Научная статья на тему 'Вопросы гармонизации законодательств в рамках межгосударственных объединений с учетом международных норм и стандартов (опыт европейского союза)'

Вопросы гармонизации законодательств в рамках межгосударственных объединений с учетом международных норм и стандартов (опыт европейского союза) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
253
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЗАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сагидан Анар Жарылкасыновна

В статье автор на опыте Европейского Союза рассматривает вопросы гармонизации законо-дательств в рамках межгосударственных объединений в соответствии с нормами международ-ного права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сагидан Анар Жарылкасыновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы гармонизации законодательств в рамках межгосударственных объединений с учетом международных норм и стандартов (опыт европейского союза)»

Сагидан Анар Жарылкасыновна,

ведущий научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК, кандидат юридических наук

вопросы гармонизации законодательств в рамках межгосударственных объединений с учетом международных норм и стандартов (опыт европейского союза)

Благополучие любого государства во многом зависит от степени его интегрированности в систему мирового хозяйства.

На сегодняшний день Республика Казахстан активно интегрируется в такие межгосударственные экономические объединения, как Евразийское экономическое сообщество, таможенный союз, в связи с чем особую актуальность приобретает вопрос гармонизации национальных законодательств в рамках межгосударственных объединений с учетом международных норм и стандартов.

в этом аспекте большой интерес с точки зрения гармонизации законодательств представляет опыт великобритании и других европейских стран в рамках такого интеграционного объединения как европейский Союз (далее - ЕС).

Изначально право ЕС вытекало из нескольких самостоятельных договоров (Парижский Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г., Римский Договор, учреждающий европейское Сообщество 1957 г., Римский Договор, учреждающий Евратом 1957 г., Маастрихтский Договор о европейском Союзе 1992 г., а также изменяющие и дополняющие договоры, к которым относятся Брюссельский Договор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию европейских Сообществ (Договор о слиянии) 1965 г., Бюджетный Договор 1970 г., Бюджетный Договор 1975 г., Единый европейский акт 1986 г., Амстердамский Договор об изменении Договора о европейском Союзе, Ниццский Договор, одобривший очередные изменения учредительных договоров Союза 2001 г.), которые постепенно трансформировались в уникальное право с чертами наднационального и национального (внутреннего, отечественного) права.

Автономность права ЕС, возникшее на сты-

ке международного и внутригосударственного права государства и обладающее самостоятельными источниками и принципами, подтверждается практикой и решениями Суда ЕС. Нормы права Европейских сообществ создаются на базе учредительных договоров институтами ЕС, а их источниками являются регламенты, директивы и решения. При этом важнейшей составляющей всех соглашений о сотрудничестве между ЕС и третьими странами является гармонизация их законодательства с законодательством ЕС, то есть приведение национального законодательства в соответствие с acqшscommunautaire Евросоюза.

в этой связи нам интересен вопрос гармонизации национальных законодательств стран-участниц ЕС с законодательством ЕС с учетом норм международного права.

Следует отметить, что европейское право формировалось под воздействием концептуальных построений и практики, свойственных национальным правовым системам государств-членов и международному праву с учетом целей и задач, стоящих перед Европейским Союзом. При этом страны ЕС имеют самостоятельную систему права, которая создается и функционирует не в правовом вакууме, а тесным образом взаимосвязана с национальными правовыми системами государств-членов и международным правопорядком. в частности, защита прав и интересов частных лиц, порождаемых правом ЕС, обеспечивается в решающей степени национальными судебными учреждениями государств-членов. Механизмы взаимодействия государств-членов ЕС регулируются нормами международного права. взаимодействие европейского права и национального права государств-членов, а равно как европейского и международного права, осуществляется на базе принципов, закрепленных в

Международное право и сравнительное правоведение

учредительных договорах и развитых, интерпретированных и дополненных актами вторичного права и практикой Суда ЕС. Одним из центральных принципов, установленных европейским Судом, является верховенство права ЕС над национальным законодательством. Нормы права ЕС обладают верховенством по отношению к нормам национального права, то есть в случае коллизии нормы национального права и нормы ЕС следует применять норму ЕС [1].

Гармонизация законодательства ЕС представляет собой технически сложный процесс, который складывается из двух этапов. На первом этапе органы ЕС разрабатывают и принимают директиву - нормативно-правовой акт, адресованный государствам, и обязаны в течение определенного в директиве срока имплементировать ее в национальную правовую систему. Директивы представляют собой модель регулирования тех или иных правоотношений, в соответствии с которой государство выстраивает свое внутреннее правовое регулирование. таким образом, директивы не имеют прямой силы, так как их адресатами являются государства, а не частные лица - субъекты национального права. Поэтому процесс гармонизации включает также второй этап, когда происходит собственно имплементация директивы путем принятия закона, подзаконного акта, изменения судебной практики. только по завершении второго этапа права и обязанности возникают непосредственно у национальных субъектов. При несоблюдении же срока импле-ментации директивы запускается публично-правовой механизм контроля за соблюдением государствами своих обязательств. Этот механизм закреплен в Договоре о Европейском Сообществе, и состоит в том, что Европейская Комиссия по собственной инициативе либо по заявлению одного из государств-членов может обжаловать в Суд ЕС бездействие национальных властей. Решение Суда ЕС может повлечь серьезные финансовые санкции для государства-нарушителя.

Безусловно, что суть гармонизации заключается в воздействии на национальные правовые системы государств-членов с тем, чтобы сблизить правовое регулирование отдельных институтов, а не полностью унифицировать. в этом аспекте при гармонизации законодательств надо исключить полное копирование международных норм и сохранить национальное своеобразие законодательств. в своем интервью глава Национального банка Республики Казахстан Григорий Марченко сказал, что к 2020 году на территории таможенного союза планируется образование единого финансового рынка. Это означает, что к этому времени курсовая, денежно-кредитная

и надзорная политики стран таможенного союза должны приблизиться к общему знаменателю, поскольку во избежание офшорной зоны внутри таможенного союза нельзя допустить, чтобы в какой-то стране при общем рынке регулирование было более либеральным. Григорий Марченко в этой связи отметил: «Для нас переходить на российские стандарты - это отчасти потерять итоги тех реформ, которые мы проводили. Для России использовать нашу тактику неудобно, а возможно, и не нужно. Поэтому за основу логичнее брать международные стандарты» [2]. Действительно, в процессе гармонизации законодательств в рамках межгосударственных объединений важно сохранить самобытность правовых норм и достигнутых экономических результатов, не навязывая государствам конкретные нормы.

Гармонизация национального права с нормами международного законодательства также не должна приводить к полной унификации национальных правовых систем. в этом тонком процессе важно выявить расхождения и особенности регулирования того или иного блока правоотношений в конкретных системах права, при этом сохранив уникальность организации правового регулирования общественных отношений в разных государствах. ввиду сказанного, следует отметить, что данный процесс строится, как правило, на основе принципа рецепции, когда имеет место либо перенесение в национальное законодательство незнакомых ему ранее норм международного права, либо корректируется и дополняется уже имеющееся собственное законодательство государства таким образом, чтобы максимально исключались противоречия с соответствующими международными актами.

Гармонизация законодательства разных государственных систем, предполагающее внесение изменений во внутригосударственное законодательство, требует привлечения всех механизмов юридической техники, таких как, например, согласование норм, межотраслевых актов и системы внутреннего законодательства в целом на всех ее уровнях.

Резюмируя сказанное, следует отметить важность решения следующих задач при гармонизации законодательств в рамках межгосударственных объединений:

- разработка единого понятийного аппарата организационно-правового пространства, которое необходимо для однозначного понимания предметов и областей регулирования в пределах всего законодательства межгосударственного объединения (на примере EUROVOC - свод данных (словарь), охватывающий термины и понятия законодательства, разработанный в интере-

сах Европейского Союза и выпущенный на девяти европейских языках);

- определение единых механизмов (инструментов) сближения законодательств;

- определение содержания правовой базы каждой из заинтересованных сторон;

- проведение сравнительного анализа, выявление различий, противоречий и пробелов законодательств;

- оценка актуальности и преимуществ законодательства каждой из сторон;

- выработка прогноза относительно реализации конкретных форм и путей создания единой или унифицированной правовой системы (в рамках союза, договора и др.);

- организация работы непосредственно по реализации включения в единое правовое пространство тех или иных объектов законодательства (включая работу по модернизации самих общественных отношений, регулируемых данными объектами законодательства) в рамках выбранного проекта гармонизации.

Список литературы

1. Mike Cuthbert «European Union Law 2011-2012», Routledge, 2011.

2. Интервью Г. Марченко «В ТС должна быть наднациональная валюта...» // Российская газета. -2012 г. - 04 мая. - Федеральный выпуск №5772 (99).

Мащалада автор халыцаралъщ щущыщ нормаларына сэйкес мемлекетаралыц бгрлестгктер шецбертде зацнамалардыц YHdecmipy мэселелерт щарастырады.

Ty^h свздер: Yндeстiру, зацнама, мемлекетаралыц бiрлeстiктeр.

В статье автор на опыте Европейского Союза рассматривает вопросы гармонизации законодательств в рамках межгосударственных объединений в соответствии с нормами международного права.

Ключевые слова: гармонизация, законодательство, межгосударственные объединения.

In this article author considering the harmonization of legislation with in the frame work of interstate organizations in accordance with international law on the experience of the European Union.

Keywords: the harmonization, legislation, interstate organizations.

Анар Жарылкасынкызы CaF^iaH,

КР Зац шыгару институты хальщаральщ зацнама жэне салыстырмалы ^^ыщтану бетмшц жетекшi гылыми ^ызметкер^ з.г.к.

Халыкаралык к^кык нормалары мен стандарттары есепке алыютан мемлекетаралыц бiрлестiктер шецбершде зацнамаларды Yндестiру мэселелерi (Еуропалык Одак тэж1рибеа)

Сагидан Анар Жарылкасынкызы,

ведущий научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК, к.ю.н.

Вопросы гармонизации законодательств в рамках межгосударственных объединений с учетом международных норм и стандартов (опыт Европейского Союза)

Sagidan Anar Zharylkasynovna,

leading research fellow of Department of the international legislation and comparative law of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, c.j.s.

Issues of legislative harmonizationwithin the framework of the interstate organizations in view of international norms and standards (experience of the Eeuropean Union)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.