ЭКОНОМИКА
ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ЛЕСНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
В.М. АБДУЛХАМИДОВ, асп. каф. экономики и организации внешних связейМГУЛ
В XXI в. традиционные формы ценовой конкуренции на мировых рынках большинства товаров и услуг отходят на второй план. Высшим приоритетом предприятий и учреждений стало достижение международных стандартов качества продукции, диктуемых мировыми лидерами той или иной отрасли.
Во-первых, внедрение инновационных технологий выдвигает повышенные требования к свойствам и характеристикам продукции (надежность, долговечность, безотказность, эстетичность, экономичность в эксплуатации и др.). Улучшение качества готовой продукции, в свою очередь, требует повышения качества сырья, материалов, комплектующих изделий, внедрения новых прогрессивных технологий и методов организации производства и труда. Поэтому задача повышения качества продукции приобретает комплексный характер и затрагивает все отрасли экономики.
Во-вторых, происходит дальнейшее углубление общественного разделения и кооперации труда, что приводит к усложнению внутриотраслевых, межотраслевых и межгосударственных производственных связей. Качество товаров начинает зависеть от работы десятков предприятий различных отраслей. Высокое качество изделия требует равной и безусловной ответственности каждого рабочего, ИТР, независимо от того, на какой ступени производства он находится.
В-третьих, для количественного роста производства существуют естественные, порой даже жесткие границы. В качественном развитии производства таких границ не существует, так как в результате научно-технического прогресса создаются новые товары, позволяющие обеспечить рост потребления при неизменном или даже снижающемся объеме производства в физическом измерении.
В-четвертых, по мере роста международных торгово-экономических связей усиливается конкурентная борьба на мировых рынках товаров и услуг, что предопределяет
необходимость постоянного повышения качества продукции. Успешно работают те предприятия, качество продукции которых выше.
В-пятых, повышение качества продукции позволяет решать не только технические и экономические, но и социальные и экологические задачи.
Повышение качества товаров и услуг стало одной из центральных социальноэкономических задач практически для всех стран мира, о чем свидетельствуют многочисленные публикации по теоретическим и практическим вопросам данной проблемы. В США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии созданы национальные советы по управлению качеством товаров и услуг, образованы ассоциации по осуществлению контроля качества продукции в промышленности и других отраслях экономики.
Для эффективного управления качеством принципиальное значение имеет концентрация на процессах. Как процесс можно рассматривать практически любую организационную деятельность. В ходе процесса некий «вход» (сырье, материал, полуфабрикат, информация и т.д.) преобразуется в некий «выход» (продукт) с конечной целью удовлетворить потребности клиента. Качество конечной продукции или услуги зависит от качества каждого отдельного процесса и их взаимо-увязанности. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.
Концентрация на процессах позволяет обеспечить прозрачность и управляемость производственной деятельности предприятия и работ по обслуживанию клиентов. В обеспечении качества продукции и услуг участвуют все подразделения и все сотрудники фирмы. Каждый работник должен четко знать, какой вклад в процесс обеспечения качества он вносит, выполняя должностные обязанности.
46
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008
ЭКОНОМИКА
В лесном секторе экономики России целостная система менеджмента качества еще находится на стадии становления, что находит отражение в динамике качества лесных ресурсов, а также в низкой эффективности лесопромышленного комплекса.
В наследие от директивно-плановой экономики в лесном секторе России сохранился приоритет количественных показателей над качественными. В структуре производства и экспорта лесных и целлюлозно-бумажных товаров преобладают круглые лесоматериалы, низкокачественные пиломатериалы, древесные плиты, бумага. Высококачественные изделия деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности ввозятся из Финляндии, Швеции, Германии и других развитых стран.
Применительно к сфере воспроизводства древесных ресурсов правомерно говорить лишь об отдельных элементах системы управления качеством. Во-первых, формирование рынка лесных товаров и лесных ресурсов внутри страны и выход многих лесопромышленных фирм и лесхозов на мировой рынок создает предпосылки для интеграции лесного хозяйства в систему рыночных отношений. Во-вторых, органы государственного управления лесами планируют отдельные параметры лесных культур и молодняков ценных пород и осуществляют контроль за их выполнением.
Однако отсутствие целостной системы управления качеством древесных ресурсов сводит к минимуму эффективность функционирования отдельных элементов. Монополизация внутреннего рынка лесных товаров создает далеко идущие негативные экономические и социальные последствия. Низкий уровень конкуренции является одной из основных причин крайне недостаточных объемов инвестиций, необходимых для реструктуризации и модернизации лесного сектора экономики.
Действующая система управления качеством древесных ресурсов в должной мере не учитывает ни породу леса, ни законы рыночной экономики. В отличие от большинства товаров, включая изделия из древесины, качество древесных ресурсов - понятие динамичное. Основные качественные характеристики древесных ресурсов подвержены изменениям в течение длительного периода
поспевания древесины. Следовательно, достижение целевых качественных характеристик этих ресурсов на начальных этапах роста и развития леса вовсе не гарантирует получения конечного результата - заданного объема крупномерной высококачественной древесины. Например, лесные культуры могут частично или полностью погибнуть в результате плохо проведенных рубок ухода за молодняком, а также под влиянием негативных антропогенных и естественных факторов.
Основные качественные параметры древесных ресурсов формируют на стадии искусственного или естественного лесовозобновления и рубок ухода за молодняками. Российскими лесоводами разработаны оптимальные параметры лесных культур, а также число приемов и интенсивность проведения рубок ухода, обеспечивающие получение высококачественной древесины.
Однако вследствие нехватки финансов и сохранившейся до сих пор практики лесокультурного производства времен директивно-плановой экономики эти рекомендации лесоводов не выполняются. В ту пору определение количества посадочных мест и расстояния между рядами сеянцев (саженцев) было подчинено задачам повышения уровня механизации лесокультурных мероприятий. Отказ от шаблона прошлого осложняется недостаточным финансированием лесного хозяйства, а также отсутствием у лесхозов стимулов в приумножении ресурсов высококачественной древесины. Управление качеством лесных культур в целом не изменилось. Основными показателями результативности производства остаются приживаемость, сомкнутость лесных культур как необходимое условие перевода их в лесокультурную площадь. Контроль качества древесных ресурсов по-прежнему носит дискретный характер. Не разработана целостная система планирования и оценки качества древесных ресурсов, при которой качественные параметры одного этапа лесовыращивания служат входом для последующего этапа. Перевод культур в лесопокрытую площадь без должного лесоводственного ухода даже не гарантирует достижение оптимального состава лесных насаждений, не говоря о высоком качестве древесины.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008
47
ЭКОНОМИКА
С позиций управления качеством древесных ресурсов наиболее существенными недостатками действующего экономического механизма управления лесами и лесным хозяйством являются: затратный характер экономики, отсутствие конкурентной среды, низкая эффективность подсистемы контроля и оценки результатов лесохозяйственной деятельности, несовершенство финансовых инструментов, отсутствие стимулов у работников лесного хозяйства и исполнителей мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов в повышении качества древесных ресурсов.
Анализ динамики лесного фонда показывает, что за последние 50 лет породно-качественный состав лесов заметно ухудшился. По состоянию на 1 января 1961 г. доля хвойных в общем объеме спелых насаждений составила 88 %, лиственных - 12 %, тогда как на 1января 2007 г. - 77 % и 23 % соответственно. В твердолиственном хозяйстве намечается негативная тенденция сокращения площади дубрав в европейско-уральской части России. За 1961-2007 гг. их площадь уменьшилась на 20 %. В то же время в целом по стране в результате некачественного воспроизводства лесных ресурсов в ближайшие десятилетия ожидается значительное увеличение запасов древесины спелых мягколиственных пород, пользующихся весьма ограниченным спросом на внутренних рынках.
Анализ динамики лесного фонда, объемов и способов рубок главного пользования, а также объемов и качества мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов позволяет сделать вывод о том, что в обозримой перспективе следует ожидать сохранения долговременной тенденции к снижению размера и ухудшению качественной структуры устойчивого лесопользования применительно к ценным древесным породам.
В результате действия вышеназванных и других отрицательных факторов эффективность ЛПК остается низкой. Россия производит в 6-10 раз меньше добавленной стоимости в расчете на 1 м3 потребленного древесного сырья в сравнении с Германией, Швецией, Финляндией, США, Австрией.
Доля России в мировом экспорте лесоматериалов с высокой добавленной сто-
имостью существенно ниже в сравнении с США, Канадой, Финляндией, Германией и Францией. Причем доля России в мировых объемах экспорта фанеры, бумаги и картона в стоимостном выражении в 1,5-2 раза ниже, чем в физическом измерении. Средняя экспортная цена в 2006 г. составила 123,6 долл., что значительно ниже в сравнении с США - 257 долл., Швецией - 200 долл., Финляндией - 191 долл. Основной причиной такого положения является низкая доля высококачественных изделий в экспорте пиломатериалов.
Средние экспортные цены на бумагу и картон, выработанные из качественного сырья, ниже мировых в 1,7 раза. Это следствие большой доли относительно дешевой продукции - бумаги газетной и картона крафт-лай-нера при полном отсутствии высокосортных видов бумаги для печати и упаковки.
Свидетельством низкой эффективности российского экспорта лесобумажных товаров является валютная выручка в расчете на 1 м3 заготовленной древесины. Для России этот показатель составляет 45,6 долл., что ниже в сравнении с Канадой в 2,9 раза, Латвией - 3,1 раза, Швецией - 3,6 раз, Финляндией - в 5 раз.
Следовательно, конкурентоспособность российского лесопромышленного комплекса обеспечивается главным образом за счет более низких в сравнении с основными конкурентами цен на изделия из древесины.
В условиях глобализации экономики и обострения экологических проблем управление качеством товаров и услуг вышло за рамки производственной сферы. В настоящее время в странах Европы, США, Канады, Японии создан комплекс стандартов, охватывающих производственные, экологические и социальные аспекты управления качеством [2].
Согласно международным стандартам ISO 9000 : 2000 и ISO 9000 : 2001, качество -это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Качество характеризует соответствие товара (услуги) требованиям потребителей. Свойства товара, характеризующие их пригодность к выполнению определенных требований, называются показателями (признаками, характеристиками) качества.
48
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008
ЭКОНОМИКА
Чтобы оценить качество товара (услуги), необходимо сравнить показатели качества и нормативные (базовые).
Стандарты серии ISO 9000 - это стандарты по формированию системы менеджмента качества, применимые к любой области экономики и распространяющиеся на предприятия с любыми видами деятельности. Стандарты семейства ISO 9000 разработаны Международной организацией по стандартизации (ISO - International Organization for Standardization) и обобщили мировой опыт по разработке систем качества. Именно поэтому ISO 9000 может гарантировать потребителю высокое качество товаров, работ и услуг.
Сертификат ISO 9000 обеспечит при вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) защиту компании от иностранных конкурентов и равноправное партнерство на территории Российской Федерации.
Выделяя средства на получение сертификата ISO 9000, руководство компании не тратит, а вкладывает деньги в ближайшую перспективу, а значит, гарантирует своим клиентам, партнерам и сотрудникам надежный рост и стабильность развития.
Стандарты серии ISO 14000 представляют собой набор основных требований к системе экологического менеджмента, позволяющих осуществить гармоничный подход к управлению охраной окружающей среды. Стандарты серии ISO 14000 полностью совместимы со стандартами по качеству серии и, так же как и ISO 9000, применимы к любым видам деятельности и любым секторам экономики.
Система экологического менеджмента, по стандартам серии ISO 14000, является составляющей общей системы управления, которая включает организационную структуру, ответственность, планирование, методы, процессы, ресурсы и процедуры, необходимые для ее разработки, внедрения, реализации, анализа и поддерживания в работоспособном состоянии.
Система экологического менеджмента по стандартам ISO 14001-96 позволит предприятиям:
- оптимизировать все системы управления и предупреждения воздействий на окружающую среду;
- значительно снизить риск возникновения экологических катастроф;
- безболезненно осуществлять режим экономии энергии и природных ресурсов;
- активно участвовать в решении вопросов, связанных с воздействием производства на окружающую среду;
- предупредить возможное возникновение нештатных ситуаций, напрямую связанных с экологией;
- сэкономить материалы, сырье и энергию;
- улучшить экологическую ситуацию.
Сертификат ISO 14000 - это официальный документ, подтверждающий наличие и строгое соответствие системы экологического менеджмента стандарту ISO 14001-96, что гарантирует потребителю непрерывное совершенствование основных процессов охраны окружающей среды и экологии.
Стандарт OHSAS 18001-1999 «Система менеджмента здоровья и безопасности» представляет собой требования к системе управления охраной труда компании как составной части общей системы менеджмента. Основная задача системы - управление профессиональными рисками безопасности и здоровья. Стандарт OHSAS 18001 применяется на предприятиях с любыми видами деятельности, независимо от отрасли промышленности или сектора экономики.
Сертификат OHSAS 18001 - официальный документ, подтверждающий, что система менеджмента здоровья и безопасности в организации соответствует требованиям стандарта OHSAS 18001:1999), и это позволяет управлять профессиональными рисками и повышать эффективность управления.
Гармонизация вышеназванных международных стандартов является одной из необходимых предпосылок интеграции России в мировую экономику на равноправной основе.
В увязке с системой управления качеством изделий из древесины необходимо разработать систему управления качеством в сфере воспроизводства лесных ресурсов. Последняя должна включать следующие основные элементы: прогнозные оценки спроса на древесные ресурсы на внутренних и внешних рынках, количественные и качес-
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2008
49