Научная статья на тему 'Вопросы инновационной политики государства в поддержку граждан старше трудоспособного возраста (на примере северных регионов)'

Вопросы инновационной политики государства в поддержку граждан старше трудоспособного возраста (на примере северных регионов) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
граждане старше трудоспособного возраста / государственные финансовые инвестиции / инновации / социальная поддержка / прожиточный минимум / адресная помощь / citizens of working age / public financial investment / innovations / social support / living wage / targeted assistance.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы инновационной политики государства в поддержку граждан старше трудоспособного возраста (на примере северных регионов)»

Тихомирова В.В.

к.э.н., с.н.с. Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН,

Сыктывкар

[email protected]

ВОПРОСЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ПОДДЕРЖКУ ГРАЖДАН СТАРШЕ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ)1

Ключевые слова: граждане старше трудоспособного возраста; государственные финансовые инвестиции; инновации, социальная поддержка; прожиточный минимум; адресная помощь.

Keywords: citizens of working age; public financial investment; innovations, social support; living wage; targeted assistance.

Государственная финансовая поддержка граждан старшего поколения - одно из ключевых направлений повышения продолжительности жизни, а значит, и решения социально-демографических проблем в России. Среди основных факторов, обусловливающих активное долголетие граждан пожилого возраста - эффективная система их социального обслуживания и развитие сферы социальных услуг. Из этого следует, что привлечение финансовых инвестиций, в том числе частных, в развитие социальных служб, модернизацию учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста является приоритетным направлением.

Тенденция старения населения, характерная для страны в целом, становится актуальной и для северных округов. На фоне прироста населения моложе трудоспособного возраста и значительного увеличения доли лиц пенсионного возраста практически по всем регионам заметно сократится население трудоспособного возраста.

Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста будет наблюдаться в Чукотском АО (на 21,8%), Архангельской (на 15,8%) и Сахалинской (на 15,6%) областей, Республике Карелии (на 14,5%) и Республике Коми (на 14,1%). Лишь в Ямало-Ненецком АО число этой группы увеличится на 2,2% и составит 374,8 тыс. чел.

В целом по регионам Севера численность данной категории граждан к 2020 г. сократится на 9,3% и составит 4,5 млн. чел.

К 2020 г. прогнозируется высокий прирост численности населения пенсионного возраста по всем северным территориям. Особенно значительные темпы роста численности населения старше трудоспособного возраста будут наблюдаться в Ямало-Ненецком (75,9%), Ханты-Мансийском (74,2%), Ненецком АО (47,5%) и Республике Саха (37,0%). В остальных регионах этот показатель будет колебаться от 12% (Сахалинская область) до 18,6% (Камчатский край). Исключение составит Чукотский АО, где по прогнозу Росстата число лиц пенсионного возраста сократится на 1,9% (табл. 1).

Таблица 1

Темпы прироста численности населения в возрасте старше трудоспособного к 2010 г., %

Регионы 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Россия 4,0 6,0 8,2 10,5 12,6 14,4 16,1 17,9 19,6

Регионы Севера 7,0 10,5 14,1 17,6 20,7 22,8 25,0 27,1 29,2

Республика Карелия 3,7 5,7 7,8 10,0 11,9 13,2 14,5 15,8 17,1

Республика Коми 4,9 7,2 9,6 12,0 13,9 15,1 16,2 17,4 18,5

Архангельская область 4,3 6,3 8,6 10,8 12,6 13,7 14,9 16,1 17,3

Ненецкий АО 11,9 16,9 22,0 27,1 32,2 36,0 39,8 43,6 47,5

Мурманская область 4,7 7,0 9,4 11,5 13,2 13,9 14,6 15,3 16,0

Ханты-Мансийский АО 15,9 23,8 32,4 41,0 48,9 55,2 61,6 67,9 74,2

Ямало-Ненецкий АО 16,6 25,2 34,2 43,4 51,9 57,9 63,9 69,9 75,9

Республика Саха 8,3 12,5 16,7 21,0 25,2 28,2 31,1 34,1 37,0

Камчатский край 5,2 7,7 9,9 12,0 13,9 15,1 16,3 17,4 18,6

Магаданская область 6,2 9,2 11,7 13,6 15,0 15,6 16,1 16,7 17,2

Сахалинская область 4,9 6,7 8,8 10,2 11,2 11,4 11,6 11,8 12,0

Чукотский АО 3,8 5,7 7,5 7,5 5,7 3,8 1,9 0,0 -1,9

Источники: Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года. Стат. бюллетень. -http://www.gks.ru/doc_2010/bul_dr/progn_09.zip; Итоги всероссийской переписи населения 2010 г. - http://www.gks.ru/free_doc/new_ site/perepis2010/croc/Documents/Vol2/pub-02-03.xlsx [1]; расчеты автора

1 Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований Уральского отделения РАН № 14 «Фундаментальные проблемы региональной экономики», проект 15-14-7-12 «Инновационный потенциал северных регионов России: оценка и перспективы развития», научный руководитель Ю.А.Гаджиев.

Наблюдается нарастание естественной убыли населения, несоответствие между сокращающейся активной частью трудовых ресурсов и размерами территорий северных регионов, увеличение доли граждан «старше трудоспособного возраста», отличительной чертой которых является то, что большая их часть относится к финансово несостоятельной группе населения с доходами ниже величины прожиточного минимума и т.д. Снижаются показатели уровня и качества жизни населения данной категории граждан - от показателя продолжительности жизни до показателей состояния здоровья и уровня инвалидности жителей севера.

В результате в силу демографических процессов среднегодовая численность населения регионов Севера в период 2012-2020 гг., подпадающего под действие системы социальных гарантий, будет объективно увеличиваться. Это будет связано как с ростом числа лиц моложе трудоспособного возраста (в среднем на 1,0%), так и с общим постарением населения, увеличением численности лиц граждан пожилого возраста на 2,9%.

Так, например, в Республике Коми за период с 1991 по 2014 гг. вследствие демографических процессов произошло увеличение абсолютной численности и доли лиц старше трудоспособного возраста с 132,8 до 172,0 тыс. чел. (с 10,7% до 19,7%). За период 2006-2013 гг. удельный вес числа жителей старше трудоспособного возраста вырос с 15 до 20%, (рис. 1) при падении как доли лиц трудоспособного возраста, так и общего числа жителей [2].

«Накопление» населения пожилого и старческого возраста будет увеличиваться и в перспективе. Согласно прогнозу Росстата в период до 2020 г. в республике будет продолжаться увеличение численности населения моложе трудоспособного возраста до 19,3% (в 2015 году 19,1%) и увеличение численности населения старше трудоспособного возраста, доля которого составит 23,3% в структуре населения Республики Коми. Удельный вес лиц в возрасте 65 лет и старше увеличится до 12,2%. При ожидаемом снижении общей численности населения региона на 7,8% старение означает рост проблем трудообеспечения экономики, нарастание проблем бюджетной обеспеченности и экономического благополучия граждан [3].

Причину падения экономического потенциала трудовых ресурсов Республики Коми, как и других северных регионов России, видят в снижении привлекательности территории как места приложения своего труда и жизнедеятельности в целом, связанного преимущественно с экономическими причинами [4]. В условиях галопирующей инфляции 1990-х гг. финансовые стимулы перестали служить стимулом переезда в северные регионы; выезжали, в основном, экономически активные граждане трудоспособного возраста. Кроме того, переходные процессы и трансформационный спад негативно отразились на показателях деятельности крупных производств, являющихся отличительной чертой северных экономик.

Во многом опасность деградации человеческого капитала связывают и с отраслевой структурой экономики (на долю промышленности приходится около 50% ВРП Республики Коми), в рамках концепций голландской болезни [5]. Так, отток капитала и труда в добывающие и связанные с ними отрасли, снижение конкурентоспособности других отраслей тормозит развитие экономики, что не может не сказываться на качестве человеческого капитала в результате снижения спроса на квалифицированный труд со стороны работодателей и на услуги образования со стороны домохо-зяйств.

Источник: Статистический ежегодник РК 2014, раздел 4, с. 1; расчеты Тимушева Е.Н. [6].

Рисунок 1.

Возрастная структура численности населения Республики Коми на 1 января, в %

Также есть точка зрения, согласно которой обладание некоторыми видами природных ресурсов увеличивает экономическое неравенство населения, а сильное неравенство снижает уровень инвестиций в физический, и особенно человеческий капиталы, и таким образом замедляет экономический рост [7].

Это приведет к значительному увеличению государственных финансовых инвестиционных расходов местных бюджетов на социальную поддержку пожилых людей: доведение уровня доходов неработающих пенсионеров до величины прожиточного минимума, выплату льгот и компенсаций, социальное обслуживание граждан пожилого возраста.

В силу демографических причин (естественной убыли) расходные обязательства бюджетной поддержки РФ будут неуклонно сокращаться, а субъектов РФ значительно расти. Отсюда, в ходе реализации Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, в части предоставления мер социальной поддержки региональным льготным категориям, наметилась тенденция увеличения всех категорий льготников, особенно благодаря естественному приросту численности граждан пожилого возраста, удостоенных звания «Ветеран труда». На эту льготную категорию населения приходится наибольший объем расходов региональных бюджетов [8].

Поэтому основное бремя социальной поддержки населения будут нести местные органы власти. Таким образом, наиболее острой проблемой, определяющей весь характер социально-экономических отношений между государством и обществом, является несбалансированность ресурсов и обязательств на всех уровнях бюджетной системы РФ. Перед федеральной властью стоит задача путем межбюджетного выравнивания способствовать повышению эффективности системы социальной защиты населения, уменьшению социальной дифференциации в интересах сокращения бедности. Поэтому основным методом социальной защиты в целом и социальной поддержки в частности, должно стать предоставление социальной помощи лишь тем домохозяйствам, фактическое потребление которых находится ниже величины прожиточного минимума. Практика функционирования системы социальных выплат в регионах показывает, что единственно возможный путь повышения ее эффективности - безотлагательное введение принципа адресности. Понятие «адресность» в данном контексте означает ограничение круга получателей социальной поддержки конкретной целевой группой в зависимости от приоритетов социальной политики государства на данном этапе. В данном случае принцип адресности является противовесом «категорийному подходу», когда социальная помощь предоставляется гражданам по их формальной принадлежности к той или иной социальной (профессиональной или социально-демографической) группе населения без учета фактора нуждаемости. Усиление адресности социальной помощи предполагает принятие законодательных и организационных мер по ограничению круга получателей социальной поддержки малоимущими семьями и малоимущими одиноко проживающими гражданами. Соответствующие бюджетные ресурсы будут формироваться за счет сокращения безадресных форм помощи, а также социально неоправданных льгот и выплат [9].

Следует отметить, что льготы, предоставляемые гражданам за особые заслуги - Героям России и Советского Союза, полным кавалерам ордена Славы, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны - должны быть сохранены. Возможность пользования другими льготами необходимо поставить в зависимость от дохода их получателей.

В связи с этим размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями регионов, и актуальным становится критерий общественной целесообразности в осуществлении социальной защиты граждан. Он требует строгого определения контингента тех, кто по объективным причинам полностью или частично лишен возможности к самообеспечению и имеет доход ниже величины прожиточного минимума. Отсутствие должного учета реальной нуждаемости и сохранение уравнительности снижают эффективность социальной поддержки, поскольку она неоправданно растекается по огромному числу ее потребителей.

Список литературы и источников

1. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года. Стат. бюллетень. - http://www.gks. га/1ос_ 2010/Ьи1_(!г/ргс^п_09.71р; Итоги всероссийской переписи населения 2010 г. - http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/ сгос/Боситег^/Уо12/риЬ-02-03.хкх

2. Тихомирова В.В. Методология и механизмы финансового обеспечения системы социальной поддержки населения регионов зоны Севера // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. - № 1 (25). - С. 123.

3. http://www.gks.ru

4. Котырло Е.С. Человеческий капитал северных регионов // ЭКО. 2008. - № 11. - С. 68-79.

5. Полтерович В., Попов В., Тонис А. Механизмы «ресурсного проклятия» и экономическая политика // Вопросы экономики. - М., 2007. - № 6. - С. 4-27.

6. Гаджиев Ю.А. Модернизация инновационно-инвестиционной системы северных регионов России: проблемы и перспективы / ИСЭиЭПС Коми НЦ УрО РАН, научно-исследовательская работа (НИР) фундаментальная, регистрационный номер НИ0КТР01201352733, дата регистрации - 22/02/2013, Тимушев Е.Н., параграф 7.1, 7.2.

7. Мишура А.В. Ресурсозависимость и качество институтов в регионах России // Журнал Новой экономической ассоциации. 2010. -№ 6. - С. 82-96.

8. Библиотека журнала «Социальная защита». Закон о ветеранах (в новой редакции). - М.: Социономия, 2005. - 111 с.

9. Байгереев М. Бедность и политика адресной социальной помощи малоимущим семьям // Человек и труд. - М., 2001. - № 1.

10. Центральная база статистических данных. - http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.