ление и трансформацию впереди конкурентных технологий для предпринимательской среды, а с другой - ориентацию исследовательской среды
на удовлетворение возникающих инновационных потребностей развития производства и общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Клавдиенко В. Стимулирование инновационной активности: мировые тенденции и Россия // Общество и экономика. 2006. № 7-8.
2. Инновационная система России: Модель и перспективы развития / Руководитель проекта О.Г. Голиченко //
Труды РИЭПП. Вып. 1. М., 2002.
3. Реорганизация производственных территорий города Москвы: экономические, организационные и градостроительные аспекты / Ин-т регион. экон. ис-след.; П.И. Бурак и др. М.: Экономика, 2005.
УДК 338.45:658
Образцова И.В.
Вопросы формирования макроэкономической политики здорового образа жизни населения россии
Поступательное развитие российского общества требует сегодня социально-экономических и политических преобразований, направленных на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью человека, его здоровьем и образом жизни.
В советском государстве конституционное право на охрану здоровья обеспечивалось бесплатной медицинской помощью, специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, правовой, материальной и моральной поддержке материнства и детства, развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии, мерами по оздоровлению окружающей среды, расширением сети учреждений здравоохранения и т. д. Здравоохранению как одному из важнейших социальных институтов и отрасли народного хозяйства уделялось исключительно высокое внимание. Система советского здравоохранения сумела обеспечить тотальный охват населения диспансерным наблюдением, ликвидировать некогда эндемичные инфекции и заболевания неинфекционной природы с ярко выраженным социальным компонентом. В здравоохранении реализовывался принцип приоритетности профилактической деятельности медицины.
Здравоохранение финансировалось преимущественно из госбюджета, а также за счет средств государственных предприятий, кооперативных,
профсоюзных и других общественных организаций [7]. Суммарные расходы на здравоохранение и физическую культуру (без расходов на подготовку медицинских кадров, научно-исследовательские медицинские учреждения и органы управления здравоохранением), возрастая в абсолютном исчислении, по отношению к национальному доходу составляли порядка 4 %. Оценка экономического эффекта оздоровительных мероприятий выглядела следующим образом. Каждые 100 рублей, вложенные в здравоохранение, благодаря укреплению здоровья населения, предупреждению и снижению заболеваемости и смертности, увеличению продолжительности жизни и активной трудоспособности, позволяли получать 220 рублей вновь создаваемого национального дохода [7].
На этапе построения развитого социалистического общества планировалось повышение эффективности профилактических мер с целью снижения потерь рабочего времени, повышения уровня здоровья и активного долголетия населения. Предполагалось, что эта задача может быть решена путем расширения функций и правомочий санитарно-эпидемиологического надзора, особенно в области санитарной охраны объектов окружающей среды [7].
В начале 1990-х годов кризисные процессы в российской экономике затронули сферу здравоохранения, проявились в ухудшении состояния здоровья населения. В это период профилактическая направленность здравоохранения практически была утрачена, диспансеризация превратилась
4
Региональная и отраслевая экономика
в эпизодически проводимое мероприятие, осуществляемое только лечебно-профилактическими учреждениями без привлечения к участию в нем органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, вне всякой связи с объявленным к повсеместному внедрению социально-гигиеническим мониторингом.
Законодательные и исполнительные органы государственной власти Российской Федерации предпринимали шаги по улучшению здоровья населения, по формированию и пропаганде здорового образа жизни. В Указе Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" здоровье населения определено основой национальной безопасности государства. Правительством Российской Федерации, Государственной Думой был разработан ряд федеральных целевых программ, законопроектов, направленных на решение проблем охраны здоровья, на формирование здорового образа жизни. Так в 2000 году Правительство Российской Федерации одобрило Концепцию охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, разработанную Минздравом России и Российской академией медицинских наук. С учетом того, что здоровье человека более чем на 50 % определяется образом жизни, в Концепции предусматривалось в качестве одного из приоритетных направлений деятельности формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры. Эти мероприятия не требуют значительных финансовых затрат, но могут дать ощутимый социально-экономический эффект. Мировой опыт свидетельствует, что эффективность подобной профилактической деятельности среди населения исключительно высока.
Однако негативные тенденции в области общественного здоровья продолжали нарастать. Сегодня в России один из самых высоких в мире показателей смертности и один из самых низких -продолжительности жизни. В стране постепенно утрачивается профилактическая направленность здравоохранения. Отсутствует доступная для широких масс информация о ценностях здорового образа жизни, нет полезных советов, что нужно делать для того, чтобы быть здоровым. В основном идет пропаганда нездорового образа жизни, активно рекламируются табак, алкоголь и т. д. Россияне употребляют 14 литров чистого спирта в год на душу населения, включая стариков и младенцев [2]. В то же время ВОЗ оценивает
ситуацию как опасную, если этот показатель превышает восемь литров. Приобщение к табаку, алкоголю и наркотикам начинается со школьных лет. Каждый второй мальчик и каждая вторая девочка, не достигшие 16 лет, употребляют алкоголь. Ежегодно в стране производится около 200 млрд сигарет, причем 45 % из них - крайне дешевых. В итоге российские дети начинают курить с десяти лет, а потреблять алкоголь - с одиннадцати. Уровень курения среди подростков за десятилетие возрос в 10 раз [9]. В России один из самых высоких в мире (28 % населения мира курят табак) уровней табакокурения: курят 60,4 % мужчин, 25,5 % женщин, 33 % учащихся средних учебных заведений [9]; более 30 млн человек употребляют наркотики. Около 80 % выпускников школ по физическому развитию и состоянию здоровья ограничены в выборе профессии [7]. Экспертные заключения говорят, что с табакокурением связано более 15 % всех смертей в стране. Среднее количество потерянных лет жизни при смерти от заболеваний, связанных с курением, 19 лет для мужчин и 16 лет для женщин [9]. Лидирующими факторами риска заболеваемости являются табак, несбалансированное питание, избыточный вес и алкоголь. Из перечисленных фактов следует, что сегодня в российском обществе еще не сложилось общепринятого восприятия здоровья населения как экономического и социального капитала.
В связи с этим в утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" основными направлениями обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации на среднесрочную перспективу [9] определено усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентация на сохранение здоровья человека, совершенствование в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи, охраны материнства, отцовства и детства. В обсуждаемой в настоящее время широкой общественностью "Концепции развития здравоохранения до 2020 года" [4] одним из приоритетов государственной политики названо сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи. Федеральной службой по защите прав потребителей и благополучия человека утвержден План мероприятий по формированию здорового образа жизни у населения Российской Федерации на 2009 год [6].
Важность указанных целей социальной политики подтверждается результатами исследования влияния поведенческих факторов на состояние здоровья населения, проведенного Федеральной службой государственной статистики (Росста-том) при участии Минздравсоцразвития России, Росспорта, Института социальных исследований [5]. Итоги обследования основаны на материалах опроса 2204 человек в возрасте 15 лет и более, проведенного в июне-июле 2008 года по квотной стратифицированной выборке с вероятностным отбором респондентов на завершающем этапе ее реализации в 24 субъектах Российской Федерации. Цель обследования состояла в изучении мнений респондентов о состоянии их здоровья, отношении к здоровью как ценности, качестве медицинских услуг, репродуктивных ориентациях, занятиях физической культурой, спортом и туризмом, культуре питания, распространенности вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотических веществ и др.). Материалы опроса подтвердили обоснованность гипотезы о двойственном отношении основной массы людей к своему здоровью и поведенческим факторам его обеспечения.
По данным Росстата [5] для подавляющего большинства людей в возрасте 15 лет и более хорошее здоровье - это одна из наиболее актуальных базовых ценностей. На предложение определить по пятибалльной шкале ценность здоровья в ряду других жизненных ценностей 85 % опрошенных дали ответы, в которых выражено максимальное ранговое значение ценности крепкого здоровья. В сознании подавляющего большинства людей всех возрастных групп здоровье как ценность вместе с ценностью семьи занимает первые два места среди других важнейших социальных ценностей - материального благополучия, работы, образования.
Большинство опрошенных (84,2 %) вполне осознают, что состояние их здоровья зависит прежде всего от них самих. Вместе с тем доля тех, кто в повседневной жизни действительно бережет свое здоровье, не превышает 25 % обследованных. Признавая на декларативном уровне важность здоровья, полезность занятий физической культурой, пагубность курения, употребления алкоголя и т. д., большинство людей в реальной жизни пренебрегают возможностями сохранения здоровья и рисками его потери. Отрицательное проявление личностных качеств обследованных в их отношении к собственному здоровью выражается, например, в следующих фактах: 64,1 % отметили, что не соблюдают режим питания, 76,4 % не занимаются утренней гимнастикой, 33,7 % регулярно курят, из
них 48 % выкуривают от 11 до 20 и более сигарет в день, 84,7 % употребляют алкогольные напитки, в том числе каждый четвертый употребляет водку, коньяк и другие крепкие напитки регулярно. Большинство людей относятся к своему здоровью как к сравнительно легко возобновляемому ресурсу, не приучено постоянно заботиться о нем, не привыкло противостоять вредным привычкам [5].
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Понятие "здоровый образ жизни" многоплано-во. На микроуровне - это образ жизни индивидуума, предполагающий отказ от вредных привычек, сбалансированное питание, профилактику болезней, укрепление здоровья и т. д. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Базовые составляющие здорового образа жизни - безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда, качественные продукты питания, отсутствие вредных привычек (курения, употребления алкоголя), умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека питание, физически активная жизнь, соблюдение правил личной и общественной гигиены.
На уровне социума здоровый образ жизни может рассматриваться как институт, включающий совокупность медицинских, санитарно-гигиенических, экологических и морально-этических норм и обычаев, от которых зависит здоровьесбе-регающее и здоровьевосстанавливающее поведение индивидуумов, а также систему формирования и реализации нормативно-правовых актов, определяющих взаимодействие между людьми, организациями, государственными органами в сфере сохранения и укрепления здоровья граждан.
Формирование здорового образа жизни осуществляется на трёх уровнях: социальном - пропаганда через СМИ, информационно-просветительская работа; инфраструктурном - конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль; личностном - система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.
Иерархия целей и задач политики формирования у граждан здорового образа жизни
Задачи
1. Санитарно-гигиеническое просвещение граждан, пропаганда здорового образа жизни.
2. Формирование системы просвещения детей и молодежи, обеспечивающей выработку негативного отношения к употреблению алкоголя, табака, токсических и наркотических веществ.
3. Нормативно-правовое регулирование употребления и рекламы пива, алкогольной продукции и табака.
4. Развитие системы мониторинга качества пищевых продуктов и питьевой воды.
5. Нормативно-правовое и финансовое обеспечение сбалансированного здорового питания в дошкольных учреждениях и школах.
6. Формирование системы предоставления целевых субсидий на приобретение продуктов здорового питания многодетным, малообеспеченным семьям, студентам, пенсионерам.
7. Формирование системы обеспечения льготными путевками в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения многодетных, малообеспеченных семей, детей, школьников и студентов, пенсионеров.
8. Повышение информированности населения о путях передачи ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов и мерах по предотвращению заражения этими инфекциями; повышение толерантности населения к людям, живущим с ВИЧ-инфекцией.
9. Профилактика ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С среди детей и подростков.
10. Повышение доступности и качества медицинской и социальной помощи ВИЧ-инфицированным женщинам и их детям.
11. Развитие международного сотрудничества по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД.
12. Повышение информированности населения о профилактике туберкулеза.
13. Развитие системы мониторинга профессионального здоровья работников отраслей экономики с особо опасными условиями труда и населения закрытых территориальных образований.
14. Развитие санаторно-курортной инфраструктуры.
15. Развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом всех слоев населения.
Формирование здорового образа жизни должно стать важнейшим направлением политики в области охраны здоровья [3]. При этом основой пропаганды здорового образа жизни должно стать не только информирование о вреде низкой физической активности, нерационального и несбалансированного питания, потребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ, но и привитие навыков по соблюдению гигиены и режима труда, учебы, режима и структуры питания.
Развитие условий для ведения здорового образа жизни включает: обеспечение мониторинга и контроля качества продукции, предназначенной для человека; создание экологически безопасных и комфортных среды проживания
населения, мест его работы и отдыха, иной социальной активности; разработку и внед-рение механизмов стимулирования у граждан Российской Федерации ответственного отношения к своему здоровью. Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для развития туризма, занятий физической культурой и спортом всех слоев населения. Одна из самых сложных задач социальной политики - формирование потребностей и установок на заботу о здоровье у различных категорий населения. Эта задача предполагает разработку системы воспитания и обучения навыкам здоровья различных групп населения, начиная с первых лет жизни человека. Школьная программа должна быть в том числе ориентирована на укрепление здоровья детей и их полноценное развитие. При этом акцент должен делаться на выработку знания и привычек здорового образа жизни.
В соответствии с целевым принципом системного анализа определение ключевых направлений формирования политики здорового образа жизни необходимо начинать с установления целей и задач политики. Для этого можно использовать хорошо известный метод "деревьев целей и задач", заключающийся в последовательной декомпозиции целей на "подцели" и задачи. Декомпозиция осуществляется до тех пор, пока не будут сформулированы понятные обозримые задачи. Используется модификация метода, допускающая отступление на ниж -них уровнях иерархии задач от древовидной структуры. Такое отступление вызвано тем, что некоторые задачи могут решаться в интересах нескольких независимых целей. При осуществлении декомпозиции целей на подчиненные использован "триадный" подход, т. е. вводились в рассмотрение три подчиненные цели. Триадная декомпозиция позволила получить понятную и сбалансированную структуру целей формирования политики здорового образа жизни (см. схему). Для каждой подчиненной цели указаны номера задач.
Таким образом, основными направлениями макроэкономической государственной политики в области формирования здорового образа жизни следует считать:
признание в качестве важнейшей задачи заботу о здоровье практически здорового человека; создание конституционной и законодательной баз, обеспечивающих заинтересованность всех институтов, негосударственных структур, общества в
4
Региональная и отраслевая экономика
целом в сохранении и укреплении здоровья;
разработку системы стимулов для формирования у населения установок на здоровье и позитивное самосохранительное поведение;
усиление роли школы, семьи и систем массовой информации как источников све-
дений о здоровье для различных категорий населения;
значительное усиление профилактической компоненты в общей политике здравоохранения;
уменьшение социального неравенства при получении медицинской помощи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выступления на пресс-конференции, посвященной подготовке и проведению всероссийского форума "Здоровье нации - основа процветания России". М., 2009. URL: http://ligazn.ru/business/Programma/
2. Здоровье России. Атлас / Под ред. Л. А. Бокерия. М., 2008. 376 с.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р. URL: http://www. economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/ economylib/mert/welcome/pressservice/eventschronicle/ doc1217949648141
4. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www. zdravo2020.ru/concept
5. Краткие итоги выборочного обследования "Вли-
яние поведенческих факторов на состояние здоровья населения". URL: http://www.gks.ru/free_doc/2008/ demo/zdr08.htm.
6. Об организации деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора по формированию здорового образа жизни: Приказ №248 от 13.02.2009 г URL: http:// www.rospotrebnadzor.ru/documents/prikazi/2360/
7. Петровский Б.В., Александров О.А., Алексеев В.А. и др. Здравоохранение // БМЭ. М.: Сов. энциклопедия, 1978. Т. 8. С. 357-429.
8. Проблемы здорового образа жизни в России: Аналитический вестник Государственной Думы. Вып. 20. М., 2002. URL: http://wbase.duma.gov.ru:8080/law?titul.
9. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. URL: http://www.kremlin.ru/text/docs/2009/05/216229.shtml
УДК 338.33:637.5
Лушникова Т.А.
Анализ хозяйственной деятельности предприятий легкой промышленности (на примере прядильного и трикотажного производств)
Экономические преобразования, начавшиеся с конца 1980 годов в России, были ориентированы прежде всего на формирование рыночного механизма. Переход к рыночной экономике поставил новые качественные задачи перед теорией и практикой экономики, организации и управления в сфере производства. Возникли серьезные проблемы, связанные с необходимостью реорганизации и совершенствования системы экономических отношений в производстве.
Один из важнейших моментов, характеризующих ориентацию современной экономики отечественной промышленности на рыночные отношения, - разработка и реализация эффективных моделей формирования, распределения и использования конечного финансового результата.
Необходимо отметить, что многие теоретические и практические аспекты, раскрывающие сущность конечного финансового результата, в современной экономической литературе освещены недостаточно глубоко, что сказывается на качестве и объективности формирования прибыли (убытка) и исчисления рентабельности (убыточности) хозяйствующих субъектов и принятия ими соответствующих управленческих решений. Исходя из этого, необходимо осмысление законодательных, нормативных и методологических положений формирования конечного финансового результата и оценки доходности деятельности предприятий. В данной работе рассмотрены отдельные проблемы экономического развития предприятий легкой промышленности в современных условиях,