Научная статья на тему 'Вопросы дальнейшего развития процесса сертификации объектов га в России'

Вопросы дальнейшего развития процесса сертификации объектов га в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Логвин Александр Иванович, Васильева Наталья Валентиновна

Рассматриваются вопросы дальнейшего развития процесса сертификации объектов ВТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Логвин Александр Иванович, Васильева Наталья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS DEVELOPMENT SERTIFICATION IN CIVIL AVIATION OF RUSSIA

Questions of the development certification in Civil Aviation of Russia are considered.

Текст научной работы на тему «Вопросы дальнейшего развития процесса сертификации объектов га в России»

2008

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Радиофизика и радиотехника

№ 133

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 629.73.004.12

ВОПРОСЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА СЕРТИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ ГА В РОССИИ

А.И. ЛОГВИН, Н.В. ВАСИЛЬЕВА

Рассматриваются вопросы дальнейшего развития процесса сертификации объектов ВТ.

Вопросы сертификации в нашей стране стали актуальными с момента перехода России к рыночным отношениям. Перед авиапредприятиями остро встала задача сертификации объектов ВТ. Сертификация объектов ВТ может рассматриваться как один из способов повышения конкурентоспособности предприятий. По этой причине многие зарубежные фирмы идут на дополнительные расходы по проведению добровольной сертификации. Это им позволяет отстоять свой сегмент рынка, устоять в конкурентной борьбе за потребителя.

Последнее время проблема сертификации обозначилась более остро, в связи с необходимостью обеспечения более высокого уровня качества работ по сертификации.

Кроме этого, актуальность проблемы усугубляется проведением в настоящее время коренных преобразований в законодательной базе, связанной с введением Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». В связи с этим в корне изменились финансовые отношения, управленческие, организационные и информационные принципы взаимодействия внутри отрасли и вне ее.

О важности обязательной сертификации на воздушном транспорте РФ свидетельствует опыт международной гражданской авиации и ее законодательное закрепление в статьях Воздушного кодекса РФ [1].

В Российской Федерации процедуры сертификации гражданской авиации производятся Федеральным агентством воздушного транспорта (ФАВТ), Федеральной аэронавигационной службой (ФАНС) и Межгосударственным авиационным комитетом (МАК).

Объектами сертификации в гражданской авиации являются сложные технические, организационнотехнические и экономические системы, к которым не могут быть в полной мере применены правила сертификации третьей стороной, заложенные в основу Системы сертификации ГОСТ Р [2].

Система сертификации является одним из основных механизмов управления качеством авиатранспортной продукции, процессов и услуг.

Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия продукции требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Основным аспектом обязательной сертификации являются безопасность и экологичность.

В настоящее время Система сертификации в гражданской авиации сформирована как самостоятельная система сертификации и утверждена в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) вне рамок Системы сертификации ГОСТ Р, что допускалось Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» [3], однако максимально возможным образом с ней гармонизирована.

Правовую основу этой деятельности изначально определял Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», принятый в июне 1993 года, который в настоящее время признан утратившим силу. Этот законодательный акт способствовал формированию инфраструктуры российской системы сертификации и обеспечил практическую реализацию положений Закона РФ «О защите прав потребителей» и других законов, которыми вводилась обязательная сертификация. В этом ряду находятся и Федеральные законы «Об обеспечении единства измерений» [4], «О стандартизации» [5], а также ряд Постановлений Правительства Российской Федерации.

На сегодняшний день разработана и успешно действует нормативная и методическая база сертификации, устанавливающая общие правила и порядок ее проведения в Российской Федерации, процедуры работ, требования к организациям и органам, осуществляющим сертификацию, государственное регулирование, контроль и надзор. Определяющая роль в этой деятельности принадлежит Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).

Одной из основных задач гражданской авиации по реализации «Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года» была названа задача повышения эффективности воздушного транспорта путем совершенствования систем сертификации и лицензирования, стимулирования спроса на услуги в области авиации и обеспечение реализации международных стандартов в системе воздушного транспорта.

В настоящее время на базе основных организационно-методических документов ГА РФ проводится планомерная работа по созданию, формированию и совершенствованию структуры системы, нормотворческой деятельности, разработке схем сертификации конкретных объектов воздушного транспорта, осуществлению практической работы по их сертификации и инспекционному контролю.

Одним из новых законодательных документов является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании».

Федеральный закон [6], в полном объеме вступивший в силу с 1 июля 2003 г., устанавливает правила государственного регулирования требований к продукции, связанных с ней процессов, а также работ и услуг в интересах потребителей.

Вступление в силу этого Закона является началом реформы технического регулирования. Эта реформа была задумана с целью снятия противоречий в нормативном обеспечении этой сферы, максимально защитить право граждан на безопасность продукции и процессов производства, предупредить действия, вводящие приобретателей в заблуждение, снять излишние препятствия к осуществлению предпринимательской деятельности.

Закон закладывает основы радикальной реформы всей системы установления обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг, а также оценки и подтверждения соответствия. С момента вступления Закона в силу в течение семи лет должен состояться полный переход от ныне действующей системы к принципиально новой. Утратят силу целый ряд правовых актов, в том числе Закон РФ от10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», а также Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5154- I «О стандартизации».

К основным целям Закона относится стремление максимально гармонизировать отечественную систему технического регулирования с международной, прежде всего, с европейской. Закон пытается решить две основные задачи - это отказ от нормирования со стороны министерств и ведомств с целью облегчения деловой активности и снижения издержек и вступление во Всемирную торговую организацию и принятие Россией на себя ряда международных обязательств, в том числе «Соглашение о технических барьерах в торговле». К таким барьерам этот документ относит расхождение между собой законодательств разных стран, различие стандартов и несовпадение процедур проверки соответствия.

Настоящий Закон находится в стадии внедрения в производственные структуры, связанные с сертификацией продукции и услуг. Продвижение этого Закона идет очень сложно в связи с непониманием многих заинтересованных ведомств, а также предпринимателей. Наиболее активными противниками Закона являются представители авиатехники (в сфере разработки и производства авиатехники используются около 9 тыс. отраслевых стандартов, которые с принятием Закона становятся нелегитимными). Основной аргумент- это невозможность заменить несколько тысяч нормативных документов одним (или несколькими) техническими регламентами. Для ввода в действие технических регламентов в гражданской авиации необходимо переписать все существующие нормативные документы в совокупность правил, определяющих порядок действия.

Пятнадцать лет работы системы сертификации объектов ВТ России дали возможность объективно посмотреть и оценить весь процесс сертификации от начала становления до сегодняшнего дня и позволили сделать соответствующие выводы:

1. Сертификация в РФ становится все более важным необходимым условием для успешной экономической деятельности. Это связано с построением системы качества во всех сферах народного хозяйства и, в частности, для гражданской авиации, как важнейшей структуры транспортной системы страны.

Фактором, увеличивающим актуальность сертификации, является интеграция России в мировую экономику и ее возможное скорое вхождение в ВТО.

2. В гражданской авиации действовала сложившаяся система сертификации, давшая положительные результаты по совершенствованию процесса и эксплуатации авиационной техники. Однако принятие Федерального закона «О техническом регулировании» в значительной мере усложнило проведение сертификации объектов ВТ.

3. Основной проблемой, связанной с внедрением ФЗ «О техническом регулировании», является отсутствие соответствующих технических регламентов, которые в масштабах страны должны заменить более 60 тыс. стандартов. Это в полной мере относится к представителям предприятий авиатехники, так как в сфере разработки и производства авиатехники используется около 9 тыс. отраслевых стандартов. Для ввода в действие технических регламентов в ГА необходимо пересмотреть практически все существующие нормативные документы и совокупность правил, определяющих порядок действия.

4. ФЗ «О техническом регулировании» имеет ряд существенных недостатков, связанных с понятиями «добровольная сертификация», «обязательная сертификация» применительно к ГА, вследствие чего нуждается во внесении ряда дополнений и изменений. Естественно, это не умаляет значимости и актуальности Закона, но говорит о том, что заинтересованные ведомства, прежде всего, Росавиация и Росаэронавигация должны принять активное участие в указанной сфере.

Решение проблем, связанных с обеспечением требуемого уровня проведения работ по сертификации, зависит от правильной организации системы процесса сертификации объектов ВТ. Такая система должна располагать арсеналом средств технического и экономического анализа и использовать все научные достижения в области целевого управления сложными системами для обеспечения требуемого уровня проведения работ по сертификации объектов ВТ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воздушный кодекс РФ. - М.:Омела-Л, 2006.

2. Система сертификации ГОСТ Р регистр систем качества. - М.: Госстандарт России,1996.

3. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. № 5151-1.

4. Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» от 10.06.93г. № 4871-1.

5. Федеральный закон «О стандартизации» от10 июня 1993г. № 5154-1.

6. Федеральный закон « О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ.

QUESTIONS DEVELOPMENT SERTIFICATION IN CIVIL AVIATION OF RUSSIA

Logvin A.I., Vasilieva N.V.

Questions of the development certification in Civil Aviation of Russia are considered.

Сведения об авторах

Логвин Александр Иванович, 1944 г.р., окончил КГУ (1966), Заслуженный деятель науки, академик Российской академии транспорта, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технической эксплуатации радиотехнического оборудования и связи МГТУ ГА, автор более 450 научных работ, область научных интересов -радиолокация, радиофизика, радиополяризация.

Васильева Наталья Валентиновна, окончила МГТУ ГА (1999), старший преподаватель кафедры экономики МГТУ ГА, автор 5 научных работ, область научных интересов - экономические аспекты процесса сертификации в ГА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.