Научная статья на тему 'Вопросы формирования интегрированной системы управления качеством в лесном секторе экономики'

Вопросы формирования интегрированной системы управления качеством в лесном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КАЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулхамидов В. М.

Абдулхамидов В.М., ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ЛЕСНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ. Рассматриваются актуальные вопросы разработки интегрированной системы управления качеством в лесном секторе экономики. Разработаны предложения по коренному совершенствованию управления качеством целостного процесса воспроизводства лесных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abdulhamidov V.M. THE DEVELOPMENT OF INTEGRATED SYSTEM OF QUALITY CONTROL AS APPLIED TO THE FOREST SECTOR. This paper describes the main issues and problems of the elaboration of integrated system as applied to the forest sector of economy.

Текст научной работы на тему «Вопросы формирования интегрированной системы управления качеством в лесном секторе экономики»

ЭКОНОМИКА

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ЛЕСНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

В.М. АБДУЛХАМИДОВ, асп. каф. экономики и организации внешних связейМГУЛ

В XXI в. традиционные формы ценовой конкуренции на мировых рынках большинства товаров и услуг отходят на второй план. Высшим приоритетом предприятий и учреждений стало достижение международных стандартов качества продукции, диктуемых мировыми лидерами той или иной отрасли.

Во-первых, внедрение инновационных технологий выдвигает повышенные требования к свойствам и характеристикам продукции (надежность, долговечность, безотказность, эстетичность, экономичность в эксплуатации и др.). Улучшение качества готовой продукции, в свою очередь, требует повышения качества сырья, материалов, комплектующих изделий, внедрения новых прогрессивных технологий и методов организации производства и труда. Поэтому задача повышения качества продукции приобретает комплексный характер и затрагивает все отрасли экономики.

Во-вторых, происходит дальнейшее углубление общественного разделения и кооперации труда, что приводит к усложнению внутриотраслевых, межотраслевых и межгосударственных производственных связей. Качество товаров начинает зависеть от работы десятков предприятий различных отраслей. Высокое качество изделия требует равной и безусловной ответственности каждого рабочего, ИТР, независимо от того, на какой ступени производства он находится.

В-третьих, для количественного роста производства существуют естественные, порой даже жесткие границы. В качественном развитии производства таких границ не существует, так как в результате научно-технического прогресса создаются новые товары, позволяющие обеспечить рост потребления при неизменном или даже снижающемся объеме производства в физическом измерении.

В-четвертых, по мере роста международных торгово-экономических связей усиливается конкурентная борьба на мировых рынках товаров и услуг, что предопределяет

[email protected]

необходимость постоянного повышения качества продукции. Успешно работают те предприятия, качество продукции которых выше.

В-пятых, повышение качества продукции позволяет решать не только технические и экономические, но и социальные и экологические задачи.

Повышение качества товаров и услуг стало одной из центральных социальноэкономических задач практически для всех стран мира, о чем свидетельствуют многочисленные публикации по теоретическим и практическим вопросам данной проблемы. В США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии созданы национальные советы по управлению качеством товаров и услуг, образованы ассоциации по осуществлению контроля качества продукции в промышленности и других отраслях экономики.

Для эффективного управления качеством принципиальное значение имеет концентрация на процессах. Как процесс можно рассматривать практически любую организационную деятельность. В ходе процесса некий «вход» (сырье, материал, полуфабрикат, информация и т.д.) преобразуется в некий «выход» (продукт) с конечной целью удовлетворить потребности клиента. Качество конечной продукции или услуги зависит от качества каждого отдельного процесса и их взаимо-увязанности. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.

Концентрация на процессах позволяет обеспечить прозрачность и управляемость производственной деятельности предприятия и работ по обслуживанию клиентов. В обеспечении качества продукции и услуг участвуют все подразделения и все сотрудники фирмы. Каждый работник должен четко знать, какой вклад в процесс обеспечения качества он вносит, выполняя должностные обязанности.

46

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008

ЭКОНОМИКА

В лесном секторе экономики России целостная система менеджмента качества еще находится на стадии становления, что находит отражение в динамике качества лесных ресурсов, а также в низкой эффективности лесопромышленного комплекса.

В наследие от директивно-плановой экономики в лесном секторе России сохранился приоритет количественных показателей над качественными. В структуре производства и экспорта лесных и целлюлозно-бумажных товаров преобладают круглые лесоматериалы, низкокачественные пиломатериалы, древесные плиты, бумага. Высококачественные изделия деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности ввозятся из Финляндии, Швеции, Германии и других развитых стран.

Применительно к сфере воспроизводства древесных ресурсов правомерно говорить лишь об отдельных элементах системы управления качеством. Во-первых, формирование рынка лесных товаров и лесных ресурсов внутри страны и выход многих лесопромышленных фирм и лесхозов на мировой рынок создает предпосылки для интеграции лесного хозяйства в систему рыночных отношений. Во-вторых, органы государственного управления лесами планируют отдельные параметры лесных культур и молодняков ценных пород и осуществляют контроль за их выполнением.

Однако отсутствие целостной системы управления качеством древесных ресурсов сводит к минимуму эффективность функционирования отдельных элементов. Монополизация внутреннего рынка лесных товаров создает далеко идущие негативные экономические и социальные последствия. Низкий уровень конкуренции является одной из основных причин крайне недостаточных объемов инвестиций, необходимых для реструктуризации и модернизации лесного сектора экономики.

Действующая система управления качеством древесных ресурсов в должной мере не учитывает ни породу леса, ни законы рыночной экономики. В отличие от большинства товаров, включая изделия из древесины, качество древесных ресурсов - понятие динамичное. Основные качественные характеристики древесных ресурсов подвержены изменениям в течение длительного периода

поспевания древесины. Следовательно, достижение целевых качественных характеристик этих ресурсов на начальных этапах роста и развития леса вовсе не гарантирует получения конечного результата - заданного объема крупномерной высококачественной древесины. Например, лесные культуры могут частично или полностью погибнуть в результате плохо проведенных рубок ухода за молодняком, а также под влиянием негативных антропогенных и естественных факторов.

Основные качественные параметры древесных ресурсов формируют на стадии искусственного или естественного лесовозобновления и рубок ухода за молодняками. Российскими лесоводами разработаны оптимальные параметры лесных культур, а также число приемов и интенсивность проведения рубок ухода, обеспечивающие получение высококачественной древесины.

Однако вследствие нехватки финансов и сохранившейся до сих пор практики лесокультурного производства времен директивно-плановой экономики эти рекомендации лесоводов не выполняются. В ту пору определение количества посадочных мест и расстояния между рядами сеянцев (саженцев) было подчинено задачам повышения уровня механизации лесокультурных мероприятий. Отказ от шаблона прошлого осложняется недостаточным финансированием лесного хозяйства, а также отсутствием у лесхозов стимулов в приумножении ресурсов высококачественной древесины. Управление качеством лесных культур в целом не изменилось. Основными показателями результативности производства остаются приживаемость, сомкнутость лесных культур как необходимое условие перевода их в лесокультурную площадь. Контроль качества древесных ресурсов по-прежнему носит дискретный характер. Не разработана целостная система планирования и оценки качества древесных ресурсов, при которой качественные параметры одного этапа лесовыращивания служат входом для последующего этапа. Перевод культур в лесопокрытую площадь без должного лесоводственного ухода даже не гарантирует достижение оптимального состава лесных насаждений, не говоря о высоком качестве древесины.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008

47

ЭКОНОМИКА

С позиций управления качеством древесных ресурсов наиболее существенными недостатками действующего экономического механизма управления лесами и лесным хозяйством являются: затратный характер экономики, отсутствие конкурентной среды, низкая эффективность подсистемы контроля и оценки результатов лесохозяйственной деятельности, несовершенство финансовых инструментов, отсутствие стимулов у работников лесного хозяйства и исполнителей мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов в повышении качества древесных ресурсов.

Анализ динамики лесного фонда показывает, что за последние 50 лет породно-качественный состав лесов заметно ухудшился. По состоянию на 1 января 1961 г. доля хвойных в общем объеме спелых насаждений составила 88 %, лиственных - 12 %, тогда как на 1января 2007 г. - 77 % и 23 % соответственно. В твердолиственном хозяйстве намечается негативная тенденция сокращения площади дубрав в европейско-уральской части России. За 1961-2007 гг. их площадь уменьшилась на 20 %. В то же время в целом по стране в результате некачественного воспроизводства лесных ресурсов в ближайшие десятилетия ожидается значительное увеличение запасов древесины спелых мягколиственных пород, пользующихся весьма ограниченным спросом на внутренних рынках.

Анализ динамики лесного фонда, объемов и способов рубок главного пользования, а также объемов и качества мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов позволяет сделать вывод о том, что в обозримой перспективе следует ожидать сохранения долговременной тенденции к снижению размера и ухудшению качественной структуры устойчивого лесопользования применительно к ценным древесным породам.

В результате действия вышеназванных и других отрицательных факторов эффективность ЛПК остается низкой. Россия производит в 6-10 раз меньше добавленной стоимости в расчете на 1 м3 потребленного древесного сырья в сравнении с Германией, Швецией, Финляндией, США, Австрией.

Доля России в мировом экспорте лесоматериалов с высокой добавленной сто-

имостью существенно ниже в сравнении с США, Канадой, Финляндией, Германией и Францией. Причем доля России в мировых объемах экспорта фанеры, бумаги и картона в стоимостном выражении в 1,5-2 раза ниже, чем в физическом измерении. Средняя экспортная цена в 2006 г. составила 123,6 долл., что значительно ниже в сравнении с США - 257 долл., Швецией - 200 долл., Финляндией - 191 долл. Основной причиной такого положения является низкая доля высококачественных изделий в экспорте пиломатериалов.

Средние экспортные цены на бумагу и картон, выработанные из качественного сырья, ниже мировых в 1,7 раза. Это следствие большой доли относительно дешевой продукции - бумаги газетной и картона крафт-лай-нера при полном отсутствии высокосортных видов бумаги для печати и упаковки.

Свидетельством низкой эффективности российского экспорта лесобумажных товаров является валютная выручка в расчете на 1 м3 заготовленной древесины. Для России этот показатель составляет 45,6 долл., что ниже в сравнении с Канадой в 2,9 раза, Латвией - 3,1 раза, Швецией - 3,6 раз, Финляндией - в 5 раз.

Следовательно, конкурентоспособность российского лесопромышленного комплекса обеспечивается главным образом за счет более низких в сравнении с основными конкурентами цен на изделия из древесины.

В условиях глобализации экономики и обострения экологических проблем управление качеством товаров и услуг вышло за рамки производственной сферы. В настоящее время в странах Европы, США, Канады, Японии создан комплекс стандартов, охватывающих производственные, экологические и социальные аспекты управления качеством [2].

Согласно международным стандартам ISO 9000 : 2000 и ISO 9000 : 2001, качество -это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Качество характеризует соответствие товара (услуги) требованиям потребителей. Свойства товара, характеризующие их пригодность к выполнению определенных требований, называются показателями (признаками, характеристиками) качества.

48

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008

ЭКОНОМИКА

Чтобы оценить качество товара (услуги), необходимо сравнить показатели качества и нормативные (базовые).

Стандарты серии ISO 9000 - это стандарты по формированию системы менеджмента качества, применимые к любой области экономики и распространяющиеся на предприятия с любыми видами деятельности. Стандарты семейства ISO 9000 разработаны Международной организацией по стандартизации (ISO - International Organization for Standardization) и обобщили мировой опыт по разработке систем качества. Именно поэтому ISO 9000 может гарантировать потребителю высокое качество товаров, работ и услуг.

Сертификат ISO 9000 обеспечит при вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) защиту компании от иностранных конкурентов и равноправное партнерство на территории Российской Федерации.

Выделяя средства на получение сертификата ISO 9000, руководство компании не тратит, а вкладывает деньги в ближайшую перспективу, а значит, гарантирует своим клиентам, партнерам и сотрудникам надежный рост и стабильность развития.

Стандарты серии ISO 14000 представляют собой набор основных требований к системе экологического менеджмента, позволяющих осуществить гармоничный подход к управлению охраной окружающей среды. Стандарты серии ISO 14000 полностью совместимы со стандартами по качеству серии и, так же как и ISO 9000, применимы к любым видам деятельности и любым секторам экономики.

Система экологического менеджмента, по стандартам серии ISO 14000, является составляющей общей системы управления, которая включает организационную структуру, ответственность, планирование, методы, процессы, ресурсы и процедуры, необходимые для ее разработки, внедрения, реализации, анализа и поддерживания в работоспособном состоянии.

Система экологического менеджмента по стандартам ISO 14001-96 позволит предприятиям:

- оптимизировать все системы управления и предупреждения воздействий на окружающую среду;

- значительно снизить риск возникновения экологических катастроф;

- безболезненно осуществлять режим экономии энергии и природных ресурсов;

- активно участвовать в решении вопросов, связанных с воздействием производства на окружающую среду;

- предупредить возможное возникновение нештатных ситуаций, напрямую связанных с экологией;

- сэкономить материалы, сырье и энергию;

- улучшить экологическую ситуацию.

Сертификат ISO 14000 - это официальный документ, подтверждающий наличие и строгое соответствие системы экологического менеджмента стандарту ISO 14001-96, что гарантирует потребителю непрерывное совершенствование основных процессов охраны окружающей среды и экологии.

Стандарт OHSAS 18001-1999 «Система менеджмента здоровья и безопасности» представляет собой требования к системе управления охраной труда компании как составной части общей системы менеджмента. Основная задача системы - управление профессиональными рисками безопасности и здоровья. Стандарт OHSAS 18001 применяется на предприятиях с любыми видами деятельности, независимо от отрасли промышленности или сектора экономики.

Сертификат OHSAS 18001 - официальный документ, подтверждающий, что система менеджмента здоровья и безопасности в организации соответствует требованиям стандарта OHSAS 18001:1999), и это позволяет управлять профессиональными рисками и повышать эффективность управления.

Гармонизация вышеназванных международных стандартов является одной из необходимых предпосылок интеграции России в мировую экономику на равноправной основе.

В увязке с системой управления качеством изделий из древесины необходимо разработать систему управления качеством в сфере воспроизводства лесных ресурсов. Последняя должна включать следующие основные элементы: прогнозные оценки спроса на древесные ресурсы на внутренних и внешних рынках, количественные и качес-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2008

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.