ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
THE ISSUES OF INTEGRATED LOGISTICS SYSTEMS FORMATION OF THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX IN MODERN CONDITIONS
УДК 658.7
ЛОКТИОНОВ Павел Викторович
аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Loktionov. [email protected]
LOCTIONOV, Pavel Viktorovich
Post-graduate Student of the Saint-Petersburg State University of Economics, Loktionov.pavel@ gmail.com
Аннотация.
Статья посвящена вопросам реформирования системы производственной и распределительной логистики. Рассматриваются особенности логистики агропромышленного комплекса. Проведен анализ показателей функционирования агропромышленного комплекса Ленинградской области, на основе которого доказана значимость логистической деятельности его участников. Подробно рассматриваются отдельные показатели деятельности этого комплекса. Обосновывается необходимость создания интегрированной логистической системы для агропромышленного комплекса.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, логистика, системный подход, интегрированная логистическая система, финансирование, государственная поддержка, субсидии.
Abstract.
The article is devoted to the issues of reforming the system of the production and distribution logistics. The features of logistics of agro-industrial complex are considered. The paper carries out the analysis of indicators of agro-industrial
© Локтионов П. В., 2018.
complex functioning of Leningrad region on the basis of which the significance logistic activity of complex participants is proved. It examines in detail selected indicators of activities of agro-industrial complex Leningrad region.
Key words: agro-industrial complex, agribusiness, logistics, system approach, integrated logistics system, financing, state support, subsidies.
Важным аспектом инновационного развития предприятий всех отраслей агропромышленного комплекса (АПК) в современных условиях становится реформирование системы производственной и распределительной логистики в интегрированную логистическую систему с целью повышения конкурентоспособности продукции сельхозпроизводителей [1].
Концептуальные основы логистики агропромышленного комплекса, реализующиеся на основе системного подхода, позволяют обеспечивать единство и согласованность действий всех функциональных подразделений или участников цепи поставок, определять перспективные направления развития всей системы АПК.
В рамках системного подхода необходима разработка инструментария, соответствую-
щего поставленным задачам проектирования сложных логистических систем, которые характеризуются наличием сложных взаимосвязей как во внутренней среде системы, так и во внешней среде. Внешняя среда системы включает информацию о конъюнктуре рынка, наличии поставщиков сырья, товаров, их надежности, сведения о потребителях продукции и посредниках не только в регионе, но и в целом по стране. Внутренняя среда системы представлена состоянием и движением материальных потоков в организации, уровнем запасов сырья, объемом продукции в производстве и готовой продукции на складах, информации о поставках.
Основные этапы проектирования сложных логистических систем представлены на рисунке 1.
Сбор и обработка заказов
Управление закупками сырья
Учет материалов, полуфабрикатов, продукции на складах
в натуральной и денежной форме
Контроль состояния запасов
Прогнозирование потребности в продукции
Прогнозирование потребности в транспорте
Рисунок 1
Основные этапы проектирования сложных логистических систем [2]
При формировании интегрированной логистической системы использованы следующие принципы системного подхода [2; 3]:
• принцип последовательного продвижения по этапам создания системы [2]: в соответствии с общепринятой классификацией логистических систем система, в первую очередь, должна исследоваться на макроуровне, а затем на микроуровне;
• принцип согласования информационных, ресурсных и других потоков проектируемых систем [3];
• принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы [3].
Автором статьи предлагается следующая квалификация логистических систем (рисунок 2).
Для АПК, важнейшего элемента национальной экономики страны, необходима интегрированная логистическая система, состоящая из комплекса подсистем, включающих элементы логистики: природно-ресурсная среда, сельскохозяйственное производство, производство средств производства для сельского хозяйства, переработка, заготовка, хранение сельскохозяйственной продукции, производственная инфраструктура, рыночная инфраструктура, социальная инфраструктура,
научное обеспечение, кадровая подготовка.
Для устойчивого развития и функционирования АПК необходимо выполнение следующих условий формирования интегрированной логистической системы:
• оптимизация и рационализация ресурсного обеспечения АПК;
• оптимизация каналов товародвижения готового продукта;
• определение вектора развития интегрированной логистической системы.
Агропромышленный комплекс России является крупнейшим межотраслевым комплексом, объединяющим ряд отраслей экономики (рисунок 3). Ядром АПК является сельское хозяйство, которое включает: растениеводство, животноводство, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и т. д. [5].
Поэтому, с учетом вышеизложенного, автором статьи предлагается реализация следующих важнейших принципов формирования интегрированной логистической системы АПК (рисунок 4).
Особенности формирования интегрированной логистической системы АПК предполагают учет специфики сельскохозяйственной продукции, производимой предприятиями Ленинградской области (ЛО) в составе АПК.
Макрологистические
Рисунок 2
Классификация типов и видов логистических систем [4]
Рисунок 3
Структура АПК России [5; 6]
Рисунок 4
Принципы формирования интегрированной логистической системы АПК
Объем производства валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств
2016 г. 2015 г.
90,0 млрд руб. 92,61 млрд руб.
в том числе в сельскохозяйственных организациях 65,6 млрд руб. 66,78 млрд руб.
Объем государственной поддержки из бюджетов всех уровней в 2016 г. составил 6,160 млрд руб.
из федерального выплачено 1,814 млрд руб.
из областного бюджета - 4,206 млрд руб.
из местных бюджетов -140 млн руб.
Государственная поддержка из бюджетов всех уровней по отрасли растениеводства составила 588,79 млн руб.
Из федерального выплачено 96,956 млн руб.
Из областного бюджета - 449,643 млн руб.
Из местных бюджетов - 29,0 млн руб.
Из средств федерального и областного бюджетов сельскохозяйственным товаропроизводителям региона предоставлены субсидии
На оказание несвязанной поддержки в области растениеводства 475,24 млн руб.
На заявленную к субсидированию посевную площадь 195,063 тыс. га
На оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта 15,1 млн руб.
На приобретение элитных семян 38,9 млн руб.
На площадь, засеянную элитными семенами 23,967 тыс. га (22% от общей посевной площади)
На возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору с/х страхования в области растениеводства 35,2 тыс. га (общая застрахованная посевная площадь)
На поддержку производства семян многолетних трав 5 млн руб. (просубсидировано производство 243,23 т семян многолетних трав)
Производство основных видов продукции растениеводства
Зерновые культуры (в весе после доработки) 117,5 тыс. т
Картофель 190,9 тыс. т
Овощи (всего) 176,9 тыс. т
Рисунок 5
Показатели деятельности отраслей АПК ЛО 2015-2016 гг. [7; 8]
Автором статьи были проанализированы отдельные показатели деятельности отраслей АПК ЛО за 2015-2016 гг. (рисунок 5).
По данным Федеральной службы государственной статистки по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат), объем производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий в 2016 г. составил 27,3 млрд руб., или 90,1% к уровню 2015 г. [7]. По итогам 2016 г., из-за неблагоприятных агрометеорологических условий в хозяйствах всех категорий погибло более 10% посевов, также снизилась урожайность сельскохозяйственных культур [8].
По состоянию на 1 января 2017 г. принято к субсидированию из федерального и областного бюджетов 652,606 млн руб. краткосрочных кредитов на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, остаток ссудной задолженности составил 210,542 млн руб. [8].
Данные об уровне государственной поддержки, объеме производства продукции животноводства и размере субсидий представлены на рисунке 6.
По данным Федеральной службы государственной статистки, объем производства
Производство продукции животноводства в хозяйствах всех категорий В том числе, в организациях сельского хозяйства в 2016 г.
Сельхозпродукция 2016 г. 2015 г.
Молоко 611,6 тыс. т 592,6 тыс. т 566,2 тыс. т
Мясо (скот и птица на убой в ж. в.) 369,8 тыс. т 371,3 тыс. т 359,2 тыс. т
Яйца 2951,9 млн шт. 3078,1 млн шт. 2914,6 млн шт.
Государственная поддержка из бюджетов всех уровней - 1 966,063 млн руб.
Из федерального бюджета 480,3 млн руб.
Из областного бюджета 1 432,746 млн руб.
Из местных бюджетов 53,015 млн руб.
Производство скота и птицы в хозяйствах всех категорий В том числе, в сельхозорганизациях в 2016 г.
Наименование 2016 г. 2015 г.
Крупный рогатый скот 182,9 тыс. гол. 181,6 тыс. гол. 164,9 тыс. гол.
В том числе: коровы 80,7 тыс. гол. 78,2 тыс. гол. 72,5 тыс. гол.
свиньи 186,6 тыс. гол. 196,6 тыс. гол. 177,5 тыс. гол.
овцы и козы 34,6 тыс. гол. 33,0 тыс. гол. 5,3 тыс. гол.
птица 29,2 млн гол. 29,9 млн гол. 28,9 тыс. гол.
По состоянию на 01.01.2017 принято к субсидированию из федерального и областного бюджетов
Краткосрочных кредитов на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства 4009,488 млн руб.
Остаток ссудной задолженности 705,338 млн руб.
Краткосрочных кредитов на развитие молочного скотоводства 773,514 млн руб.
Остаток ссудной задолженности 214,807 млн руб.
Рисунок 6
Показатели деятельности животноводства ЛО за 2015-2016 гг. [8]
продукции животноводства остался на уровне 2015 г. и составил 62,7 млрд руб. (+0,7%). Хозяйствами населения и фермерами произведено 2,9% мяса, 7,4% - молока и 1,3% яиц. По результатам 2016 г. на одну корову в крупных, средних и малых организациях сельского хозяйства надоено в среднем 8181 кг молока, или 102,7% к уровню 2015 г. В расчете на одну курицу-несушку получено в среднем по 313 шт. яиц, что ниже на 3,4% по сравнению с 2015 г. [8].
В целом поголовье крупного рогатого скота (КРС) в 2016 г. увеличилось на 0,7% по сравнению к показателю 2015 г., в том числе в организациях сельского хозяйства - 100,4%.
За 2016 г. в отрасли животноводства в сельскохозяйственных организациях увеличилось до 124,7 тыс. гол (+0,5%) общее племенное поголовье КРС молочного направления, в том числе племенное поголовье коров молочного направления увеличилось до 58,4 тыс. гол. (+2,1%), племенная продажа КРС молочного направления составила 4211 голов (-0,1%). Незначительно увеличилось общее поголовье КРС специализированных мясных пород до 6602 гол. (+1,8 %), в том числе коров до
3034 гол. (+18,9%), а производство мяса КРС составило 24,7 тыс. т (-0,8%), производство мяса свиней в живом весе увеличилось до 39,93 тыс. тонн (+3,3 %) [8].
По данным Федеральной службы государственной статистки [8], анализ показателей деятельности пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области в 2016 г. показал (рисунок 7), что из средств областного бюджета предоставлены субсидии на возмещение части затрат на производство товарной пищевой рыбной продукции при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства в сумме 23,9 млн руб., субсидии на возмещение части затрат на приобретение кормов для рыб в размере 66,7 млн руб.
За 2016 г. улов водных биоресурсов по всем районам промысла составил 21,8 тыс. тонн ( + 11,7 % к уровню 2015 г.). Объем производства (выращивания) рыбоводной продукции составил 7,6 тыс. тонн (+5,5% к уровню 2015 г.).
Как следует из данных, представленных на рисунке 8, не остались без государственной поддержки и малые формы хозяйствования.
Государственная поддержка из бюджетов всех уровней - 185,5 млн. руб.
Из федерального бюджета 43,3 млн руб.
Из областного бюджета 141,4 млн руб.
Из местного 800 тыс. руб.
По состоянию на 01.01.2017 года принято к субсидированию из федерального и областного бюджетов:
Краткосрочных кредитов на переработку продукции растениеводства и животноводства в области развития оптово-распределительных центров 4 677,716 млн руб.
Остаток ссудной задолженности 479,972 млн руб.
Рисунок 7
Показатели деятельности пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбохозяйственного комплекса ЛО 2015-2016 гг. [8]
Согласно Постановлению Правительства Ленинградской области [8] из средств федерального и областного бюджетов оказана государственная поддержка крестьянским фермерским хозяйствам (К(Ф)Х), рисунок 9.
К тому же, на субсидирование из федерального и областного бюджетов по состоянию
на 01.01.2017 было направлено 25,040 млн руб. долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных кредитов, взятых малыми формами хозяйствования, а остаток ссудной задолженности составил 14,594 млн руб. [8].
На техническую и технологическую модернизацию, а также инновационное развитие
Государственная поддержка из бюджетов всех уровней - 302,2 млн руб.
Из федерального бюджета 108,9 млн руб.
Из областного бюджета 174,5 млн руб.
Из местного 18,8 млн руб.
Рисунок 8
Государственная поддержка из бюджетов всех уровней малых форм хозяйствования [8]
Г
Из средств федерального и областного бюджетов в 2016 г. оказана государственная поддержка крестьянским
фермерским хозяйствам:
Оформили в собственность 87,7 га земельных площадей 3 К(Ф)Х
Л
Рисунок 9
Виды государственной поддержки крестьянским фермерским хозяйствам в 2016 г. [8]
Государственная поддержка из бюджетов всех уровней [8]
Государственная поддержка из бюджетов всех уровней - 1 529,4 млн руб.
Из федерального бюджета 893,6 млн руб.
Из областного бюджета 633,9 млн руб.
Из местного 1,9 тыс. руб.
По состоянию на 01.01.2017 года принято к субсидированию из федерального и областного бюджетов 19,9 млрд руб. инвестиционных кредитов, остаток ссудной задолженности составил 11,3 млрд руб.
Виды субсидий Размер кредита (займа), принятого к субсидированию, руб. Остаток ссудной задолженности на отчетную дату, руб.
Всего, в том числе: 19 939 482,4 11 313 462,304
субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства 526 0561,193 3 113 200,137
субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства 10 452 541,719 5 817 024,570
субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства 332 755,984 292 241,449
субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов молочного скотоводства 3 893 623,504 2 090 996,148
АПК в 2016 г. также были выделены значительные средства (таблица).
По государственной программе Ленинградской области «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области» в 2016 г. выделялись значительные средства и из областного бюджета (рисунок 10).
По данным «Указаний о порядке применения бюджетной классификации областного бюджета Ленинградской области и бюджета Территориального фонда обязательного ме-
дицинского страхования Ленинградской области (с изменениями на 18 ноября 2016 г.)», государственная поддержка по данному направлению в 2016 г. составила 122,2 млн руб. из областного бюджета и 6,4 млн руб. из местных бюджетов [9].
В целях эффективного использования бюджетных средств, направленных на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей Ленинградской области, в условиях необходимости импортозамещения в 2016 г.
Обеспечена переподготовка и повышение квалификации 428 специалистов агропромышленного комплекса,
сумма господдержки составила
1,5 млн руб.
За счет средств областного бюджета
Оказано 7502 консультации сельскохозяйственным товаропроизводителям четырьмя организациями
Рисунок 10
Виды поддержки за счет средств областного бюджета [8]
подготовлены два проекта постановления Правительства Ленинградской области о внесении изменений в государственную программу Ленинградской области «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области» [9].
По мнению автора, объем финансового обеспечения государственной программы из федерального бюджета не соответствует объемам, утвержденным на 2016 г., в декабре 2016 г. Минсельхозом России. Увеличено финансирование по подпрограмме «Развитие отраслей растениеводства» на основное мероприятие «Государственная поддержка краткосрочного кредитования подотрасли растениеводства» (+22 000 млн руб.), но в то же время сокращено финансирование по подпрограмме «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» на мероприятие «Поддержка на инвестиционные кредиты на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства»
(-30 463,8 млн руб.) [9]. В целом по государственной программе финансирование было сокращено на 8 463,8 млн руб. [9].
Проведенный анализ показателей деятельности АПК Ленинградской области по итогам 2016 г. показал недооцененность использования принципов логистического подхода и выявил необходимость инновационного развития АПК, которое невозможно без формирования интегрированной логистической системы в связи с тем, что системообразующими элементами АПК являются товарные потоки, а также связанные с ними потоки финансовых ресурсов и информации.
По мнению автора, учитывая специфику предприятий отраслей агропромышленного комплекса, в новых реалиях развития экономики России возрастает экономическая значимость развития именно логистической деятельности участников АПК и необходимость формирования интегрированной логистической системы.
Список литературы
1. Еникеева Л. А., Аксенов В. В., Куляскин Г. В. Информационное обеспечение интегрированных логистических систем научно-производственных концернов на основе ценностно-ориентированного подхода // Петербургский экономический журнал. 2016. № 2. С. 63-69.
2. Щербаков В. В., Букринская Э. М., Гвилия Н. А., Дмитриев А. В., Ефремов А. А., Килль М. Ю., Павлов М. Ю., Рудковский И. Ф., Смирнова Е. А. Управление цепями поставок: учебник. М., 2016. Сер. 68. Профессиональное образование (1-е изд.).
3. Гаджинский А. М. Логистика: учебник для высших и средних учебных заведений. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. 256 с.
4. Основы логистики в АПК: учебник / Р. Г. Мумладзе, А. А. Гайдаенко, О. В. Гайда-енко. М.: РУСАЙНС, 2016. 328 с.
5. Андреев А. В. Региональная экономика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А. В. Андреев, Л. М. Борисова, Э. В. Плучевская. СПб.: Питер, 2012. 464 с. URL: http://library.spbstu.ru/ru/search/pdf/a8631f917ad3b2b9fefe0b5ea14012f5.pdf (дата обращения: 22.01.2018).
6. Логистика в АПК: учебное пособие. 2-е изд. / Г. Г. Левкин. М.: Берлин: Директ-Ме-диа, 2014. 245 с. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 22.01.2018).
7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат). URL: http://petrostat.gks. ru/ (дата обращения: 10.11.2017).
8. Постановление Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2012 г. № 463 «О государственной программе Ленинградской области «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области». URL: http://base.garant.ru/22911070/ (дата обращения: 12.11.2017).
9. Указания о порядке применения бюджетной классификации областного бюджета Ленинградской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области (с изменениями на 18 ноября 2016 г.). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.11.2017).