такими товарами, находящимися под таможенным контролем, влекут за собой, по мнению правообладателя, нарушение его прав, охраняемых в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза, достаточно подробные для обеспечения возможности их выявления таможенными органами (описание внешнего вида товаров, (их упаковки, этикетки и т.д.);
^ сведения об уполномоченных правообладателем импортерах и экспортерах; ^ сведения о кодах товаров не менее чем на уровне первых четырех знаков в соответствии с Единой ТН ВЭД;
^ сведения о предполагаемых местах ввоза товаров, перемещение которых через таможенную границу таможенного союза или иные действия с такими товарами, находящимися под таможенным контролем, влекут за собой, по мнению правообладателя, нарушение его прав, охраняемых в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза, импортерах (экспортерах) таких товаров в случае, если имеется такая информация;
^ сведения о сроке защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности.
Помимо этого, к заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие наличие прав на объекты интеллектуальной собственности в каждом из государств-членов таможенного союза, такие как свидетельства, лицензионные договоры, договоры о передаче прав и др. Также правообладатель имеет возможность приложить к заявлению образцы товаров, которые могут служить подтверждением имеющегося, по его мнению, нарушения его прав.
Другим необходимым документом от правообладателя является его письменное обязательство о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным заинтересованным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров. Гарантией исполнения данного обязательства является договор страхования ответственности за причинение имущественного вреда лицам в связи с приостановлением выпуска товаров, имеющий юридическую силу во всех государствах-членах таможенного союза. Страховая сумма при этом должна быть не менее десяти тысяч евро. Непредставление договора страхования является одним из оснований для отказа во включении объекта (объектов) интеллектуальной собственности в Единый реестр. Также основанием для отказа является непредставление в месячный срок по запросу центральных таможенных органов документов и сведений, предусмотренных Соглашением и необходимых для принятия решения, равно как и предоставление недостоверных сведений.
Таким образом, мы видим, что требования к заявлению и прилагаемым к нему документам определены достаточно подробно. Тем не менее, в документах, принятых на национальном уровне в России, данные вопросы урегулированы более подробным образом. Так, в Положении о защите прав интеллектуальной собственности (Приложение к приказу ГТК России от 27.10.2003 №1199) отдельно прописаны требования применительно к каждому виду объектов интеллектуальной собственности. Помимо этого, в национальный реестр подлежит включению также такой вид объектов, как наименования мест происхождения товаров.
Процесс принятия решения о включении объектов интеллектуальной собственности в реестр урегулирован Регламентом взаимодействия таможенных органов государств-членов таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Решение о включении в Единый реестр принимается органом, уполномоченным на ведение реестра (ФТС России), равно как и решение о продлении сроков включения. Заявление о включении в Единый реестр подается в центральный таможенный орган государства-члена таможенного союза в количестве экземпляров, соответствующем количеству государств-членов (на сегодняшний день - 3). Далее в течение 10 рабочих дней копии заявления и прилагаемых документов направляются в центральные таможенные органы других государств-членов для принятия заключения о возможности включения объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр (продления сроков) включения либо мотивированного отказа. На принятие данных решений отводится 30 рабочих дней с момента получения копий заявления и прилагаемых к нему документов. Окончательное решение по существу принимается органом, уполномоченным на ведение единого реестра в течение 10 рабочих дней с момента получения последнего заключения. После этого в центральные органы стран-членов таможенного союза направляются уведомления, содержащие
данные Единого реестра и сведения, необходимые для принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров. По истечении 10 рабочих дней с момента направления данных уведомлений решение о включении объекта в Единый реестр (продлении сроков включения) вступает в законную силу.
Отдельного внимания заслуживают положения Соглашения, касающиеся сроков, на которые объекты интеллектуальной собственности включаются в Единый реестр. Так, данный срок устанавливается с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, а также сроков действия представленных им документов. При этом срок не может превышать двух лет со дня включения в Единый реестр. Также Соглашение и Регламент содержат правило, в соответствии с которым срок включения в Единый реестр не может превышать срок включения в национальный реестр какого-либо государства-члена: «Срок, на который объект интеллектуальной собственности включается в Единый реестр, не может превышать срок правовой охраны объекта интеллектуальной собственности в государстве-члене таможенного союза, в котором этот срок истекает раньше».
В рамках рассматриваемого Регламента также урегулированы такие практические вопросы ведения Единого реестра, как форма регистрационного номера и сведения об объекте интеллектуальной собственности, подлежащие включению в реестр.
Что касается разрешения споров, связанных с ведением Единого реестра, первоначально они подлежат досудебному урегулированию. Если в течение шести месяцев с момента направления соответствующей просьбы одной из сторон спор разрешить не удается, он передается на рассмотрение в Суд ЕврАзЭС.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений. // Бюллетень международных договоров, №9, 2003, (Bemskaja konvencija po ohrane literatumyh i hudozhestvennyh proizvedenij. // Bjulleten’ mezhdunarodnyh dogovorov, №9, 2003, s. 3-34).
2. Гражданское и торговое право зарубежных стран. Под ред. В. В. Безбаха, В. К. Пу-чинского - М.: МЦФЭР, 2004 - 896 с. (Grazhdanskoe i torgovoe pravo zarubezhnyh stran. Pod red. V. V. Bezbaha, V. K. Puchinskogo - M.: MCFJeR, 2004 - 896 s.)
3. Костюнина Г.М. Интеграционные объединения мира / Г.М. Костюнина, Н.Н. Ливен-цев // Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. А.С. Булатова и Н.Н. Ливенцева. - М., Магистр, 2008 - 304 с. (Kostjunina G.M. Integracionnye ob#edinenija mira / G.M. Kostjunina, N.N. Livencev // Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye jekonomicheskie otnoshenija: uchebnik / pod red. A.S. Bulatova i N.N. Livenceva. - M., Magistr,
2008 - 304 s.)
4. Североамериканское соглашение о свободной торговле - North American Free Trade Agreement // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nafta-sec-alena.org) (Severoamerikanskoe soglashenie o svobodnoj torgovle).
5. Соглашение о едином реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза (Заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010). // Собрание законодательства РФ, 03.09.2012, №36, ст. 4864 (Soglashenie o edinom reestre ob#ektov intellektual’noj sobstvennosti gosudarstv-chlenov tamozhennogo sojuza (Zakljucheno v g. Sankt-Peterburge 21.05.2010). // Sobranie zakonodatel’stva RF, 03.09.2012, №36, st. 4864).
6. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности. // Собрание законодательства РФ, 30.01.2012, №5, ст. 542 (Soglashenie o edinyh principah regulirovanija v sfere ohrany i zashhity prav intellektual’noj sobstvennosti. // Sobranie zakonodatel’stva RF, 30.01.2012, №5, st. 542).
7. Таможенный кодекс таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. (Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года №17) // Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, №50, ст. 6615 (Tamozhennyj kodeks tamozhennogo sojuza Rossii, Belorussii i Kazahstana. (Prilozhenie k Dogovoru o Tamozhennom kodekse tamozhennogo sojuza, prinjatomu Resheniem Mezhgosudarstvennogo Soveta Evrazijskogo jekonomicheskogo soobshhestva (vysshego organa tamozhennogo sojuza) na urovne glav gosudarstv ot 27 nojabrja
2009 goda №17) // Sobranie zakonodatel’stva RF, 13.12.2010, №50, st. 6615).
8. Carolyn Deere. The Implementation Game: The TRIPS Agreement and the Global Politics of Intellectual Property Reform in Developing Countries, Oxford: Oxford University Press, 2008
- 432 р.